Эффективность управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 13:57, реферат

Краткое описание

Эффективность отдельных управленческих решений в значительной степени зависит от внешних по отношению к организации обстоятельств, характеризующих изменение рыночной ситуации, как вследствие изменения общеэкономических факторов, так и в результате деятельности конкурентов. Реализация долгосрочных планов развития организации в условиях конкуренции предполагает оценку финансового состояния и стоимости организации, управление ее активами с целью получения прибыли.
Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. В решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Содержание

Введение 3
1. Управленческие решения и их виды 4
2. Процесс принятия решений 5
3. Эффективность управленческих решений 12
Заключение 16
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

управленческие решения.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

Следующий этап – это  встраивание в решение механизма  получения информации о ходе выполнения решения. Основой такого механизма  должна стать система обнаружения  ошибок и достижений в действиях  по выполнению решения. Когда система  такого отслеживания отклонений работает эффективно, тогда проблемы в выполнении решений могут быть предотвращены до того, как они появятся.2

Утверждение решения. Процедура  утверждения решения является подчас чистой формальностью по сбору соответствующих  подписей и санкций, поскольку на предыдущих этапах механизма формирования решения отыскивался, по существу, наилучший вариант и способ его осуществления. Однако необходимость выполнения этой работы обусловлена также и требованиями законности, указывающими, что решение достигло такого пункта, когда все члены коллектива, привлекаемого к решению проблемы, взяли на себя определённую ответственность.

При определённом варианте решения руководителю подчас необходимо посоветоваться с профсоюзными организациями  или с коллективом работников. Однако, в конечном счёте утверждает решение сам руководитель, поскольку он несёт персональную ответственность за эффективность деятельности вверенного ему коллектива, выполняя возложенные на него функции в соответствии с принципом единоначалия.

Выполнение решения – это устранение породившей его проблемы, по отношению к которой было принято решение.

Организация выполнения решения предусматривает координацию  многих людей. Руководитель должен стремиться избегать потенциальных конфликтов, заинтересовать и мотивировать людей на реализацию решения, расставить их таким образом, чтобы максимально использовались их способности.

Для этого, следует составить  план мероприятий, превращающих решение  в реальность. Окончательное решение  принимается именно руководителем  независимо от процедуры обсуждения и согласования.

Полученная в ходе отслеживания информация необходима для  проведения корректировки действий. Отслеживание и обратная связь занимают в работе руководителя много времени. При этом информация из первоисточника всегда лучше, чем подготовленный кем-то отчет или данные. В этом случае замечается больше деталей и нюансов, делается более правильная оценка и достигается более верное восприятие потенциальных проблем и их решений. Это также позволяет показать подчиненным интерес руководителя к выполняемому решению.

Большую роль в принятии решения играет интуиция. Она включает в себя предчувствие, воображение, проницательность. Развитая интуиция – это умение держать все, что связано с  проблемой, в голове в течение  всего процесса. Всеобщий и одновременный охват проблемы и ее решения позволяет руководителю с развитой интуицией быстро переходить от этапа к этапу. Часто опытные руководители, приняв верное решение, затрудняются объяснить, как они это сделали.

 

  1. Эффективность управленческих решений

Эффективность управленческого решения – это ресурсная результативность, полученная по итогам разработки или реализации управленческого решения в организации.

В качестве ресурсов могут  выступать финансы, материалы, здоровье персонала, организация труда. Управление эффективностью управленческого решения осуществляется через систему количественных и качественных оценок на базе реальных показателей, норм и стандартов эффективности выпускаемой продукции и деятельности самой компании.

К таким показателям, нормам и стандартам относятся данные в области деятельности компании в целом, степень удовлетворения потребностей и интересов персонала, деятельность компании на конкретном рынке, управленческая, обслуживающая и производственная деятельность, непосредственное производство, производство отдельных видов продукции (услуг, информации и знаний), использование материальных и интеллектуальных ресурсов, паблик-рилейшнз компании, а также принятый в компании обобщающий показатель эффективности.1

Качество управленческого решения – это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя (конкретных потребителей) и обеспечивающих реальность его реализации.

К параметрам качества управленческого решения  относятся:

  • показатель энтропии, т.е. количественной неопределенности проблемы. Если проблема формулируется только качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближается к нулю. Если все показатели проблемы выражены количественно, показатель энтропии приближается к единице;
  • степень риска вложения инвестиций;
  • вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и сроков;
  • степень адекватности (или степень точности прогноза) теоретической модели фактическим данным, на основании которых она была разработана.1

После предварительной регламентации параметров качества управленческого решения и его эффективности (устанавливается предел, минимально допустимая эффективность, ради которой стоит приниматься за решение проблемы) анализируются факторы внешней среды, оказывающие влияние на качество и эффективность решения. Затем анализируются параметры проблемы («вход системы») и принимаются меры по их улучшению и повышению качества входящей информации.

После уточнения требований к принимаемому решению («выхода»), уточнения факторов «внешней среды», влияющих на качество и эффективность решения, отработки параметров проблемы («входа системы») следует смоделировать технологию принятия решения, проанализировать параметры процесса, принять меры по их улучшению и приступить непосредственно к разработке решения. Если качество исходной информации для решения проблемы («входа») оценивается на «удовлетворительно», то при любом уровне качества «процесса принятия решения» в системе качество принятого решения («выхода») будет «удовлетворительным».

