Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 12:05, курсовая работа
Акроним SWOT был впервые введён в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики профессором Кеннетом Эндрюсом (англ. Kenneth Andrews). Первоначально SWOT-анализ был основан на озвучивании и структурировании знаний о текущей ситуации и тенденциях.
Введение
1. Теоретические основы SWOT - анализа
1.1. SWOT-анализ деятельности предприятия как основа стратегического управления
1.2. Методика проведения SWOT-анализа
2. SWOT-анализ деятельности ОАО Газпром.
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Разработка стратегии предприятия на основе SWOT-анализа
Заключение
Список используемой литературы
Рыночные угрозы -- это события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.
Возможности и угрозы находятся вне зоны контроля организации. Таким образом, они могут рассматриваться как внешние, относящиеся к элементам рыночной среды.
Основные элементы, которые следует рассмотреть, включают в себя:
1. Законодательные, регулирующие,
политические силы. Действия властей
в виде исполнения политики, а
также требования
2. Общественные силы (культура).
Напрямую затрагивают компанию,
когда недовольные покупатели
оказывают давление на
3. Технологические силы.
Технологические способности, помогающие
компании достигать своих
4. Экономическая ситуация.
Влияние общего состояния
5. Конкуренция. Природа и
масштаб конкурентной угрозы. Особого
внимания заслуживают
§ Интенсивность конкуренции;
§ Угроза появления новых конкурентов;
§ Потребности покупателей на рынке;
§ Рыночная власть покупателей, дистрибьюторов, поставщиков;
§ Конкурентоспособность;
§ Давление со стороны товаров-аналогов.
При определении возможностей и угроз, необходимо определять при каких значениях возможности и угрозы являются возможностями и угрозами. Т.е. ниже определённого нормативного значения возможность становится угрозой.
В результате формулирования SWOT-анализа в общей форме мы получим проранжированный список сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз внешней среды.
Основная идея SWOT-анализа состоит в комплексном рассмотрении внешних и внутренних стратегических факторов, влияющих на деятельность компании, и генерации на этой основе стратегических альтернатив, учитывающих различные сочетания стратегических факторов. Формой представления полученных результатов является расширенная SWOT-матрица, приведенная на рисунке 2.
Внутренние факторы Внешние факторы |
СИЛЫ КОМПАНИИ (S) |
СЛАБОСТИ КОМПАНИИ (W) |
ВОЗМОЖНОСТИ СРЕДЫ (O) |
SO-стратегии Стратегии, которые используют силы компании, чтобы реализовать возможности внешней среды |
WO-стратегии Стратегии, которые используют возможности среды, преодолевая внутренние слабости |
УГРОЗЫ СРЕДЫ (T) |
ST-стратегии Стратегии, которые используют силы компании, чтобы избежать угроз среды |
WT-стратегии Стратегии, которые минимизируют слабости и помогают избежать угроз (стратегия оборонительного типа) |
Рис.2. Расширенная SWOT-матрица
По результатам построения данной матрицы можно определить основные направления развития компании.
2. SWOT-анализ деятельности и стратегия его развития
2.1 Краткая характеристика предприятия
ОАО «Газпром» — одна из крупнейших энергетических компаний в мире. Основными направлениями ее деятельности являются геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация углеводородов, а также производство и сбыт электрической и тепловой энергии. Миссия «Газпрома» заключается в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.
Первые газовые фонари зажглись в России на Аптекарском острове Санкт-Петербурга в 1819 г. История «большого газа» в Советском Союзе началась в 1946 г. с пуском в эксплуатацию магистрального газопровода «Саратов — Москва». В 1989 г. на основе Министерства газовой промышленности СССР был образован Государственный газовый концерн «Газпром». На его базе в 1993 г. создано Российское акционерное общество «Газпром», переименованное в 1998 г. в Открытое акционерное общество «Газпром».
За рубежом и в России Обществом зарегистрированы товарные знаки, исключительное право использования которых принадлежит ОАО «Газпром».
