SWOT-анализ деятельности предприятий (на примере ОАО «Минское производственное кожевенное объединение»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – оценить положение организации ОАО «Минское производственное кожевенное объединение» на рынке, с использованием SWOT-анализа, предложить мероприятия по изменению сложившейся ситуации.
В соответствии с целью курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
изучить и обобщить теоретический материал SWOT-анализа;
провести комплексный анализ положения организации ОАО «Минское производственное кожевенное объединение» на рынке, выявить сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы;
раскрыть основные резервы и обосновать пути повышения эффективности деятельности, предложить меры по дальнейшему совершенствованию стратегии развития ОАО «Минское производственное кожевенное объединение»

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы SWOT-анализа…………………………………………..5
1.1 История развития SWOT-анализа…………………………………..……5
1.2 SWOT-анализ как инструмент стратегического менеджмента и этапы его проведения…………………………………………………………………..…...7
2 SWOT–анализ ОАО «Минское производственное кожевенное объединение»…………………………………………………………………….....15
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………….….15
2.2 SWOT–анализ ОАО «Минское производственное кожевенное объединение»……………………………………………………………………….18
3. Меры по дальнейшему совершенствованию стратегии ОАО «Минское производственное кожевенное объединение»…………………………………....24
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных источников……………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

_Курсач.docx

— 84.91 Кб (Скачать файл)

- повышение  тарифов на газ природный и  электроэнергию  (дважды в течение  2010г.), а также их привязка к  курсу доллара США, привело  к росту затрат на энергоносители  на 2259 млн.руб;. 

- рост  ставки налога на землю привел  к увеличению затрат на 602 млн.  руб;

- рост  НДС, относимого на затраты,  вызванный как увеличением ставки  налога с 18% до 20%, так и удорожанием  энергоносителей, составил 142 млн.руб;

- сокращение  производства кожевенными совместными  предприятиями, организованными  на мощностях акционерного общества, привело к сокращению оказываемых услуг промышленного и непромышленного характера на 701  млн. руб;

- по  этой же причине сократился  размер арендной платы по сравнению  с аналогичным периодом прошлого  года на 258 млн.руб.;

- увеличение  численности персонала, обусловленное   структурными изменениями в производстве, привело к росту расходов на  оплату труда  и  отчисления  в Фонд социальной защиты населения   в размере  1728 млн.руб.

В целях повышения  экономической эффективности работы Общества руководством разработан и  проводится комплекс мероприятий по снижению издержек на производство и  реализацию продукции (работ, услуг). На 2011 год разработана и утверждена руководителем предприятия Программа  по ликвидации убытков и финансовому  оздоровлению ОАО «Минское производственное кожевенное объединение» Минский район. Мероприятия повышения экономической эффективности деятельности ОАО «МПКО»:

  • Снижение доли выделки кожи наиболее убыточных видов продукции за счет снижения кредитования СП «Амико», «Гатово – Теннери», «Бел – Скин», «Смиловичи»
  • Согласование рентабельного уровня цен на услуги промышленного и непромышленного характера с потребителями
  • Ужесточение мер по взысканию дебиторской задолженности
  • Применение экономических санкций при несвоевременной оплате за оказанные услуги и отпущенную продукцию
  • Своевременность выплаты дивидендов со стороны предприятий, в которых ОАО «МПКО» принимает участие своим капиталом
  • Списание неиспользуемых основных средств с баланса предприятия за счет фонда переоценки в целях сокращения себестоимости (амортизационных отчислений и налога на недвижимость)
  • Снижение затрат на финансирование непроизводственной сферы
  • Сокращение доли не денежных расчетов
  • Ввод в действие артезианских скважин
  • Повышение сортности закупаемого сырья
  • Увеличение конкурентоспособности продукции
  • Расширение рынка сбыта
  • Снижение удельной доли производства продукции из давальческого сырья
  • Снижение численности административно – управленческого персонала
  • Сдача в аренду неиспользованных площадей и оборудования
  • Увеличения объема услуг промышленного и непромышленного характера
  • Увеличение объема производства продукции пользующейся спросом у покупателя
  • Активное участие в выставках продукции легкой промышленности

Реализация  этих мер позволит более рационально  использовать оборудование, расширить  ассортимент выпускаемой продукции и, в конечном итоге, снизить затраты на 1м2 готовой продукции.

Стратегия развития ОАО МПКО, созданная на основе анализа внутренней и внешней среды организации, направлена на:

- увеличение  выпуска кож натуральных и  снижение удельного веса производства  полуфабриката дубленого;

-  диверсификацию  производимых кож натуральных  – производство кож для верха  и низа обуви, мебели, галантерейных  изделий; 

- повышение  качества и конкурентоспособности  кож натуральных по техническим  характеристикам;

-   рациональное  использование кожевенного сырья  и химических материалов;

-   техническое  перевооружение производства;

-   повышение  рентабельности производства и  продаж;

- расширение  рынков сбыта, активное продвижение  продукции на рынке, увеличение  числа новых потребителей.