К основным условиям обеспечения высокого качества и  эффективности управленческого  решения относятся:

  • применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;
  • изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;
  • обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией, характеризующей параметры «выхода», «входа», «внешней среды» и «процесса» системы разработки решения;
  • применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;
  • структуризация проблемы и построение дерева целей;
    • обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений;
    • обеспечение многовариантности решений;
    • правовая обоснованность принимаемого решения.1

Любое управленческое решение имеет смысл лишь в  том случае, если оно эффективно. Однако следует иметь в виду, что на эффективность решений оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. В связи с этим можно выделить сильно- и слабоструктурированные решения. При принятии сильноструктурированных решений можно пользоваться методами количественного анализа и электронной обработки данных.

Применение экономико-математических методов (ЭММ) в решении управленческих проблем в качестве критерия выбора позволяет использовать целевую функцию, которую обычно надо максимизировать или минимизировать. Такой подход к принятию решения называют оптимизационным. Максимизировать можно прибыль, доходы, производительность труда, а минимизировать – издержки, время перерывов, непроизводительные потери и т.п. Оптимальное решение принимается в результате сравнения количественного значения целевой функции по всем возможным вариантам, т.е. эффективным будет такое решение, которое обеспечивает наиболее желательное (максимум или минимум) значение целевого критерия.

Для оценки вариантов  слабоструктурированных решений применяют  систему взвешенных критериев. Допустим, имеем несколько туристских фирм, изъявивших желание работать с нами в качестве турпосредников. Но каждая из них предлагает свои условия сотрудничества. Нужно определиться, с кем работать. Для этого производится сравнительный анализ всех предлагаемых вариантов с ориентацией на более значимые для нас критерии. Это могут быть стоимость, имидж фирмы-посредника, условия скидок и льгот, качественные параметры, географическое положение и др. Названные параметры имеют неодинаковую значимость, поэтому вводят коэффициенты их весомости. Сравнительная оценка каждой фирмы по каждому критерию определяется умножением оценки эксперта на коэффициент весомости фактора. Например, по параметру цена весомость фактора равна 9, экспертная оценка – 8, в итоге получается 72. Аналогичные расчеты проводим по каждому фактору и каждой фирме и в итоге получим суммарные взвешенные оценки. Однако к полученным количественным оценкам нужно подходить очень осторожно по причине высокой их субъективности. В связи с этим, чтобы выбрать лучшую альтернативу, следует руководствоваться определенными правилами (принципами).

После завершения процедуры выбора решений производится разносторонняя оценка возможных последствий их реализации. Она должна охватывать экономическую, социальную, политическую и организационную сферы жизни предприятия.

 

 

 

 

 

Заключение

При подробном изучении темы эффективности управленческих решений, нельзя не отметить, что качество принимаемых решений и их эффективность связаны между собой не разделимой связью. Поэтому, делая заключение по эффективности решений, следует брать в оборот и качество, и оценку этого решения.

Эффективность решения – один из основных показателей, обычно определяемых посредством сопоставления результатов, ресурсов, издержек, затраченных на достижение решения. Но такая оценка результатов и затрат не сводится лишь к экономическим критериям (получение прибыли). Необходимо учитывать социальные, правовые, психологические, экологические. В ходе реализации решения возможны корректировка плана действий для более эффективного достижения цели.

  • Эффективность решения оценивается его своевременностью, реальностью, сбалансированностью, экономичностью, действенностью, результативностью.
  • Эффективность деятельности, производства в первую очередь определяется эффективностью системы управления, а поскольку центральным звеном управления есть принятие решения, то, решая задачи оптимизации и повышения эффективности вообще, логично задаться вопросом об эффективности принятия решения.

Разработка и принятие решения – это, по существу, выбор  из нескольких возможных решений  данной проблемы. Варианты принимаемых  решений могут быть реальными, оптимистическими и пессимистическими. Выбирая окончательный вариант решения, необходимо учитывать огромное множество различных влияний и возможностей просчёта, объясняемого как субъективными данными самого работника, так и некоторыми объективными данными самого механизма точности расчётов.

 

 

Библиографический список:

  1. Исследование организационного управления / И. Я. Львович, Ю. Н. Черняев и другие. Воронеж: ВТГУ, 2008 г. – 458 с.
  2. Менеджмент систем качества. Учебное пособие. / М. Г. Круглов, А. К. Сергеев, В. А. Такташов и другие. Москва: Стандарт, 2009 г. – 621 с.
  3. Управление организацией. Учебник. / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина. 2-е издание. Москва: ИНФРА-М, 2007 г. – 325 с.
  4. Коротков Э. М. Исследования систем управления. Учебник. Москва: Дека, 2007 г. – 471 с.
  5. Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения. Учебник. 4-е издание. Москва: ИНФРА-М, 2008 г. – 500 с.

1 Управление организацией. Учебник. / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина. 2-е издание. Москва: ИНФРА-М, 2007 г. – 125 с.

1 Коротков Э. М. Исследования систем управления. Учебник. Москва: Дека, 2007 г. – 171 с.

1 Исследование организационного управления / И. Я. Львович, Ю. Н. Черняев и другие. Воронеж: ВТГУ, 2008 г. – 269 с.

1 Менеджмент систем качества. Учебное пособие. / М. Г. Круглов, А. К. Сергеев, В. А. Такташов и другие. Москва: Стандарт, 2009 г. – 372 с.

1 Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения. Учебник. 4-е издание. Москва: ИНФРА-М, 2008 г. – 204 с.

2 Коротков Э. М. Исследования систем управления. Учебник. Москва: Дека, 2007 г. – 179 с.

1 Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения. Учебник. 4-е издание. Москва: ИНФРА-М, 2008 г. – 210 с.

1 Коротков Э. М. Исследования систем управления. Учебник. Москва: Дека, 2007 г. – 184 с.

1 Исследование организационного управления / И. Я. Львович, Ю. Н. Черняев и другие. Воронеж: ВТГУ, 2008 г. – 272 с.


Информация о работе Эффективность управленческих решений