Эмпирические методы исследования системы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 13:21, реферат

Краткое описание

Эмпирические методы основаны, как правило, на использовании способов и приемов опытного исследования, позволяющих получить фактическую информацию о СУ. Особое место среди них занимают базовые методы, которые сравнительно часто используются в практической исследовательской деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат - Эмпирические методы исследования системы управления.rtf

— 241.84 Кб (Скачать файл)

    Результаты интервью во многом зависят от полноты состава и последовательности вопросов, поэтому комплекс вопросов должен быть составлен таким образом, чтобы он охватывал все исследуемые подсистемы и элементы СУ. В качестве одного из возможных вариантов разделения СУ предприятием можно принять расчленение ее на общую линейную, целевые, комплексные функциональные и обеспечивающие подсистемы.

    Беседы-опросы -- наименее формализованные способы сбора информации, мнений и суждений специалистов о СУ, чем анкетирование или интервьюирование. Однако, как и в предыдущих способах опроса, предполагается тщательная подготовка опрашиваемо го к беседе. В частности, следует заготовить наиболее важные, корневые вопросы, на которые хотелось бы получить от опрашиваемо го откровенные, объективные ответы. При этом надо соблюдать все те правила, которые используются при интервьюировании.

    Каждый из источников сведений и данных о СУ обладает определенными достоинствами и недостатками. Однако ни один из них в отдельности не может обеспечить достаточной полноты и достоверности собранной для исследования информации. Из этого следует, что для получения объективного и наиболее полного представления об исследуемом объекте необходимо использовать одно временно несколько источников сбора данных, постоянно корректируя их на основе появляющихся новых материалов. При этом собирать информацию можно как последовательно по всем иерархическим уровням, так и параллельно.

 Метод сравнения

    В общем плане метод сравнения представляет собой способ сопоставления исследуемых объектов, для их последующей классификации, упорядочения и оценки. Он позволяет в зависимости от цели исследования определять различия или общность исследуемо го объекта с аналогом, т.е. с эталоном, образцом конкурента, лучшим мировым образцом, лучшим образцом страны, средним образцом, стандартом, регламентом, нормативом и т.п.

    В принципе это процесс сопоставления, т.е. установления сходства или различия предметов и явлений действительности, а также нахождения общего между двумя или несколькими одного назначения и (или) однородными объектами единого класса. В соответствии с этим между сравниваемыми объектами возможны отношения тождества или различий.

ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДУ СРАВНЕНИЯ

    Эффективность использования данного метода может быть достигнута при условии соблюдения ряда требований. В частности, должны сравниваться:

только те объекты, между которыми существует объективная общность;

только те свойства объекта, которые существенны и наиболее важны для достижения целей исследования свойства объекта.

    Однако при наличии определенных целей сравнению могут подлежать объекты различного назначения. Такое сравнение может осуществляться непосредственно между ними или опосредованно -- путем сравнения их с неким третьим объектом (например, эталоном). В первом случае обычно получают качественные результаты (например: больше, меньше; выше; ниже). При сравнении с эталоном получают количественные характеристики.   Такое сравнение можно назвать измерением.

    С помощью сравнения информацию об объекте можно получить в виде:

непосредственного результата сравнения (первичную информацию);

результата обработки первичных данных (вторичную или производную информацию).

метод  измерений

    Метод измерений следует рассматривать как совокупность приемов использования принципов и специальных средств измерений, осуществляемых для нахождения фактических величин показателей объектов в процессе исследования СУ. Часто он рассматривается как метод сравнения с мерой, т.е. измеряемую вели сравнивают с определенной мерой (масса, сила тока, напряжение, норматив трудоемкости, численность).

    Все измерения подразделяются:

по способу получения результатов измерений -- на прямые (искомое значение измеряемых величин определяют на основе опытных данных), косвенные (искомое значение определяемой величины исчисляют исходя из известных функциональных зависимостей, измеренных прямым способом значений других показателей), совокупные (основанные на одновременном измерении прямым способом сочетаний нескольких одноименных величии, при которых искомое значение находят решением системы уравнений) и совместные (производимые одновременно измерения двух или более не одноименных величин для нахождения зависимости между ними);

по характеру зависимости измеряемой величины от времени -- на статические, при которых измеряемая величина от времени не изменяется, и динамические, когда измеряемая величина с течением времени изменяется;

по способу выражения результатов измерений -- на абсолютные, основанные на прямых измерениях одной или нескольких основных величин или на использовании определенных констант, и относительные, базирующиеся на отношении измеряемой величины к принимаемой исходной одноименной величине;

по направлению измеряемых видов деятельности -- на техническое, экономическое, социологическое и т.п. (эти виды измерений правомерно отнести к смешанным методам исследования, поскольку они включают в свой арсенал, как правило, исследовательские методы разных классификационных групп).

ОСНОВНЫЕ Инструментальные ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДА

    По способу выражения результатов метод измерений имеет две разновидности: метод непосредственно измерений и измерительно-расчетный.

    Измерение предполагает наличие и использование:

объекта измерения,

эталона,

измерительного устройства,

метода измерения.

