Формирование организаторских способностей специалистов социально-культурной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 11:13, контрольная работа

Краткое описание

Социально-культурная деятельность – (в широком смысле) это исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества.[кис.]

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 39.04 Кб (Скачать файл)

Организационно-управленческие способности являются для менеджеров квалификационно необходимыми. Однако сегодня вузы уделяют больше внимания специализациям менеджмента, уходя от основ науки управления. А ведь именно умение управлять и принимать управленческие решения в условиях перенасыщенности рынка, недостаточных ресурсов и информационной перегруженности является основным критерием профессионализма менеджера. Поэтому, делая акцент на специализации того или иного вида менеджмента, вузы выпускают менеджеров, не обладающих достаточными организационно-управленческими способностями.

Менеджер, у которого хорошо развиты организационно-управленческие способности, способен выстраивать систему формальных и неформальных отношений, управляя ими таким образом, чтобы достигать цели организации наиболее быстро и эффективно.

Что касается профессиональной, организационно-управленческой стороны менеджмента, то,  можно сделать один общий вывод, что менеджер, обладающий хорошими организационно-управленческими способностями, достигает поставленных целей быстрее и эффективнее, лучше справляется с коллективом. [сид.ст]

  1. Организационные способности специалиста социально-культурной деятельности

Менеджер социально-культурной деятельности – это специалист, который охватывает несколько сфер влияния: через рекламу, через мероприятия, через проектную деятельность и через СМИ. К будущим менеджерам социально-культурной деятельности, так же как и другим специалистам социокультурного профиля, выносятся требования:

- знать исторический опыт  развития мировой и отечественной  культуры, основные факты и закономерности  историко-культурного процесса, и  уметь опираться на него в  современной социокультурной практике;

- понимать сущность и  социально-культурную значимость  своей будущей профессии;

- уметь вести прикладные  социологические и социопедагогические исследования социально-культурной деятельности, основных тенденций социального, культурного и духовного развития общества, уметь на этой основе делать продуктивные прогнозы и принимать правильные управленческие решения;

- уметь осуществлять социокультурную  деятельность на основе изучения  запросов, интересов и с учетом  возраста, образования, национальных, гендерных и других различий  групп населения

- знать основы менеджмента  и маркетинга в сфере социально-культурной  деятельности;

- владеть технологиями  проектирования и реализации  социокультурных технологий в  учреждениях различного типа;

Идеальный специалист  социально-культурной деятельности в совершенстве владеет организационно-управленческими технологиями, умеет наладить контакты с государственными, общественными и коммерческими (частными или акционерными обществами), привлечь людские, материальные ресурсы и финансовые средства на осуществление разрабатываемого проекта, правильно спланировать, распределить задания и ответственность, осуществлять контроль над качеством выполнения заданий, выбрать адекватные формы поощрения или порицания.[ Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры. М.:МГУКИ, 2003]

Основная задача управленца (руководителя) - поставить задачу, запустить работу и следить за её реализацией. Изначально, нужно проделать не малый объем работы: определить как вы будите работать (пути реализации), выбрать рабочих (кадры), проработать материальные и финансовые ресурсы, все это первоначальный этап организации. Для его осуществления, у специалиста социально-культурной сферы, уже должны быть выработанные, перечисленные выше качества и умения.

В социокультурной сфере бывает трудно выявить управленца в чистом виде. В значительной степени он выполняет и организаторские функции. В свою очередь, и организатор социально-культурной деятельности не может не быть в той или иной мере менеджером, т.е. в определенной степени он наделен властными полномочиями, хотя и незначительными. Организатор только частично выполняет управленческие функции. Но независимо от того, в какой степени организатор наделен властными полномочиями, он обязательно берет на себя роль лидера (формального или неформального), того, кто считает, что имеет право вести других за собой. Организатор требуется, как правило, тогда, когда для выполнения поставленной задачи необходимо объединение усилий как минимум нескольких лиц. В том случае, когда для выполнения поручения достаточно усилий только одного человека, т.е. самого организатора, он выступает не как организатор, а как исполнитель поручения, сам же организуя свою деятельность. Но бывают случаи, когда требуется организовать деятельность только одного человека. В таком случае организатор выступает не как исполнитель, а как руководитель, поскольку добивается результата при помощи другого.

Говоря непосредственно о руководителях в социально-культурной деятельности, какие организаторские способности можно выделить? Александр Александрович Огарков, кандидат экономических наук, доцент, заместитель декана по научной и воспитательной работе Волгоградской академии государственной службы при Президенте РФ, объединил 3 типа:

  • Организационная проницательность, включающая:

- психологическую избирательность;

- практическую направленность интеллекта;

- психологический такт — способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.

  • Эмоционально-волевая:

- энергичность;

- требовательность;

- способность критически оценивать свою деятельность.

  • Склонность к организаторской деятельности.

Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:

- широким кругозором;

- жаждой знаний;

- профессионализмом;

- новаторством;

- творческим подходом к работе;

- чувством понимания ситуации;

- творческим отношением к работе;

- упорством, уверенностью в себе и преданностью делу;

- нестандартным мышлением, изобретательностью;

- инициативностью и способностью генерировать идеи;

- гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;

- стремлением к сотрудничеству;

- коммуникабельностью и чувством успеха;

- эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;

- ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;

- способностью работать в коллективе и с коллективом;

- умением предвидеть результат;

- внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;

- способностью и умением рисковать;

- способностью действовать самостоятельно;

- ответственностью за деятельность и за принятые решения;

- способностью увидеть, выделить существенное;

- искусством выполнять планы. [интернет]

Эффективная организаторская деятельность, предполагает , что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и т. д. Коллективная работа позволяет открыть большие новые возможности, коллективный подход — решать проблемы сообща. Тем самым вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность, уменьшаются возможности для появления стрессовых ситуаций. Организаторские способности руководителя, менеджера, специалиста социокультурной сферы, вытекают в качественную организаторскую деятельность и результат.

