Формирование Национальной Инновационной Системы: зарубежный опыт (на примере Швеции)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:29, реферат

Краткое описание

Национальная инновационная система, как экономическая категория, представляет собой продукт сочетания процессов глобализации и дифференциации. Концепция инновационных систем позволяет, опираясь на классические понятия теории инноватики, оценивать качественные параметры развития инновационной сферы и прогнозировать направления дальнейших изменений

Содержание

1. Введение 3
2. Особенности формирования НИС в Швеции 4
2.1.Создание среды, способствующей активированию инновационной восприимчивости рынка. 4
2.2. Среда, генерирующая знания 5
2.3.Инфраструктура 7
2.4.Роль государства, как посредника 9
2.5. Инновационно-активные компании, способствующие развитию диффузии технологий 11
3. Заключение 13
Список используемых источников и литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

Национальная иновационная система швеции.docx

— 39.51 Кб (Скачать файл)

Далее, существует ряд секторов промышленности, где Швеция добилась значительных успехов. Среди них лесное хозяйство, бумажная промышленность, горная промышленность, металлургия, науки о жизни, машиностроение, передача энергии.

Но есть и  некоторые тревожные  тенденции.

Экономическая политика шведского  государства ранее формировалась  таким образом, чтобы удовлетворять  потребностям больших компаний. Государство  ранее все внимание сосредоточивало  на крупнейших компаниях, зарегистрированных на бирже, в особенности на их капиталовложениях  и расходах на НИОКР. Им оказывалась  финансовая поддержка через механизм налоговых льгот на нераспределенную прибыль, а также посредством  займов через управляемую в значительной степени банковскую систему.

Таким образом, шведские компании не сильно зависели от фондовой биржи, права  собственности не были рассредоточены, и лишь немногие смогли сделать состояние  на создании новых быстрорастущих компаний за счет средств, приходящих с рынка  ценных бумаг.

В результате в промышленном секторе  Швеции есть множество крупных и  старых компаний, где собственник  четко определен. Согласно подсчетам, которые были сделаны в 2000 году, 31 из 50 самых крупных шведских компаний была основана до 1914 года, лишь восемь образовались в период между 1945 и 1970 годами, и только одна крупная компания — Tele2, основанная в 1993 году.

В конце 1990-х годов правительство  заинтересовалось инновационной политикой  и решило согласовать политический курс, направленный на ускорение экономического роста с политикой государства  в отношении исследований. Результатом  стала принятие программы инновационного развития в 2005г, и уже более современная  и продуманная стратегия инновационного развития, широко обсуждаемая в обществе и предлагаемая к утверждению  правительством  Швеции в декабре 2011г. 

  1. Заключение

Шведская культура крайне подходит для инноваций: она очень свободная, открытая и толерантная, восприимчива к развитию технологий и т. д. Всё  это способствует развитию инноваций.

В Швеции хорошо развита наука, которая  двигает вперед инновационный процесс.

Но из-за узости рынка и отсутствия четко ориентированной стратегии  вывода изобретений на рынок,- мало места для ее приложения. Традиционно  сильными здесь всегда  были техническое  образование, особенно фундаментальная  наука и продвинутый в этом смысле бизнес. Высокий уровень фундаментальной  науки позволяет поддерживать очень  высокий уровень преподавания в  ведущих университетах.

Университетские центры обрастают  в Швеции компаниями спутниками для  производства «старт-апов», есть как  успешные примеры организации коммерческих  холдинговых структур в университетской  среде(Каролинская инновационная  система/Каролинское предприятие), так и примеры университетских  организаций, не способными создавать  в итоге реальный сектор экономики- малый, средний и крупный бизнес, из-за недостатка  своевременного венчурного финансирования.

В результате большая часть старт-апов  либо перекупается крупными иностранными и  транснациональными корпорациями, либо пылится на полках. В целом  темпы роста старт-апов гораздо  ниже, чем у спин-офф-компаний, которые  вышли (отпочковались) из больших корпораций или исследовательских институтов.

