Характеристика основных стилей руководства организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Организация представляет собой сложную систему и неотъемлемой ее частью является руководство, которое координирует ее действия, обеспечивает ее целостность, сохранение и развитие, степень взаимодействия с внешней средой и, в конечном итоге, достижение поставленных целей. Успех и эффективность организации напрямую зависит от менеджера, который будет направлять работу других и нести персональную ответственность за ее результаты. Но значительная часть людей, начинающих заниматься профессиональной управленческой деятельностью, не обладают необходимой степенью грамотности в сфере управления.

Содержание

Введение 3
1. Менеджер и эффективное руководство 5
2. Факторы формирования стилей 7
3. Стили руководства и их особенности 9
4. Достоинства и недостатки стилей руководства, и их эффективность 13
5. Заключение 19
Список используемой литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

Основы менеджмента КУРСАЧ.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)
  • подчиненным предоставляется значительная свобода действий, инициатива подчиненных не подавляется, они избавлены от постоянного контроля;
  • подчиненные чаще всего имеют достаточно широкую осведомленность о положении дел в коллективе, а также о перспективах его развития;
  • работа в подобном коллективе приносит удовлетворение сотрудникам и формирует благоприятный психологический климат;
  • руководитель максимально разгружен, подчиненным передается ответственность за действия;
  • высокая трудовая мотивация сотрудников;
  • подчиненные чаще всего хорошо информированы о положении дел в организации, а также о перспективах ее развития. 

«Тактика минимального вмешательства (интервенции) в дела коллектива требует от руководителя такта, высокой эрудиции и управленческого мастерства, нужно уметь ничего якобы не делать самому, но знать обо всем и ничего не упускать из своего поля зрения. Руководитель-либерал должен мастерски владеть принципом делегирования полномочий, поддерживать добрые отношения с неформальными лидерами, уметь корректно ставить задачи и определять основные направления работы, координировать взаимодействие сотрудников для достижения общих целей.

Самое опасное испытание  для либерального стиля управления – возникновение конфликтных ситуаций, своеобразная битва амбиций, вероятность которой весьма велика в коллективе, состоящем из одаренных неординарных личностей».9 И таким образом, при отсутствии регламентированной децентрализации властных полномочий неформальные лидеры могут присвоить функции руководителя себе и пользоваться большим влиянием на членов коллектива. Менеджер может потерять собственный авторитет, свое значение в коллективе, сопутствующих ему благ и статус.

Невысокий уровень требовательности к подчиненным, может привести к низкому качеству исполнения производственных задач. Поэтому эффективность либерального стиля зависит от стремлений членов коллектива, четкой формулировкой руководителем целей и задач производства и условий их деятельности.

Очевидно, что ни один стиль не является универсальным для любого типа организации. В каждом конкретном случае между  либеральным, авторитарным, демократическим  стилями имеется определенный баланс, таким образом, если увеличивать  долю элементов какого-либо стиля, то это приведет к уменьшению доли других.

«Считается, что руководители используют разные стороны стилей в зависимости  от их личных качеств, ситуации, конкретной задачи, индивидуальных особенностей подчиненных.

Наиболее устойчивые признаки по фактору «авторитарность – либеральность»:

1) централизация власти – децентрализация, делегирование;

2) склонность к единоличному  принятию решений – коллегиальному;

3) оперативность в решении вопросов – не оперативность;

4) контроль – слабый контроль;

5) использование организационно-административных методов – морально-психологический;

6) стремление обеспечить исполнительскую  дисциплину и персональную ответственность  – установка на сознательность и самостоятельность сотрудников;

7) ориентация на вышестоящее  руководство – на коллектив;

8) решение вопросов в соответствии  с должностной субординацией  – в соответствии с неформальной структурой;

9) активность кадровой политики  – пассивность;

10) повышенная конфликтность  – стремление ухода от конфликтов;

11) преобладание негативных мотиваций в руководстве людьми – позитивной мотивации, отсутствие принуждения и давления;

12) стремление сконцентрировать  всю информацию – склонность передавать информацию вниз;

13) большая коммуникабельность  сверху – снизу;

14) стремление к единой линии поведения – склонность к разногласиям и борьбе мнений

