Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:02, курсовая работа
В курсовой работе рассматривается эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет оценить влияние перечисленных показателей на спрос, а также теория потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.
1. Введение 3
2. Спрос и предложение: 6
2.1. Спрос 6
2.2. Предложение 9
3. Эластичность спроса и предложения. 13
3.1. Эластичность спроса 13
3.2. Эластичность предложения 19
4. Эластичность спроса по доходу. 22
5. Перекрестная эластичность спроса. 25
6. Равновесная цена. Дефицит и излишки. «Нижний» и «Верхний» предел цены. 28
7. Варианты практического применения эластичности. 33
7.1. Переговоры об уровне заработной платы. 33
7.2. Небывалый урожай. 33
7.3. Автоматизация. 34
7.4. Дерегулирование воздушного транспорта. 34
7.5. Акцизный налог. 35
7.6. Героин и уличная преступность. 35
7.7. Минимум заработной платы. 36
8. Основные термины и понятия. 37
Список использованной литературы. 38
в) в длительном (долгом) периоде,
когда возможностей для увеличения
объема производства продукции гораздо
больше, т.к. все факторы производства
являются переменными (в т. ч. производственные
мощности, число фирм в отрасли
и т.д.) коэффициент эластичности:
Проиллюстрируем это графически (рис.
4).
Рис. 4 (а,б,в) Предложение в трех периодах:
а) мгновенный период
б) среднесрочный период
в)долгосрочный период
Кроме фактора времени на предложение влияет также степень сохранности товара (например, помидоры не могут долго храниться, а грецкие орехи - могут, поэтому цены на помидоры снижаются достаточно быстро, а на грецкие орехи держатся в течение длительного времени), а также стоимость и условия его хранения
Возможности технологического
процесса также влияют на эластичность
предложения. Например, если легко и быстро
можно перепрофилировать или приспособить
оборудование для производства пользующейся
спросом продукции и т.д.
В отличие от
эластичности спроса показатель суммарного
(валового) дохода для предложения просто не
существует, поскольку зависимость между
ценой и количеством предлагаемой продукции
является прямой. Поэтому, независимо
от степени эластичности или неэластичности,
цена и валовой доход всегда изменяются
в одном и том же направлении.
Следует подчеркнуть огромное практическое значение использования концепции эластичности: Показатели эластичности используются при обосновании введения различных налогов и, прежде всего, акцизных налогов; при разработке мер государственного воздействия по регулированию выпуска сельскохозяйственной продукции; установление минимума заработной платы, и т.д.
Глава 3. Эластичность спроса по доходу.
Реакция величины спроса на изменение в цененаиболее общее, но не единственное применение такого ключевого понятия как эластичность. Поскольку величина спроса на товар является функцией многих неизвестных, то теоретически можно определить эластичность спроса по любому из факторов, т.е. она может быть использована для выражения реакции спроса на любое условие и допущение, принятое априори постоянным при построении исследуемой кривой спроса. После цены другим таким важным условием является доход потребителей (остальным видам эластичности, например, по вкусам, по ожиданиям, сложно дать количественную оценку).
Эластичность спроса на товар по доходам определяется как отношение процентного изменения величин спроса на товар к процентному изменению доходов. Численное измерение эластичности по доходам предполагает, что цены товара в этот конкретный момент не меняются. Обозначим доходы до и после изменения как Y1 и Y2. Формулу средней точки для эластичности спроса по доходам можно выразить следующим образом:
Эластичность процентное изменение
Спроса Ly=(Q2-Q1)/(Q1+Q2) = величины спроса
По доходам (Y1-Y2)/(Y1+Y2) процентное изменение величины дохода
Известно, что товары бывают нормальные (высшего качества) и низшие (низкого качества). Численное значение эластичности по доходам тесно связано с этими понятиями. Повышение доходов ведет к повышению спроса на нормальные товары. Эластичность спроса по доходу на нормальные товары положительна (величины ее могут принимать любые значения от 0 до +оо), поскольку в этом случае доход и спрос изменяются в одном и том же направлении. Если Ly>1 товары являются эластичными по доходу, если Ly<1 товары являются неэластичными по доходу. Наоборот, для товаров низкого качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса, т. е. Ly<0. Поскольку здесь доход и спрос изменяются в противоположных направлениях, эластичность спроса по доходам на товары низкого качества отрицательна.
На эластичность спроса по доходам также влияют некоторые обстоятельства, определяющие эластичность спроса по цене. Достаточно вспомнить, что быть нормальным товаром или товаром низкого качества не является его внутренним свойством. Такое подразделение товаров зависит от наличия их субститутов и отношения к ним потребителя. По мере роста доходов потребители часто, переходят на потребление
товара с известной торговой маркой («фирменного»), товар же местного производства уже расценивают как низший.
