Управление реализацией инновационными проектами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении многих веков человечеству приходилось реализовывать множество проектов. Возрастающая сложность проектов, с одной стороны, и накопленный опыт управления, с другой, сделали необходимым и возможным создание идеологии и методологии управления проектами. Бурное развитие кибернетики, теории управления и исследования операций в середине 20 столетия позволило создать ряд формальных моделей и тем самым заложить систематическую научную основу управления проектами.

Содержание

Введение 3
1. Инновационные проекты 4
1.1 Виды и содержание инновационных проектов 9
1.2 Основные критерии оценки инновационных проектов 11
1.3. Порядок разработки инновационного проекта 14
2. Методы оценки инвестиционных проектов 24
2.1 Коэффициент эффективности инвестиций. 26
2.2 Дисконтирование денежных потоков. 27
2.3 Чистая текущая стоимость. 27
2.4 Рентабельность инвестиций. 28
3.Управление реализацией инновационными проектами 33
3.1. Организация управления проектом 33
3.2 Контроль и регулирование работ по проектам 35
3.3. Порядок завершения проектов 39
Заключение 41
Список литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационные проекты.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

Планы могут детализироваться по уровню проекта (степени охвата работ  проекта): план проекта в целом, планы  организаций – участников проекта, планы отдельных видов работ (этапов, стадий, основных вех). План проекта в целом называется сводным или комплексным и охватывает все работы проекта. Планы отдельных организаций- участников (поставщиков, инвесторов, исполнителей) или отдельных видов работ (план НИОКР, бюджет проекта, план поставок и т.д.) являются частными или детальными. Содержательно планы подразделяются на продуктово-тематический, календарный, технико-экономический (ресурсный) и бизнес-план.

Продуктово-тематический план. Представляет собой увязанный  по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс заданий НИОКР, а также работ по их обеспечению для эффективной реализации целей проекта. В процессе продуктово-тематического планирования по заданиям, включенным в проект, определяются следующие параметры:

- состав этапов работ  и сроки их выполнения;

- состав ответственных  исполнителей и соисполнителей  по этапам;

- сметная стоимость  каждого этапа, в том числе  затраты на НИОКР, капитальные  вложения, прочие затраты с разбивкой  по годам;

- перечень важнейших  материально-технических ресурсов, необходимых для реализации задания, с разбивкой по годам;

- расчеты экономической  эффективности;

- карты технического  уровня по новым видам продукции  и по новым технологическим  процессам.

Эффективным методом  разработки продуктово-тематического  плана являются программно-целевые методы, инструментом - «дерево целей» и «дерево работ», а основной формой – разработка комплексной программы реализации проекта.

Календарный план. Определяет продолжительность  и объемы работ, даты начала и окончания  выполнения работ, тем, заданий проблемно-тематического плана, резервы времени и величины ресурсов, необходимых для выполнения проекта. Календарные расчеты имеют своей целью регламентацию слаженного и согласованного хода работ с учетом целесообразной их последовательности и взаимосвязи по каждой теме проблемно-тематического плана и по отдельным организациям-исполнителям (детальные календарные планы), а также по проекту в целом (свободный оптимальный календарный план). В качестве метода календарного планирования в системе управления инновационными проектами рекомендуется использовать методы сетевого планирования и управления (СПУ). Система СПУ предусматривает детальное изучение будущих работ и представление их в виде специального чертежа – сетевого графика. Технологически процесс построения сетевого графика и разработки календарного плана разделяется на следующие основные этапы и шаги:

1)Уточнение целей и  ограничений проекта:

- цели: продолжительность,  качество;

- ограничения: стоимость, наличие  производственных ресурсов.

2) Построение сетевого графика:

- составление перечня  работ;

- установление связей между  работами, этапами;

- построение сети зависимостей (частные и сводные сетевые  графики).

3) Разработка календарного  плана (анализ проекта во времени):

- оценка длительности  каждой работы;

- определение продолжительности  выполнения отдельных задач, этапов, стадий и всего проекта;

- расчет параметров сети: расчет  дат начала и окончания каждой  задачи и проекта в целом;  определение критического пути  проекта; расчет резерва времени;  оптимизация (перепланирования) сети.

4) Оценка наличных  ресурсов, определение необходимых  ресурсов, их стоимости и распределение  ресурсов по задачам проекта.

Использование при календарном  планирование проекта сетевых методов  позволяет определить наиболее ответственные работы, составляющие критический путь проекта, установить минимальное время завершения проекта, выделить работы, задачи с высоким риском, выделить слишком интенсивные периоды деятельности. Основные процедуры и методы сетевого планирования инновационных проектов применяются в соответствии с известной общей практикой СПУ.

