Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:19, практическая работа
КИНЕМАТИЧЕСКАЯ СХЕМА ПРИВОДА:
1.электродвигатель,
2.клиноременная передача,
3.редуктор,
4.муфта предохранительная,
5.рабочая машина
1. Выбор электродвигателя.
Потребляемая мощность привода (мощность на выходе):
Pв = Ft*ν /103=4500*0,6/1000=2,7кВт,
где ν – скорость движения ленты (м/с);
Ft – окружная сила на звёздочке ленточного конвейера (Н).
Общий КПД привода:
ηобщ = η р*ηред3*ηм*ηпк3 = 0,839,
где η р = 0,955 - КПД клиноременной передачи;
ηред = 0,97 - КПД закрытой зубчатой передачи;
ηм = 0,985 - КПД муфты;
ηпк = 0,9925 - КПД одной пары подшипников качения;
Требуемая мощность электродвигателя:
Pэд.треб. = Рв/ ηобщ = 2,7/0,839= 3,17 кВт
Выбираем электродвигатель 100S4/1435 мощностью Р = 3 кВт с частотой вращения n = 1435 об/мин.
2. Определение передаточных чисел привода.
Делительный диаметр тяговой звездочки:
D = pзв/sin(180/z)=230,9мм
Частота вращения выходного вала привода:
nв= 60*1000*ν/(π*D)=49,84 об/мин
Общее передаточное число привода:
uобщ = nэд/nв = 1435/49,84 = 28,79
Передаточное число привода по ступеням:
uобщ = uр*uред = 2*14,39
Передаточное число тихоходной ступени:
uт = 0,88*√ uред = 0,88*√14,39 = 3,3
Передаточное число быстроходной ступени:
uб = uред/uт = 14,39/3,3 = 4,3
3. Определение вращающих моментов на валах привода:
Частота вращения:
n1=nэд/uр=1435/2= 717,5 об/мин.
n2 = n1/uб = 168,22 об/мин.
n3 = n2/ uт = 50,93 об/мин.
n4= 50,93 об/мин
Вращающий момент:
Тэд = 9550*Pэд/nэд = 9550*3/1435 = 19,965 Н*м.
T1= Tэд*uр*ηр = 38,133 Н*м.
T2= T1*uб*ηред*ηпк = 156,586 Н*м.
T3= T2*uт*ηред*ηпк = 497,923 Н*м.
T4= T3*ηпк = 494,188 Н*м.
Угловая скорость:
ωэд = π*nэд/30 = 150,273 рад/с.
ω1 = ωэд /uр = 75,136 рад/с.
ω2 = ω1 /uб = 17,616 рад/с.
ω3 = ω2 /uт = 5,333 рад/с.
ω4 = 5,333 рад/с.
РАСЧЕТ КЛИНОРЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ.
1. Выбор сечения ремня.
Выбираем клиновый ремень узкого сечения УО d1 = 63…100 мм (по номограмме 5.3.).
2. Диаметр ведущего шкива.
Минимально допустимый диаметр ведущего шкива: d1min = 63 мм.
Расчетный диаметр ведущего шкива: d1 = 71 мм.
3. Диаметр ведомого шкива.
d2 = d1*u*(1-ε) = 71*2*(1- 0,015) = 140 мм,
где u – передаточное число открытой передачи,
ε – коэффициент скольжения (0,01…0,02).
4. Фактическое передаточное число.
uф = d2/ (d1*(1-ε)) = 140/(71*(1-0,015)) = 2,002
Отклонение фактического передаточного числа от заданного:
∆u = (uф-u)/u*100% = 0,093% < 3%.
5. Ориентировочное межосевое расстояние.
a ≥ 0,55*(d1+d2)+ h(H) = 124,05 мм,
где h(H) = 8 мм – высота сечения клинового ремня.
6. Расчетная длина ремня.
l = 2a + π/2*(d2+d1) + (d2 - d1)2/(4a) = 589 мм. ≈ 630 мм.
7. Межосевое расстояние.
Уточняем значение межосевого расстояния по стандартной длине:
a = 1/8* {2*l - π*(d2+d1) + √([2*l- π*(d2+d1)]2 - 8*(d2 - d1)2)} = 145,2 мм.
