Формирование Национальной Инновационной Системы: зарубежный опыт (на примере Швеции)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:29, реферат

Краткое описание

Национальная инновационная система, как экономическая категория, представляет собой продукт сочетания процессов глобализации и дифференциации. Концепция инновационных систем позволяет, опираясь на классические понятия теории инноватики, оценивать качественные параметры развития инновационной сферы и прогнозировать направления дальнейших изменений

Содержание

1. Введение 3
2. Особенности формирования НИС в Швеции 4
2.1.Создание среды, способствующей активированию инновационной восприимчивости рынка. 4
2.2. Среда, генерирующая знания 5
2.3.Инфраструктура 7
2.4.Роль государства, как посредника 9
2.5. Инновационно-активные компании, способствующие развитию диффузии технологий 11
3. Заключение 13
Список используемых источников и литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

Национальная иновационная система швеции.docx

— 39.51 Кб (Скачать файл)

Шведская культура и шведская инновационная  система не столь бюрократичны. Одним  из факторов шведской инновационной  модели является открытая атмосфера  делового общения, большая доступность  руководства компаний для  своих  рядовых сотрудников.  В целом, люди меньше говорят и больше делают.

2.3.Инфраструктура

Прикладные исследования в Швеции обеспечиваются преимущественно за счет грантов и совместных проектов с крупными транснациональными корпорациями Volvo, IKEA, ABB, SKF, Sandvik, Ericsson, AstraZeneca), а также  министерства (финансов, промышленности, образования), национальные инновационные  агентства, университеты, колледжи, различные  фонды, бизнес-ассоциации, торговые союзы, Европейский союз (региональные фонды, структурные фонды, рамочные программы).

Но в  финансировании исследований и разработок в последнее время  активное участие принимают и  малый, и средний бизнес

Большое значение имеют также региональные проекты в области высоких  технологий, использующие в качестве образца Силиконовую долину в  США - в Швеции, в Линчопинге, по той  же схеме сосредоточены исследования, технопарки, венчурные предприятия  в области компьютерных технологий и телекоммуникации. Также важны  бизнес-инкубаторы-MINC/Malmö Incubator, представляет собой действительно хороший  пример. В его основе лежит правильная «культура», которую начали формировать  с самого начала. Здесь нет «длинных коридоров с закрытыми дверьми». Чувствуется крайне открытая атмосфера, управляющие инкубатором выбирают правильных людей и правильные компании. Вот что способствует развитию инноваций  на ранней стадии — правильная атмосфера  и место.

В Стокгольме в так называемом Kista Science City есть бизнес-инкубатор в сфере  информационных технологий, который  называется Sting (Stockholm Innovation and Growth). Этот инкубатор очень успешен. Он поддерживает строительство новых глобальных компаний, привлекая лучших инноваторов  и предпринимателей, предлагая им высококлассную поддержку в развитии бизнеса.

Отличительной чертой шведской инновационной  системы является то, что в основном научные исследования и разработки происходят в частном секторе  в рамках крупных компаний. В то же время существует множество мелких компаний, которые также развивают  инновации и занимаются исследованиями и разработками, но все же основной объем R&D приходится именно на крупные  мультинациональные компании, которые  работают в тех областях, где исследования являются залогом поддержания конкурентоспособности (фармацевтика, телекоммуникации). Иными  словами, эти компании уделяют R&D повышенное внимание. Это, собственно, объясняет, почему Швеция впереди планеты  всей по объему вложений в R&D. Инвестиции в исследования и разработки составляют 4% ВВП, и 75% от этой суммы выделяют 10–20 крупнейших компаний.

      Характерной чертой  шведской инновационной системы  является то, что, в отличие  от других стран, где много  исследовательских институтов, которые  осуществляют тесное сотрудничество с промышленностью, в Швеции их относительно немного. Обращаясь к европейскому опыту, пожалуй, лишь у Швейцарии данный сектор развит так же слабо. Соответственно, и государство, и общественность в Швеции ожидают, что роль исследовательских институтов должны брать на себя университеты. 

Это достаточно необычно по сравнению  с другими странами. Данный факт нашел отражение в законе об университетах, принятом в 1997 году. Согласно документу, на шведские университеты возлагается  третья миссия. Первые две — образование  и исследования; но в дополнение к этому перед университетами поставили задачу развивать связи  с обществом и промышленностью.

