Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:55, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать цели, функции и задачи службы управления персоналом.
Для достижения поставленной цели, определены следующие задачи:
Рассмотреть цели и задачи службы по управлению персоналом;
Рассмотреть структуру службы управления персоналом;
Рассмотреть зарубежный опыт;
Введение 3
1.Концепция современного менеджмента управления персоналом………...5
2 Цели и задачи службы по управлению персоналом 5
3 Функции службы управления персоналом в организации 9
4 Структура службы управления персоналом 14
5 Зарубежный опыт в организации работы кадровых служб 16
Заключение 64
Список литературы 68
4. Структура службы управления персоналом
Структура службы УП вытекает из ее функций и отражает каждую из них, а также ориентирована на поставленные задачи. В начале нужно уточнить место службы УП в структуре организации, затем определить ее собственную структуру.
Организационная структура службы УП определяется как объективными факторами (размером предприятия и объемом выполняемой работы по каждой функции, качеством персонала службы управления персоналом), так и субъективными (отношением к персоналу руководителя организации, его подготовленностью, видением целей организации и ролью, отводимой персоналу). На малых предприятиях из функций по управлению и развитию персонала зачастую реализуется лишь учетная, а работу осуществляет референт по персоналу, сочетающий эту деятельность с обязанностями секретаря директора. Для крупного современного предприятия численность службы управления персоналом можно определять, исходя из практики, сложившейся в странах с развитым рынком.
В случае понимания руководством предприятия необходимости и эффективности полноценной работы с персоналом как с наиболее перспективным и производительным элементом производства и при наличии возможностей организовать полноценную службу управления персоналом, ее структура может быть такова:
• отдел планирования социального развития коллектива и творчества персонала;
• отдел исследования социально-психологического климата, причин конфликтов и их урегулирования;
• отдел мотивации, материального и морального стимулирования;
• отдел планирования карьеры;
• отдел обучения, повышения квалификации и переквалификации персонала;
• отдел нормирования труда, оценки результатов и аттестации;
• отдел организации труда;
• отдел подбора персонала;
• отдел охраны и безопасности труда;
• отдел учета персонала и контроля трудовой дисциплины.
Важное требование к работникам службы управления персоналом состоит в умении и желании работать с персоналом (желательно наличие педагогического или психологического образования).
Службы управления персоналом работают в тесной взаимосвязи с другими службами предприятия и планируют свою деятельность в виде краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов, которые, как правило, совпадают с планами развития других подразделений по моментам своего начала и окончания.
Важным инструментом планирования является прогнозирование. Вместе с тем наиболее распространенным методом формирования планов социального развития являются комплексные программы, при подготовке которых формируется цель, способы и средства для реализации этих программ.
5. Зарубежный опыт в организации работы кадровых служб
По данным зарубежной литературы и оценкам специалистов, общая численность сотрудников службы УП составляет примерно 1,0 – 1,2% общей численности коллектива. Следует подчеркнуть, что роль и организационный статус службы УП в западных фирмах во многом определяются уровнем организационного, финансового развития потенциала организации и позицией ее руководства.
Так, в обрабатывающей промышленности США на одного специалиста по управлению персоналом приходится 100 занятых на предприятиях с численностью до 1000 человек, 130 занятых на предприятиях численностью 1000-4999 человек и 350 занятых на предприятиях с численностью свыше 5 тыс. человек10. По данным А. А. Татарникова, в компаниях США с числом занятых от 2,5 тыс. до 10 тыс. человек средняя численность персонала служб развития человеческих ресурсов в первой половине 80-х годов возросла до 25 человек, а в корпорациях, насчитывающих свыше 10 тыс. человек – до 5011.
В развитии
функциональных особенностей управления
персоналом в зарубежных странах
проявляются следующие
Следует отметить, что наличие указанных выше тенденций говорит о высоком уровне развития управления персоналом, общей культуры управления персоналом в деятельности зарубежных фирм.12
Отечественная практика делает в настоящее время энергичные шаги по становлению эффективной системы управления персоналом и постепенному включению данной системы в общий мировой процесс.
Также в практике зарубежных фирм наблюдается закономерность того, что службы УП начинают свою деятельность как штабные звенья с чисто консультативными функциями, а затем, по мере развития кадрового потенциала и все более очевидного его влияния на результаты работы, служба персонала наделяется управленческими полномочиями и начинает непосредственным образом участвовать в руководстве организацией.13
А в последние годы выделяется функциональная сфера управления, получившая название «Контроллинг». Данная сфера управления концентрирует в себе органы, выполняющие функцию координации развития организации, а также общие функции управления.14
Западная теория говорит, что службы УП преследуют следующие цели:
В практике зарубежных фирм принято не реже одного раза в год проводить опрос сотрудников об удовлетворенности сотрудников служебным положением, руководством. Анализируя данные опроса, руководство выделяет те направления своей деятельности, которые необходимо совершенствовать в целях улучшения деятельности всей организации.