При монтаже передачи необходимо обеспечить возможность уменьшения а на 0,01l для того, чтобы облегчить надевание ремня на шкив; для увеличения натяжения ремней необходимо предусмотреть возможность увеличения а на 0,025l.
8. Угол обхвата ремнем ведущего шкива.
α1 = 1800 – 570 *(d2 - d1)/а = 152,910 > 1200
9. Скорость ремня.
ν = π*d1*n1/(60*103) = 5,33 м/с ≤ [ν],
где d1 и n1 – соответственно диаметр ведущего шкива и его частота вращения
[ν] = 40 м/с – допускаемая скорость для узких клиновых ремней.
10. Частота пробегов ремня.
U = l/ ν = 0,12 с-1 ≤ [U],
где [U] = 30 с-1 – допускаемая частота пробегов.
11. Допускаемая передаваемая мощность.
Определяем допускаемую мощность, передаваемую одним клиновым ремнем:
[Pп] = [P0] Cp Cα Cl Cz ,
где [P0] = 1,18 кВт – допускаемая приведенная мощность, передаваемая одним клиновым ремнем;
С – поправочные коэффициенты:
Cp = 1 – коэффициент динамичности нагрузки и длительности работы;
Cα = 0,92 – коэффициент угла обхвата на меньшем шкиве;
Cl = 0,85 – коэффициент влияния отношения расчетной длины ремня к базовой;
Cz = 0,9 – коэффициент числа ремней в комплекте передачи.
[Pп] = 0,83 кВт.
12. Количество клиновых ремней.
z = Pном / [Pп] = 4,
где Pном = 3 кВт – номинальная мощность двигателя.
13. Сила предварительного натяжения.
F0 = 850 Pном Cl / (z*ν*Cα*Cp)
где F0 – сила предварительного натяжения одного клинового ремня
F0 = 110,41 Н.
14. Окружная сила.
Ft = Pном *103 / ν = 562,36 Н
где Ft – окружная сила, передаваемая комплектом клиновых ремней.
15. Сила натяжения.
F1 = Fо + Ft / 2z = 180,7 Н
F2 = Fо - Ft / 2z = 40,11 Н,
где F1 и F2 – силы натяжения соответственно ведущей и ведомой ветвей одного клинового ремня.
16. Сила давления на вал.
Fоп = 2* Fо*z*sin (α1/2) = 402,23 Н,
где Fоп - сила давления на вал комплекта клиновых ремней.
Проверочный расчет.
17. Проверка прочности ремня по максимальным напряжениям в сечении ведущей ветви:
σmax = σ1 + σи + σν ≤ [σ]р,
где а) σ1 – напряжения растяжения:
σ1 = Fо / А + Ft / (2*z*A) = 3,23 Н/мм2,
где А = 56 мм2 – площадь поперечного сечения ремня;
б) σи – напряжения изгиба:
σи = Eи*h / d1 = 4,57 Н/мм2,
где Eи = 80…100 мм2 – модуль продольной упругости при изгибе для прорезиненных ремней;
в) σν – напряжения от центробежных сил:
σν = ρ*υ2*10-6 = 0,04 Н/мм2,
где ρ = 1250…1400 кг/мм3 – плотность материала ремня;
г) [σ]р = 10 Н/мм2 – допускаемое напряжение растяжения.
σmax = 7,84 Н/мм2.
Условие прочности выполняется.
РАСЧЁТ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ.
1. Межосевое расстояние:
Предварительное значение межосевого расстояния:
Для косозубого зацепления:
аw' = K*(u+1)*3√(T1/u) = 10*(4,3+1)* 3√(38,13/4,27) = 109,28 мм
Для шевронного зацепления:
аw' = K*(u+1)*3√(T1/u) = 8*(3,3+1)* 3√(156,59/3,3) = 124,59 мм
Окружная скорость:
Для косозубого зацепления:
ν = 2*π*аw'*n1/(6*104*(u+1))
=2*3,14*109,28*717,5/(6*104*(
Для шевронного зацепления:
ν = 2* π* аw'*n1/(6*104*(u+1))
= 2*3,14*124,59*168,22/(6*104*(
где К – коэффициент в зависимости от поверхностной твёрдости.
