Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:45, лекция
Человеческое общение – одна из самых ценнейших «вещей» на земле. Это не роскошь, а «предмет» самой первой необходимости. Общаются между собой мать и дитя, муж и жена, руководитель и подчиненный, покупатель и продавец, врач и больной, одно государство с государством другим.
Но возможна и противоположная ситуация, когда вполне разумную вещь вам рекомендует человек, к которому у вас давно выраженное негативное отношение. И вот этот человек дает вам совет, как себя вести с людьми. Вполне возможно, что вы и последуете рекомендации такого человека, но вам придется при этом преодолеть некий психологический барьер. А если для вас его рекомендация не очень важна, то, скорее всего, вы просто не примете это сообщение. В данном случае персонифицированная информация отрицательная, а текстовая – положительная (поскольку его рекомендация все-таки имеет какое-то значение для вас). Но первое оказалось сильнее второго. В результате сообщение не принято. Таким образом, возникает противоречие: не принимается не текст сообщения, а личность сообщающего. В ситуации, когда сообщение – это распоряжение, а автор – это руководитель, такое противоречие означает, что подчиненный не принял распоряжение из-за неприятия личности своего руководителя, из-за скрытой или явной антипатии, т.е. из-за межличностных отношений.
Зададим себе вопрос: какого человека вам легче убедить в своей правоте – того, кто относится к вам с искренней симпатией, или того, кто относится к вам с явной антипатией?
Ответ на этот вопрос определяется
вторым «законом» управленческого
общения: при прочих равных условиях
люди легче принимают позицию
того человека, к которому испытывают
эмоционально положительное отношение
(симпатия, привязанность, дружба или любовь),
и наоборот, труднее принимают
(а нередко отвергают) позицию того человека,
к которому испытывают эмоционально отрицательное
отношение (неприязнь, антипатия, ненависть).
Это объясняется природой самого человека,
особенностями его психологии, в соответствии
с которой моральный климат (система отношений)
для него важнее климата физического (природного).
Нужно отметить, что есть
люди, которые умеют отлично
Можно ли жить и работать с людьми так, чтобы практически не иметь врагов, недоброжелателей, завистников? Практика дает положительный ответ. Анализ поведения таких людей показывает, что в процессе общения они используют специальные психологические приемы формирования аттракции, приемы, которые, как правило, скрыты от собеседника.
Умение владеть приемами расположения к себе людей необходимо везде, а особенно для профессий, которые требуют постоянного контакта типа «человек–человек»: учителей, врачей, руководителей и т.д.
Во время общения с партнером на наши органы чувств (зрение, слух, обоняние и т.д.), от партнера поступает множество сигналов. Но все ли они осознаются? Если во время активной беседы нас попросят на минуту закрыть глаза и сказать, какой цвет галстука на собеседнике, то мы не всегда сможем дать правильный ответ. Естественно, на сетчатке нашего глаза отражался и сам галстук, и его цвет. Но видели мы этот галстук? И да, и нет. Видели, если иметь в виду реакцию сетчатки нашего глаза. Не видели, если принять во внимание осознание виденного. Итак, мы можем смотреть и не видеть, слушать и не слышать. Все зависит от включенности в эти процессы нашего сознания.
Сигнал, который воздействовал на наши органы чувств, но не зафиксировался в нашем сознании, может для нас так и пропасть бесследно (как цвет галстука на собеседнике), а может и не пропасть. Все зависит от того, насколько он значим для данной личности, несет ли в себе достаточный эмоциональный заряд для человека. «Минуя» сознание, которое в этот момент может быть занято другой информацией, эмоционально значимый сигнал остается в сфере бессознательного и оттуда оказывает свое влияние, которое проявляется в виде эмоционального отношения. Именно в этих случаях мы не знаем без специального анализа причин своего эмоционального отношения. Не знаем потому, что причина нами не осознавалась.