Технико-экономический план. Представляет собой план ресурсного обеспечения  инновационного проекта (материально-технического, интеллектуального, информационного, денежного) и определяет состав и потребность в ресурсах, сроки поставок и потенциальных поставщиков и подрядчиков. В процессе ресурсного планирования подготавливаются и подводятся подрядные торги, заключаются договоры на поставку. Договор поставки ресурсов является основополагающим документом, регламентирующим сроки, объемы и условия поставки ресурсов. Особым видом ресурсов являются денежные средства (финансы). Планирование затрат должно осуществляться таким образом, чтобы они могли удовлетворить потребности в финансовых ресурсах в течение всего времени осуществления проекта. Для этого составляется бюджет проекта.

Бюджет инновационного проекта  – это план, выраженный в количественных показателях и отражающий затраты, необходимые для достижения поставленной цели. Общий бюджет показывает расход средств на проект год за годом в течение всего периода времени его осуществления. При этом бюджет первого года с поквартальной и помесячной разбивкой определяется достаточно точно, а бюджеты будущих лет могут изменяться с изменением цен. На общем бюджете основываются планы отдельных исполнителей. Бюджет проекта имеет двоякое значение: во-первых, это план действий, а во-вторых, инструмент для руководства и контроля. Правильно составленный бюджет проекта направлен на решение двух основных задач:

- обеспечение такой динамики  инвестиций, которая позволила бы  выполнить проект в соответствии  с временными и финансовыми  ограничениями;

- снижение объема затрат и  риска проекта за счет соответствующей  структуры инвестиций и максимальных  налоговых льгот.

Исходной информацией для планирования затрат на проект являются: сметная  документация по проекту и календарный  план проекта. Планирование затрат при  составлении бюджета проекта  ведется от общего к частному, распределение  денежных средств на проект по календарным периодам осуществляется в три шага:

1.Последовательно суммируется  стоимость всех работ календарного  плана и строится интегральная  кривая освоения денежных средств  в течение всего времени осуществления  проекта. При этом рассматриваются  альтернативные варианты планирования затрат: при ранних сроках начала работ, при поздних сроках начала работ и усредненный, наиболее вероятный вариант распределения затрат во времени.

2.Размер необходимых затрат  в каждый временной период  определяется путем суммирования стоимости работ, которые выполнены в этот период по календарному плану.

3.Осуществляется распределение  затрат во времени по каждому  виду работ. При этом рассматриваются  возможные варианты использования  средств: нормальный, ускоренный  и замедленный.

Бизнес-план. Позволяет оценить и обосновать возможность реализации проекта в условиях конкуренции. При составлении бизнес-плана необходимо ответить на такие вопросы как: так ли уж хороша сама идея? На кого рассчитан новый продукт или услуга? Найдут ли эти продукт или услуга своего покупателя? С кем придется конкурировать? Бизнес-план представляет собой краткий программный документ, дающий представление о целях, методах осуществления и ожидаемых результатов инновационного проекта. Ценность его заключается в том, что он дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции, содержит ориентир критериев развития проекта и служит важным инструментом финансовой поддержки со стороны внешних инвесторов.

Состав бизнес-плана  и степень его детализации  зависят от вида инновационного проекта, т.е. масштабов, значения для народного  хозяйства, научной направленности, размеров предполагаемого рынка сбыта и наличия конкурентов. Однако примерный состав, содержание разделов, методы и общие требования к составлению бизнес-плана инновационного проекта такие же, как к разработке любого бизнес-плана.

Процесс планирования. Деятельность по разработке инновационных планов охватывает все этапы проектного управления: от разработки концепции  проекта до контроля исполнителя  календарных планов и расходования ресурсов.

На этапе разработки концепции проекта формируется продуктово-тематический план проекта в форме инновационной программы. Для этого проводится количественное уточнение цели проекта и задач по отдельным периодам («дерево целей»); выбор организационно-технологических решений; продуктово-тематическая разработка проекта («дерево работ») и расчет основных параметров проекта. На этапе планирования реализации проекта разрабатываются календарные и ресурсные планы. Для этого строятся частные и сетевые модели комплексов работ; разрабатываются детальные и сводные календарные планы; определяется потребность в ресурсах и анализируется реализуемость проекта. На этом же этапе производится оформление документов по пакету планов и утверждение планов и бюджета. На этапе контроля хода реализации проекта осуществляется контроль за выполнением плановых заданий непосредственных исполнителей и при необходимости корректировка планов. Номенклатура и глубина разработки отдельных этапов изменяются в зависимости от масштаба и вида инновационного проекта.

