Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 07:54, реферат
Одно из узких мест осуществления перестройки экономики в нашей стране - проблема управленческих кадров. По некоторым оценкам, "критическая масса" руководителей, специалистов по экономике и управлению, способных преобразовать облик наших предприятий и организаций сообразно новым требованиям, должна составить не менее 20% от их общего числа в народном хозяйстве РФ. А это не менее 3.0 млн. человек.
1. Наша экономика и современный менеджер
2. Этапы развития мирового менеджмента
3. Развитие менеджмента в нашей стране
4. Список литературы
Этапы формирования и развития менеджмента
О Г Л А В Л Е Н И Е
1. Наша экономика и современный менеджер
2.
Этапы развития мирового
3. Развитие менеджмента в нашей стране
4. Список литературы
1. НАША ЭКОНОМИКА И СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖЕР
Одно
из узких мест осуществления перестройки
экономики в нашей стране - проблема
управленческих кадров. По некоторым
оценкам, "критическая масса" руководителей,
специалистов по экономике и управлению,
способных преобразовать облик
наших предприятий и
Сформировать
такой корпус управленцев нового
типа - задача исключительно сложная.
Сама жизнь, практика рыночной экономики,
предпринимательства будет
Один из очевидных путей приспособления к рынку состоит в освоении опыта стран, живущих в его условиях уже не одну сотню лет. Весьма ценным аспектом этого опыта в ХХ веке является сфера деятельности и область знаний, охватываемая емким понятием "менеджмент", которое стало уже интернациональным. При этом, когда говорят "менеджмент" подразумевают и людей-менеджеров, профессионально осуществляющих функцию управления.
2.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО
Осознание управления как профессии, опирающейся на разнообразные достижения междисциплинной, пока еще очень молодой, быстро и неравномерно развивающейся области научного и практического знаний, занимает прочное место в современной цивилизации.
Получив в начале века наиболее четкое выражение в концепциях "научного управления" Ф. Тейлора, "идеальной бюрократии" М. Вебера, "науки администрирования" А. Файоля, эта область знаний первоначально пошла по пути жесткого рационализма в управлении.
Однако, порожденные ею технократические иллюзии в управлении начали развеиваться уже в 30-е годы.
Рационализм в менеджменте, при всех его достоинствах, как оказалось, далеко не единственный, а во многих случаях и не лучший путь повышения эффективности работы реальных предприятий и организаций. В качестве реакции на ограниченность управленческого рационализма в системе управленческих знаний прочно утвердилось другое направление - поведенческое, основанное на привлечении достижений психологии, социологии, культурной антропологии для углубления понимания реальной сути управления в организациях, в более крупных социальных системах. На его основе осуществлялась выработка рекомендаций по совершенствованию "человеческих отношений", мобилизации "человеческого фактора", развитию участия трудящихся в управлении, повышению эффективности лидерства.
Эти
два направления - рационалистическое
и поведенческое - развивались, хотя
и параллельно, но часто конфликтуя
между собой. В послевоенные годы
развитие теории систем, кибернетики,
экономико-математических методов
для анализа и обоснования
управленческих решений, компьютеризация
управления, сделавшая с изобретением
персональных компьютеров особенно
мощный качественный скачок, способствовали
активному использованию в
Углублялось осмысление и изучение организаций как социальных систем. Весьма сильно влияние на мышление управляющих оказали в 50-60-е годы сначала идеи "постбюрократических организаций", "организационного гуманизма", а затем - представления о предприятии как об открытой системе, активно взаимодействующей со своей средой и, в конечном счете, приспосабливающей свое внутреннее строение к ее "организационному контексту", то есть состоянию внешней среды предприятия, его размерам, целям и технологии деятельности, качествам людей, формирующих его "человеческий капитал".
В одних ситуациях обоснованными, эффективно работающими оказывались жестко организованные, даже бюрократизированные, системы управления, в других - организации, построенные на принципах дебюрократизации, внутренней свободы, саморегулирования.
Не
рубеже 70-х годов широкую
Отношение к научному, в частности математическому инструментарию, так же как и бихевиористским приемам манипулирования поведением людей, стало еще более спокойным, когда в начале 80-х годов была осознана огромная важность "организационной культуры" как характеристики интегрирующей, собирающей, словно в фокусе, все особенности предприятия - и системные, и поведенческие. Маятник вновь качнулся от технократизма к гуманизму в управлении.