На формирование стиля оказывает  влияние характер работы: у руководителей  научно исследовательского института  авторитарный стиль встречается  реже, чем в группе руководителей  производства и строительства. Стиль не зависит от иерархического уровня управления и от профессиональных знаний. Эффективными могут быть как либеральные, так и авторитарные (чаще) стили руководства. У руководителей низшего звена эффективность положительно связана с авторитарностью и отрицательно – с либеральным стилем».10

«По мнению Френка Фидлера, особенности  управления во многом зависят от ситуации, и поскольку руководитель, исповедующий определенный стиль, изменить себя, как  правило, не может, нужно, исходя из стоящей  задачи, помещать его в те условия, где он сможет наилучшим способом себя проявить».11

По мнению автора данной работы, самым  оптимальным все же можно признать демократический стиль руководства, так как он позволяет избежать серьезных ошибок при принятии решении  и учитывает знания и опыт подчиненных. При данном стиле легче адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Этот стиль предполагает определенную гибкость, позволяющую использовать высокие технологии и инновации. Но все же, руководство – это искусство, поэтому ни один исследователь не сможет разработать теорию эффективного стиля руководства, который будет идеален для всех ситуаций, для всех коллективов и их руководителей. Само по себе руководство утратило бы свою привлекательность, если таковой стиль был бы выработан, превратив процесс руководства в использование стандартных приемов. Руководство стало бы рутинным и неинтересным. Поэтому каждый руководитель должен знать и уметь использовать в соответствии с ситуацией все три стиля.

 

 

 

5. Заключение

 

Проведенные в данной работе исследования показали, что при управлении организацией, руководителям невозможно использовать только один устоявшийся стиль руководства. Они склонны постоянно вносить  изменения в сложившийся уже  стиль, в соответствии с окружающей действительностью. В настоящее время, руководителю необходимо уделять больше внимания человеческим отношениям внутри коллектива. Постоянные перемены в современном обществе вынуждают всегда быть готовым к проведению реформ в области управления организацией и производства. Поэтому становится очевидным, что встретить какой-либо из рассмотренных нами стилей в крайнем своем проявлении невозможно, так как не каждый стиль может подойти сложившейся ситуации. Таким образом, от выбора руководителя будет зависеть не только эффективность производства в организации и его авторитет, но и морально-психологическая атмосфера в коллективе. Чувство стабильности, удовлетворенность работой, взаимопонимание между руководителем и подчиненными становятся главным залогом успешного производства.

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Кнорринг В.И. Общий и социальный менеджмент. М, 1997.

2. Маркс К. Капитал. Т. 1/ Маркс К., Энгельс Ф. – Соч. – 2-е изд. Т. 23. – М.: Политиздат, 1975.

3. Васильева Ю.В., Парахина В.Н., Ушвицкий. Л.И. Теория управления: Учебник –2-е изд., доп. – М., 2005.

4. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом: Учебник – М.: «Юнити», 2001 г.

5. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник. 3-е изд. изм., доп. – М.: Норма, 2007

6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. – 4-е изд. – М.: Новое знание, 2001.

7. Основы менеджмента: Учеб. пособие  для вузов/ Под ред. А.А. Радугиной – М: Центр, 1998 г.

8. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: Учебно-практическое пособие – М.: ЗАО «Бизнес школа», 1998.

9. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2000.

1 Маркс К. Капитал, 1975.

2 Теория управления Ю.В.Васильева, В.Н. Парахина, Л.И. Ушвицкий – 2005.

3 Основы менеджмента Н.И. Кабушкин 2001

4 http://www.e-college.ru/xbooks/xbook057/book/index/index.html?part-006*page.htm

5 http://privately.ru/2006/04/12/stil_rukovodstva.html

6 Теория, практика и искусство управления В.И. Кнорринг 2007

7 Основы менеджмента А.А. Радугина 1998 г.

8 http://www.spbmapo.ru/education/ordinator/element2.5.3.htm

9 Теория, практика и искусство управления: учебник / В.И. Кнорринг. Изд. 3-е изм., доп. – М.:Норма, 2007. – 378 с.

10 http://www.bre.ru/security/13674.html

11 Управление персоналом современной организации Шекшня С.В 1998

 

 


Информация о работе Характеристика основных стилей руководства организацией