Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:34, реферат
Металлы составляют одну из основ цивилизации на планете Земля. Их широкое внедрение в промышленное строительство и транспорт произошло на рубеже XVIII-XIX веков. В это время появился первый чугунный мост, спущено на воду первое судно, корпус которого был изготовлен из стали, созданы первые железные дороги. Начало практического использования человеком железа относят к IX веку до нашей эры. Именно в этот период человечество перешло из бронзового века в век железный.
Введение
1 Общая характеристика процессов коррозии
2 Классификация процессов коррозии
3 Условия возникновения коррозионного процесса
4 Основы кинетической теории коррозии и ее приложение к коррозии идеально чистых металлов
5 Коррозия технических металлов
6 Методы защиты металлов от коррозии
Заключение
Список использованных источников
(9)
Это позволяет вычислить скорость коррозионного разрушения металла по данным, относящимся к кинетике реакции выделения и ионизации водорода в коррозионных условиях [1,2].
5 Коррозия технических металлов
Все высказанные до сих пор соображения
о коррозионном процессе относились
к случаю электрохимического растворения
идеально чистого металла с совершенно
однородной по своим свойствам поверхностью.
В реальных условиях коррозии подвергаются
чаще всего технические металлы,
содержащие примеси других металлов
и неметаллических веществ. На их
поверхности всегда можно обнаружить
включения посторонних
Таким образом, присутствие в цинке
примесей свинца - металла с более
высоким перенапряжением
Присутствие серебра в цинке должно увеличить скорость его коррозии. При выбранных условиях эта скорость возрастает в три с половиной раза. Однако увеличение скорости растворения не является единственным результатом загрязнения цинка серебром. Меняется и характер коррозии.
Серебро, обладая электроположительным потенциалом, не будет растворяться; на нем возможен лишь катодный процесс - выделение водорода. Цинк в присутствии включений серебра играет роль анода, и на нем сосредоточен весь процесс растворения. Кроме того, цинк выступает и в роли катода, обеспечивая выделение одной четвертой части от общего количества разряжающегося водорода.
Еще большего увеличения скорости коррозии
и еще более полного разделения
поверхности металла на анодные
и катодные участки следует ожидать,
когда цинк загрязнен железом. В
этом случае анодные и катодные реакции
оказываются пространственно
В этих условиях корродирующий технический цинк можно рассматривать как совокупность гальванических микроэлементов, в каждом из которых железо (катод) является положительным полюсом, а анодно растворяющийся цинк - отрицательным. Коррозию такого технического металла можно на этом основании рассматривать как результат действия локальных гальванических элементов.
По теории местных элементов
скорость коррозии (или пропорциональный
ей электрический ток, возникающий
в результате работы локальных гальванических
пар) зависит не только от электрохимических
свойств электродов этих пар, но и
от омического сопротивления той
среды, в которой совершается
процесс коррозии и которая отделяет
анод от катода. Определяющие скорость
коррозии соотношения удобнее выразить
графически при помощи так называемых
коррозионных диаграмм. На коррозионной
диаграмме (рисунок 2) потенциалы анода
и катода или потенциалы анодного
и катодного процессов
Рисунок 2 - Коррозионная диаграмма
Когда нет коррозионного процесса
и сила тока равна нулю, тогда
начальные значения потенциалов
на аноде и катоде должны отвечать
обратимым потенциалам анодной
Рисунок 3 - Коррозионные диаграммы влияния различных факторов на скорость коррозии
В теории локальных элементов
Коррозионные диаграммы, построенные
на основе представлений теории локальных
элементов, удобны для качественного
рассмотрения процесса коррозии и для
оценки возможного влияния на него
различных факторов. В то же время
их использование при
Для ее расчетов нужны поэтому дополнительные
данные. Задачу определения скорости
коррозии можно проще решить на основе
кинетической теории коррозии. В этом
случае катодную и анодную поляризационные
кривые снимают непосредственно
на образце, коррозию которого изучают.
Общую скорость коррозии выражают силой
тока, отнесенной к единице всей
поверхности металла, без разделения
ее на катодные и анодные участки.
