Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:57, контрольная работа
Целью курсовой работы является изучение кадровой политики организаций.
Задачами курсовой работы является рассмотрение таких вопросов как:
- сущность категории "кадровая политика", ее обусловленность внешними и внутренними факторами;
- направления реализации кадровой политики;
- критерии оценки кадровой политики в организации;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность категории «кадровая политика», ее обусловленность внешними и внутренними факторами……………………………………………..…………5
1.1 Кадровая политика государства……………………………………………...5
1.2 Кадровая политика организаций и ее обусловленность внешними и внутренними факторами………………………………………………………….8
1.3 Концепции стратегии кадровой политики……………………………..…..11
2. Направления реализаций кадровой политики………………………………14
3. Критерии оценки кадровой политики в организаций……………………... 19
4. Кадровая политика ОАО «Уралсвязь»………………………………………23
Заключение………………………………………………………………………27
Список используемой литературы………………………………..……………29
3. Критерий оценки кадровой политики в организаций
Для полного анализа кадровой политики
любого предприятия необходимо выделить
критерии оценки.
1. Количественный и качественный состав
персонала;
2. Уровень текучести кадров;
3. Гибкость проводимой политики;
4. Степень учета интересов работника /
производства и т.д.
Количественный состав организации для
удобства анализа обычно подразделяется
на три категории: руководствующий, менеджерское
звено и обслуживающий, на мужчин и женщин,
пенсионеров и лиц не достигших 18-летнего
возраста, работающий и находящийся в
отпусках (напр. по уходу за ребенком, без
содержания и пр.), а также на работающий
в центральном отделении или филиалах
и т.п. Качественный состав в свою очередь
организации обычно подразделяется на
сотрудников с высшем, средним специальным,
средним и пр. образованием, а также включает
в себя опыт работы, повышение квалификации
сотрудниками и пр. факторы.
Уровень текучести кадров – один из самых
показательных критериев кадровой политики
предприятия.
Конечно, текучесть кадров можно рассматривать
и как положительное явление, и как отрицательное.
Во-первых, расширяются возможности работника,
и увеличивается его способность к адаптации.
Во-вторых, коллектив предприятия «освежается»,
происходит приток новых людей, а, следовательно,
новых идей.
Гибкость кадровой политики оценивается
исходя из ее характеристик: стабильности
или динамичности. Кадровая политика должна
динамично перестраиваться под воздействием
меняющихся условий и обстоятельств.
Степень учета интересов работника рассматривается
в сравнении со степенью учета интересов
производства. Исследуется наличие или
отсутствие индивидуального подхода к
работникам предприятия.
На правильно организованном предприятии
все подразделения имеют равную приоритетность,
независимо от функций, которые они выполняют.
Т.е., нельзя выделять какое-то структурное
подразделение над остальными, делать
его “самым главным”, а все остальные
“малозначимыми придатками” к нему. Как
правило, у предприятий с равноприоритетной
структурной организацией отсутствует
избыточность персонала и основа для социальной
напряженности в коллективе. Напротив,
предприятие с неравноприоритетной структурой
всегда страдает избыточностью персонала
именно в таких подразделениях, а в коллективе
работающих постоянно ощущается рост
напряженности в отношениях с работниками
"приоритетных" подразделений. В
таком предприятии, с течением времени,
нарастают тенденции стихийного перераспределения
функций между подразделениями: передача
от приоритетных к малоприоритетным подразделениям,
и обратное перераспределение фонда заработной
платы. Это самым непосредственным образом
негативно сказывается на показателях
эффективности деятельности предприятия.
Для улучшения кадровой политики обычно
проводятся следующие мероприятия.
Усиливается системность в подборе кадров
и охватывается этой работой весь спектр:
от найма до ухода сотрудника. Улучшается
процедура выдвижения: информация о вакансиях,
кандидатах, ответственность рекомендующих
регламентация права выдвигать кандидатов,
процедуры обсуждения, назначения и введения
в должность. Если брать каждый из этих
моментов порознь, то они кажутся не очень
существенными. Но в совокупности они
позволяют поднять на новую ступень всю
работу по подбору кадров.
В целях стабильной работы организации,
планирования ее развития очень важным
является долгосрочное планирование кадровой
политики предприятия.