В результате имеет место так  называемый «шведский парадокс»:

Есть  огромное число публикаций в научных журналах и изданиях, - но не новые товары. Поэтому НИОКР  должны носить более прикладной характер — много усилий и финансовых вложений, но мало отдачи в плане инноваций  и экономического роста.

В процентном отношении к ВВП  доля расходов Швеции на R&D одна из самых  высоких в мире и составляет около 5%, львиную долю всех расходов (около 75%) берет на себя частный сектор. Он же и проводит эти исследования. Отличительной чертой шведской инновационной  системы является то, что в основном научные исследования и разработки происходят в частном секторе  в рамках крупных компаний.

Государство финансирует высшее образование  и исследовательский сектор, который  в основном состоит из государственных  университетов и колледжей. Здесь  проходит 20% всех научных исследований и разработок.

Государство инициировало несколько  программ, чтобы усилить взаимодействие между академической средой и  промышленностью. Данные программы  упрощают процесс коммерциализации результатов исследований

и процедуру создания малых предприятий  в рамках университетов и исследовательских  институтов.

Много  внимания уделяется  концепции  так называемой тройной спирали (triple helix), в рамках которой осуществляется сотрудничество между государством, частным сектором и академической  средой.

Существует четыре основных государственных  агентства, занимающихся финансированием  исследований и осуществляющих  такое сотрудничество.

Важным и успешным стало создание таких  моделей бизнес-инкубаторов, в которых инициатива не скованна университетскими директивами, имеющими право на творческий подход к инновациям.

Изначально обусловленный ориентацией  на внешние рынки, творческий инноваторский  дух, позволил многим шведским компаниям  задавать тон на национальной и мировой  арене инноваций и превратил  многие из них в транснационадьные  корпорации с мировым именем.

Это такие компании, как Volvo, IKEA, ABB, SKF, Sandvik, Ericsson, AstraZeneca,Tetra Pak, H&M, Tele2 Group  и др.

У правительства Швеции пока еще  нет специальной инновационной  политики, но оно занялось разработкой  и внедрением национальной инновационной  стратегии.

Для малых и средних предприятий  постепенно, но планомерно  появляется всё более благоприятная нормативная  база. Инновационный процесс больше поворачивается и в их сторону. В  рамках правительственной стратегии  большое внимание начинает уделяться  вопросам передачи знаний и технологий, а не одним только инновациям. Образование, исследовательская деятельность и  инновации теперь рассматриваются  в одном пакете как «треугольник знаний». Через научные парки, в  фокус внимания также попадают  и промышленные кластеры.

Таким образом, появляется твердая  уверенность в том, что благодаря  предпосылкам инновационного развития, текущим усилиям  всех составляющих  НИС Швеции, и программам национальной инновационной стратегии, будет  достигнут очередной виток в  создании новых компаний-инноваторов, способных удивить  мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемых источников и литературы:

 

1. Аньшин В.М., Дагаев А.А. -Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития:

Учеб. пособие, 3-е изд., перераб., доп. — М.: Дело, 2007.

2.Сергеев В.М., Алесеенкова Е.С.- Становление государства и модели  инновационного развития.

3.А.Механик, Неумолимый рок инноваций  –электронный журнал Эксперт,  декабрь 2011.

4. Механик А, Рогожников М., Василевская  М.  - Шведская инновационная система, журнал Инновационные тренды,  Периодический бюллетень Института общественного проектирования №7, 12. 05. 11.

5.Авторский коллектив под ред.  Иванова В.В.,  Клесовой С., Лукши  О.П., Сушкова П.В.,-Коммерциализация  результатов научно*технической деятельности: европейский опыт, возможные уроки для России ,М.: ЦИПРАН РАН, 2006

 

 

 




Информация о работе Формирование Национальной Инновационной Системы: зарубежный опыт (на примере Швеции)