Таким образом, формирование аттракции есть индуцирование партнеру сигналов, которые им не осознаются, но которые имеют для него эмоционально положительное значение. Проникнув в сферу бессознательного, эти сигналы будут определять положительное отношение человека к их источнику, т.е. к вам.
1. Прием «имя собственное». Звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного.
Составляющие психологического механизма данного приема следующие:
А. Имя, присвоенное данной личности, сопровождает ее от первых дней жизни и до последних. Имя и личность неразделимы.
Б. Когда к человеку обращаются, не называя его по имени, – это «обезличенное» обращение. В этом случае говорящего интересует человек не как личность, а лишь как носитель определенных служебных функций. Когда же к человеку обращаются и при этом произносят его имя – символ личности, то таким образом вольно или невольно показывают внимание к данной личности.
В. Внимание к личности – это и утверждение данной личности. Каждый человек претендует на то, что он личность. И когда эта претензия не удовлетворяется, когда кто-то ущемляет его как личность, он, конечно, это чувствует.
Г. Если человек получает подтверждение, что он личность, то это не может не вызвать у него чувства удовлетворения.
Д. Чувство удовлетворения всегда сопровождается положительными эмоциями, которые не обязательно осознаются человеком.
Е. Человек всегда стремится к тому, кто вызывает у него положительные эмоции.
Ж. Если некто вызывает у нас положительные эмоции, то он вольно или невольно притягивает к себе, располагает, т.е. формирует аттракцию (притяжение, привлечение).
Таков психологический механизм влияния приема «имя собственное»: звучание собственного имени – внимание к личности – утверждение личности – чувство удовлетворения – положительные эмоции – притяжение к источнику положительных эмоций.
Так как для любого руководителя располагать подчиненных к себе – производственная необходимость, поэтому нужно стремиться при общении с ними как можно чаще называть их по имени-отчеству.
2. Прием «зеркало отношения». Большинство людей знает, что чаще в процессе общения по-доброму улыбаются те, кто относится к ним с симпатией. В народе говорят, что глаза – это «зеркало души», а с учетом психологии: лицо – это «зеркало отношения».
Часто ли люди осознанно, преднамеренно регулируют «изображением», т.е. выражением лица. Обычно они это делают редко, а точнее, очень редко. Вот и получается, что часто внутреннее раздражение «написано» у человека на лице. Следовательно, выражение лица соответствует действительному отношению к тому или другому человеку.
Поэтому важно помнить, что мягкая, добрая улыбка обладает способностью чаще притягивать к себе, чем отталкивать.
Составляющие психологического механизма данного приема следующие:
А. Большинство людей искренне и по-доброму улыбаются своим друзьям, а не своим врагам.
Б. Если при общении с нами у человека доброе и приятное выражение лица, мягкая приветливая улыбка, то, скорее всего, это сигнал «Я – ваш друг».
В. Друг в прямом смысле этого слова – единомышленник в значимых для нас вопросах, делах.
Г. Одной из ведущих потребностей человека является потребность в безопасности, в защищенности. Друг – это тот человек, который повышает защищенность, т.е. удовлетворяет одну из важнейших потребностей.
Д. Чувство удовлетворенности вызывают у человека положительные эмоции.
Располагать к себе подчиненных – это служебная обязанность руководителя.
Для тех, кто не умеет улыбаться «по заказу», но считает необходимым овладеть этим приемом, можно порекомендовать следующее: оставшись наедине с самим собой, улыбнитесь тому, кто смотрит на Вас из зеркала. Выполнив это упражнение, Вы вдруг почувствуете, что, во-первых, стало светлее, а во-вторых, не так сложно улыбаться тогда, когда это необходимо.
