Эмпирические методы исследования систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 18:02, реферат

Краткое описание

В истории познания сложились две крайние позиции по вопросу о соотношении эмпирического и теоретического уровней научного познания: эмпиризм и схоластическое теоретизирование. Сторонники эмпиризма сводят научное знание как целое к эмпирическому уровню, принижая или вовсе отвергая теоретическое познание. Эмпиризм абсолютизирует роль фактов и недооценивает роль мышления, абстракций, принципов в их обобщении, что делает невозможным выявление объективных законов. К тому же результату приходят и тогда, когда признают недостаточность голых фактов и необходимость их теоретического осмысления, но не умеют оперировать понятиями и принципами или делают это не критически и неосознанно.

Содержание

Введение................................................................................................................2
Методы вычленения и исследования эмпирического объекта....................3
Наблюдение эмпирического научного познания..........................................4
Получение информации эмпирическим методом.........................................5
Эксперимент - базовый метод науки..............................................................6
Научные факты эмпирического исследования............................................10
Методы предполагающие работу с полученной эмпирической информацией...................................................................................................12
Методологические аспекты...........................................................................13
Литература……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Мой реферат.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

В общем процессе научного познания индуктивные и дедуктивные методы тесно переплетены. Оба метода основываются на объективной диалектике единичного и общего, явления и сущности, случайного и необходимого. Индуктивные методы имеют большее значение в науках, непосредственно опирающихся на опыт, в то время как дедуктивные методы имеют первостепенное значение в теоретических науках как орудие их логического упорядочения и построения, как методы объяснения и предсказания. Для обработки и обобщения фактов в научном исследовании широко применяются систематизация как приведение в единую систему и классификация как разбиение на классы, группы, типы и т. п.

 

7. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.

 

Разрабатывая методологические аспекты теории классификации, методологи предлагают различать следующие понятия:

    • классификация – это разбиение любого множества на подмножества по любым признакам;
    • систематика – упорядоченность объектов, имеющая статус привилегированной системы классификации, выделенной самой природой (естественная классификация);
    • таксономия – учение о любых классификациях с точки зрения структуры таксонов (соподчиненных групп объектов) и признаков.

Классификационные методы позволяют решать целый ряд познавательных задач:

    • свести многообразие материала к сравнительно небольшому числу образований (классов, типов, форм, видов, групп и т. д.);
    • выявить исходные единицы анализа и разработать систему соответствующих понятий и терминов;
    • обнаружить регулярности, устойчивые признаки и отношения, в конечном счете – эмпирические закономерности;
    • подвести итоги предшествующих исследований и предсказать существование ранее неизвестных объектов или их свойств,
    • вскрыть новые связи и зависимости между уже известными объектами.

Составление классификаций должно подчиняться следующим логическим требованиям: в одной и той же классификации необходимо применять одно и то же основание; объем членов классификации должен равняться объему классифицируемого класса (соразмерность деления); члены классификации должны взаимно исключать друг друга и др.

В естественных науках представлены как описательные классификации, позволяющие просто привести к удобному виду накопленные результаты, так и структурные классификации, позволяющие выявить и зафиксировать соотношения объектов. Так, в физике описательные классификации – это деление фундаментальных частиц по заряду, спину, массе, странности, по участию в разных типах взаимодействий. Какие-то группы частиц удается классифицировать по типам симметрий (кварковые структуры частиц), что отражает более глубокий, сущностный уровень отношений.

Исследования последних десятилетий выявили методологические проблемы классификаций, знание которых необходимо современному исследователю и систематизатору. Это - прежде всего несовпадение формальных условий и правил построения классификаций и реальной научной практики. Требование дискретности признаков порождает в ряде случаев искусственные приемы разбиения целого на дискретные значения признаков; не всегда возможно вынести категорическое суждение о принадлежности объекту признака, при многоструктурности признаков ограничиваются указанием на частоту встречаемости и т. д. Широко распространенная методологическая проблема – трудность сочетания в одной классификации двух разных целей: расположения материала, удобного для учета и разыскания; выявления в материале внутренних системных отношений – функциональных, генетических и других (исследовательская группировка).

Эмпирический закон – это наиболее развитая форма вероятностного эмпирического знания, с помощью индуктивных методов фиксирующего количественные и иные зависимости, полученные опытным путем, при сопоставлении фактов наблюдения и эксперимента. В этом его отличие как формы знания от теоретического закона – достоверного знания, которое формулируется с помощью математических абстракций, а также в результате теоретических рассуждений, главным образом как следствие мысленного эксперимента над идеализированными объектами.

Исследования последних десятилетий показали, что теорию нельзя получить в результате индуктивного обобщения и систематизации фактов, она не возникает как логическое следствие из фактов, механизмы ее создания и построения имеют иную природу, предполагают скачок, переход на качественно иной уровень познания, требующий творчества и таланта исследователя. Это подтверждается, в частности, многочисленными высказываниями А. Эйнштейна о том, что нет логически необходимого пути от опытных данных к теории; понятия, возникающие в процессе нашего мышления.

Эмпирическая совокупность сведений дает первичную информацию о новых знаниях и многих свойствах исследуемых объектов и таким образом служит исходной базой для научною исследования.

 Эмпирические методы  основаны, как правило, на использовании  способов и приемов опытного  исследования, позволяющих получить  фактическую информацию об объекте. Особое место среди них занимают  базовые методы, которые сравнительно часто используются в практической исследовательской деятельности.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: ДЕКА, 2000.
  2. Ломоносов Б.П., Мишин В.М. Исследование систем. – М.: ЗАО «Информ-Знание», 1998.
  3. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем. – М.: ГУ ВШЭ, 2002.
  4. Мишин В.М. Исследование систем. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  5. Мухин В.М. Исследование систем управления. – М: Экзамен, 2003
  6. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  7. Мыльник В.В. Титаренко Б.П. Исследование систем управления.- М.: Академия, 2006.
  8. Фрейдина Е.В. Исследование систем управления.- М.: Омега-Л, 2007.

 


 



Информация о работе Эмпирические методы исследования систем управления