Функции и методы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:01, контрольная работа

Краткое описание

Процесс управления (менеджмент) имеет пять взаимосвязанные функции: прогнозирование и планирование, организация, мотивация и стимулирование и координация и регулирование.

Содержание

Содержание:
Введение………………………………………………………………………..........3
1. Функции менеджмента…………………………………………………….3
Прогнозирование и планирование…………………………………….4
Организация…………………………………………………………….........6
Мотивация и стимулирование……………………………………….....7
Контроль………………………………………………………………............9
Координация и регулирование………………………………………...10
2. Методы менеджмента……………………………………………………...11
Организационные методы………………………………………….......11
Административные методы…………………………………………....11
Экономические методы………………………………………………......12
Социально-психологические методы………………………………..14
Заключение………………………………………………………………….............15
Список литературы…………………………………………………………..........18

Вложенные файлы: 1 файл

Функции и методы менеджмента.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, мотивация  зависит от потребностей, ожидания и восприятия работниками справедливого вознаграждения за выполненную работу.

 

    1. Контроль

Контроль, как правило, ассоциируют с властью, «командованием», «поймать», «уличить», «схватить». Такое представление о контроле уводит в сторону от главного содержания функции контроля.

В сомом общем виде контроль можно представить  как  процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.

Контроль – одна из ведущих функций управления. Существует множество формулировок определений  функции контроля. Одна из них – контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

Контроль способствует успешному функционированию предприятия. Без контроля совместной деятельности на предприятии начинается хаос.

Посредством функции  контроля выявляются проблемы, что  позволяет скорректировать деятельность организации для предотвращения кризисного положения. Контроль позволяет фиксировать ошибки, сознательные и несознательные нарушения  и исправлять их до того, как они возникнут на пути достижения цели. Вместе с тем контроль позволяет определить, какая деятельность на пути достижения цели была наиболее эффективна.

Эффективное сочетание  различных видов контроля с учетов параметров внешней и внутренней среды – залог успешного функционирования организации.

 

    1. Координация и регулирование

Сущность этой функции  заключается в обеспечении согласованности  действий всех звеньев системы управления, сохранении, поддержания и совершенствования установленного режима работы производственного механизма. При помощи этой функции решаются задачи, связанные с разделением труда в аппарате управления и упорядочением системы производства в случае отклонения от заданных параметров.

Цели координации и  регулирования – установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов, устранение помех и отклонений от заданного режима работы.

Регулирование – деятельность по поддержанию в динамической системе  управления производством заданных параметров. Она определяется задачей  сохранять состояние упорядоченности, как в подсистеме производства, так и в подсистеме управления. Эта как раз та функция, которая связывает систему управления с внешней средой.

Координация – функция  процесса управления, обеспечивающая, во-первых, его бесперебойность и  непрерывность, и, во-вторых, взаимосвязь  всех функций. Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей и обмена информацией между ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы менеджмента

 

Важно отметить, что эффективное  управление возможно лишь на основе сочетания, неразрывного единства четырех групп методов — экономических, административных, социально-психологических и воспитательных. Лишь их совместное взаимосвязанное применение способно сделать труд рациональным и привлекательным, а его результаты — эффективными, полезными обществу и каждому из нас.

 

    1. Организационные методы

Суть организационных  методов состоит в том, что  прежде чем какая-то деятельность будет  осуществляться, она должна быть соответствующим  образом организована – спроектирована, сориентирована, регламентирована, нормирована, снабжена необходимыми инструкциями, фиксирующими правилами поведения для персонала. Другими словами, необходимо сначала создать фирму, расставить по местам людей, дать им задания, показать как действовать и уже после этого руководить их действиями. Таким образом организационные методы управления предшествуют самой деятельности, создают для нее необходимые условия, а следовательно, являются пассивными, составляют базу трех остальных – активных групп методов.

 

    1. Административные методы

Исторически раньше других появились административные методы. По-другому они называются методами властной мотивации и сводятся прежде всего к открытому принуждению людей к той или иной деятельности. Наиболее широкое распространение в настоящее время они имеют в армии и других подобного рода структурах. Условием применение этих методов является преобладание однозначных способов решения задач, отклонение от которых недопустимо. На практике эти методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий, допускающих минимальную самостоятельность исполнителя, вследствие чего вся ответственность возлагается на руководителя, отдающего распоряжения.

 

    1. Экономические методы

Однако, в результате значительного усложнения форм деятельности, потребовавшего от людей оперативного решения многих возникающих проблем, административные методы перестали отвечать реальным потребностям управления. Возникла необходимость использования других методов, которые позволяли бы исполнителям самим проявлять инициативу на основе материальной заинтересованности и отвечать за принятые решения. И такие методы появились в начале ХХ века, благодаря усилиям основоположника научного менеджмента, американского инженера Фредерика Тейлора. Они получили название экономических.

В основе экономических  методов лежит экономическая заинтересованность работника в результатах своего труда. Исполнителю устанавливается только цель и общая линия поведения, в рамках которых он самостоятельно ищет наиболее выгодные для него пути их достижения. Проявленная им инициатива, выгодная не только для него, но и для фирмы, своевременное и качественное выполнение (а в иных случаях и перевыполнение) заданий каждый раз вознаграждаются, прежде всего, с помощью денежных выплат.

Первый из экономических  методов управления — хозрасчет.

