Феноменология конфликта. Структурные характеристики конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 13:24, контрольная работа

Краткое описание

Целью своей работы я выделила следующие аспекты:
1. Изучение специфику и структуру конфликта.
2. Объекты, субъекты конфликта.
3. Выявление причины конфликта и пути его разрешения.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3 1. Понятие конфликта………………………………………………...4 2. Специфика сущности конфликта …………………………………..7 3. Структура конфликта……………………………………………..10 4. Характеристика основных элементов конфликта………………12 5. Анализ проведенной работы……………………………………..16
Заключение……………………………………………………………18
Список использованных источников………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

конфликтология.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность. Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:

1) объект конфликта;

2) субъекты (участники) конфликта;

3) социальная  среда, условия конфликта;

4) субъективное  восприятие конфликта и его  личностные элементы.

По своему характеру и природе все элементы конфликта могут быть разделены на два вида: 1) объективные (внеличностные) и 2) личностные.

К объективным элементам конфликта относятся такие его составляющие, которые не зависят от воли и сознания человека, от его личностных качеств (психологических, нравственных, ценностных ориентаций и т.д.). Такими элементами являются: объект конфликта, участники конфликта, среда конфликта.

К личностным элементам конфликта относятся психофизиологические, психологические, этические и поведенческие свойства отдельной личности, которые оказывают влияние на возникновение и развитие конфликтной ситуации.

Черты характера личности, ее привычки, чувства, воля, интересы и мотивы - все эта и многие другие ее качества играют огромную роль в динамике любого конфликта. Но в наибольшей степени их влияние обнаруживается на микроуровне, в межличностном конфликте и в конфликте внутри организации.

Среди личностных элементов конфликта, прежде всего, следует назвать:

1) основные психологические  доминанты поведения;

2) черты характера  и типы личностей;

3) установки личности, образующие идеальный тип индивидуальности;

4) неадекватные  оценки и восприятия;

5) манеры поведения;

6) этические ценности.

Различия названных характеристик людей, их несовпадение и противоположный характер могут служить основанием конфликта.

 

  1. Характеристика основных элементов конфликта

 

Объект конфликта. Всякий конфликт имеет свою причину, возникает по поводу необходимости удовлетворения какой-либо потребности. Та ценность, которая способна удовлетворить эту потребность и из-за овладения которой возникает конфликт, и является его объектом. Его основными характеристиками являются:

1) эта та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов участников конфликта;

2) объектами конфликта  могут быть ценности самого  различного вида: материальные, духовные, объективные, субъективные, статусные, ресурсные, религиозные, политические  и т.д.;

3) объект конфликта  не существует безотносительно его субъектов. Напротив, он всегда связан с интересами участников конфликта, причем эти интересы находятся в противоречии;

4) объект конфликта всегда имеется в ограниченном (дефицитном) количестве или качестве и не способен одновременно удовлетворить обе стороны, участвующие в конфликте;

5) объект конфликта может быть явным и латентным.

Субъекты (участники) конфликта. Участниками, или сторонами конфликта, могут быть отдельные индивиды, социальные группы и организации, государства и т. д. Например, с точки зрения специальных интересов социальной психологии, исследующей внутриличностные (интраперсональные), межличностные (интерперсональные), групповые (интергрупповые конфликты), наиболее типичными сторонами конфликта являются, по-видимому, отдельные аспекты личности, сами личности и социальные группы. В плане такой классификации сторон возможны конфликты типа: аспект личности - аспект личности, личность - личность, личность - группа, группа - группа. Участники конфликта характеризуются широким набором существенных в том или ином отношении навыков. В социально - психологическом отношении участники конфликта характеризуются в первую очередь мотивами, целями, ценностями, установками и пр.

Современная конфликтология подразделяют всех участников конфликта на основных (прямых) и неосновных (косвенных).

Основные участники конфликта - это всегда прямые, непосредственные стороны, участвующие в противоборстве. Им принадлежит решающая и наиболее активная роль в его возникновении и развитии. Основные участники конфликта являются его главными действующими лицами, и противоречие именно их интересов лежит в основе противоборства. Поэтому основных участников именуют субъектами, или оппонентами (от лат. opponents - возражающий) конфликта.