Уточнение межосевого расстояния:
аw = Ка*(u+1)* 3√((Кн*Т1)/(ψba* u*[σ]н2))
Ка = 410 МПа1/3(для косозубых и шевронных колёс)
Коэффициенты ширины:
Для косозубого зацепления: ψba = 0,4
Для шевронного зацепления: ψba = 0,5
Материалы для изготовления шестерен и зубчатых колёс:
шестерня для косозубой передачи : улучшение, для стали 40ХН: 269…302НВ
колесо для косозубой передачи : улучшение, для стали 40ХН: 235…262НВ
шестерня для шевронной передачи : поверхностная закалка, для стали 40ХН: 48…53HRCэ
колесо для шевронной передачи: улучшение, для стали 40ХН: 269…302НВ
Допускаемые контактные напряжения [σ]н1 для шестерни и [σ]н2 для колеса определяются по общей зависимости:
[σ]н = [σ]нlim*ZN*ZR*ZV/SH
Рассмотрим косозубое зацепление:
а) Колесо (245НВ):
Предел контактной выносливости:
[σ]нlim = 2*НВср+70 = 2*245+70 = 560 МПа
Коэффициент запаса прочности: SH = 1,1 (улучшение)
Коэффициент долговечности:
ZN = 6√(NHG/NK), если 1≤ ZN≤ZNmax
Число циклов:
NHG = 30* НВср2,4 = 30*2452,4 = 1,626*107 ≤ 12*107
Ресурс передачи:
NK = 60*n*n3*Lh = 60*n*n3*L*365*Kгод*24*Ксут =
= 60*168,22*1*5*365*24*1*1 = 44,2*107
Т.к. NK> NHG, то NK = NHG = 1,626*107
Значит, ZN = 1
Коэффициент, учитывающий влияние шероховатости: ZR = 0,95
Коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости ν: Z ν = 1,1
[σ]н2 = 560*1*0,95*1,1/1,1 = 532 МПа.
б) Шестерня 290НВ:
[σ]нlim = 2*НВср+70 = 2*290+70 = 650 МПа
SH = 1,1 (улучшение)
NHG = 30* НВср2,4 = 30*2902,4 = 2,44*107 ≤ 12*107
NK = 60*n*n3*Lh = 60*n*n3*L*365*Kгод*24*Ксут = =60*717,5*1*5*365*24*1*1 = 188,6*107
Т.к. NK> NHG, то NK = NHG = 2,44*107
ZN = 1
Коэффициент, учитывающий влияние шероховатости: ZR = 0,95
Коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости ν: Z ν = 1,1
[σ]н1 = 650*1*0,95*1,1/1,1 = 617,5МПа.
Шевронное зацепление:
а) Колесо 290НВ:
[σ]нlim = 2*НВср+70 = 2*290+70 = 650 МПа
SH = 1,1 (улучшение)
NHG = 30* НВср2,4 = 30*2902,4 = 2,44*107 ≤ 12*107
NK = 60*n*n3*Lh = 60*n*n3*L*365*Kгод*24*Ксут = =60*50,93*1*5*365*24*1*1 = 13,4*107
Т.к. NK> NHG, то NK = NHG = 2,44*107
ZN = 1
Коэффициент, учитывающий влияние шероховатости: ZR = 0,97
Коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости ν: Z ν = 1,1
[σ]н2 = 650*1*0,97*1,1/1,1 = 630,5 МПа.
б) Шестерня 51HRCэ:
[σ]нlim = 17* HRCэ+200 = 17*51+200 = 1067 МПа
SH = 1,2 (поверхностная закалка)
NHG = 30* НВср2,4 = 30*4952,4 = 8,81*107 ≤ 12*107
NK = 60*n*n3*Lh = 60*n*n3*L*365*Kгод*24*Ксут = =60*168,22*1*5*365*24*1*1 = 4,42*107
Т.к. NK> NHG, то NK = NHG = 8,79*107
ZN = 1
Коэффициент, учитывающий влияние шероховатости: ZR = 0,97
Коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости ν: Z ν = 1,09
[σ]н1 = 1067*1*0,97*1,09/1,2 = 940,12 МПа
[σ]н = 0,45*([σ]н1+[σ]н2) = 0,45*(940,12+630,5) = 706,78 МПа.