Однако
ситуация резко изменилась за последние
несколько лет не только в нашей
стране, но и во всем мире. Уменьшаются
ресурсы, сокращаются рынки, все
более яростной становится конкуренция,
угроза безработицы подавляет
Позитивной альтернативой является борьба не только ради выживания, но и для того, чтобы, становясь сильнее и увереннее, обеспечить себе процветание в эти трудные времена. Чарльз Дарвин описал, как определенные виды организмов преуспевают просто из-за лучшей приспособленности к окружающей среде; тот же эволюционный процесс имеет такое же отношение к менеджерам 80-90х годов нашего века, как и для морских ежей и ящериц на заре времен.
Вот что сказал один директор центрального отделения большой европейской компании, когда его уволили, в связи с тем, что отделение понесло убытки, и обвинили в этом его: "Три года назад положение на рынке было более благоприятным, и тогда я сохранил бы свою работу. Сейчас же столько проблем, что надо быть вдвое умнее, чтобы остаться на плаву. Мне это не удалось". Его слова, как мне кажется, очень точно отражают ситуацию в экономике всего мира.
Что же является наиболее характерным для управленческой мысли - и в теоретическом, и в практическом плане - сегодня, в 90-е годы? Как представляется, наиболее заметны две новые тенденции.
Во-первых,
это интернационализация
Посредством
издания огромного количества работ
по управлению, распространения программ
обучения менеджменту, доступных миллионам
людей, обобщения управленческого
опыта разных стран через обследования,
разработку "ситуаций", широких
международных контактов
Во-вторых, особенность последних лет - все больше обращения к здравому смыслу, простым истинам, хорошо усваиваемым рецептам, которые доступны для понимания и использования теми, кто несет нелегкое бремя управления или кто встает на этот путь. Менеджмент как наука во всем его многообразии развивается своим путем и имеет огромные перспективы. Однако в настоящее время даже широкая публика проявляет живой интерес к управленческим идеям и к рецептам эффективного управления. Это происходит, разумеется, не без влияния живо и интересно написанных на эту тему книг таких авторов как Д. Карнеги, У. Оучи, Т. Питер, Р. Уотермен, мемуаров Л. Якокки - президента автомобильного гиганта "Крайслер", А. Мориты - президента и одного из основателей электронной фирмы "Sony" и целого ряда других. Появился даже термин "управление по бестселлерам", по аналогии с "управлением по целям", "управлением по отклонениям".
Не
следует забывать, что в настоящее
время не только качества менеджеров
и способы их обретения, но и сама
роль менеджера как профессионально
подготовленного руководителя, являются
предметом серьезных дискуссий.
Родоначальниками концепции менеджмента
как специализированного вида деятельности
являются американцы. Именно они создали
образ менеджера как
Однако в 80-е годы даже американцы вдруг усомнились в правильности своего пути, начали обвинять школы бизнеса в неправильной ориентации менеджеров, отрыве от жизни, неоправданном увлечении "наукой управления". Ведь японцы - пожалуй, самая учащаяся и способная к обучению нация - так и не пришла к идее формирования профессиональных управляющих. У них в стране всего три школы бизнеса, а руководителей они готовят прежде всего посредством опыта, целенаправленно проводя их через цепочку смен должностей в разных подразделениях фирмы, обучая не только делу, но и искусству человеческих отношений, постепенно культивируя в них качества, необходимые руководителю.
Европейцы
занимают промежуточную позицию
между этими двумя
Однако, Европейские менеджеры переживают ныне времена строгих требований, сдвигов и угроз. Это влияет на все стороны жизни организаций, вызывая реакции, меняющиеся от радости и надежды к неуверенности и отчаянию.
За последние двадцать лет в структуре и деятельности как частных, так и государственных компаний произошли значительные изменения. Возможно, наиболее существенное из них - рост международной конкуренции, ведущей к тому, что выживают только наиболее эффективные фирмы.
В
Европе менеджеры обязаны справляться
с уникальными проблемами. К примеру,
экономические и политические надстройки
Европейского экономического сообщества
вызывают к жизни особые законы,
которые создают одни возможности,
сдерживают другие и содержат свои
собственные ограничения и
На решения менеджеров постоянно влияют исторические традиции и примеры.
Часто
слышатся мрачные предсказания о
будущем уровне жизни и перспективах
деловой активности в Европе. Многие
наблюдатели высказывают
Информация о работе Этапы формирования и развития менеджмента