Рациональная  организация производства является важнейшей предпосылкой рациональной и экономически эффективной механизации  и автоматизации кожевенного  производства.

Предприятие продолжит работу  по выпуску  конкурентоспособной продукции, пользующейся стабильным покупательским спросом: кож  гладких, с различными видами отделок  и пр. В 2011г. планируется  внедрение  технологии и оборудования однопоточной  линии по производству мебельных  кож производительностью до 4 млн.кв.дм в месяц. В 2012г. предусмотрено расширение линии по производству мебельных кож до 8 млн.кв.дм в месяц.  Данная продукция является также импортозамещающей. Поставка мебельных кож будет производится на предприятия концерна «Беллесбумпром». Также прогнозируется выпуск  гидрофобных кож повышенных толщин, а к 2015г. – кож для обивки автомобильных салонов. 

Предусматривается опережающий рост производительности труда над ростом  заработной платы в 2011-2015гг. на 8,1 пункта. Соотношение  темпов роста производительности труда  и средней заработной платы будет  достигаться за счет использования  факторов роста производительности труда: технических, связанных с  уровнем развития техники и технологии; организационных, включающих в себя организацию производства, труда  и управления; социально-экономических, предусматривающих материальную и  моральную заинтересованность в  результатах труда, повышение квалификации работников, снижение текучести кадров; изменение объема и структуры  производства а также изменение  численности персонала.

Реализация  программы развития ОАО «Минское производственное кожевенное объединение» Минский район на 2011-2015гг. позволит предприятию расширить свое присутствие  на внутреннем и внешних рынках, обеспечить денежный поток, достаточный  для дальнейшего развития.

Предусматривается также в  течение 2011-2015гг. осуществить  реконструкцию, модернизацию систем возобновления  вторичных ресурсов, утилизации отходов  производства и модернизацию систем энергоснабжения социальных потребителей.

Повышение уровня оплаты труда работников предприятия  будет обеспечено за счет повышения  производительности труда, совершенствования  структуры управления,  снижения численности, совершенствования оплаты труда  работников.

Прогнозируется  поставка кожевенного сырья в  основном от предприятий Минсельхозпрода  и Белкоопсоюза Республики Беларусь, а также от прочих поставщиков. Прогнозируется сократить выпуск продукции из давальческого сырья, однако совсем от переработки давальческого сырья предприятие не отказывается, ведь это и загрузка производственных мощностей и обеспечение работой работников предприятия.

Работа с  покупателями продукции предприятия  будет и далее строится на основе прямых долгосрочных контрактов (договоров).

Проведение  систематического анализа использования  кожевенного сырья, химических материалов, топливно-энергетических ресурсов позволит ежегодно обеспечить  разработку и  утверждение прогрессивных норм расхода данных материальных ресурсов, а также вспомогательных материалов, применяемых в производстве кож, при упаковке готовой продукции, обслуживании оборудования, лабораторных испытаниях. Применение прогрессивных  норм расхода материальных ресурсов и рациональное их использование  обеспечит получение экономии кожевенного  сырья, химических материалов и пр. За счет реализации комплекса мер  по сокращению затрат на производство и реализацию продукции будет  обеспечиваться снижение материалоемкости продукции.

Маркетинговая политика

Перед ОАО  МПКО открыты большие рыночные возможности. Предприятие может ориентироваться  на стратегию более  глубокого  внедрения на отечественный рынок. Другими словами, предприятие будет  продолжать работать с выпускаемыми  кожтоварами на прежних рынках. В  этом случае планируется  увеличить  расходы на рекламу, отработку рекламного обращения. Эту стратегию предусматривается  использовать совместно со стратегией разработки товара, то есть предлагать кожтовар с новыми различными видами отделки, при обработке которых используются новые технологии. Это позволит увеличить объем продаж товаров с новыми качествами на существующий рынок.

Ориентация  на внутренний  рынок будет дополняться  проникновением на внешние рынки. Предприятие  ставит своей целью увеличить  объем экспорта в Россию готового кожтовара на 15 %.

ОАО МПКО планирует  мероприятия по продвижению продукции  на внутренние и внешние рынки.

