Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 15:49, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Совершенствование уровня эффективности государственного и муниципального управления является одной из самых важных проблем современной России. На данном этапе, по мнению большей части ученых и политиков, в России уже достигнут определенный уровень согласия о необходимости существенного повышения эффективности управления во всех ветвях и властных уровнях. Эту точку зрения считают правильной и органы власти, которые пытаются воплощать ее, главным образом, путем реформ и усиления интенсивности административной составляющей, направленной на создание нормативно– правовых актов и проведение комплекса мероприятий в организационной части.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………. 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭТАПА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА……7
РАЗДЕЛ II. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭТАПА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ…………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………....................................................34
РАЗДЕЛ II. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭТАПА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Развитие любого региона – многоцелевой и многокритериальный процесс. Содержание развития регионов может сильно различаться. Действительно, развитие Бурятии, Калининграда, Ямало–Ненецкого автономного округа и Белгородской области по своему содержанию сильно различаются, и это различие обусловлено не только исходным уровнем развития, но и особенностями каждого региона, его производственной структурой, географическим положением, производственной специализацией и пр.
Формирование целей социально–
Инновационный путь развития России определяется обеспечением сбалансированного социально–экономического развития регионов, нацеленного на создание благоприятных условий для реализации потенциалов каждого региона, и выделением отдельных территорий с учетом естественных конкурентных преимуществ и природных ресурсов. Это способствует определению оптимальных возможностей использования выявленных преимуществ путём преодоления инфраструктурных и институциональных ограничений, содействия развитию человеческого потенциала, улучшения координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса, структур гражданского общества в привязке к другим регионам страны и внешнему окружению.
«Концепция долгосрочного социально–экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»14 определяет приоритеты долгосрочного развития субъектов Российской Федерации, расположенных в Центрально–Черноземной зоне, связанные с использованием их природноресурсной базы.
На основе результатов детального анализа экономико–социального положения и после соотнесения полученных результатов с целями стратегий более высоких уровней и общегосударственными целями развития, можно приступать к формированию собственных целевых установок и главной цели, которая описывает отличительные характеристики объекта планирования, создавая картину желаемого будущего, и определяет направление для формулировки целей низших уровней иерархии.
В Белгородской области организацией и координацией разработки стратегии социально–экономического развития региона на долгосрочный период, включая программы экономического и социального развития области на среднесрочный период, занимается Департамент экономического развития Белгородской области. Кроме того, в функции департамента входит организация и координация разработки прогнозов социально–экономического развития области, методическое руководство их разработкой в органах исполнительной власти области, органах местного самоуправления муниципальных образований, а также мониторинг и корректировка задач и целей стратегии в процессе её исполнения.
Для определения объективных целей и задач департамент проводит, в том числе, комплексный анализ социально–экономического развития области, тенденций развития экономики области и подготовку мониторингов, докладов о социально–экономическом развитии области для представления их в министерства и ведомства Российской Федерации, правительству и губернатору области.
«Стратегия социально–экономического развития Белгородской области на период до 2025 года»15 (далее – Стратегия) основывается на положениях программы улучшения качества жизни населения области. Стратегия является одним из элементов системы государственного планирования Белгородской области, представляющей собой комплекс управленческих документов и правовых актов, принятых органами государственной власти и направленных на эффективное управление, обеспечение роста валового регионального продукта, капитализацию активов территории и повышение благосостояния граждан.
Стратегия включает в себя необходимые сведения о развитии экономики региона, анализ нынешнего состояния экономики области и ее конкурентных преимуществ, определяет стратегические цели и задачи, содержит перечень соответствующих программ и проектов. Спроектированы основные направления экономического и социального развития территории, а также соответствующие управленческие решения, которые обеспечивают выбор наиболее эффективных путей достижения поставленных целей, преимущественную ориентацию планов на решение социальных задач, обеспечение сбалансированного роста экономики, повышение уровня и качества жизни населения.
Стратегия разработана
для определения целевых
С целью определения целей и задач стратегического развития Белгородской области в основу методологических подходов положена комплексная количественно–качественная оценка, с использованием данных Белгородстата, основных сфер жизнедеятельности, предложена логическая структура проведения комплексной оценки определения конкурентоспособности региона, включающая системный анализ потенциалов и результативность их использования с позиции производства добавленной стоимости, а также критерии оптимальности региональной социально–экономической системы.
Исследование и анализ различных условий конкурентоспособности региона позволили выявить основные факторы, влияющие на ее уровень, а также сформулировать критерии оценки экономического потенциала территории, показать, что конкурентное преимущество экономики региона создается и удерживается в тесной связи с качеством жизни населения.
Для объективной постановки целей социально–экономического развития в рамках разработки Стратегии был сформирован комплекс методологических подходов:
Сформулированные методологические подходы к разработке региональной стратегии в условиях перехода России к новой экономике позволили определить место и роль региона в межрегиональном и международном разделении труда, что положено в основу Стратегии как управленческого документа, содержащего научно обоснованную систему целей социально–экономического развития и систему мер государственного управления, направленных на обеспечение перехода к инновационному этапу развития региона и, в дальнейшем, на обеспечение устойчивого инновационного социально ориентированного развития.
Стратегический
анализ современной социально–
На основе анализа и количественной качественной оценки были определена приоритетная стратегическая цель развития региона, которой является достижение для населения Белгородской области достойного человека качества жизни и его постоянное улучшение на основе инновационно–ориентированной экономической и социальной политики, развития наукоемких и конкурентоспособных производств с учетом геостратегических приоритетов на юго-западе Российской Федерации.
Были также определены стратегические направления и основные задачи, обеспечивающие их реализацию:
1. Обеспечение конкурентоспособности экономики региона за счет перехода к инновационному социально ориентированному типу развития в условиях глобализации российской экономики:
2. Становление благоприятной социальной среды и создание условий для эффективной реализации человеческого потенциала и обеспечения качества жизни населения на основе динамичного развития экономики региона, включая:
3. Формирование
В качестве целевого индикатора достижения главной стратегической цели определен индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), разработанный программой развития ООН, который определяет уровень достижений стран и регионов по трём важнейшим показателям: ожидаемой продолжительности жизни; уровню образования; ВВП (ВРП) на душу населения.
В результате реализации мероприятий и проектов, достижения целей и решения задач, намеченных в Стратегии, уровень социально–экономического развития Белгородской области будет сопоставим с уровнем развития развитых стран. Область будет входить в число лидеров по уровню развития среди субъектов Российской Федерации.
Важной частью единого механизма реализации Стратегии является осуществление контроля её реализации путем оценки эффективности реализации поставленных целей и задач, проведения многоцелевого мониторинга реализации посредством системы индикативных показателей.
Стратегия и её цели должны корректироваться по мере ее реализации с учетом изменения внешних условий (мирового развития, развития России, макрорегионов страны) и внутренних процессов развития области. При этом коррекция возможна в виде ежегодного уточнения краткосрочных и среднесрочных прогнозов социально–экономического развития региона, а также коррекции программ социально–экономического развития области на среднесрочный период, областных целевых и ведомственных программ. Кроме того, целесообразно раз в 4 – 5 лет осуществлять непосредственно коррекцию Стратегии, внося в нее необходимые поправки и дополнения. Именно в ходе реализации, контроля, корректировки и обновления целей, задач, целевых индикаторов, будет происходить обмен информацией, координация действий субъектов регионального развития.