Финансовая устойчивость предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: проанализировать показатели и коэффициенты финансовой устойчивости ОАО «Омский аэропорт».
Задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретическую составляющую анализа финансовой устойчивости предприятия;
произвести необходимые расчеты в таблицах для анализа финансовой стабильности;
выявить благоприятные и неблагоприятные изменения;
проанализировать динамику изменения показателей;
разработать способы повышения эффективности работы ОАО «Омский аэропорт».

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Финансовая устойчивость предприятия передел 2 (1).docx

— 76.47 Кб (Скачать файл)

Показывает, какая часть собственных средств находится в мобильной форме позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. В качестве ориентировочного значения можно назвать 0,5.

                К обеспеч. СОС =                                            (1)

Данный коэффициент показывает наличие собственных оборотных средств необходимых для устойчивости, него нормативное значение               k ≥0,6-0,8.

                            К маневр. =                                                     (2)

                            К автономии =                                                     (3)

Показывает долю собственных средств в общем объеме ресурсов предприятия. Нормальным значением можно считать К≥0,5 - в этом случае все обязательства предприятия покрываются его собственными средствами.  

              К краткосроч. задолж. =                               (4)

Следует помнить, что внешним проявлением финансовой устойчивости является платежеспособность предприятия, т.е. его способность в срок рассчитываться по своим обязательствам. Предприятие считается платежеспособным, если имеющиеся у него денежные средства, краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги) и активные расчеты (расчеты с дебиторами) покрывают его краткосрочные обязательства[8, с.35].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ОМСКИЙ АЭРОПОРТ»

Открытое акционерное общество "Омский аэропорт" - крупное предприятие в Сибирском федеральном округе. "Омск Центральный" входит в тридцатку лучших из 330 российских аэропортов по перевозкам пассажиров, грузов и почты.

2.1. Краткая характеристика предприятия

Омск-Центральный — международный аэропорт Омска. Расположен в 5 км юго-западнее центра города. Входит в тридцатку лучших российских аэропортов по перевозкам пассажиров, грузов и почты. Аэропорт включен в перечень 52 аэродромов федерального значения, необходимых для осуществления полномочий Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 марта 2008 года № 340-р). Является аэродромом совместного базирования — помимо гражданской авиации, здесь базируется авиация МВД РФ.

17 мая 1929 года — официальная дата рождения аэропорта. В первые сутки работы прибыло два самолёта. Первые пилоты Омского аэропорта — Ф. Н. Кононенко, Л. В. Лункевич, Ю. И. Редин, Яхонтов, П. Т. Полозенко.[3] В 1931 году в аэропорту появились самолёты П-5, АНТ-9, год спустя — К-5, ПО-2. С 15 мая 1931 года открылось воздушное пассажирское сообщение Москва — Новосибирск  на трехмоторных самолётах типа АНТ-9. Самолёты были оборудованы комфортабельной пассажирской кабиной на 11 мест. Продолжительность полёта от Омска до Москвы 14 часов, от Омска до Новосибирска — 3 часа. Омская аэростанция становится узловой. Зимой 1931—1932 года впервые самолёты из Омска отправляются в Обдорск (Салехард) через Тавду. В эти годы осваивал новые воздушные трассы молодой пилот В. С. Молоков, один из первых лётчиков Героев Советского Союза. В 1932 году, несмотря на отсутствие инфраструктуры аэропорта, были налажены регулярные рейсы Тара — Большеречье — Омск. Первыми зданиями аэропорта становятся помещения бездействующей мельницы купца Емельянова. В этом же году в Омске было создано авиазвено спецприменения, находившееся в подчинении Новосибирского 210-го лётного отряда. Авиазвено в больших объёмах выполняло различные народнохозяйственные и авиахимические работы. С февраля 1933 года Омский аэропорт включен в обслуживание зимнего пассажирского и почтового грузового движения. В 1934 году Омский аэропорт становится узловым на участке Западно-Сибирской трассы. Численность сотрудников авиамастерских достигает уже более 200 человек. Формируется 7-й ночной транспортный отряд, ставший в период Великой Отечественной войны авиаотрядом спецприменения. 8 августа 1936 года в Омске совершил посадку АНТ-25, выполнивший полёт по маршруту Москва — остров Удд (Дальний Восток).