В большинстве компаний отделы кадров
или службы управления человеческими
ресурсами больше привыкли заниматься
планированием численности работников
на предприятиях. Их главная задача - добиться
чтобы на предприятии или в организации
было столько работников, сколько должно
быть в соответствии со штатными расписаниям.
Желательно проводить анализ факторов
внешней среды, чтобы убедиться в том,
что имеется предложение определенных
профессий для комплектования личного
состава такими служащими, каких еще нет
в штате организации.
В результате прогноза спроса и предложения
на трудовые ресурсы любая организация
может выяснить число людей, в которых
она нуждается, уровень их квалификации
и расстановку кадров.
В итоге может быть разработана согласованная
кадровая политика, включающая системы
набора, подготовки, совершенствования
и оплаты кадров, а также политика отношений
между администрацией и работниками. Этот
стратегический план может быть разбит
на конкретные программы использования
трудовых ресурсов.
Концепция планирования использования
трудовых ресурсов проста. Но ее реализация
сложна. Корпоративная стратегия не всегда
развивается гладко, так как не всегда
вовремя имеется в наличии техника, или
она не выполняет те задачи, которые прогнозировались.
Иногда существует большая, чем это предполагалось
текучесть кадров в некоторых областях
производства и регионах. Планировавшийся
набор кадров не ведется. Поэтапное обучение
рассчитано с ошибками, потенциальные
рекламные листки дискредитированы. В
результате планы не выполняются. Однако
существование плана, по меньшей мере
вселяет чувство перспективы, а систематические наблюдения и контроль
за его выполнением могут помочь скорректировать
отклонения от стратегического направления.
План по трудовым ресурсам разрабатывается
с целью произвести расчеты относительно
числа служащих, которые потребуются организации,
и профессиональной структуры, которая
будет необходима в данный период. Следует
также принять решения об источниках потенциального
набора, установить и поддерживать контакты
для обеспечения того, чтобы потребности
организации и потенциальное вознаграждение
за труд, денежное или моральное, были
известны будущему составу служащих. Так
как компании берут на работу людей самого
разного профессионального уровня и нуждаются
в самых различных специальностях, сеть
набора служащих должна быть достаточно
широкой и разнообразной. Для набора младших
служащих хорошим источником являются
местные школы, и многие компании поддерживают
полезные контакты с ними, чтобы принимать
участие в договорах о профессиональной
подготовке школьников. Большинство крупных
компаний принимают также участие в ежегодных
встречах с выпускниками высших учебных
заведений с целью обеспечить их информацией
о возможностях карьеры. Источники набора
более квалифицированных служащих на
руководящие должности разнообразны,
среди них центры занятости, специальные
агентства и консультанты по набору кадров,
а также консультанты по поиску руководящих
административных работников. Очень важно
создать резерв для набора высококвалифицированных
кадров в целях привлечения на свободные
вакансии специалистов высокого класса.
Если это происходит, то ошибки при наборе
кадров становятся менее значительными.
Резерв кадров обычно бывает внутренним
и внешним. Внешний резерв кадров обычно
ведется на уровне внешних источников
(напр. выпускники учебных заведений и
т.п.). При подборе какого-либо кандидата
из него, вначале изучаются его деловые,
моральные и пр. качества, затем приглашается
кандидат на собеседование и в зависимости
от его результатов принимается решение
о приеме кандидата на работу.
4. Кадровая политика ОАО "Урралсвязь"
Уральский филиал ОАО «Уралсвязь» - лидер
на телекоммуникационном рынке Уральского
округа. Являясь важнейшей составляющей
экономики региона, компания обеспечивает
качественной связью население и предприятия
Уральского округа.
Основной задачей Уральского филиала
ОАО «Уралсвязь» является максимально
эффективное содействие развитию коммуникаций
Уральского округа путем предоставления
широкого спектра телекоммуникационных
услуг, высокого качества обслуживания
клиентов и системного подхода к развитию
компании с учетом интересов акционеров,
всех категорий потребителей и сотрудников.
Предприятие предоставляет полный комплекс
услуг связи:
- местная, междугородная, международная
телефонная и телеграфная связь;
- передача данных и услуги сети Интернет;
- предоставление в аренду физических
линий и каналов связи;
- эфирное вещание радиотелевизионных
программ;
- предоставление услуг проводного радиовещания;
- услуги интеллектуальной сети.
