Аннотация Г.Свиридов «Повстречался сын с отцом»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 07:08, курсовая работа

Краткое описание

С 9 лет мальчик жил в Курске, там он и начал впервые заниматься музыкой, играл на рояле и на балалайке, участвовал в самодеятельном оркестре народных инструментов. С 1932 года юный музыкант учился в Центральном музыкальном училище Ленинграда. С увлечением сочиняет прелюдии для фортепиано, сонатины и другие пьесы. Шесть романсов на стихи Пушкина (1935) с успехом исполняются и по сей день.

Содержание

I. Историческая справка.....................………………………….……….……….…….3
II. Музыкально-теоретический анализ……………………………….………….11
III. Вокально-хоровой анализ………………….……………………………………...16
IV. Исполнительские трудности.……………...………………………………………19
V. Заключение……..……………………………………………………………………….….21
VI.Примеры....................................................................................................22
VII. Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

повстречался сын с отцом.docx

— 2.73 Мб (Скачать файл)

 

 

Четвёртый эпизод («Распустила хвост павлиний…») является кульминацией всего хора. Музыкальная ткань достигает максимального накала, хор звучит компактно и мощно. Часть состоит из 12 тактов. Это период повторного строение (второе предложение имеет незначительные отличия в начале). Сила и мощь первых звуков достигается октавным унисоном всего хора.

Развитие фактуры музыкальной ткани также идёт постепенно вслед за литературным текстом, с каждым новым эпизодом всё более и более расширяясь.

Следующий эпизод кардинально отличается от предыдущих.В первую очередь сменой темпа и тональности. Партия альтов исполняет мелодию. В вокальном плане имеется сложность выполнить скачок в септиму плавно и неразрывно, на одном дыхании.

Затем мелодия переходит в сопрано.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Вокально-хоровой анализ.
   

Данное произведение написано для смешанного четырёхголосного хора.

Размер- простой четырехдольный.

Фактура- гомофонно-гармоническая, стремящаяся к хоральной.

 

 

 

 

В первом эпизоде встречаются divisi у теноровой и басовой партий, во втором – у партии сопрано и альтов, в третьем и четвёртом – у партий сопрано, альтов и теноров, в пятом – у всех партий.

Таким образом, Свиридов проводит развитие и хоровой фактуры на протяжении всего хора.
    Частое дублирование партий Свиридов использует для создания мощи звучания. Так, например, в начале четвёртого раздела все партии проводят мелодию в октавный унисон, что создаёт большое эмоциональное напряжение .

В момент кульминации в аккордах дублируются почти все звуки, а в самом напряжённом аккорде кульминации все звуки дублируются, а терцовый тон T6 утраивается Последняя часть наиболее спокойная, здесь появляется широкая хоровая педаль во время звучания лирической мелодии альтов. Партия басов держит педаль в октавный тонический унисон.


   

 

 

 

 

Диапазон партий:
   

Сопрано

Альты

 

Тенора

 

Басы

 

Общий диапазон хора
   

 

 

Тесситура партий на протяжении всего хора различная. Все партии на протяжении всего хора охватывают полностью свой рабочий диапазон.
   

У партии сопрано практически на протяжении всего хора тесситура партии соответствует её рабочему диапазону, поэтому не должна вызывать особых трудностей. Кульминационный звук партии сопрано близок к верхней границе диапазона, но не выходит за его пределы, таким образом, он звучит пронзительно и ярко на максимальной динамике .

Партия альтов также написана в достаточно удобной для исполнителей тесситуре. Второй эпизод, где встречаются наиболее низкие звуки, проходит в тихой динамике, наиболее высокие звуки партии альтов звучат в громкой динамике, поэтому взятие крайних звуков диапазона не должно составлять для исполнителей особых проблем.
   

Партия теноров также тесситурно и динамически выстроена достаточно удобно для исполнения. Трудности могут возникнуть в пятом разделе, где появляются переходные ноты (фа первой октавы) в тихой динамике.
   

Партия басов наиболее трудна по исполнению. Здесь встречаются ходу по всему диапазону. Последний раздел будет составлять особую трудность, если в хоре нет октавистов. Хористы исполняют хоровую педаль на одном звуке, который находится на самой границе диапазона.
    Интонационные затруднения могут возникать у всех партий, это связано с большим количеством скачков.

Так, например, уже первая интонация имеет в себе скачки на кварту вниз, на квинту вверх .