Аэропорт «Омск-Центральный» имеет одну взлётно-посадочную полосу 07/25, класса В, размерами 2501×45 м, максимальный взлетный вес воздушного судна 191 т, классификационное число ВПП (PCN) 50/F/C/X/T[7]. Вторая — грунтовая ГВПП 2800×100 м, по состоянию на 2013 год выведена из эксплуатации.[8] Аэропорт «Омск-Центральный» имеет 36 мест для стоянки воздушных судов, рулежные дорожки, технологические дороги, заправочную станцию, места для обработки воздушных судов противообледенительной жидкостью. В Аэропорту «Омск-Центральный» имеются два терминала. Терминал «A» — аэровокзал международных воздушных линий, терминал «B» — аэровокзал внутренних воздушных линий. Аэропорт «Омск-Центральный» пригоден для приёма самолётов Ту-204, Ту-214, Ту-154, Ту-134, Airbus A319, Airbus A320,Airbus A321, Boeing 737, Boeing 757, Boeing 767, Ан-148, Ан-74, Ан-26, Ан-24, Ан-12, Як-42, Як-40, ATR-42, ATR-72, Bombardier CRJ 100/200 А-310 (не более 1 самолёто-вылета в сутки), Ил-62 (в исключительных случаях), Ил-76 (не более 10 самолёто-вылетов в сутки) и все более лёгкие, а также вертолеты всех типов. 

2.2. Анализ финансовой устойчивости

Для того чтобы проанализировать финансовую устойчивость ОАО «Омский аэропорт» рассчитаем факторный показатель финансовой устойчивости, который выглядит следующий образом: М=±Ес,±Ет,±Ее .Воспользуемся для расчета таблицей 1, в которой представлены все необходимы для расчета данные.

Таблица 1 – Анализ типов финансовой устойчивости предприятия ОАО «Омский аэропорт» в тыс. руб.

Показатели

Услов. обознач.

2012 г.

2013 г.

Изменение

Источники собственных средств

Ис

562538

795904

233366

Внеоборотные активы

F

542289

666170

123881

Наличие собственных средств

Ес

20249

129734

109485

Долгосрочные кредиты и займы

Кт

29101

30084

983

Наличие собственных и долгосрочных заемных средств

Ет

49350

159818

110468

Краткосрочные кредиты и займы

Кt

108397

148994

40597

Общая величина основных источников средств

Ее

157747

308812

151065

Общая сумма запасов

Z

67643

57390

-10253

Изменение собственных оборотных средств

±Ес

-47394

72344

119738

Изменение собственных оборотных средств и долгосрочных заемных средств

±Ет

-18293

102428

120721

Изменение общей величины основных источников

±Ее

90104

251422

161318

Трехфакторная модель финансовой устойчивости

М

0;0;1

1;1;1

Х

Трехфакторная модель финансовой устойчивости

М

2,56654

3,194569

Х

Собственные оборотные средства

 

1104827

1462074

357247

Валюта баланса

 

700034

974982

274948


 

 

По данным таблицы 1, мы видим, что многие показатели существенно изменились. Источники собственных средств и их наличие увеличились практически в 2 раза, и их рост пропорционален. Величина внеоборотных активов так же на 123 881 тыс. руб. увеличилась за исследуемый период. Можно предположить, что предприятие вкладывает свои средства в расширение транспортного парка, модернизацию оборудования, зданий и сооружений.

Но не смотря на приток собственных средств, ОАО «Омский аэропорт» использует и заемный капитал, при том что краткосрочных кредитов  в общей величине заемного капитала около 80%, а долгосрочных соответственно 20%. в 2013 г. предприятие увеличило свой заемный капитал еще на 50 000 тыс.руб. Таким образом предприятие ставит себя в зависимость от внешних кредитующих организаций и банков. Эту ситуацию нельзя назвать благоприятной для организаций, так как сумма привлеченных заемных средств более чем в 2 раза превосходит величину запасов.

Запасы значительно сократились в 2013 г. по сравнению с 2012 г. Это странно, так как внеоборотные активы выросли, предположительно приобретены новые самолеты, а топливо и комплектующие детали сократились, при росте кредиторской задолженности предприятия.

 По представленным  расчетам видно, что в 2012 г. у ОАО  наблюдается  существенный недостаток  собственных оборотных средств  и долгосрочных заемных средств. При этом так же присутствует  излишек величины основных источников. Подставим имеющиеся данные в  трехфакторную модель:

М=0,0,1;

финансовое положение ОАО «Омский аэропорт» в 2012 г. можно охарактеризовать как неустойчивое. У предприятия, скорее всего нарушена платежеспособность, нарушено равновесие в структуре источников финансирования, наблюдается «залеживание» запасов.

В 2013 г. положение анализируемого предприятия стабилизируется за счет пополнения источников собственных средств. По всем анализируемым показателям трехфакторной модели наблюдается излишек.

М=1,1,1;

Такие показатели характеризуют абсолютную финансовую устойчивость предприятия, и на практике встречаются крайне редко.

Далее рассчитаем набор коэффициентов, которые применяются для анализа финансовой устойчивости предприятия. Таких коэффициентов очень много, они отражают  разные стороны состояния активов и пассивов предприятия.

Коэффициенты финансовой устойчивости, рекомендуемые критерии и расчетные значения  представлены в таблице 2.

По данным таблицы 2 можно сделать следующий вывод: Практические все рассчитанные коэффициенты соответствуют рекомендуемым критериям, кроме коэффициента маневренности.