Результатом организаторской работы должна выступать только исполнительная организационная система. Г. П. Щедровицкий обратил внимание на то, что организация может рассматриваться в двух ракурсах:

  • как искусственное образование — искусственный взгляд на организацию свойствен самому организатору, так как тот, кто эту организацию конструирует и создает, всегда смотрит на нее как на свое творение, которое он сделал и собирается использовать как средство, как орудие для достижения своих целей);
  • как естественно живущее — после завершения создания организации организатор уходит, остается управляющий, а организация трансформируется в форму жизни коллектива и начинает жить своей собственной жизнью, что организаторская деятельность, это важный аспект и основная работа специалистов социально-культурной деятельности.

Многие высшие учебные заведение культуры, так и говорят о специалистах: что они обеспечивает организацию и проведение культурно-просветительской, спортивно-оздоровительной и развлекательной работы среди всех слоев населения. Указывая, на то, что в их работу, входит организация, координация и ответственность за результат.

Заключение

Организаторские способности, необходимы не только в работе специалистов социально-культурной деятельности, так же они очень важны в педагогике, и любых других профессиях связанных с управлением.

Формирование организаторских способностей, начинается еще с дошкольного возраста, когда в детском саду, воспитатель, начинает доверять тебе какие-либо поручения, затем, школа. Там, вам вновь доверяют поручения в начальной школе, что порождает желание, чаще самому браться за дело. В среднем и старшем звене, при успешной адаптации к самостоятельной работе, вам могут уже доверить не просто поручение, а целое мероприятия, активно работает системе внеклассной работы, самоуправления. Так же дети посещают дополнительное образование, где так же активно формируется и развиваются организаторские способности ребенка, в частности, если он занимается в кружке социально-педагогической направленности.

Высшие учебные заведения, какой-либо направленности, так же не оставляют попыток на развитие организаторских способностей, студенты живут активной жизнью, где многое организуют сами.

В любом учреждении с нами работают специалисты, организаторы, работают так грамотно, что мы не замечаем тех изъянов, которые видят организаторы. Высшие учебные заведения культуры и искусства, ежегодно выпускают большое количество хороших организаторов, так как, начиная с первого курса, они сталкиваются с большим количеством практики. Провести, организовать, координировать и многие другие виды работы, они осваивают еще на пороге своей юности. Формирование организаторских способностей у специалистов социально-культурной деятельности, стоит на одном из первых мест, среди всего, что дается специалистам еще во время учебы, ведь если не умеешь сам, вряд ли сможешь организовать другого.

Список литературы

  1. Ананьев  Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред.. Бодалева  А. А., Ломова  Б. Ф., Кузьминой  Н. В.  - М. : Педагогика, 1980. -  284 с.
  2. Бакланова Н. К. Профессиональное мастерство специалиста культуры. - М. : МГУКИ, 2003. – 222с.
  3. Валова  Д. В.   «Социальный менеджмент» -  Академия труда и социальных отношений. – М. : инфа-м, 1999г. – 256 с.
  4. Воропаева  О. М.  Автореферат по педагогике на тему «Организационно-педагогические условия формирования эстетической культуры студенческой молодежи в деятельности досуговых объединений», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Тамбов, 2012.
  5. Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образовательного учреждения в области искусства и культуры. Специальность социально-культурная деятельность. Москва, 2002.
  6. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность. - М. : МГУКИ, 2004. – 540 с.
  7. Никитина О. Н. Социология образования: Учебно-методическое пособие. - М. : МИРОС, 2002. 38 -39 С.
  8. Сидоровский  К. Ю.  Автореферат по педагогике на тему «Формирование организационно-управленческих способностей у будущих менеджеров социально-культурной деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва, 2012.
  9. Сидоровский  К. Ю. Основные подходы к формированию организационно-управленческих способностей у менеджеров. – М. : МГУКИ, Вестник, 2011. 179 С.
  10. Чижов Н.А. Руководитель и персонал: технология взаимодействия. - М. :Альфа-Пресс, 2007. – 580 с.
  11. Шадриков В. Д. Введение в психологию способности человека. - М. : ЛОГОС,2002. – 156 с.
  12. Шадриков В. Д. «Психологические способности», Психологический журнал том 27 №1,  2006. 34 С.
  13. Эриксон Э. Э. Идентичность: юность и кризис. – М. : Прогресс, 1996. - 344 с

 

Интернет источники

 

  1. Лекции. Краеведение. Специфика организационного процесса в социокультурной  http://5fan.ru
  2. Лекции социально-культурная деятельность http://kultura-socio.ru/lektsii-po-skd/23-organizaciya-deyatelnosti-sociokulturnyx.html
  3. Лекции социально-культурная деятельность http://reftrend.ru/333442.html
  4. Мичюков В. С. Специфика организации в социально-культурной деятельности http://www.elitarium.ru
  5. Огарков  А. А.  Организаторские способности современного руководителя http://area7.ru/referat.php?6365

Информация о работе Формирование организаторских способностей специалистов социально-культурной деятельности