При стационарном потенциале скорость
коррозии, выражаемая силой тока анодного
растворения металла, отнесенная ко
всей его поверхности (включая и
катодные зоны) должна быть равна скорости
катодного процесса, например скорости
выделения водорода. Последняя в
случае снятия катодной поляризационной
кривой будет равна силе тока, деленной
на всю поверхность образца, включая
анодные участки. Таким образом,
при стационарном потенциале плотности
тока для анодного и катодного
процессов при указанном
Рисунок 4 - Поляризационная диаграмма коррозионного процесса, протекающего с водородной деполяризацией
Точка пересечения анодной и
катодной поляризационных кривых дает
на оси абсцисс скорость коррозии,
а на оси ординат - величину стационарного
потенциала. Так как вблизи стационарного
потенциала поляризационные данные
перестают укладываться в полулогарифмическую
зависимость, то скорость коррозии находят
обычно по точке пересечения
Стационарный коррозионный потенциал εс лежит обычно между обратимыми потенциалами анодного и катодного процессов, обусловливающих появление коррозии. Он всегда положительнее равновесного потенциала анодной реакции и отрицательнее равновесного потенциала катодной реакции. Поэтому при стационарном потенциале скорость ионизации металла больше скорости разряда металлических ионов , а скорость разряда иона водорода больше скорости ионизации его молекул . Такое соотношение скоростей сохраняется до тех пор, пока не будут достигнуты соответствующие равновесные потенциалы. В этом случае частные токи для каждого из двух процессов сделаются равными соответствующим токам обмена i0М и i0H. Продолжение катодной и анодной поляризационных кривых от стационарного потенциала до обратимых потенциалов электродных реакций показано на рисунке 4 штрихпунктирными прямыми. Скорость коррозии является функцией тока обмена катодной и анодной реакций. С увеличением тока обмена (при тех же равновесных потенциалах) скорость коррозии растет. Скорость коррозии должна меняться параллельно с изменением коэффициента переноса α. Таким образом, коррозионная диаграмма позволяет связать скорость коррозии с основными кинетическими параметрами лежащих в ее основе электродных реакций. Эту связь можно выразить и аналитически. При стационарном потенциале скорость коррозии должна быть равна скорости растворения металла и в то же время скорости катодной реакции; в рассматриваемом случае - скорости катодного выделения водорода. На этом основании можно написать следующее уравнение 10:
ic = i0H℮-(kηH(1 – α)F)/RT = i0M℮(aηMα2zF)/RT , (10)
где kηH и aηM - соответственно катодная
поляризация при выделении
(1— α) и α2 — коэффициенты переноса для реакции выделения водорода и растворения металла;
z — валентность металла.
Обозначим (1—α) через α2 и снимем индексы к и а у величины поляризации. Водородное перенапряжение в условиях коррозии равно разности между стационарным коррозионным потенциалом и обратимым потенциалом водородного электрода в данных условиях (уравнение 11):
ηH = εc - Hεr
Аналогичное уравнение справедливо
для анодной поляризации
ηМ = εc - Мεr
Подставив в уравнение 10 вместо ηH и ηМ их значение из уравнения 11 и 12, решим полученное уравнение относительно стационарного потенциала коррозии (уравнение 13).
εc = 2.303 (13)
Подстановка этого значения εc в уравнение 10 после несложных преобразований приводит к уравнению 14.
(14)
Уравнения 13 и 14 позволяют рассчитать величину потенциала металла в условиях его коррозии, а также скорость коррозионного разрушения, если только известны токи обмена, коэффициенты переноса и равновесные потенциалы анодной и катодной реакций.
Поляризационная диаграмма на рисунке 5, так же как и уравнения 13 и 14, относятся к тому случаю, когда скорость коррозии определяется чисто кинетическими ограничениями, то есть химической поляризацией. Это отвечает коррозии с водородной деполяризацией.
Другим важным случаем электрохимического
разрушения металлов является их коррозия
с кислородной деполяризацией. В
связи с малой растворимостью
кислорода в водных средах, а также
в связи с тем, что его коэффициент
диффузии значительно меньше коэффициента
диффузии ионов водорода, скорость
коррозии с кислородной деполяризацией
обычно определяется диффузией. На рисунке
5 в упрощенном виде представлена типичная
поляризационная диаграмма
Рисунок 5 - Упрощенная поляризационная диаграмма процесса коррозии с кислородной деполяризацией
Скорость коррозии в этом случае оказывается равной предельному току диффузии кислорода к поверхности корродирующего металла (уравнение 15).
ic = 2oid
Скорость коррозии с кислородной
деполяризацией поэтому почти не
зависит (в известных пределах) от
природы растворяющегося
Информация о работе Теоретические основы электрохимической коррозии