Сокращение коэффициента автономии в 2013 г. указывает на увеличении доли заемного капитала и снижении финансовой устойчивости предприятия. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств показывает, что 0,12 единиц привлеченных средств приходится на каждую единицу собственных средств и в 2012 и 2013 гг.

 В 2012 г. всего 4 % собственного  капитала находиться в обороте, а в 2013 г. 16 %. Предприятию недостает  гибкости в использовании  собственных средств, коэффициент в 2013 г. увеличился за счет роста собственного оборотного капитала.

Риск банкротства ОАО достаточно велик, так как доля чистых активов в стоимости всех средств предприятия относительно мала. В 2013 г. риск несколько уменьшился, но угроза банкротства все еще реальна.

 В 2012 году большая доля  имущества предприятия производственного  назначения, а в 2013 г. эта доля  сократилась на 12 %, но все равно  преобладает в структуре имущества.

Так же для оценки финансовой устойчивости ОАО «Омский аэропорт» воспользуемся трехфакторной моделью Лего.

Z = 4,5913А + 4,5080B + 0,3936С - 2,7616

где,

A = Акционерный капитал / Всего активов.

B = (Прибыль до налогообложения + чрезвычайные расходы + финансовые  расходы) / Всего активов.

C = Объем продаж за два  года / Всего активов за два периода.

Расчетные данные представим в таблице 2.

Таблица 2. – Показатели модели Лего

Показатель

2012

2013

A

0,8036

0,8163

B

0,1893

0,2903

C

1,9945

2,2853

Z

2,5665

3,1946




 

 

 

 

 

 

 

 

В 2012 году вероятность банкротства для исследуемого предприятия составляла 15-20%, в целом ситуация неопределенна конкретно.

В 2013 г. риск банкротства минимален, вероятность того, что ОАО не сможет отвечать по своим обязательствам, минимальна, предприятие является финансово устойчивым.

1.Расчет коэффициента концентрации собственного капитала:

                                K концентр СК =                                   (5)

 

                                K концентр СК = = 0,8;

т.к. k=0,8 , то финансовая устойчивость предприятия растет и если кредиторы одновременно потребуют погасить обязательства, то компания сможет расплатиться.

2. Расчет коэффициента  концентрации заемного капитала:

                                K концентр ЗК =                                                 (6)

 

                                K концентр ЗК = ;

Данное значение коэффициента говорит нам о том, что предприятие имеет небольшую задолженность и финансовое состояние устойчивое.

3. Расчет коэффициента  соотношения собственных и заемных  средств:

                                                K =                                                                 (7)            

                                                     K = = 0, 3;

Зависимость предприятия от заемных средств, сравнительно небольшая, т.к. коэффициент не превышает 1.

4.Расчет коэффициента  структуры долгосрочных вложений:

                                                K сдв =                                                              (8)

                                                K сдв = = 0,05 ;

Данное низкое значение этого коэффициента может свидетельствовать о невозможности привлечения долгосрочных кредитов и займов.

5.Расчет коэффициента  кредиторской задолженности:

К кт. Задолж. =                                                  (9)

К кт. Задолж. = = 17,2

Данный коэффициент показывает скорость оборачиваемости кредиторской задолженности, чем выше коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, тем быстрее компания рассчитывается со своими поставщиками.

6.Расчет коэффициента  дебиторской задолженности:

К дт. Задолж. =                                                  (10)

                                        К дт. Задолж. = = 30,6           

Чем выше коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, тем быстрее компания рассчитывается со своими покупателями.

7.Расчет коэффициента финансовой независимости формирования запасов:

К фин. Независимости форм. запасов =                                  (11)

                К фин. Независимости форм. запасов = = 8,3 

Данный коэффициент свидетельствует о том, что предприятие является финансово устойчивым и риск вложения инвесторов отсутствует, т.к. рекомендованное значение данного k должно быть не ниже 0,5.                

8.Расчет маневренности  собственного капитала:

К маневренности =                                                   (12)

К маневренности = = 1,04

Данное значение коэффициента говорит о том, что степень мобильности (гибкости) использования собственных средств высокая, то есть, часть собственного капитала не закреплена в иммобилизованных (внеоборотных) активах и дает возможность маневрировать средствами организации.

Таблица - 3. Динамика показателей финансовой устойчивости ОАО «Омский аэропорт»

Показатель

2012 г.

2013 г.

Коэффициент концентрации СК

0,7

0,8

Коэффициент концентрации ЗК

0,01

0,2

Коэффициент соотношения СК/ЗК

0,02

0,3

Коэффициент структуры ДВ

0,03

0,05

Коэффициент кредиторской задолженности

12,6

17,2

Коэффициент дебиторской задолженности

16,5

30,6

Коэффициент фин. независимости в части формирования запасов

12,8

8,3

Коэффициент маневренности

1

1,04

Информация о работе Финансовая устойчивость предприятия