Цель кадровой политики - привлечение
и воспитание высококлассных специалистов
Коллектив ОАО "Уралсвязь" - это 18
968 сотрудников. 40% работников Общества в возрасте до 40 лет. 3 430 человек
с высшим образованием (на 11% больше по
сравнению с 2010 г.) и 5711 - со средним профессиональным
образованием (на 6% больше по сравнению
с 2010 г.)
Основными задачами Общества при реализации
кадровой политики являются:
- Достижение высокой мотивации труда
работников;
- Создание прямой заинтересованности
работников (особенно менеджеров высшего и среднего звена) в достижении
высоких результатов Общества;
- Всестороннее развитие личностных и
профессиональных качеств работников;
- Высокая социальная защищенность работников
Общества - предоставление всех гарантий,
предусмотренных трудовым законодательством,
а также дополнительных социальных гарантий
работникам Общества. В 2011 г. Обществом
заключен Коллективный договор с работниками,
предоставляющий ряд дополнительных социальных
гарантий работникам Общества.
Основные направления кадровой политики:
- Оптимизация численности персонала;
- Организация подготовки, переподготовки
и повышения квалификации персонала;
- Обеспечение задач качественного формирования
и эффективного использования кадрового
персонала;
- Совершенствование системы формирования
и работы с резервом кадров, обеспечение
карьерного роста и продвижения молодых
специалистов;
- Внедрение современных методик компенсации
и мотивации труда;
- Осуществление эффективной кадровой
политики, используя новейшие кадровые
технологии;
- Обеспечение с помощью качественного
подбора кадров максимальной производительности
труда, эффективных направлений производственной
деятельности;
- Создание условий для обеспечения социально-экономических
потребностей работников;
В компании действует Совет по кадровой
политике, под председательством Генерального
директора Общества. Совет уделяет пристальное
внимание вопросам компенсации и мотивации
труда, обучению работников, анализу программы
развития персонала.
ОАО "Уралсвязь" в плане кадровой
политики - одно из передовых предприятий
бывшего государственного сектора. За
год, прошедший с реорганизации компании
(ОАО "Уралсвязь" было образовано
в результате слияния семи региональных
операторов связи ДВ), здесь проведена
работа по оптимизации численности персонала,
создан Совет по кадровой политике и "Золотой
кадровый фонд компании", внедряются
новейшие методы мотивации и оценки персонала,
разрабатываются системы социальных гарантий
и льгот для сотрудников.
Система работы с персоналом, созданная
в ОАО "Уралсвязь", - продукт корпоративный.
О том, насколько большое внимание уделяется
работе с персоналом, говорит тот факт,
что в компании создан Совет по кадровой
политике. Входят в Совет ведущие топ-менеджеры
компании. На год вперед этот совет составляет
Программу работы с персоналом, в которой
прописаны основные моменты работы.
ОАО "Уралсвязь" не испытывает дефицита
кадров. Основная работа, которая ведется
в компании - это повышение "качества"
персонала. На сегодняшний день существует
потребность в специалистах на предприятиях,
расположенных в районах Крайнего Севера.
Иногда на одно место в компании претендует
15-20 человек. Соискатель проходит собеседование
в службе, где ему предстоит работать,
в департаменте персонала, потом его приглашают
на Совет по кадровой политике. Затем кандидатов
ждет тестирование (личностное, деловое,
профессиональное), потом они получают
практическое задание. И только пройдя
через все эти испытания, остается тот
человек, который нужен компании.
Поэтому для специалистов, которые имеют
большой опыт работы, разработаны программы
переподготовки, дополнительного обучения
и т.д., согласно которым все сотрудники
постоянно повышают свой профессиональный
уровень.
Большое внимание в компании уделяется
нематериальному стимулированию персонала.
Суть этой системы состоит в том, что среди
работников раз в квартал проходит два
конкурса на звания "Лучший работник"
и "Звезда компании". По итогам работы
за год среди "Лучших работников"
и "Звезд" проходит еще один конкурс
на звание "Лучший из лучших", на котором,
путем общественного голосования, выбирается
"Лучший сотрудник компании". Ему
не только предоставляется масса льгот
и привилегий. Этот человек попадает в
"Золотой кадровый фонд компании".