Задачу коммерциализации инноваций  приходится решать большому количеству инновационных компаний –посредников, т.н, спутников при университетах. Но далеко не все изобретения доходят  до стадии коммерческой реализации.

Несмотря на все разработанные  для них программы, университетские  внедренческие структуры, за небольшими исключениями, не привели к сколько-нибудь существенному экономическому росту.

Компании, рождающиеся в их недрах, в большинстве своем либо так  и остаются мелкими, либо поглощаются  более крупными предприятиями.

Другой характерной особенностью является то, что по сравнению с  другими странами в Швеции появляется всё меньше старт-апов. Там  меньше предпринимателей, чем, например, в  Дании и Норвегии.

В последнее время много говорится  о так называемом «шведском парадоксе».Это  когда в стране - высокий уровень  образования, талантливые изобретатели и тратят много средств на R&D — как частные, так и государственные  деньги. Но при этом мало с этого  имеют в плане инноваций. Инновации  создают в других странах, например в США. Число крупных

компаний практически не растет, и правительство этим весьма обеспокоено. Есть  огромное число публикаций в научных журналах и изданиях, но не новые товары. НИОКР должны носить прикладной характер — много усилий, но мало отдачи в плане инноваций и экономического роста.

Это представляет проблему, и в  основном она связана с нехваткой  венчурного финансирования в нужное время. И даже те  компании, которые  нашли средства для развития с этапа старт-апа не могут далее развиваться из-за узости рынка- и их на корню перекупают крупные зарубежные  инвесторы.

Проблема Швеции в плане инноваций  связана с коммерциализацией, развитием  старт-апов и ростом предприятий  малого и среднего бизнеса. Есть мнение, что в Швеции нет достаточно стимулов для создания компаний и найма  людей. По статистике даже через 2 года в старт-апах при университетах  в среднем работают 1,5 человека.

Таким образом, слабым местом национальной инновационной системы Швеции является обновление промышленного сектора  посредством создания старт-апов и  развития малых инновационных предприятий. Снижение присутствия в Швеции крупных  промышленных корпораций в связи  с процессом глобализации, а также  ограниченные возможности расширения государственного сектора поставили  на передний план проблему увеличения числа наукоемких старт-апов и быстрорастущих инновационных предприятий малого и среднего бизнеса.

Ещё одной характерной чертой шведской инновационной системы является «учительская поправка», что значит, что права собственности на изобретения, которые создают преподаватели вузов, принадлежат самим изобретателям, а не университетам. Однозначного мнения в обществе на этот счет нет- одни говорят что это благо, другие – нет.

Многие изобретения, сделанные преподавателями, так и остаются нереализованными в стенах университетов, по той причине, что у ВУЗов нет прав на их разработку, а у преподавателей - времени, возможностей или желания заниматься их реализацией.

2.4.Роль государства,  как посредника

Государство занимается больше финансированием, установлением норм регулирования  и строительством инфраструктуры, стараясь создать стимулы для ведения  инновационной деятельности, а также  обеспечивать доступ к образованию, облегчать ведение исследований, развивать человеческий капитал.

Государство осуществляет ряд действий по поддержке старт-апов, в том  числе предоставляет ссуды для  проверки концептуальных идей, создания инкубаторов, предоставляет венчурный  капитал.

Много  внимания уделяется  концепции  так называемой «тройной спирали» (triple helix), в рамках которой осуществляется сотрудничество между государством, частным сектором и академической  средой.

Существует четыре основных государственных  агентства, занимающихся финансированием  исследований и осуществляющих  такое сотрудничество :

• Самым большим является Шведский совет по научным исследованиям (Swedish Research Council фундаментальные исследования в области естественных наук,

технологии, медицины, гуманитарных и  социальных наук.

• Совет по научным исследованиям в области окружающей среды, сельского и лесного хозяйства и территориального планирования  (Swedish Research Council for Environment, Agricultural Sciences and Spatial Planning, Formas) поддерживает фундаментальные и прикладные исследования в сфере окружающей среды, промышленности и пространственного планирования

• Шведский совет по научным исследованиям в области трудовых отношений и социального обеспечения (Swedish Council for Working Life and Social Research, FAS

-Шведское управление инновационных  систем (Swedish Governmental Agency for Innovation Systems, VINNOVA) -прикладные исследования в области  технологий, транспорта, коммуникаций  и труда.

