Эффективность менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

В условиях современной рыночной экономики менеджмент является одним из основных элементов успешной деятельности предприятия.
Существует большое количество определений менеджмента. Приведем одно из них.
Менеджмент – это область управленческой и хозяйственной деятельности, направленной на достижение целей организации путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
Управление, как и любой другой вид деятельности, требует своей конкретной оценки, установления его эффективности. Но данный вопрос является довольно сложным, поскольку оценка менеджмента не всегда может быть произведена прямым путем из-за отсутствия формализованных результатов, количественной оценки отдельных видов выполняемой работы. Поэтому для измерения эффективности управленческого труда часто применяются косвенные методы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

Введение

        Эффективность менеджмента –  сложная, многогранная категория.  Она отражает характерные особенности  экономических, социальных и иных  явлений. Анализ категории эффективности,  факторов ее определяющих позволяет  сделать вывод, что адекватными  содержанию и формам проявления эффективности являются группы показателей экономической эффективности, которые могут выступать в качестве измерителя, критерия эффективности организации. Анализ категории эффективности, факторов ее определяющих позволяет сделать вывод, что адекватными содержанию и формам проявления эффективности являются группы показателей экономической эффективности, которые могут выступать в качестве измерителя, критерия эффективности организации. В качестве критерия эффективности производства и управления используются частные показатели использования отдельных видов ресурсов: материальных ресурсов, основных производственных фондов, капитальных вложений, производительности труда, характеризующей экономическую деятельность персонала, и обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты. Улучшение показателей эффективности деятельности организации возможно в результате разработки и реализации путей роста экономической эффективности управления.

        Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления характеризуется не только количественными показателями (экономический эффект), но и качественными (социальная эффективность), характеризующимися только результирующими составляющими основных показателей: завоевание общественного доверия, управляемость системы, удовлетворенность трудом и др.

         Важнейшим условием эффективности  управления сегодня является  использование новейших информационных  технологий. При построении системы  управления следует учитывать  ряд факторов, определяющих эффективное ее использование и, следовательно, влияющих на общую эффективность менеджмента. Оценить эффект внедрения информационных технологий можно по основным показателям общественной эффективности: чистый дисконтный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности, срок окупаемости.

          Объектом исследования является изучение оценки эффективности управления в ООО Швейная фабрика «Радуга».

      Предметом работы является эффективность управления предприятием и пути повышения управления предприятия в современном обществе.

      Цель  работы: раскрыть существующие подходы  к определению эффективности  менеджмента на основе анализа экономических, социальных и иных явлений.

      Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи исследования:

      1. Проанализировать различные формы  эффективности менеджмента как  показатель социально-экономической   эффективности управления.

      2. Определить содержательные элементы  концептуализации проблемы эффективности  менеджмента.

      3. Охарактеризовать тенденции изменения содержания эффективности менеджмента в условиях современного общества.

      4. Обосновать основные направления  стратегии эффективности менеджмента  и определить способы ее повышения  в современных условиях.

      5. Проанализировать основные тенденции  эффективности менеджмента на действующем предприятии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1: Теоретические  аспекты изучения эффективности менеджмента

1.1. Понятие и социально  – экономическая  сущность эффективности  менеджмента.

      В условиях современной рыночной экономики  менеджмент является одним из основных элементов успешной деятельности предприятия.

      Существует  большое количество определений  менеджмента. Приведем одно из них.

      Менеджмент  – это область управленческой и хозяйственной деятельности, направленной на достижение целей организации путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

      Управление, как и любой другой вид деятельности, требует своей конкретной оценки, установления его эффективности. Но данный вопрос является довольно сложным, поскольку оценка менеджмента не всегда может быть произведена прямым путем из-за отсутствия формализованных результатов, количественной оценки отдельных видов выполняемой работы. Поэтому для измерения эффективности управленческого труда часто применяются косвенные методы.[3,с. 15]

      Существуют  различные подходы к проблеме эффективности менеджмента, которые  разрабатывались школами управленческой мысли.

      Например, авторы школы научного управления (Ф. Тейлор, Г. Ганнт, Г. Эмерсон, Ф. и Л. Гилберт и др.), занимались изучением повышения эффективности менеджмента на уровне производства. Особое внимание исследованию этой проблемы уделял Г. Эмерсон, который придавал важное значение связи между эффективностью управления и организационной структурой предприятия. Представители административной (классической) школы менеджмента (А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни и др.) рассматривали эффективность менеджмента в более широком смысле – применительно к работе всей организации. Их целью было создание универсальных принципов управления, которые обязательно должны привести организацию к успеху (14 принципов управления Анри Файоля). Авторы школы человеческих отношений (Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, Р. Лайкерт, А. Маслоу) считали основным элементом эффективности менеджмента человеческий фактор и разрабатывали различные теории, связанные с повышением эффективности использования человеческих ресурсов.[6,с. 56]

      Проблема  эффективности менеджмента является составной частью экономики управления, которая включает рассмотрение:

      - управленческого потенциала, то  есть совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления;

      - затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием,  организацией, технологией и объемом  работ по реализации соответствующих  функций управления;

      - характера управления труда;

      - эффективности управления, то есть  эффективности действий людей  в процессе деятельности организации,  реализации интересов, в достижении  определенных целей.