 

 

 

 

2. Методы оценки инвестиционных проектов

Инвестиции - затраты  денежных средств, направленные на воспроизводство (поддержание и расширение) основных средств предприятия. Инвестирование (вложение денежных средств) в землю, сооружения, производственные мощности имеет целью продолжение и расширение производственной деятельности предприятия, получение дохода и прибыли в будущем. Необходимость инвестиций вызывается несколькими причинами.

Основными среди них  являются необходимость обновления или замены имеющейся материально-технической базы производства, ее усовершенство-вания или модернизации в связи с изнашиванием и устареванием производст-венного оборудования, потребность в наращивании и вводе принципиально новых производственных мощностей в связи с увеличением объемов производства и освоением новых видов деятельности. Основными источниками инвестиций являются собственные средства (уставный капитал, амортизационный фонд, другие резервные фонды, фонд накопления, нераспределяемая прибыль предприятия).

Наиболее дешевым источником финансирования инвестиций является - реинвестируемая прибыль предприятия. Ее производительное применение позволяет избежать дополнительных расходов, связанных с выплатой процентов по заемным средствам, или расходов, связанных с выпуском ценных бумаг. Реинвестирование прибыли сохраняет сложившуюся систему контроля над деятельностью предприятия, поскольку число акционеров предприятия не меняется (в отличие от их неизбежного увеличения в случае дополнительной эмиссии ценных бумаг). Инвестиционная деятельность осуществляется по преимуществу в условиях неопределенности. Если речь идет о замещении имеющихся производственных мощностей, то инвестиционное решение может быть принято достаточно просто, поскольку руководство предприятия ясно представляет себе, в каком объеме и с какими характеристиками необходимы новые основные средства (машины, станки, оборудование и т.п.). Если же речь идет о расширении основной деятельности или ее диверсификации, то фактор риска начинает играть существенную роль. В момент приобретения машин и оборудования, иных основных средств невозможно с уверенностью предсказать экономический эффект подобной операции. Инвестиционные решения обычно принимаются в условиях, когда существует несколько альтернативных проектов, различающихся по видам и объемам требуемых вложений, срокам окупаемости и источникам привлекае-мых средств. Принятие решений в таких условиях предполагает оценку и выбор одного из нескольких проектов на основе каких-то критериев. Понятно, что критериев может быть несколько, их выбор является произвольным, а вероятность того, что какой-то один проект будет предпочтительнее других по всем параметрам, весьма невелика. Поэтому велик и риск, связанный с принятием того или иного инвестиционного решения.

Принятие инвестиционных решений - такое же искусство, как и принятие любых других предпринимательских (управленческих) решений. Здесь важна и интуиция предпринимателя, и его опыт, и знания квалифицированных специалистов. Определенную помощь могут оказать известные мировой и отечественной практике формализованные методы оценки инвестиционных проектов.

Существует несколько  методов оценки инвестиционных проектов (рис.8). Все они основаны на оценке и сравнении объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений, обусловленных инвестициями.

 

Одним из самых простых  и широко распространенных методов  оценки является метод определения  срока окупаемости инвестиций. Срок окупаемости определяется подсчетом  числа лет, в течение которых  инвестиции будут погашены за счет получаемого дохода (чистых денежных поступлений). Если денежные доходы (прибыль) поступают по годам неравномерно, то срок окупаемости равен периоду времени (числу лет), за который суммарные чистые денежные поступления (кумулятивный доход) превысят величину инвестиций. В общем виде срок окупаемости n равен периоду времени, в течение которого n

е Pk > I, 
k=1

где Pk - чистый денежный доход  в год k, обусловленный инвестициями. Рассчитывается как сумма годовой  амортизации в k-й год и годовой  чистой прибыли за k-й год; I - величина инвестиций.

Метод расчета срока  окупаемости наиболее прост с  точки зрения применяемых расчетов и приемлем для ранжирования инвестиционных проек-тов с разными сроками  окупаемости. Однако он имеет ряд  существенных недостатков.

Во-первых, он не делает различия между проектами с одинаковой суммой общих (кумулятивных) денежных доходов, но с разным распределением доходов по годам.

Этот метод, во-вторых, не учитывает доходов последних  периодов, т.е. периодов времени после  погашения суммы инвестиций.

Однако в целом ряде случаев применение этого простейшего метода является целесообразным. Например, при высокой степени риска инвестиций, когда предприятие заинтересовано вернуть вложенные средства в кратчайшие сроки, при быстрых технологических переменах в отрасли или при наличии у предприятия проблем с ликвидностью основным параметром, принимаемым во внимание при оценке и выборе инвестиционных проектов, является как раз срок окупаемости инвестиций.

2.1 Коэффициент эффективности инвестиций.

 

Другим достаточно простым  методом оценки инвестиционных проектов является метод расчета коэффициента эффективности инвестиций (бухгалтерской рентабельности инвестиций).

Информация о работе Управление реализацией инновационными проектами