3. Прием «золотые слова» предполагает употребление слов и выражений, способствующих расположить людей к себе. Какие же слова, сказанные руководителем подчиненному, могут содействовать их сближению? «Общаясь с вами, можно многому научиться!», «У вас удивительная способность видеть прекрасное там, где другие не видят!» Услышанные от руководителя, они действительно являются для подчиненного «золотыми», хотя бы потому, что очень редки в лексиконе некоторых руководителей. «Золотые слова», т.е. комплименты, должны содержать небольшое преувеличение положительных качеств человека.
Что произойдет с человеком, если ему, например, часто повторять: «Вы же умница» или «Вы же прекрасно влияете на людей», хотя на самом деле это не совсем так? Оказывается, через некоторое время человек действительно поверит в эти «способности» и будет стремиться полнее реализовать имеющийся потенциал. Происходит это потому, что в основе механизма действия комплиментов лежит психологический феномен внушения.
Составляющие психологического механизма данного приема следующие:
А. Человек слышит в свой адрес приятные слова, представляющие небольшое преувеличение каких-то его положительных качеств, т.е. комплимент.
Б. Если комплимент сделан правильно, то возникает эффект внушения.
В. Как следствие внушения – «заочное» удовлетворение потребности – образование положительных эмоций.
Г. Как следствие удовлетворения потребности – образование положительных эмоций.
Д. Если положительные эмоции вызваны руководителем, то это по общему механизму формирования аттракции обусловливает расположенность подчиненного к нему со всеми благоприятными последствиями при выполнении подчиненным распоряжений руководителя.
4. Прием «терпеливый слушатель»: «Быть внимательным к подчиненным!», «Терпеливо их выслушивать!», «Не перебивать собеседника, всегда дослушивать до конца!» И практически нет такого руководителя, который сказал бы, что не нужно соблюдать эти правила.
Но чтобы терпеливо
и внимательно выслушать
Психологический механизм влияния
приема «терпеливый слушатель» прост.
Внимательное выслушивание подчиненного,
обратившегося к руководителю с тем или
иным вопросом, приводит к удовлетворению
одной из самых важных потребностей любого
человека – потребности в самовыражении.
Ее удовлетворение, естественно, ведет
к образованию положительных эмоций.
А поскольку фактическим источником этих
эмоций явился руководитель, то эмоции
и будут к нему «возвращены» в виде небольшого
усиления симпатии, т.е. в виде возникающей
или усиливающейся аттракции.
5. Прием «личная жизнь». Наблюдениями установлено, что если с человеком повести разговор на тему его выраженного личного интереса, то это, как правило, вызывает у него повышенную вербальную активность, сопровождаемую положительными эмоциями.
Для пояснения данного приема рассмотрим один из реальных примеров. Одна из сотрудниц организации очень любила всем на работе рассказывать про своего сына. Для этой женщины ее сын – это весь мир, вся Вселенная. Не проходило и дня, чтобы она кому-нибудь не рассказала, что ее Ванечка сегодня ел, пил, что сказал и что сделал. Хорошо об этом ее вынужденным слушателям узнать один раз. А если она об этом говорит каждый день? Для многих это уже становится невыносимым: «Сколько же об этом можно!»
А теперь предлагается руководителю провести мысленный эксперимент. Подойдите как-нибудь к этой вашей подчиненной и спросите, как дела у ее Ванечки. И Вы увидите ее счастливое лицо, так как Вы вдруг сами проявили интерес к тому, что для нее самое важное. И руководитель теперь будет для нее самым чутким, самым внимательным человеком из тех, с кем ей до сих пор приходилось работать. Когда же Вы через некоторое время после такого разговора попросите ее сделать что-то такое, от чего большинство ваших подчиненных стараются отделаться, она с удовольствием сделает это для Вас.
Давайте подумаем, кто в этой ситуации проиграл? 5-10 минут потерянного времени руководителем на выслушивание ненужной информации – и подчиненный становится вашим единомышленником. А это значит, что он чаще принимает Ваши позиции, а, следовательно, чаще выполняет Ваши поручения с душой, т.е. качественно.