Формирования финансовой стратегии нефтяной компанией ОАО «ЛУКойл»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение принципов и выделение особенностей формирования финансовой стратегии предприятия, а также изучение методики формирования стратегии.
В рамках поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Определяется место финансовой стратегии предприятия в его общей стратегии.
2. Рассматриваются основные составляющие финансовой стратегии предприятия.
3. Обобщается инструментарий формирования финансовой стратегии.

Содержание

Введение
1. Виды и особенности формирования финансовой стратегии предприятия
1.1 Место финансовой стратегии в общей стратегии предприятия
1.2 Принципы и особенности формирования финансовой стратегии предприятия
1.3 Последовательность разработки финансовой стратегии предприятия
2. Формирования финансовой стратегии нефтяной компанией ОАО «ЛУКойл»
2.1 Методика и инструменты формирования финансовой стратегии
2.2 Анализ формирования финансовой стратегии нефтяной компанией ОАО «ЛУКойл».
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

2 гл!лукойл.docx

— 48.32 Кб (Скачать файл)

Основная доля инвестиций в последние годы направлялась в сектор нефтедобычи, что соответствовало стратегической линии компании на укрепление и расширение сырьевой базы, рост добычи.

Направлениями инвестиционной политики компании «ЛУКойл» являются:

- оптимизация соотношения  собственных и заемных средств;

- формирование портфеля  инвестируемых проектов, в котором  сочетаются высокорисковые и  сверхдоходные инвестиции с надежными, но обеспечивающими средний уровень рентабельности. Конкретно для компании это означает сочетание проектов с относительно более быстрыми сроками окупаемости в сфере нефтепереработки, нефтехимии и, особенно, сбыта продукции с долгосрочными инвестициями в разведку и освоение новых месторождений и поддержание добычи на действующих месторождениях;

- проведение активной  амортизационной политики, стимулирующей  технологическое обновление производства;

- приобретение акций  предприятий нефтегазового комплекса, обеспечивающих стратегическое  усиление компании за счет  эффекта синергии.

Инвестиционная программа компании «ЛУКойл» на ближайшее время, как и раньше, на 80% состоит из средств, направляемых на развитие добычи нефти. В этой части программы - средства на сокращение числа бездействующих скважин на освоенных месторождениях, разведка, освоение новых месторождений в Западной Сибири и других нефтегазоносных регионах страны. Инвестиции в зарубежные проекты (азербайджанские, казахстанские), а также в сооружение каспийского трубопровода предполагается финансировать за счет зарубежных партнеров, в т.ч. за счет стратегического инвестора «ЛУКойла»- американской компании «Атлантик Ричфилд» (АРКО). Вторым крупным направлением инвестиций будут вложения в модернизацию Пермского НПЗ, третьим - расширение сбытовой сети, в частности, сооружение нескольких десятков автозаправочных станций на территории России, в республиках СНГ, странах Балтии, Турции [13].

К сожалению, в инвестиционной программе компании «ЛУКойл» не уделяется достаточно внимания таким направлениям диверсификационной деятельности, как углубление переработки углеводородного сырья (попутного нефтяного газа, сжиженного газа, фракций переработки нефти и др.) с целью получения нефтехимической продукции. Практика работы транснациональных и крупнейших национальных нефтегазовых компаний показала, что выручка от реализации нефтехимических товаров занимает существенную долю в суммарной выручке компании и что в период падения цен на нефть и нефтепродукты именно «нефтехимическое крыло» позволяло компаниям удерживать основные финансовые показатели на приемлемом уровне.

Компания «ЛУКойл» пока самостоятельно решает проблему поиска инвестиционных ресурсов, поскольку отечественная банковская структура не ориентирована на реальный сектор экономики, а государственное финансирование сведено практически до нуля. В этой связи наряду с указанными выше источниками компания прибегает к продаже своих акций, выкупанию акций у держателей, приобретению акций других предприятий, различным альянсам и стратегическим союзам. Такого рода деятельность является дополнением к инвестированию в новое строительство и модернизацию.

При выборе проектов компания исходит из совокупности показателей рентабельности и риска. Обычно используются стандартные процедуры оценки эффективности проекта, которые дополняются экспертными оценками экологической приемлемости и улучшения социальных индикаторов. Наибольшую сложность представляет собой определение портфеля инвестиционных проектов. Сложность возникает из-за взаимного влияния проектов и каждого из проектов по отношению к накопленному капиталу. Для повышения уровня обоснованности разрабатываемых инвестиционных программ компания создает специализированное управление инвестиционными проектами.

По мере развития рыночных отношений в нефтегазовом комплексе все большее значение приобретают операции по покупке активов с целью поглощения и слияния. Такой метод структурного роста рассматривается в компании в качестве альтернативы инвестированию в новое строительство и модернизацию действующего производства. Учитывая тот факт, что процесс приватизации нефтегазового комплекса еще продолжается, компания «ЛУКойл» в качестве стратегической задачи приняла решение участвовать в конкурсе по продаже акций нефтяных компаний, еще находящихся в государственной собственности (компании «Роснефть», «Славнефть» и др.).