Рассмотрим факторы, влияющие на эластичность спроса по доходу, с помощью так называемых кривых Энгеля (рис. 5).
Рис.5 Кривые Энгеля
При построении
кривых Энгеля, в отличие от кривых
спроса и предложения, ценовой параметр
откладываем по горизонтальной оси,
а количество товара, на который
предъявляется спроспо
Кривая на рис. 5 отображает зависимость
величины спроса QD товара Х от дохода Y. Подобная кривая
соответствует неэластичным нормальным
товарам: приращения Y превосходят
приращения QDx. Речь идет
о товарах первой необходимости, потребление
которых мало меняется в зависимости от
уровня дохода потребителей.
Кривая на
рис. 5(6) характерна для эластичных (Ly>l) товаров.
Такими товарами являются чаще всего предметы
роскоши, недоступные для семей с доходами
ниже Y'. Если доход
достигает величины Y', то по мере
роста Y приращения QDx значительно
превосходят приращения Y, и кривая резко
поднимается вверх.
Кривая
на рис. 5(в) описывает некачественные товары:
до тех пор, пока доход не достигает величины Y", потребление
таких товаров растет, а затем, по мере
повышения достатка потребителей, QD подобных товаров
сокращается.
Знание эластичности отдельных товаров по доходу очень важно для прогнозирования потребительского спроса, поскольку при увеличении своего среднего дохода потребители предъявят спрос на большее количество эластичных по доходу товаров, чем на неэластичных и сократят потребление некачественных товаров. Если экономика переживает подъем и средние доходы потребителей возрастают, то отраслям, производящим товары с Ly>1 предстоит расширение, а отрасли с Ly<0 могут столкнуться с серьезными трудностями.
Глава 4. Перекрестная эластичность спроса.
Иногда важно знать, как меняется количество товара X1, на которое предъявляется спрос (например, рыба), при изменении цены другого товара Х2 (говядины). Такие экономические взаимоотношения могут быть выражены с помощью перекрестной эластичности спроса, определяемой следующим образом:
L(Х1,Х2)= процентное изменение величины спроса QD на товар Х1 процентное изменение цены Рх на товар Х2
Формула средней точки для перекрестной эластичности спроса выглядит так же, как формула средней точки для эластичности спроса по цене, с той лишь разницей, что числитель в данном случае показывает процентное изменение величины спроса на один товар, а знаменательпроцентное изменение цены некоторого другого товара.
Понятие перекрестной эластичности применимо
либо для товаров-заменителей, либо для
взаимодополняющих товаров.
Для товаров-заменителей изменения Рх товара Х2 и QD товара X1, происходит
в одном направлении: снижение цены товара Х2 вызывает снижение QD товара X1, а рост цены Х2 приводит к
увеличению QD товара X1. Значит, для
товаров-заменителей значения Lx1x2 всегда положительны
и теоретически могут изменяться от 0 до +оо.
У взаимодополняющих
товаров изменения Рх товара Х2 и QD товара X1, происходит
в обратных направлениях: увеличение Рх товара Х2 вызывает сокращение QD товара X1. Поэтому для
товаров, дополняющих друг друга значение Lx1x2 всегда отрицательны
и могут меняться от оо до 0.
В странах с развитой рыночной экономикой
перекрестную эластичность используют
при контроле за соблюдением антитрестовского
законодательства: если какая-то фирма
производит товар X1, имеющий заменительтовар Х2, то монополизация
этой фирмой отрасли приведет к тому, что
снизится производство конкурирующего
товара-заменителя Х2. В этой связи
изменение цены товара Х2 будет мало
сказываться на QD товара X1 и Lx1x2 начнет снижаться,
что послужит сигналом для контролирующих
органов о возможном возникновении монополии
в производстве товара X1.
Понятие эластичности может быть применено
и для предложения. Степень изменения
в количестве предлагаемых товаров и услуг
в ответ на изменения в их цене представляет эластичность предложения
по цене. Коэффициент эластичности
предложения по цене определяется как
частное от деления процентного изменения
объема предложения на процентное изменение
цены. В определении показателя эластичности
предложения по цене важнейшим является
фактор времени. Необходимо рассмотреть
три временных периода: текущий, краткосрочный
и долгосрочный. В текущий период производитель
не имеет возможности
отреагировать изменением производства
на изменение уровня цен, и предложение
в этом случае является неэластичным.
Краткосрочный период уже позволяет, хотя
и не в полной мере, отреагировать изменением
производства на изменение уровня цен,
в результате эластичность предложения
повышается. Долгосрочный же период предполагает
адаптацию производителей к изменению
цен, поэтому эластичность предложения
будет выше, чем в двух предыдущих случаях.