К неосновным участникам конфликта относятся все остальные участники конфликта. Их часто именуют также косвенными участниками конфликта. По определению им принадлежит второстепенная роль в возникновении и развитии конфликта. Часто неосновных участников конфликта называют еще третьей стороной.

В реальной динамике конфликта грань между основными и неосновными участниками часто оказывается подвижной и относительной. Диалектика состоит в том, что в процессе развития конфликта основные и неосновные действующие лица могут меняться местами.

Роли неосновных участников конфликта могут быть как существенными, так и малозначимыми, вплоть до ролей так называемых «людей из толпы». Роли участников конфликта неодинаковы. Роль неосновных участников конфликта может быть как конструктивной (положительной), так и деструктивной (отрицательной) - они могут способствовать не только разрешению или предупреждению конфликта, но и его обострению и дальнейшему развитию. Роли участников различаются как с социологической, так и с психологической точек зрения.

С социологической точки зрения они могут существенно различаться по своей социальной значимости, силе, влиянию. По своей социальной значимости роли участников конфликта располагаются в следующем порядке:

1) отдельные индивиды, выступающие от собственного имени,

2) коллективы,

3) социальные  слои,

4) государство.

Однако значимость, влияние участников конфликта не всегда соответствуют указанной последовательности.

Неодинакова роль отдельных участников конфликта и с психологической точки зрения; в этом отношении она может быть возвышенной, даже героической, а может быть и низменной, неприглядной. Каждый участник может руководствоваться в ходе развития противоборства своими мотивами, целями, интересами, ценностями и установками.

Как социальная значимость участников, так и их цели, установки проявляются особенно четко лишь тогда, когда конфликт достигает высокой степени развития. Именно в это время наступает «момент истины» в развитии конфликта, выясняется, кто есть кто среди его участников [ 1, с. 5 ].

Среда и условия конфликта. Еще один объективный элемент конфликта - его среда, включающая совокупность объективных условий конфликта. Среда конфликта оказывает существенное влияние на причины его возникновения и всю динамику.

Важной составной частью этого контекста выступает социально - психологическая среда, представленная обычно различными социальными группа с их специфической структурой, динамикой, нормами, ценностями и т.д.

Понятием социальной среды определяется та почва, на которой возникает и развивается конфликт. В это понятие включается не только ближайшее, но и дальнее, более широкое окружение конфликтующих сторон, те большие социальные группы, к которым они принадлежат, национальные или классовые, а также общество в целом.

С точки зрения уровней социальной системы различают микро- и макросреду конфликта.

Микросреда конфликта - это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт. Масштаб микросреды - это малая социальная группа.

Макросреда конфликта включает в себя те условия, которые влияют на развитие конфликтов между большими социальными группами и государствами. Хотя опосредствовано макросреда влияет, конечно, и на развитие конфликтов на уровне отдельных личностей и малых групп.

По природе составляющих ее компонентов можно выделить три вида среды конфликта:

1) физическую,

2) общественно-психологическую  и 

3) социальную.

Все они проявляются как на микро-, так и на макроуровнях социальной системы и могут служить не только условиями протекания конфликта, но его объектом.

Личностные элементы конфликта. Характер конфликта зависит не только от объективных условий в данной стране, большой или малой группе, но и от субъективного восприятия или образа конфликта, который создается у действующих в данной конфликтной ситуации лиц или групп. Этот образ или восприятия не обязательно соответствуют истинному положению дел, действительной ситуации. Эти образы, восприятия людей могут быть трех видов:

1) представления о самих себе,

2) восприятие других участников конфликта,

3) образы внешней среды, большой и малой, в которой развертывается конфликт.

Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама объективная реальность являются непосредственной детерминантой поведения конфликтантов. Важнейшую роль среди личностных факторов конфликта играют основные психологические доминанты поведения личности: ценностные ориентации, цели, мотивы, интересы, потребности. Все они имеют внутреннюю взаимосвязь и вытекают один из другого.