    Среди всех приемов измерений к наиболее общим относят:

    1) прием непосредственной оценки, заключающейся в определении измеряемой величины по отсчетному устройству измерительного прибора прямого действия (например по циферблату весов);

    2) сравнение с мерой (эталоном) которое в частности может образовывать методы: противопоставления (на прибор сравнения одно временно действуют измеряемая и воспроизводимая величина, т.е. как при использовании равноплечных весов, где измеряемый объект сравнивают с гирей); дифференциальный (на прибор сравнения действует разность измеряемой и воспроизводимой величин); нулевой (результирующий эффект сравнения измеряемой и воспроизводимой величии доводят до нуля, например, при измерении со противления проводника мостом постоянного тока); полного и не полного замещения (при взвешивании с поочередным помещением измеряемого объекта и гирь на одну и ту же чашку весов); совпадений; параметрической стабилизации и др.

Метод эксперимента

    Метод эксперимента (от лат. проба, опыт) представляет собой контролируемый и управляемый способ исследования объекта, предполагающего активное участие исследователей и их целенаправленных воздействий на него в искусственно созданных моделированных (мысленно или близких к действительности) или реальных условиях. Часто он предполагает использование ряда других методов исследования, в том числе методов наблюдения, измерения и сравнения.

    В целом этот метод основывается на непосредственном измерении показателей или на обнаружении и подсчете (регистрации) числа различных событий, объектов, явлений с помощью всевозможных технических измерительных средств и контрольных приборов. В повышении объективности определяемых им значений большую роль играет метрологическое обеспечение.

    В зависимости от условий проведения различают эксперимент:

моделированный мысленно (основанный на теоретических знаниях и представляющий собой систему мысленных, как правило, реально невоспроизводимых в принципе или в данный период времени процедур и операций над реальным объектом исследования; по существу это метод использования теоретической модели реального эксперимента, ситуации и т.п. без осуществления материального экспериментирования) и реально (основанный на воспроизводимых процедурах и операциях моделированного объекта исследования);

натурный, т.е. прямой (осуществляемый в реальных условиях над объектом исследования, что часто связано с внедрением новых форм организации, реструктуризации и рационализации управления; в этом виде эксперимента как исследователи, так и весь персонал задействованы в исследовательских работах; при данном виде эксперимента значимое влияние на организаторов исследования должны оказывать моральные и правовые аспекты последствий экспериментирования).

    По своей основной цели все эксперименты можно подразделить следующим образом:

поисковые, предназначенные для уточнения предположений, догадок и т.п. на основе сбора эмпирической информации;

проверочные, осуществляемые для эмпирической проверки гипотезы или теории.

    При постановке эксперимента следует тщательно продумывать не только выбор и применение тех или иных технических средств, но и, главное, план его проведения, возможные результаты и по следствия. Однако очевидно, что единого подхода и схемы для всех возможных случаев при проведении такой работы быть не может. В связи с этим возникло самостоятельное научное направление -- теория планирования эксперимента, что в большей части относится к экспериментальным исследованиям, требующим использования статистических методов.

    Преимущества экспериментального изучения объекта по сравнению с наблюдением следующие:

эксперимент, проводимый в условиях приближенных к реальным, позволяет объективно в достаточно «чистом» виде исследовать связи и свойства изучаемого объекта;

в процессе проведения эксперимента можно исключать побочные факторы, затрудняющие понимание основного процесса функционирования исследуемого объекта;

эксперимент можно, как правило, повторять необходимое число раз.

    В общем случае проведение эксперимента включает:

    1) разработку программы и плана эксперимента;

    2) подготовку проведения эксперимента;

    3) проектирование моделей, установок, мероприятий по безопасности и снижению рисков, систем фиксации, сбора, накопления и обработки информационных данных;

    4) выполнение экспериментальных работ;

    5) анализ результатов эксперимента;

    6) обобщение, оценку и разработку рекомендаций по использованию результатов эксперимента.

СФЕРА Применения МЕТОДА

    Метод эксперимента обычно используют в следующих случаях:

проверка правильности теоретических положений;

поиск, обнаружение и получение новых знаний об исследуемом объекте и его свойствах;

демонстрация новых знаний и свойств изучаемого объекта.

    Эксперимент как метод изучения широко используется в раз личных сферах исследовательской деятельности и может быть управленческим, социологическим, экономическим, финансовым, социально-экономическим, маркетинговым, экологическим, техническим, технико-экономическим, производственным, технологическим, политическим, геополитическим, конструкторским и т.д. В области управления эксперименты могут быть связаны с совершенствованием ОСУ и распределением функций персонала, мотивацией персонала, повышением производительности труда и т.п.

    Применительно к СУ, где основным элементом является чело век, проведение эксперимента должно быть открытым, этичным, безопасным, ограниченным по масштабам и относительно осторожным, чтобы не нанести вреда каждому работнику в частности и персоналу в целом. Распространение результатов эксперимента также должно быть сбалансированным.

    При проведении исследований эксперимент и теория очень тесно и неразрывно взаимосвязаны. Теоретические положения, не подтвержденные экспериментом, часто оказываются ошибочными со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Широкое проведение экспериментальных исследований - наиболее важный путь развития современной теории и практики управления.

 

 

 

                                

Библиографический список

    1. Коротков Э.М. Исследование  систем  управления. - М.: ДЕКА, 2000.

    2. Ломоносов Б.П., Мишин В.М. Исследование  систем  управления. - М.: ЗАО «Информ-Знание», 1998.

    3. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование  систем  управления. - М.: ГУ ВШЭ, 2002.

    4. Мишин В.М. Исследование  систем  управления. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

    5. Мишин В.М. Исследование  систем  управления. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998.

 

 

 


Информация о работе Эмпирические методы исследования системы управления