Т. о., предложение эластично, если величина предложения изменяется на больший процент, чем цена. Предложение наэластично, если величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена. Для эластичности предложения также возможны два экстремальных (предельных) случая: когда ls=0 и когда ls=oo. При ls=0 предложение абсолютно неэластично по цене, т. е. QSx никак не реагирует на изменение цены Рх. Подобное предложение характерно для сырьевых ресурсов в краткосрочном периоде. Если ls=oo, то предложение абсолютно эластично по цене: достаточно ничтожного изменения Рх, чтобы QSx резко возросло. Абсолютно эластичным, например, является предложение труда для отдельной некрупной фирмы. В графическом виде совершенно неэластичному предложению соответствует вертикальная кривая предложения, а совершенно эластичному горизонтальная.
Выше мы уже рассмотрели влияние фактора времени на эластичность предложения по цене. Кроме него большое влияние оказывают издержки производства: если расширение выпуска товара связано с резким удорожанием производства, то эластичность предложения этого товара будет невелика. В этом случае производство каждой дополнительной единицы товара требует таких затрат, что предприниматели пойдут на увеличение выпуска только в случае значительного роста цены товара. Следовательно, небольшим приростом QSx будут соответствовать значительные скачки Рх, что характерно для неэластичного предложения.
В заключение выделим основные области использования эластичности в микроэкономическом анализе:
Глава 5. Равновесная цена. Дефицит и излишки. «Нижний» и «Верхний» предел цены.
Рынки передают информацию в форме цен людям, которые покупают и продают товары и услуги. Продавцы и покупатели планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний. Как показывают кривые спроса и предложения, при каждой данной цене люди планируют купить или продать определенные количества товара.
На каждом рынке
существует множество продавцов
и покупателей, каждый из которых
планирует свои действия независимо от других. Если планы продавцов
и покупателей совпадают, то никому не
приходится эти планы изменять, устанавливается
равновесная цена, которая устраивает
одновременно и покупателя и продавца.
При цене равновесия устанавливается
равенство не покупок и продажтакое равенство
существует при любой цене. При цене равновесия
количество продукции, в пределах которого
потребители намерены продолжать делать
закупки, будет соответствовать тому количеству
продукции, которое производители намерены
продолжать поставлять на рынок.
Поместим рассмотренные нами ранее кривые
спроса и предложения в одной системе
координат.
Точка пересечения кривых спроса (DD) и предложения (SS) есть точка равновесия (Е). В этой точке объем спроса равен объему предложения. Здесь фиксируется формирующаяся при этих условиях равновесная цена. Положение на рынке, при котором количество товаров или услуг, которые хотят приобрести потребители, абсолютно идентично количеству товаров и услуг, которые желают предложить производители, есть рыночное равновесие. Однако, равенство спроса и предложенияэто скорее теоретическая абстракция, позволяющая нам выявить наиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма, ибо в реальной хозяйственной практике такое совпадение бывает весьма редким. Отклонения от рыночного равновесия могут быть в следующих формах:
1) избыточный спрос, когда количество благ, спрашиваемых на рынке, превышает количество предлагаемых. Признаками такого положения служат сокращение товарных запасов (т. е. тех фондов товаров, которые уже произведены и готовы к оперативной продаже или использованию) и появление очередей в сфере услуг (т. к. запасы невозможны в таких заведениях как парикмахерские, прачечные);
2) избыточное предложение, когда
количество благ, предлагаемых на
рынке, превышает количество
спрашиваемых. Признаки такого положениярост
товарных запасов (они превышают уровень,
запланированный на случай нормальных
изменений спроса) и появление очередей
предпринимателей, продавцов, предлагающих
услуги.
На графике подобные ситуации выглядят следующим образом:
Если рыночная цена превышает равновесное значение, то существует избыточное предложение товаров, и это заставляет продавцов снижать цену. Если рыночная цена ниже равновесного значения, то имеет место избыточный спрос на товары, и это заставляет продавцов повышать цену. В любом случае, продавцы и покупатели имеют определенные ожидания относительно рыночной цены. В состоянии экономического равновесия хозяйствующий субъектпроизводитель или покупатель не имеет стимулов к изменению своего экономического поведения. Если же рыночная цена не равна равновесной, то действия покупателей и продавцов двигают ее в направлении равновесной цены.
На графике
нахождение точки равновесия выглядит
просто. В реальной жизни рыночные условия изменяются
очень быстро. Как мы уже знаем, существует
ряд факторов, которые помимо цены воздействуют
либо на объем спроса, либо на объем предложения,
что сопровождается сдвигом или кривой DD, или SS. В результате
равновесие будет достигаться при других
значениях цены. Возможны следующие 4 варианта:
1.Уменьшение
спроса под влиянием неценовых
факторов ведет к падению