Сегодня ответственность за развитие инноваций в Швеции лежит на Министерстве промышленности, энергетики и коммуникации (Ministry of Enterprise, Energy and Communications) и Министерстве образования и науки (Ministry of Education and Research). Разработку и претворение  в жизнь конкретных инновационных  стратегий 

и программ правительство оставляет  за VINNOVA.

Другим источником финансирования являются государственные и частные  исследовательские фонды.

Другая характеристика, или скорее слабое место шведской инновационной  системы, заключается в том, что  малые компании вкладывают мало средств  в исследования и разработки. Очевидно, что не одна Швеция сталкивается с  подобной проблемой.

Шведские  государственные агентства - стараются с этим бороться и  работают над тем, чтобы больше малых  и средних предприятий включалось в исследовательскую сеть, становилось  частью инновационной системы. Они  помогают им быть более инновационными, развивать новые продукты.

Существуют  специальные  программы- например агентства VINNOVA «Исследуй  и расти» (Research and Grow), направленные на поддержку предприятий малого и  среднего бизнеса в инновационном  развитии.

           Первое, чем занимается государство, —  создание инфраструктуры инновационной  системы, в которую входят органы, финансирующие исследования в университетах и исследовательских институтах, и органы, способствующие налаживанию сотрудничества между бизнесом и академией. Это включает нормативное регулирование работы университетов, агентств, и всех промежуточных организаций, которые перераспределяют государственное финансирование.

Особая миссия агентств заключается  в финансировании исследований, которые  проходят при участии промышленности и бизнеса, и следить за тем, чтобы  между акторами инновационной системы  происходило взаимодействие.

Агенства поддерживают связи между  бизнесом и университетами, между  бизнесом и исследовательскими институтами  и между исследовательскими институтами  и университетами. Основная задача состоит в том, чтобы облегчать  процесс коммерциализации результатов  исследований:

-поток информации должен идти  в обоих направлениях, то есть  не просто в классическом понимании,  когда берут результаты исследований  и стараются их коммерциализировать. 

Не менее важно, чтобы университеты получали информацию о том, какие  знания и технологии нужны бизнесу, чтобы исследователи из академической  среды это понимали и работали над созданием нового знания, думая  о его будущей рыночной стоимости.

      На примере VINNOVA, как посредник от государства,  создала концепцию, которая называется  «Сильные исследовательские и  инновационные сообщества»(Strong Research and Innovation Milieus). Эти сообщества расположены  в университетах или исследовательских  институтах и представляют собой  междисциплинарные исследовательские  команды, которые работают в  тесном сотрудничестве с бизнесом. У них три источника финансирования  — VINNOVA (как представитель государства), промышленность и сами университеты. Все три источника предоставляют  равные доли финансирования. В  рамках этих сообществ завязывается  диалог между предпринимателями  и компаниями, с одной стороны,  и исследователями — с другой, обсуждаются наиболее важные  проблемы, с которыми сталкиваются  исследователи. Это помогает университетам  научиться сотрудничать с бизнесом  и лучше понимать бизнес-психологию  и аргументацию, что выливается  в более плодотворное сотрудничество.

2.5. Инновационно-активные  компании, способствующие развитию  диффузии технологий

Шведские компании были успешны  в развитии инноваций, им удавалось  создавать наукоемкую продукцию, поднимать  производительность и развивать  новые бизнес-модели. Вместо возведения вокруг Швеции таможенных границ, было решено, что страна должна столкнуться  лицом к лицу с международной  конкуренцией, улучшая при этом качество товаров и услуг.

Результаты инноваций были особенно впечатляющими в следующих компаниях  Швеции: Volvo (автомобильная промышленность), ABB (электротехника и машиностроение), Tetra Pak (упаковка), SKF (шарикоподшипники), AstraZeneca (фармацевтика), ICT(в области  информационных и коммуникационных технологий особенно в сегменте мобильных  телефонов и всей сопутствующей  им инфраструктуры), ICS (информатика  и компьютерная техника).

Затем появились другие интересные компании, такие как IKEA, H&M и Tele2 Group, которые создали свои бизнес-модели и развили деятельность, больше ориентированную  на сферу услуг. Важным фактором стала  индустрия игр — в производстве программного обеспечения у Швеции очень сильные позиции.

Информация о работе Формирование Национальной Инновационной Системы: зарубежный опыт (на примере Швеции)