Конечно, в целом эти образы и картины порождаются объективной реальностью. Однако, как заметил еще И. Кант, наше познание отражает не только объективную природу, но включает в себя в качестве своей неотъемлемой составной части и нашу собственную человеческую природу. Поэтому отношения между нашими образами, представлениями и реальностью очень сложны и не только никогда ей полностью не соответствуют, но и могут с ней весьма серьезно расходиться, что служит еще одним из источников конфликтов.

При этом следует иметь в виду, что каковы бы ни были наши образы, восприятия, представления о конфликтной ситуации, конфликт все же не начнется пока они не реализуются в соответствующих обоюдных действиях. Объективные и субъективные причины конфликта, возникающие как на его ближних, так и на дальних подступах, а также состав участников определяют и набор возможных способов действий, поведения сторон. Поскольку каждое действие одного из участников конфликта вызывает соответствующее противодействие, они влияют друг на друга, взаимодействуют. Определение временных, пространственных и системных границ конфликта является важной предпосылкой успешного регулирования, предотвращения его деструктивного результата [ 3, с.55].

 

5. Анализ проведенной работы.

При написании этой работы я пришла к выводу, что анализ различных подходов к понятию конфликта позволяет сделать вывод о том, что изучение этого феномена очень актуально. Ядром любого конфликта является противоречие. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон. Стороны, учавствовавшие в конфликте пытаются разрешить его между  собой и каждый в свою сторону.

Несмотря на то, что конфликт это всегда процесс, любой конфликт характеризуется определенным инвариантом его элементов,которые  образуют внутреннюю структуру конфликта. К ним относятся: стороны конфликта, предмет и объект конфликта, образы предмета конфликта, мотивы конфликта, позиции сторон. Знание элементов конфликта позволяет применять методы, направленные на уничтожение, локализацию конфликта или перевода его в позитивное русло.

Можно сделать вывод, что из любой конфликтной ситуации можно найти выход без ущерба сторон, с учетом понимания сторонами причины конфликта и желанием обеих сторон выйти из него.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На современном этапе развития психологической науки не существует общепринятого определения понятия конфликта и ведущего подхода к его изучению. Существует множество работ, посвященных изучению различных аспектов конфликта. В определении понятия «конфликт» имеется достаточно большое разнообразие мнений.

Без сомнения остается то, что конфликты - часть человеческого существования.  Конфликт неизбежен и универсален; он представляет собой один из важнейших динамических факторов, лежащих в основе человеческого поведения.

Конфликт как социальное действие дает, без сомнения, известный ярко окрашенный негативный эффект. Но он выполняет важную позитивную функцию. Конфликт служит выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях. В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить морально-психологический климат в коллективе.

Знания о феномене конфликта позволят минимизировать негатив, который несет с собой конфликт. Для разрешения конфликта важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать, поступать и мыслить по-новому. В то же время можно использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 2010.
  2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 2011.
  3. Громова О. Н. Конфликтология. – М., 2013.
  4. Горлик В. А. Конфликт как метод выявления противоречий.// Вопросы психологии. 2012.
  5. Дмитриев А. В., Кудрявцев В.Н. Введение в общую теорию конфликтов. - М.: 2000
  6. Ершов А. А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. – Л., 2009.
  7. Зайцев А. К. Социальный конфликт. – М., 2008.
  8. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. - Ростов-на-Дону: 2009
  9. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. - Ростов-на-Дону, «Феникс»: 2012
  10. Козер Л. Функции социального конфликта. – М.: Изд-во “Идея-пресс”, 2009.
  11. Корякин Н. М., Бородкин Ф. М. Внимание: конфликт. – М., 2011.
  12. Скотт Г. Джинни. Конфликты: пути их преодоления. / пер.с англ. – Киев, 2010.
  13. Скотт Г. Дж. Способы разрешения конфликтов. Пер. с англ. – Киев, изд. 2009.
  14. Сперанский В.И. Управление и самоменеджмент в конфликтных ситуациях. - М.: 2012.

Информация о работе Феноменология конфликта. Структурные характеристики конфликта