- Корпоративное управление
Высшим органом управления «Газпрома» является собрание акционеров. Непосредственно собранию акционеров подчиняется совет директоров, который осуществляет общее руководство, и правление, которое имеет функции исполнительного органа.
Совет директоров
Члены совета директоров:
Председатели совета директоров РАО «Газпром», с 1998 года ОАО «Газпром»
Правление
Заместители председателя правления:
Члены правления:
Председатели правления РАО «Газпром», с 1998 года ОАО «Газпром»
Департаменты
Департаменты являются структурными подразделениями администрации «Газпрома», и непосредственно подчиняются правлению. Большинство руководителей департаментов, одновременно входят в состав совета директоров, или правления:
- Система мотивации
Социально-трудовые отношения между работниками и администрацией регулируются законодательством о труде, Отраслевым соглашением по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации на 2008–2010 гг., Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике Российской Федерации, Генеральным коллективным договором ОАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций на 2010–2012 гг., а также коллективными договорами дочерних обществ и организаций.
Государственное пенсионное обеспечение и негосударственный пенсионный фонд «ГАЗФОНД».
Государственное пенсионное обеспечение производится согласно законодательству РФ.
- Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение работников
Одной из важнейших социальных гарантий является «Положение о медицинском обеспечении работников, неработающих пенсионеров ОАО «Газпром» и членов их семей» и др. Дополнительное пенсионное обеспечение бывших работников, осуществляемое через Негосударственный пенсионный фонд «ГАЗФОНД».
- Медицинское обслуживание
В целях обеспечения высокого уровня работоспособности и повышения качества жизни персонала при освоении новых нефтегазовых месторождений и строительстве магистральных газопроводов в районах Крайнего Севера разрабатывается система жизнеобеспечения, медико-экологического и социально-гигиенического мониторинга работников Группы «Газпром» и членов их семей. Для повышения оперативности и доступности качественного медицинского обслуживания, особенно в вахтовых поселках, создана корпоративная телемедицинская сеть.
Существует социальная помощь сотрудникам в случае болезни работника, а так же в случае его смерти и смерти близких родственников. Так же раз в год, во время отпуска выплачивается материальная помощь. Размер выплат регулируется коллективным договором.
Согласно жилищной политике, все сотрудники Газпром обеспечены жилплощадью на весь срок работы сотрудника, при условии переезда в другой город. Так же ветераны Севера, имеют право вернуть 20% от стоимости приобретенной квартиры (месторасположение, а так же застройщика выбирает Газпром).
Согласно коллективному договору, один раз в год, работники Крайнего Севера имеют право возвратить средства, потраченные на билет по России туда-обратно, на себя и несовершеннолетних детей или детей на иждивении.
Для доставки сотрудников к местам газовых и нефтепромыслов предоставляется авиа или автотранспорт.
Для руководителей высшего звена предоставляется личный водитель.
Общественное питание осуществляется только на промыслах.
Существуют бесплатные спортивные комплексы, которые возможно посещать только по направлению врача.
Существует «Положение о системе непрерывного фирменного профессионального образования руководителей и специалистов». В 2009 г. дальнейшее профессиональное развитие получило 142 тысячи человек. Также в «Газпроме» действуют: «Положение о работе с молодыми специалистами с высшим и средним профессиональным образованием и их стажировке в дочерних обществах и организациях ОАО «Газпром», «Положение о психологическом сопровождении кадровой работы в ОАО «Газпром».
Профессиональное развитие персонала Группы «Газпром» в 2009 г.
2.2 Разработка
стратегии предприятия на
Стратегической целью ОАО «Газпром» является становление как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.
Особенность «Газпрома» и одно из его преимуществ заключаются в том, что он одновременно является и производителем, и поставщиком энергоресурсов, располагая мощной ресурсной базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. Благодаря географическому положению России, у компании есть возможность стать своеобразным энергетическим «мостом» между рынками Европы и Азии, поставляя собственный газ и оказывая услуги по транзиту газа другим производителям. Это предопределяет содержание стратегий компании в ее ключевых областях деятельности.