Попадая в "Золотой фонд", сотрудник
продолжает занимать свою должность, но
при появлении вакансии на позицию топ-менеджера,
у него есть реальный шанс продвинуться
вверх по служебной лестнице. Перед ним
открыты все двери и в плане обучения и
повышения квалификации за счет компании.
Например, по итогам работы в 2010 году, 10
человек из числа этого клуба значительно
продвинулись по карьерной лестнице.
Сейчас в компании проводится аттестация
среди руководителей структурных подразделений
и филиалов. Она разработана специалистами
нашего департамента с учетом всех новейших
методик проведения подобных мероприятий
по оценке персонала.
Заключение
Общие требования к кадровой политике
в современных условиях сводятся к следующему:
1. Кадровая политика должна быть тесно
увязана со стратегией развития предприятия.
В этом отношении она представляет собой
кадровое обеспечение реализации этой
стратегии.
2. Кадровая политика должно быть достаточно
гибкой. Это значит, что она должна быть,
с одной стороны, стабильной, поскольку
именно со стабильностью связаны определенные
ожидания работника, с другой – динамичной,
т.е. корректироваться в соответствии
с изменением тактики предприятия, производственной
и экономической ситуации. Стабильными
должны быть те ее стороны, которые ориентированны
на учет интересов персонала и имеют отношение
к организационной культуре предприятия.
3. Поскольку формирование квалифицированной
рабочей силы связано с определенными
издержками для предприятия, кадровая
политика должна быть экономически обоснованной,
т.е. исходить из его реальных финансовых
возможностей.
4. Кадровая политика должна обеспечить
индивидуальный подход к своим работникам.
Таким образом, кадровая политика направлена
на формирование такой системы работы
с кадрами, которая ориентировалась бы
на получение не только экономического,
но и социального эффекта при условии
соблюдения действующего законодательства.
Кадровая политика предприятия - это целостная
кадровая стратегия, объединяющая различные
формы кадровой работы, стиль ее проведения
в организации и планы по использованию
рабочей силы.
Цели и задачи кадровой политики определяются
исходя из основных положений Конституции
Российской Федерации, Федерального закона
«Об основах государственной службы Российской
Федерации», из совокупности целей и задач
по обеспечению эффективного функционирования
государственной службы и входящих в нее
органов государственного управления.
Кадровая политика должна увеличивать
возможности предприятия, реагировать
на изменяющиеся требования технологии
и рынка в ближайшем будущем.
Кадровая политика является составной
частью всей управленческой деятельности
и производственной политики организации.
Она имеет целью создать сплоченную, ответственную,
высокоразвитую и высокопроизводительную
рабочую силу.
Список используемой
литературы
1. Базаров Т. Ю. Управление персоналом.
– М.: ЮНИТИ, 1998. – 236 с.
2. Бойделл Т. Как улучшить управление организацией.
– М.: ИНФРА-М, 1995. – 204 с.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.
– М.: Гардарики, 1999. – 528 с.
4. Волгин А. П., Матирко В. И. Управление
персоналом в условиях рыночной экономики
(опыт ФРГ). – М.: Дело, 1992. – 654 с.
5. Занковский А.Н. Организационная психология.
– М.: Флинта; МПСИ, 2002. – 648 с.
6. Медведев В.П. Основы менеджмента. – М.:
Дека, 2002. – 352 с.
7. Менеджмент. Организация управления
предприятием. Этика делового общения.
Групповая динамика и лидерство / Под ред.
Ф.Л. Шарова. – М.: МИЭП, 2000. – 256 с.
8. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы
менеджмента. – М.: Дело, 2000. – 702 с.
9. Мильнер Б. З. Теория организаций. – М.:
ИНФРА-М, 1999. – 336 с.
10. Организационное поведение в таблицах
и схемах / Под научной ред. Г.Р. Латфуллина,
О.Н. Громовой. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 288
с.
11. Основы менеджмента / Под ред. Д. Д. Вачугова.
– М.: Высшая школа, 2002. – 367 с.
12.Румянцева З.П. Общее управление организацией.
Теория и практика: Учебник. – М.: ИНФРА-М,
2001. – 304 с.
13.Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное
пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 248 с.
14.Управление персоналом организации
/ Под ред. А. Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2003.
– 638 с.
Источники интернета
Информация о работе Формирование кадрового потенциала организаций