Большие затруднения могут вызвать скачки на октаву вверх в начале третьего раздела, скачки на сексту вверх в середине четвёртого раздела у партий сопрано и теноров.

Затруднение может вызвать также восходящее движение по трезвучию у партий альтов и басов.
    Вокальные трудности могут возникнуть при переходе от четвёртого раздела к пятому, где идёт резкая смена темпа, характера и звуковысотности. После напряженного высокого звучания нижние звуки диапазона могут быть недозвучены тембрально.

Трудности возникнут в пятом разделе у партии теноров в конце третьего такта -   сложный скачок на сексту и октаву вверх на переходные звуки диапазона в тихой динамике.
   

 Данный хор заключает в  себе много трудностей связанных  с исполнением мелодии в октавный  унисон.
   

Неточное звучание органного пункта в последнем разделе также может негативно отразиться на общем звучании хора. Для того чтобы избежать этих неточностей, необходимо мыслить произведение не только по горизонтали (слушать мелодию, вести её вперёд, вне зависимости от изменения или неизменности звуковысотности), но и по вертикали (слышать общую гармонию). Это особенно важно в пятом третьем, четвёртом и пятом разделах, где преобладает аккордовый склад фактуры.
   

Необходимо также следить за точным и чётким произношением слов. Особенно важно следить за этим в последнем разделе, так как тихая динамика и низкая тесситура будет способствовать «проглатыванию» слов.
    Ритмические трудности могут возникать в связи с неоднократной сменой темпа. В таких моментах от исполнителей требуется максимальная сосредоточенность и внимание к жестам дирижёра.

 

 

 

IV.Исполнительские трудности.

При разучивании этой миниатюры следует обратить внимание на одновременность и чёткость произнесения согласных на небольшой динамике. Следует также обратить внимание на внятное и синхронное произнесение согласных окончаний слов, что бы избежать эффекта “эха”.

 Необходимо выдерживать  паузы , очень внимательно относиться к нюансам.

Трудность партии сопрано- после паузы спеть на pp , сделать cress.

к F и вновь вернуться к pp. При разучивании с хором нужно отработать этот момент.

 

 

 

Так же нужно показывать всё ауфтакты ,менять амплитуду рук ,в зависимости от смены динамики произведения. К трудностям так же мжно отнести показ ферматы . Так же следует вовремя показывать хору вступление на вторую долю :

 

 

 

 

 

 

V.Заключение.
   

 Познакомившись с творческой биографией Георгий Васильевича Свиридова, проанализировав его хор «Повстречался сын с отцом», можно сделать вывод, что на хоровое творчество композитора большое влияние оказала историческая обстановка тех лет, корни Георгия Васильевича. В его произведении поднимается актуальная во времена его детства тема гражданской войны, лирические и широкие образы родной природы, песенный склад мелодических линий показывают его теплое и бережное отношение, любовь к Родине, к родной русской природе, близость к народу. Свиридов. Музыкальными средствами автор очень точно и ярко передаёт характер литературного текста, рисует для слушателя яркие и понятные образы.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI.Примеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Список использованной литературы.
   

1. Белоненко А.С. Статья «Из чего рождается гармония» из книги «Георгий Свиридов. Музыка как судьба». Библиотека мемуаров. М.: Молодая гвардия, 2002.
   

 2. Романовский Н.В. Хоровой словарь. – М.: Музыка, 2005. – 230 с
 .

3. Интернет-ресурсы. Полякова Л. Статья  о Свиридове с сайта www.belcanto.ru
   

4. Материалы для коллоквиума. Сост. Сачков И.И. - М., 2006.
   

5. Т. С. Крунтяева, Н, В. Молокова, А. М. Ступель. Словарь иностранных музыкальных терминов.- 3- е изд.- Л.: Музыка, 1982.- 151 с.
   

6. Виноградова Г.Е. К вопросу написания аннотации и рекомендации тем дипломных рефератом для студентов дирижёрско-хорового факультета; утверждено к печати кафедрой хорового дирижирования Московского музыкально-педагогического института им. Гнесиных. М., 1974.
   

7. Ерман Р.Н. Методические указания к работе над аннотацией хорового произведения; утверждено к печати кафедрой хорового дирижирования Московского государственного заочного педагогического института. М., 1976.
   

8. Анисимов А., “Дирижер-хормейстер”, Л., “Музыка”,1976


Информация о работе Аннотация Г.Свиридов «Повстречался сын с отцом»