Для отечественных предприятий отсутствие интереса к методам и приемам, повышающим эффективность управления персоналом – обычное явление. Работника могут легко нанять и также легко с ним расстаться. Такое положение объясняется как сложившимися традициями в сфере управления, так и общим состоянием экономики, отсутствие развитой и стабильной работающей конкурентной среды.
Для того чтобы составить представление о ситуации в нашей стране, обратимся к экспресс-опросу, проведенного журналом «КоммерсантЪ»15 среди членов Русского кадрового центра – созданного в Москве союза кадровиков. Так, результаты опроса показали, что большинство вновь образуемых служб УП по своим функциям тяготеет скорее к западной схеме. Однако в российских условиях акценты настолько смещаются, что схема становится почти неузнаваемой. У большинства представителей на первый план поставлены: во-первых, отбор, обучение и повышение квалификации. Следующими в перечне приоритетов оказались «другие направления», уже назван довольно широкий спектр проблем, - от «организации отдыха» и «создания морального климата» до «разработки должностных инструкций» и «взаимосвязей между службами и отделами». По мнению самих руководителей служб УП, повышенное внимание к этим «другим направлениям» и отличает их модель от западной и является результатом адаптации к российским условиям.
Подводя итог выше сказанному можно сделать вывод, что стержень любой организации — работающие в ней люди, которыми необходимо управлять. В современной организации созданию системы и координации работы, составляющих организации служит подразделение (отдел) управления персоналом.
Технология управления персоналом охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения кадров и предусматривает информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое и делопроизводственное обеспечение.
Работники службы УП должны знать и понимать специфику производственной деятельности организации, видеть перспективы ее развития, в том числе и в долгосрочном периоде, иметь четкое представление о связях организации, ее потребителях, а также уметь разрабатывать эффективные системы управления персоналом в организации.
Перечень целей службы УП варьируются от целей организации. Главная цель деятельности служб УП в организациях современного типа – «приносить фирме прибыль», но конечной целью работы с персоналом является максимальное сближение ожиданий предприятия и интересов работников, а также максимально полное использование трудового потенциала работников.
Эффективная кадровая политика подразумевает выделение приоритетных задач, без решения которых ее реализация затруднена.
В широком
смысле функции службы УП – это
отрасль общей политики фирмы, так
или иначе связанная с
Структура службы УП вытекает из ее функций и отражает каждую из них, а также ориентирована на поставленные задачи. Роль и организационный статус службы УП в западных фирмах во многом определяются уровнем организационного, финансового развития потенциала организации и позицией ее руководства. При этом организационная форма оказывает меньшее воздействие на статус системы УП. Чем остальные перечисленные выше факторы. Это замечание справедливо и для отечественных организаций.
Для отечественных
предприятий отсутствие интереса к
методам и приемам, повышающим эффективность
управления персоналом – обычное
явление. Результаты опроса показали,
что большинство вновь
Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрены цели, задачи, функции и структура службы по управлению персоналом. Были выполнены поставленные задачи по исследованию целей, задач, функций и структуры службы по управлению персоналом.
Управление персоналом организации является целенаправленной деятельностью руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом. Служба УП имеет собственную иерархию должностей, которая является составной частью общеорганизационной иерархии. Технология управления персоналом охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения кадров
Руководители и работники
Главная цель деятельности служб УП в организациях современного типа – «приносить фирме прибыль», но конечной целью работы с персоналом является максимальное сближение ожиданий предприятия и интересов работников. При этом управление кадрами будет наиболее эффективным, если этот процесс разделить на отдельные задачи, являющиеся составной частью кадровой политики организации.
Структура службы УП вытекает из ее функций и отражает каждую из них, а также ориентирована на поставленные задачи, но на сегодняшний день нет строго определенного взгляда на функции службы УП в организации.
Для отечественных предприятий отсутствие интереса к методам и приемам, повышающим эффективность управления персоналом – обычное явление. В практике же зарубежных фирм принято не реже одного раза в год проводить опрос сотрудников об удовлетворенности сотрудников служебным положением, руководством.
Большинство вновь образуемых служб УП по своим функциям тяготеет скорее к западной схеме. Однако в российских условиях акценты смещаются, что и является результатом адаптации к российским условиям.
Список использованной литературы
Информация о работе Цели, функции и задачи служб по управлению персоналом