      В управленческом процессе используются человеческие, материальные, информационные и финансовые ресурсы, и в зависимости от того, как умело и целенаправленно они используются, достигается тот или иной результат. Эффективность менеджмента – это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, то есть интегрированный результат взаимодействия компонентов управления.

      В более упрощенном варианте данное определение  можно представить следующим  образом: эффективность менеджмента  – это сопоставление потребленных ресурсов с полученным результатом.

      В оценке эффективности управления наиболее сложным является определение его  результата. За результаты управления нередко принимаются некоторые  производственные и экономические  результаты: темп роста производительности труда, качество, ритмичность работы и др., что нельзя считать бесспорным. В каждом из этих результатов, безусловно, содержится и овеществленный труд персонала управления. Однако управленческий труд проявляется в этих показателях не прямо, а опосредованно, в виде соответствующих воздействий на тех, кто занят непосредственно производительным трудом. При этом такие воздействия менеджеров в виде приказов, указаний, распоряжений во многих случаях проходят через ряд ступеней управления по направлению сверху вниз. В результате к труду руководителей, затраченному на высшей ступени управления, добавляется труд менеджеров нижестоящих ступеней, т.е. конечный результат управления и его эффективность достигается совокупным управленческим трудом.

      Результаты  и эффективность управленческого труда в конечном итоге управления в целом зависят от многих условий и предпосылок. К их числу относятся потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; культура организации. Они в значительной мере зависят и от личности самого руководителя: его авторитета, стиля работы и т.п. Поэтому все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве.

      Конечный  результат управления часто называют эффектом управления. Эффект представляет собой результат осуществления мероприятий, направленных на совершенствование производства, бизнеса и организации в целом.[1,с. 198]

      Эффект  управления складывается из трех составляющих:

      - экономический эффект – вид эффекта, имеющий непосредственную стоимостную форму, то есть измеряющийся в денежных или натуральных измерителях;

      - социально-экономический эффект – имеет комплексную природу сочетания экономической выгоды и социальной стабильности и спокойствия, например, улучшение условий работы, снижение уровня профессиональных заболеваний (при определенных условиях может быть переведен в обычный экономический эффект);

      - социальный эффект – вид эффекта, который принципиально не может быть пересчитан в экономический, например, предотвращение социального конфликта.

      Существует  множество видов эффективности  менеджмента. Рассмотрим основные из них:

      - по средствам воздействия – целевая, стратегическая и тактическая, планируемая, прогнозная, программная, концептуальная, мотивационная и стимулирующая, ресурсная и потенциальная;

      - по содержанию эффекта – экономическая, социальная, инновационная, организационная, экологическая;

      - по уровню проявления эффекта – народно-хозяйственная, региональная, отраслевая, внешнеэкономическая;

      - по формам эффективности – деятельность менеджера, аппарата управления, процесса управления, системы менеджмента, управленческих нововведений;

      - по видам систем менеджмента – маркетинговая, инновационная, производственная, финансовая.[8,с. 34]

      Рассмотрим  основные факторы, которые оказывают влияние на эффективность управления.

      По  продолжительности влияния выделяют факторы, влияние которых сказывается на протяжении длительного времени (технический уровень производства, стиль управления и др.) и которые действуют непродолжительное время (прогулы, простои, нарушения трудовой дисциплины и т.п.).

      По  характеру влияния различают факторы интенсивные и экстенсивные. Первые обеспечивают повышение эффективности менеджмента за счет мобилизации внутренних ресурсов, совершенствование организации труда управленческих работников и улучшение его условий, подготовка кадров управления. Вторые предусматривают привлечение дополнительных ресурсов – увеличение численности управленческого персонала, расширение технического оснащения труда управленцев на качественно неизменной основе и т.д.

      По  содержанию различают научно-технические (уровень механизации и автоматизации труда); организационные (рациональная структура аппарата управления, расстановка кадров, трудовая дисциплина и т.д.); экономические (система материального поощрения и материальной ответственности); социально-психологические (мотивация труда, межличностные отношения) и др.

      По  форме влияния различают факторы прямые (квалификация персонала, состояние оборудования) и косвенные (психологический климат, групповая динамика). Первые непосредственно влияют на эффективность управленческого труда, вторые - опосредованно.

      Каждый  из перечисленных факторов может  воздействовать на систему управления в отдельности, а также в совокупности с другими. При совместном положительном воздействии они обеспечивают существенный рост результативности менеджмента, при отрицательном - снижают ее. Роль менеджеров состоит в том, чтобы планомерно воздействовать на указанные факторы. Рост эффективности должен быть объектом постоянной управленческой деятельности на всех уровнях организации.

      Таким образом, эффективность управления – один из основных показателей  совершенствования управления, который  определяется сопоставлением результатов  управления и ресурсов, затраченных на их достижение.[8,с. 67] 

      1.2 Критерии и методы  оценки эффективности  управления

      Как было сказано выше, оценка эффективности  менеджмента является довольно сложной, поэтому существует большое количество критериев и методов такой  оценки, которые учитывают различные факторы, влияющие на эффективность.

Информация о работе Эффективность менеджмента