Коэффициент нагрузки в расчётах на контактную прочность:
КН = КНv*КНβ*КНα
Рассмотрим косозубое зацепление:
Коэффициент КНv учитывает внутреннюю динамику нагружения, связанную с ошибками шагов зацепления и погрешностями профилей зубьев шестерни и колеса:
КНv = 1,02
Коэффициент КНβ учитывает неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий, обуславливаемую погрешностями изготовления и упругими деформациями валов, подшипников:
КНβ = 1+( КНβ0-1)* КНw = 1+(1,23-1)*0,37 = 1,085,
где КНβ0 – коэффициент неравномерности распределения нагрузки в начальный период работы (его выбирают в зависимости от коэффициента ψbd , схемы передачи и твердости зубьев )
КНβ0 = 1,23,
т.к. ψbd = 0,5* ψba*(u+1) = 0,5*0,4*(4,27+1) = 1,053
КНw - коэффициент, учитывающий приработку зубьев
Коэффициент КНα определяют по формуле:
КНα = 1+( КНα0-1)* КНw = 1+(2 -1)*0,37 = 1,37,
где
КНα0 = 1+А*(nст-5) = 1+0,25*(9 -5) = 2
Значит:
КН = 1,02*1,085*2 = 1,516
Рассмотрим шевронное зацепление:
КНv = 1,01
ψbd = 0,5* ψba*(u+1) = 0,5*0,5*(3,3+1) = 1,076
КНβ = 1+( КНβ0-1)* КНw = 1+(1,12-1)*0,37 = 1,044
КНα = 1+( КНα0-1)* КНw = 1+(2 -1)*0,37 = 1,37,
где
КНα0 = 1+А*(nст-5) = 1+0,25*(9-5) = 2
Значит,
КН = 1,01*1,044*1,37 = 1,445
Для косозубого зацепления:
аw = Ка*(u+1)* 3√((Кн*Т1)/(ψba* u*[σ]н2)) =
= 410*(4,3+1)* 3√((1,516*38,13)/(0,4*4,3*5322
= 106,4 мм ≈ 110 мм.
Для шевронного зацепления:
аw = Ка*(u+1)* 3√((Кн*Т2)/(ψba* u*[σ]н2)) =
= 410*(3,3+1)* 3√((1,445*156,59)/(0,5*3,3*
= 114,63 ≈ 125 мм.
2. Предварительные основные размеры колеса:
Для косозубого зацепления:
Делительный диаметр:
d2 = 2* аw* u/(u+1) = 2*110*4,3/(4,3+1) = 178,22 мм
Ширина:
b2 = ψba* аw = 0,4*110 = 44 мм
Для шевронного зацепления:
Делительный диаметр:
d2 = 2* аw* u/(u+1) = 2*125*3,3/(3,3+1) = 191,9 мм
Ширина:
b2 = ψba* аw = 62,5 мм
3. Модуль передачи:
Максимально допустимый модуль определяют из условия неподрезания зубьев у основания:
Для косозубого зацепления:
mmax = 2*aw/(17*(u+1)) = 2*110/(17*(4,3+1) = 2,46 мм
Для шевронного зацепления:
mmax = 2*aw/(17*(u+1)) = 2*125/(17*(3,3+1)) = 3,42 мм
Минимальное значение модуля:
mmin = (Km*KF*T1*(u+1))/( aw* b2*[σ]F)
Km = 2,8*103 для косозубых передач
Допускаемые напряжения изгиба зубьев шестерни [σ]F1 и колеса [σ]F2
[σ]F = [σ]Flim*YN*YR*YA/SF
Для косозубого зацепления:
Предел выносливости [σ]Flim:
Шестерня
[σ]Flim = 1,75*НВср = 1,75*290 = 507,5 МПа
Колесо
[σ]Flim = 1,75*НВср = 1,75*245 = 428,75 МПа
Для шевронного зацепления:
Шестерня
[σ]Flim = 580 МПа
Колесо
[σ]Flim = 1,75*НВср = 1,75*290 = 507,5 МПа
Коэффициент запаса прочности: SF = 1,7 (для всех)
Коэффициент долговечности: YN = q√(NFG/NK) при условии 1≤ YN ≤ YNmax
YNmax = 4 и q = 6 – для улучшенных зубчатых колес,
YNmax = 2,5 и q = 9 – для закалённых и поверхностно упрочнённых зубьев
Число циклов, соответствующее перелому кривой усталости: NFG = 4*106