Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 12:30, контрольная работа
Актуальность контрольной работы обусловлена тем, что создавшаяся в нашей стране ситуация изменение экономической и политической систем одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости её существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации человека к внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы управления персоналом организации.
ВВЕДЕНИЕ
Основная часть жизни человека протекает в организованной трудовой деятельности. В этой ситуации управление персоналом организации становиться особо значимым, поскольку оно оказывает непосредственной влияние на процессы формирования и развития личностного потенциала сотрудников, обеспечивает его профессиональную реализацию, адаптацию к внешним и внутренним условиям производственной среды.
Человеческие ресурсы
До последнего времени само
понятие “управление
Основным структурным
Актуальность контрольной
Управление персоналом в такой
ситуации приобретает особую
значимость: оно позволяет обобщить
и реализовать целый спектр
вопросов адаптации человека
к внешним условиям, учет личностного
фактора в построении системы
управления персоналом
1. Управление человеческими
Теория и практика кадровой
работы формировались многие
десятилетия в условиях
Школа «научного управления».
В основе принципов управления
персоналом лежала идея
Однако научное управление не
пренебрегало полностью
Авторы школы научного
Вот некоторые принципы, относящиеся к управлению персоналом:
Единоначалие. Работник должен получать приказы и отвечать только перед одним непосредственным начальником.
Основной теоретической посылкой концепции "человеческих ресурсов" является рассмотрение наемных работников как ключевого ресурса производства и отказ от представлений о рабочей силе как даровом богатстве, освоение которого не требует денежных средств и организационных усилий со стороны нанимателя. Тем самым человеческие ресурсы как бы "уравниваются в правах" с финансовым и основным капиталом.
1.1. УЧР в организациях
Выделяют 3 стадии:
Первую стадию можно назвать «ведение картотеки». Эта стадия продолжалась примерно с начала XX века до середины 1960-х годов. В обязанности службы управления персоналом входило: сбор данных о персонале и ведение соответствующей картотеки
Вторая стадия получила название правительственная ответственность». С середины б0-х годов в Америке правительство принимает большое число законов, затрагивающих УЧР. Это антидискриминационные законы, законы в области пенсионного обеспечения, здоровья, безопасности труда и другие.
В конце 70-х и в 80-е годы многие фирмы столкнулись с проблемой выживания в быстро меняющемся мире. Многие из них были вынуждены обратить более пристальное внимание именно на свои человеческие ресурсы.
Третья стадия получила название «организационная ответственность».
Термин «стратегическое
управление» был введен в 60-70 годах
этого века для того, чтобы провести
разграничение между текущим
управлением на уровне производства
и управлением, осуществляемым на высшем
уровне. В настоящее время понятие
«стратегическое управление»
- это управление,
которое опирается на
- ориентирует производственную деятельность на запросы потребителя - осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации,
- позволяет
добиваться конкурентных
Составляющими стратегии управления персоналом являются:
отбор персонала, включающий планирование потоков рабочей силы;
оценка персонала; оплата и стимулирование труда; развитие персонала.
Взаимосвязь стратегии управления персоналом и стратегии развития организации.
Выделяют следующие виды стратегий развития организации:
стратегия предпринимательства; стратегия динамического роста, стратегия прибыли (рациональности); стратегия ликвидации (сокращения инвестиций по определенным направлениям); стратегия изменения курса.
Стратегия предпринимательства характерна для организаций, которые развивают новые направления деятельности. Успех данной стратегии в значительной степени основан на потенциале персонала организации или подразделения, которое решило воплотить принципиально новую идею, и получило поддержку со стороны руководства организации.
В 90-е годы УЧР вступает в четвертую стадию своего развития. Эта стадия получила название «стратегическое партнерство». Стратегическое партнерство предполагает тесную кооперацию между специалистами в области УЧР, линейными руководителями и членами автономных рабочих групп.
1.2. Современная система управления человеческими ресурсами в организации.
Любой руководитель в организации в той или иной степени связан с выполнением следующих видов деятельности: формирование штата, сохранение персонала, развитие персонала, регулирование отношений с персоналом.
Формирование
штата включает: 1) выявление различных
видов работ внутри организации
и требований, которые они предъявляют
к персоналу; 2) определение количества
и качества рабочей силы, необходимой
для выполнения всех видов работ;
3) набор, отбор и продвижение
Сохранение
персонала включает следующие виды
деятельности: 1) вознаграждение работников
за хорошие результаты; 2) обеспечение
гармоничных взаимоотношений
Развитие персонала имеет своей целью сохранение и расширение компетенции работников посредством совершенствования знаний, навыков, способностей, планирования деловой карьеры.
Регулирование отношений с персоналом включает действия, направленные на поддержание трудовой дисциплины и регулирование трудовых споров и конфликтов.
Стратегическое управление персоналом организации.
Возникновение стратегии управления персоналом. В 70-х годах в теории управления организациями происходргг изменение общей парадигмы управления. На смену теории, рассматривающей затраты на персонал как издержки, которые надо сокращать, появилась теория управления человеческими ресурсами, в соответствии с которой персонал представляет собой один из ресурсов организации, которым надо грамотно управлять, создавать условия для его развития, вкладывать в него средства.
Стратегия динамичного роста предполагает изменение целей и структуры организации. Задача состоит в нахождении баланса между необходимыми изменениями и стабильностью. Для этой стратегии квалификация, преданность специалистов также являются факторами, определяющими успех.
Стратегия прибыли применяется предприятиями, находящимися на стадии зрелости и рассчитывающими получать прибыль при помощи хорошо зарекомендовавшего изделия, освоенных технологий и при отлаженном производстве. Основная задача организации в данной ситуации - производить больше продукции и минимизировать затраты.
Стратегию ликвидации выбирают организации, у которых основные направления деятельности находятся в упадке с точки зрения получения прибыли, положения на рынке, качества изделий. Персонал организации крайне негативно относится к идее внедрения такой стратегии из-за предстоящих сокращений.
Стратегия изменения
курса применима в
Каждый из
перечисленных вариантов
1.3. Кадровая политика.
Понятие «политика организации» включает в себя систему правил, в соответствии с которыми ведет себя система в целом и по которым действую люди, входящие в эту систему. На Западе крупные частные компании и организации системы государственной службы последовательно реализуют принцип соответствия кадровой политики стратегии развития организации.
Управление персоналом - термин гораздо более широкий, одной из составляющих которого является кадровая политика. Кадровая политика - это система целей, принципов и вытекающих из них форм. методов и критериев работы с кадрами, распространяемых на все категории работников. Основу кадровой политики составляет организационная стратегия управления человеческими ресурсами.
Элементы кадровой политики: количественное и качественное гшанирование человеческих ресурсов; стимулирование персонала;
обучение персонала; занятость персонала; высвобождение персонала;
социальная политика; информационно-коммуникационная политика;
содействие в экономической и общественной деятельности.
Этапы построения кадровой политики: (1) формулирование общих принципов и целей работы с персоналом в соответствии с целями и ценностями организации; (2) построение системы процедур и мероприятий - кадровых технологий; (3) мониторинг персонала:
контроль и оценка эффективности проводимых мероприятий.
Кадровая
политика, ориентированная на будущее,
в целом предусматривает
В области планирования персонала: (1) количественное и качественное планирование персонала; (2) структурирование и планирование расходов на персонал.