«Хозрасчет»: две составляющие: «хозяйственный» и «расчет». Главным  здесь является первое слово, а «расчет» — второстепенным, хотя и важным. Полный хозрасчет и сочетании  с самофинансированием обеспечивает хозяйственную самостоятельность предприятия. При этом производственная и социальная деятельность на предприятии, а также оплата труда осуществляются за счет заработанных средств. Материальные затраты на производство и социальную сферу возмещаются из выручки, полученной при реализации продукции, работ и услуг, производимых предприятием. В этих условиях главным обобщающим показателем успешности хозяйственной деятельности становится прибыль или доход. После того как часть прибыли или дохода будет выплачена по обязательствам предприятия, все, что останется, поступает в полное распоряжение Собственника предприятия и расходуется на развитие производства, оплату труда и социальные нужды. Исходя из этой общей установки на каждом предприятии может вводиться одна из возможных форм или, как часто говорят, моделей хозрасчета.

Выбор модели хозрасчета предприятия, приспособление ее к конкретным условиям хозяйствования на данном заводе или фабрике — важнейшая задача менеджера и сонета (правления) предприятия. Полезно для решения этой задачи привлекать независимых консультантов — управленцев, экономистов, правовиков.

Ценообразование.

В рыночной экономике  различают следующие виды цен:

  1. Производственная цена, по которой производитель поставляет товар крупными партиями оптовым торговцам.
  2. Оптовая цена — цена, по которой оптовые торговые фирмы продают товар крупными оптовыми партиями компаниям, занимающимся розничной торговлей.
  3. Розничная цена — цепа, но которой ведется продажа товара в магазинах в розницу и небольшими партиями.
  4. Рыночная цена — цена, по которой идет купля-продажа на данном рынке в данное время.
  5. Базисная цена — согласуется путем переговоров между продавцом и покупателем крупных партий товара.
  6. Монопольная цена — это цена, устанавливаемая монополиями выше или ниже цены производства. Выше — для сбыта своих товаров и ниже — для товаров, приобретаемых у других фирм.
  7. Номинальная цена — та, которая публикуется в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках (сокращенно — номинал).
  8. Скользящая цена — цена, устанавливаемая договором в зависимости от условий конъюнктуры на определенную дату.
  9. Твердая цена ~ цена, фиксируемая в договоре купли-продажи, которая не может быть изменена.
  10. Цена «падающий лидер» — цена, используемая торговцами для привлечения покупателей. Обычно снижается цена лишь па один какой-нибудь товар, но покупатель, привлеченный этим фактом в магазин, может купить и другие товары, цена на которые не снижалась.
  11. Цена спроса — цена, складывающаяся на рынке в результате свободных рыночных соотношений конкуренции, спроса и предложения.

Финансирование.

Финансы нужны предприятию для его производственного и социального развития, Деньги дают предприятию возможность заработать еще большие деньги, т. е. получить прибыль. Именно получение прибыли позволяет судить о том, нужную ли для общества работу делает данный завод или фабрики, эффективно и экономно ли производство. Если продукция, выпускаемая предприятием, нужна - будет прибыль, не нужна — прибыли не будет. Чтобы обеспечить себе прибыль, предприятие, не ожидая указания сверху, само станет повышать качество продукции и услуг, снижать их себестоимость, наращивать производительность труда, совершенствовать оборудование и приемы работы.

Финансовая самостоятельность  предприятия, то, что мы сегодня называем самофинансированием, предусматривает не только новые права руководителя, но и высокую финансовую ответственность его перед собственником и трудовым коллективом.

 

 

    1. Социально – психологические методы

Но экономические методы тоже быстро показали свою ограниченность, особенно при управлении деятельностью  лиц интеллектуальных профессий, для которых деньги не самый главный стимул работы. И тут на помощь (в 20-х годах ХХ века) пришли социально-психологические методы. Они сводятся к двум направлениям: во-первых, к формированию благоприятного морально-психологического климата в коллективе, способствующего большей отдаче при выполнении работы за счет повышения настроения людей; во-вторых, к выявлению и развитию индивидуальных способностей каждого, позволяющему обеспечить максимальную самореализацию личности в производственном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Пять функций менеджмента – прогнозирование и планирование, организация, мотивация и стимулирование и координация и регулирование – имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все пять управленческих функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами.

Эффективное управление возможно лишь на основе сочетания, неразрывного единства четырех групп методов — экономических, административных, социально-психологических и воспитательных. Лишь их совместное взаимосвязанное применение способно сделать труд рациональным и привлекательным, а его результаты — эффективными, полезными обществу и каждому из нас.

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Валуев С.А., Игнатьев А.В. Организационный менеджмент. М., 2003 г.
  2. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.
  3. И.Н. Герчикова. Менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2002,
  4. Кузнецов Ю.В. Подлесных В.И. Основы менеджмента. – Изд. ОЛБИС, 2002.
  5. Максимцов М. М. «Менеджмент», Москва, ЮНИТИ, 2001.
  6. Менеджмент организации. Под редакцией З.П. Румянцевой, Н.А.
  7. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента – М.: "Дело", 2001.
  8. Радугин А.А. «Основы менеджмента», Москва, Центр, 2001.
  9. Тейлор Фредерик Уинслоу, " Менеджмент", - М., 2003 г.

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Функции и методы менеджмента