  1. Более интенсивную работу со всеми внешнеторговыми организациями:
  • поддержание постоянной связи;
  • обеспечение рекламным материалом;
  • информирование о новых разработках в производстве кожи;
  • создание базы данных экспортирующих предприятий, планирование и учет работы с ними.
  1. Сохранение позиций на традиционных рынках:
  • установление прямых связей с покупателями кожтовара путем переписки и использования анкетирования для получения отзывов о качестве, потребительских свойствах кожтовара.
  • разработка новых видов кож, ориентированных на современные потребности рынка обуви.
  1. Выход на новые рынки:
  • контракты с торговыми представительствами;
  • участие в международных выставках;
  • разработка и подготовка комплекта рекламно-информационной документации для использования фирмами-посредниками за рубежом;
  • определение методов стимулирования потребителей, посредников;
  1. Повышение эффективности работы с конкурирующими предприятиями:

- анализ работы  конкурентов. Определение их политики  на рынках.

Предлагаемая  схема роста объемов и диверсификация  производства позволит наладить деловые  связи с новыми партнерами и продолжить успешное сотрудничество с прежними клиентами.

Политика ценообразования

Основной  задачей стратегии ценообразования  является получение максимальной прибыли  при запланированном объеме, создание денежного потока и обеспечения  заданного объема продаж в целях  удержания позиций на рынке. Ценовая  стратегия данного предприятия  должна обеспечить долговременное удовлетворение нужд потребителей, путем сочетания  внутренней стратегии развития предприятия  и параметров внешней среды в  рамках маркетинговой стратегии.

При формировании контрактной цены учитываются пожелания  потребителя к качеству и методикам  обработки кож. На каждой стадии продвижения  продукции на рынок предприятие  регулирует цены в зависимости от объемов и условий  поставки, порядка  и форм оплаты, а в рамках программы  по стимулированию сбыта вводит систему  скидок.

В целях продвижения  нового товара на рынок первоначальные цены могут устанавливаться на уровне себестоимости или с незначительной рентабельностью. В дальнейшем, добившись  стабильного качества и утвердив товар на рынке, производится плавное  увеличение цен.

На предприятии  применяется система скидок:

-на кожи пониженных сортов: 2 сорт - 5%, 3 сорт - 10%, 4 сорт- 15%, 5 сорт – 20%, 6 сорт – 25%.

-скидки в зависимости от срока  оплаты товара: при осуществлении предоплаты в размере 100 % за кожтовар - 10%,

- при осуществлении  предоплаты в размере 50 % за  кожтовар - 5 %,

- 10 % покупателю, осуществляющему  единовременную покупку партии  кожтовара свыше 500 тыс. дм2.,

- при реализации  партии, состоящей  из более 50 % низкосортного товара - 10 %,

- при реализации  кожи хромовой, пользующейся низким покупательским  спросом - 30 %.

Общий размер скидки  не может превышать 30 %. Предоставление скидок иностранным фирмам позволяет  быстро и эффективно продвигать новый  товар на зарубежном рынке. Гибкая система  скидок позволяет привлечь новых  клиентов и плодотворно сотрудничать с постоянными клиентами.

Для сохранения текущей рыночной позиции и завоевания новых рыков ОАО «Минское производственное кожевенное объединение» Минский район  постоянно расширяет и обновляет  ассортимент выпускаемой продукции, внедряет в производство новые технологии и новые химические материалы, формирует  ассортиментную политику с учетом требований рынка, осуществляет запуск продукции  в производство на основе полученных заказов и заявок обувных и  кожгалантерейных предприятий концерна «Беллегром» (ООО «Сивельга», ОАО «Красный Октябрь», СП «Отика», ОАО «Галантея» и др.)

Для большей  информированности потребителей о  выпускаемой продукции, а также  с целью заинтересовать покупателей  своими предложениями, ознакомить с  производством, на предприятии разработан и размещен в сети Интернет сайт: www.mpko.by. WEB-ресурс зарегистрирован в поисковых системах yandex.ru. rambler.ru, tut.by. Наличие собственного сайта позволяет рекламировать продукцию в международной информационной сети.

ОАО МПКО принимает  участие в ярмарках, выставках  продукции, проводимых как в Республике Беларусь, так и за ее пределами, что также способствует рекламе  продукции предприятия,  ее продвижению  на рынок.

Следует отметить что для Беларуси ОАО «Минское производственное кожевенное объединение» слишком велико и всегда будет испытывать проблемы с поставками сырья, из-за этого предприятию приходиться задействовать только часть своих мощностей, что, в конечном счете, приводит к убыткам. Именно поэтому на предприятии одной из самых прибыльных статей дохода является сдача производственных цехов в аренду частным организациям. В настоящее время на заводе ведутся работы по переоснащению цехов с ориентацией на уменьшение производственных мощностей за счет повышения рентабельности производства.

Информация о работе SWOT-анализ деятельности предприятий (на примере ОАО «Минское производственное кожевенное объединение»)