Особую привлекательность представляет собой компания «Роснефть», контролирующая значительные запасы нефти и имеющая долю в перспективном международном проекте «Сахалин» [13]. Однако за акции «Роснефти» между нефтяными компаниями предстоит борьба. Чтобы победить, компании образуют альянсы и стратегические союзы: «Газпром» плюс «Ройял Датч Шелл» (крупнейшая в мире англо-голландская нефтяная компания); «Сиданко» (контролируемая ОНЭКСИМбанком) и «Бритиш петролеум»; «Юкос» и «Сибнефть» образовали суперхолдинг «ЮКСИ». Не стоит в стороне «ЛУКойл», который образовал стратегический союз с РАО «Газпром» и нефтяной компанией «ОНАКО» [13].

Таким образом, в описываемый период компания успешно реализовала финансово-инвестиционную стратегию типа «Консорциум», предусматривающую консолидацию инвестиционных ресурсов на базе интеграции отечественных предприятий, расположенных вдоль технологической цепочки «сырье - конечный продукт». В качестве источников финансирования использованы собственные средства, вторичная эмиссия акций, привлеченные средства интегрированных предприятий. Кредиты пренебрежимо малы. В последнее время намечается трансформация финансово-инвестиционной стратегии в направлении привлечения иностранного капитала путем выхода на мировые фондовые рынки (размещение ценных бумаг типа АДР). Компания имеет иностранного стратегического инвестора. Реализует пакет инвестиционных проектов, нацеленных главным образом на ресурсно-рыночные стратегические решения.

финансовый стратегия предприятие

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансовая стратегия компании - это генеральный план действий по своевременному обеспечению предприятия финансовыми ресурсами (денежными средствами) и по их эффективному использованию с целью капитализации компании.

Грамотно построенная финансовая стратегия предприятия (компании, отрасли) позволяет не только обеспечить предприятие финансовыми ресурсами и оптимизировать риски, но и определить пакет стратегический целей для дальнейшего эффективного развития предприятия.

Финансовая стратегия предприятия охватывает все стороны деятельности предприятия, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчеты, налоговую и ценовую политику, политику в области ценных бумаг.

Разработка финансовой стратегии - это часть общей стратегии экономического развития, в силу чего она должна согласовываться с ее целями и направлениями. В свою очередь, финансовая стратегия оказывает существенное влияние на общую экономическую стратегию предприятия, поскольку изменение ситуации на макроуровне и на финансовом рынке является причиной корректирования не только финансовой, но и общей стратегии развития предприятия.

Всесторонне учитывая финансовые возможности предприятия, объективно рассматривая характер внутренних и внешних факторов, финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынке продукции. В противном случае предприятие может обанкротиться.

Таким образом, успешная финансовая деятельность предприятия обусловлена как своевременными и правильными решениями высшего менеджмента в текущей работе, так и в вопросах стратегии, которая должна разрабатываться не только на основе внутренних условий предприятия, но и с учетом влияния существующей финансовой системы, сложившейся в России на данном этапе.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аминова З.Ф. Финансовая  стратегия предприятия: формирование, развитие, обеспечение устойчивости. - М.: Компания Спутник+, 2005. - 118с.

2. Басовский Л.Е. Прогнозирование  и планирование в условиях  рынка. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 259с.

3. Бланк А.И. Финансовая  стратегия предприятия. - Киев: Ника-центр, 2004. - 711с.

4. Ковалева А.М. Финансы. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 384с.

5. Морозов Т.Г., Пикулькин  А.В. Прогнозирование и планирование  в условиях рынка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 318с.

6. Сергеев И.В., Шипицын  А.В. Оперативное финансовое планирование  на предприятии. - М.: Финансы и  статистика, 2006. - 288с.

7. Журнал «Финансовый  директор» №11, 2005

8. Горицкая, Н. Г. Финансовая  стратегия / Н. Г. Горицкая // Финансовый

директор.- 2005.- № 11.- с. 74-79

9. Алексеева М. Планирование  деятельности фирмы. - М.: Финансы  и статистика, 2000.

10. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ стратегии и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2001.

11. Алекперов В.Ю. // Нефть  России, 1994, № 2; 1995, № 5; 1995, № 6; 1995, № 12; 1996, № 3-4; 1997, № 5-6; Нефть и бизнес, 1997, № 2; Экономика и управление нефтегазовым  комплексом, 1997, № 9; Нефтяное хозяйство, 1997, № 4; Горный вестник, 1997, № 3; Российская  газета от 2 сент.1995г.

12. Алекперов В.Ю. // Нефть  России. Нефтегазовая вертикаль, 2000, № 2.

13. Алекперов В.Ю. Вертикально  интегрированные нефтяные компании  России. - М.: АУТОПАН, 2006.

14. Акофф Р. Планирование  в больших экономических системах. - М.: Советское радио, 2002.

15. Айкс Б., Ритерман Р. От предприятия к фирме: заметки  по теории предприятия переходного  периода // Вопросы экономики, 2004, № 8.

16. Арсланова З., Лившиц  В. Оценка эффективности инвестиционных  проектов в разных системах  хозяйствования // Инвестиции в России, 2005, № 1, 2, 4, 5.

17. Алабугин А.А. Теория  и практика менеджмента. - Челябинск: 2009.

18. Ансофф И. Стратегическое  планирование. - М.: Экономика, 2009.

 


Информация о работе Формирования финансовой стратегии нефтяной компанией ОАО «ЛУКойл»