Управление рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 21:34, реферат

Краткое описание

При рыночной экономике производители, продавцы, покупатели действуют в условиях конкуренции самостоятельно, то есть на свой страх и риск. Их финансовое будущее, поэтому является непредсказуемым и мало прогнозируемым. Риск присущ любой форме человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений.

Содержание

Введение 3
1.Сущность и виды рисков 6
1.1.Определения рисков 6
1.2.Виды рисков 9
2.Управление рисками 15
2.1.Общие понятия управления рисками 15
2.2.Риск-менеджмент 18
2.3.Процесс управления рисками на предприятии 19
2.4.Методы управления рисками 25
Заключение 32
Список использованной литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Управление рисками.docx

— 71.65 Кб (Скачать файл)

      Классификация рисков означает систематизацию множества  рисков на основании каких-то признаков  и критериев, позволяющих объединить подмножества рисков в более общие понятия.

      По  источнику возникновения риск квалифицируется  как хозяйственная деятельность, связанная с личностью человека и обусловленная природными факторами.

      По  причине возникновения риск выступает как следствие, он вызван неопределенностью будущего.

      Эффективность организации управления риском во многом определяется классификацией риска.

     Наиболее  важными элементами, положенными  в основу классификации рисков, являются:

  1. время возникновения;
  2. основные факторы возникновения;
  3. характер учета;
  4. характер последствий;
  5. сфера возникновения и другие.

     По  времени возникновения риски  распределяются на:

    • ретроспективные,
    • текущие и перспективные риски.

     (Анализ  ретроспективных рисков, их характера  и способов снижения дает возможности  более точно прогнозировать текущие  и перспективные риски).

     По  факторам возникновения риски подразделяются на:

  • Политические риски – это риски, обусловленные изменением политической обстановки, влияющей на предпринимательскую деятельность (закрытие границ, запрет на вывоз товаров, военные действия на территории страны и др.).
  • Экономические (коммерческие) риски – это риски, обусловленные неблагоприятными изменениями в экономике предприятия или в экономике страны. Наиболее распространенным видом экономического риска, в котором сконцентрированы частные риски, являются изменения конъюнктуры рынка, несбалансированная ликвидность (невозможность своевременно выполнять платежные обязательства), изменения уровня управления и др.

     По  характеру учета риски делятся на:

  • К внешним рискам относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью предприятия или его контактной аудитории. На уровень внешних рисков влияет очень большое количество факторов – политические, экономические, демографические, социальные, географические и др.
  • К внутренним рискам относятся риски, обусловленные деятельностью самого предприятия и его контактной аудитории. На их уровень влияет деловая активность руководства предприятия, выбор оптимальной маркетинговой стратегии, политики и тактики и др. факторы: производственный потенциал, техническое оснащение, уровень специализации, уровень производительности труда, техники безопасности.

     По  характеру последствий риски подразделяются на:

  • Чистые риски (иногда их еще называют простые или статические) характеризуются тем, что они практически всегда несут в себе потери для предпринимательской деятельности. К этим рискам относятся следующие риски: природно-естественные, экологические, политические, транспортные и часть коммерческих рисков (имущественные, производственные, торговые). Причинами чистых рисков могут быть стихийные бедствия, войны, несчастные случаи, преступные действия, недееспособности организации и др.

      Спекулятивные риски характеризуются тем, что  могут нести в себе как потери, так и дополнительную прибыль  для предпринимателя по отношению  к ожидаемому результату. Причинами  спекулятивных рисков могут быть изменение конъюнктуры рынка, изменение  курсов валют, изменение налогового законодательства и т.д. К этим рискам относятся финансовые риски, являющиеся частью коммерческих рисков.

     Классификация рисков по сфере возникновения, в  основу которой положены сферы деятельности, является самой многочисленной группой.

     В соответствии со сферами предпринимательской деятельности обычно выделяют:

     - Производственный;

     - Коммерческий;

     - Финансовый;

     - Страховой риск.

     Производственный  риск связан с невыполнением предприятием своих планов и обязательств по производству продукции, товаров, услуг, других видов  производственной деятельности в результате неблагоприятного воздействия внешней  среды, а также неадекватного  использования новой техники  и технологий, основных и оборотных  средств, сырья, рабочего времени. Среди  наиболее важных причин возникновения  производственного риска можно  отметить: снижение предполагаемых объемов  производства, рост материальных и/или  других затрат, уплата повышенных отчислений и налогов, низкая дисциплина поставок, гибель или повреждение оборудования и др.

     Коммерческий  риск – это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем. Причинами коммерческого риска являются: снижение объема реализации вследствие изменения конъюнктуры или других обстоятельств, повышение закупочной цены товаров, потери товаров в процессе обращения, повышения издержек обращения и др.

     Финансовый  риск связан с возможностью невыполнения фирмой своих финансовых обязательств. Основными причинами финансового  риска являются: обесценивание инвестиционно-финансового  портфеля вследствие изменения валютных курсов, неосуществления платежей.

     Страховой риск – это риск наступления предусмотренного условиями страховых событий, в результате чего страховщик обязан выплатить страховое возмещение (страховую сумму). Результатом риска являются убытки, вызванные неэффективной страховой деятельностью как на этапе, предшествующем заключению договора страхования, так и на последующих этапах – перестрахование, формирование страховых резервов и т.п. Основными причинами страхового риска являются: неправильно определенные страховые тарифы, азартная методология страхователя.

     Помимо  приведенных классификаций, риски  можно классифицировать по последствиям:

     1. Допустимый риск – это риск решения, в результате неосуществления которого, предприятию грозит потеря прибыли. В пределах этой зоны предпринимательская деятельность сохраняет свою экономическую целесообразность, т.е. потери имеют место, но они не превышают размер ожидаемой прибыли.

     2. Критический риск – это риск, при котором предприятию грозит потеря выручки; т.е. зона критического риска характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и, в крайнем случае, могут привести к потере всех средств, вложенных предприятием в проект.

     3. Катастрофический риск – риск, при котором возникает неплатежеспособность предприятия. Потери могут достигнуть величины, равной имущественному состоянию предприятия. Также к этой группе относят любой риск, связанный с прямой опасностью для жизни людей или возникновением экологических катастроф.

      По  другой классификации риски можно  разделить на следующие виды:

      1.Деловые риски: риски, связанные с возможностью ухудшения общего финансового состояния компании, снижением стоимости ее капитала (акций, облигаций);

      2.Организационные  риски, вызванные ошибками менеджмента  компании (в том числе и при  принятии решений), ее сотрудников;  проблемами системы внутреннего  контроля, плохо разработанными  правилами работ и пр., то есть  риски, связанные с внутренней  организацией работы компании;

      3.Рыночные риски — это риски, связанные с нестабильностью экономической конъюнктуры: риск финансовых потерь из-за изменения цены товара, трансляционный валютный риск, риск потери ликвидности и пр.;

      4.Окружащей среде (экологический риск); риск возникновения аварий, пожаров, поломок; риск нарушения функционирования объекта вследствие ошибок при проектировании и монтаже, несоблюдение производственных технологий;

      5.Юридические риски — это риски потерь, связанных с тем, что законодательство или не было учтено вообще, или изменилось в период сделки; риск несоответствия законодательств разных стран; риск некорректно составленной документации, в результате чего контрагент в состоянии не выполнять условия договора и пр.;

 

2.Управление  рисками

2.1.Общие  понятия управления  рисками

      По  мере развития цивилизации, техники, технологий, повышением роли человеческого фактора  значение управления рисками только возрастает.

      Управление  рисками так же влияет на эффективность  операции и системы, как и управление, получением целевого эффекта, управление ресурсами, что позволяет рассматривать  управление рисками как одну из составляющих общеорганизационного процесса управления.

      Для предприятия в равной мере важно  управлять политическими, финансовыми, технологическими, кадровыми рисками, обеспечивать противопожарную безопасность,  управлять действиями в условиях чрезвычайных ситуаций, экологическую защиту и др.

      Управление  рисками должно быть интегрировано  в общеорганизационный процесс, должно иметь свою стратегию, тактику, оперативную реализацию. Отмечается, что важно не только осуществлять управление рисками, но и периодически пересматривать мероприятия и средства такого управления.

      Высокая эффективность расходования ресурсов при выполнении программы управления рисками может быть обеспечена только в рамках системного подхода. Этот подход в риск-менеджменте является самым распространённым.

      Управление  риском становится актуальным после обнаружения риск-проблемы. При этом должны использоваться результаты анализа и моделирования риска.

      Вообще  же по отношению к риску, как вероятной  неудаче, возможны следующие управляющие  действия: предупреждение, снижение, компенсация  ущерба, поглощение.

      Предупреждением (устранением) называют исключение источника риска в результате целенаправленных действий субъекта риска. В предупреждении риска же выделяют два подхода: широкий и узкий.

      Узкий подход состоит в предупреждении риска за счет конкретных мероприятий, проводимых за счет страховых сумм и по инициативе страховщика. Широкий  подход реализуется вне рамок  страхования.

      Снижением (контролем) риска называется снижение вероятности реализации источника риска в результате действия субъектов риска.

      Снижение  рисков может осуществляться различными методами, в том числе посредством применения таких  методов, как диверсификация, секьюритизация, лимитирование.

      Диверсификация – распределение риска между несколькими объектами, направлениями деятельности и др.

      Секьюритизация  – разделение операции кредитования на две части (разработки условий кредита и заключение договора; кредитование) с выполнением каждой из этих частей различными банками.

      Лимитирование – установление предельных размеров инвестиций, партий закупаемых товаров, выдаваемых кредитов и др.

      Поглощением риска называют принятие его без дополнительных мер предупреждения, снижения или страхования.

      Необходимо  делать принципиальное отличие между  самострахованием и отказом от страхования  без принятия, каких бы то ни было мер (поглощением риска). Часто на поглощение риска идут, если крупное государственное или муниципальное предприятие имеет возможность включить большую часть убытков в текущие расходы.

      Поглощение  риска характерно для современной социально-экономической ситуации в России по следующим основным причинам:

  • отсутствия финансовых ресурсов для страхования как у юридических, так и у физических лиц;
  • относительной ненадежности части страховщиков в условиях политической нестабильности, инфляции, отсутствия доходных и надежных инвестиционных инструментов.

      Процесс управление рисками включает целеполагание, маркетинг, менеджмент.

      Риск-целеполагание  при управлении рисками – процесс и результат выбора наилучшей цели в управлении риском с учетов располагаемых ресурсов и ограничений текущей социально-экономической, рыночной ситуации.

      Риск-маркетинг – выбор методов и инструментов управления рисками при определенных целях управления, с учетом реально существующих ограничений на использование конструктивных, технологических, организационных (охрана труда и техника безопасности), финансовых инструментов доступных для субъекта риска в конкретной ситуации.

Информация о работе Управление рисками