Вечера -развлечения как средство формирования музыкальной культуры дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Современное социально-экономическое и духовное состояние нашего общества привлекает особое внимание к вопросам совершенствования дошкольной системы образования и воспитания, призванной развивать индивидуальность каждого растущего человека. Необходимым условием преодоления наблюдающегося духовного кризиса выступает полноценное музыкально - эстетическое воспитание подрастающего поколения, развитие музыкальной культуры детей.
Дети могут стать подлинными любителями серьезной музыки, но главное - они должны стать культурными слушателями, активно и с интересом воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКА. 6
1.1 Формирование музыкальной культуры дошкольника как психолого-педагогическая проблема. 6
1.2 Педагогическое значение использования вечеров-развлечений в процессе формирования музыкальной культуры дошкольников. 9
1.3 Методика организации вечеров развлечений и программные требования к ним 12
ВЫВОДЫ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Вложенные файлы: 1 файл

Vechera_-razvlechenia_kak_sredstvo_formirovania_m (1).doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Музыкальные развлечения, отмечает Л. Н. Малахова, являются важнейшим средством музыкальных представлением детей, совершенствования музыкального восприятия. «Развлекая – воспитывать» - этот принцип, как известно, широко используется в детских садах. Показать детям интересные зрелища, доставить радость, дать им возможность проявить самостоятельность и творческую активность, помогают развлечения. Их использование расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности [19, 58].

Развлечения расширяют кругозор детей, знания о музыке, повышают интерес к ней. В интересной форме дети легче воспринимают характер и содержание музыкального произведения и движения становятся более активными, творческими, так как насыщенность развлечений эмоциональными и занимательными моментами повышает заинтересованность, а, следовательно, и активность детей ко всему, что предлагается им в ходе развлечений. Коллективные переживания детей формируют у них зачатки социальных чувств и отношений.

Объединяющая взрослых и детей радость поднимает жизненный тонус, создаёт бодрое настроение и остаётся в памяти каждого ребёнка надолго. Но значение музыкальных развлечений не только в том, чтобы приносить радость. Они являются средством воспитания музыкальной культуры, пробуждают в душе ребёнка чувство любви к Родине, природе, людям, труду, чувство дружбы.

По словам П.Халабузарь, активное участие в развлечениях обогащает детей навыками, впечатлениями. Даёт возможность приобрести новые знания и навыки и закрепить ранее пролученные. Кроме того, развиваются их творческие способности. Формируются их организаторские навыки, создаются благоприятные условия для дружного детского коллектива [30, 28].

Таким образом, музыкальные развлечения являются важной формой организации детей вне занятий, помогают создать радостную атмосферу, способствуют формированию у детей положительных эмоций, расширяют сферу их чувств, приобщают к коллективным переживаниям, развивают инициативу и творческую выдумку.

 

1.3 Методика организации  вечеров развлечений и программные  требования к ним

 

В детском саду проводятся разнообразные развлечения. Виды их зависят от характера участия в них детей. С одной стороны, это развлечения, где дети выступают в роли слушателей или зрителей; с другой стороны, это развлечения, где дети - сами активные участники и исполнители (конечно, руководит их деятельностью взрослый). Репертуар при этом должен быть доступен возрастным возможностям детей, учитывать уровень их знаний, умений, навыков. Основная цель таких развлечений -- активизировать, объединить творческие проявления ребят, выявить их инициативу, вызвать эмоциональный подъем и просто доставить радость. В то же время проводятся и такие развлечения, в которых активное участие принимают и взрослые, и дети. Содержание развлечений должно быть разработано так, чтобы действия детей и взрослых логично объединялись.

По мнению В.Н. Полуниной, целесообразно музыкальные развлечения проводить во второй половине дня и желательно выбрать определенный день недели. Вокруг этого дня всегда должна царить таинственность и ощущение настоящего сюрприза [25, 89].

Композиции, концерты, спектакли, игры, соревнования, викторины, карнавальные театрализованные шествия и т. п. - все это формы развлечений, созданные воображением их организаторов, проявление их творческого и педагогического мастерства. Вместе с тем существуют некоторые общие моменты, свойственные этим развлечениям. Рассмотрим некоторые из них.

Концерты представляют собой соединение различных видов номеров деятельности. Это танцевальные номера (сольные, коллективные), художественное чтение, исполнение песен (сольное, коллективное), игра на музыкальных инструментах. В концертах можно исполнять драматизации, номера типа клоунад [20, 34] .

Концерты обычно включают различные виды (номера) деятельности: сольное, ансамблевое, хоровое исполнение песен, плясок, художественное чтение, игру на музыкальных инструментах, исполнение небольших сценок. Но можно организовать концерт, используя один из видов деятельности, например, выступление хора, оркестра детских инструментов и т. д. Концерты бывают тематическими и театрализованными (т. е. красочно оформленными, костюмированными, с использованием показа диапозитивов, грамзаписи). Участие в концертах доступно старшим дошкольникам. Они выступают, показывая свои умения товарищам, детям других групп. При этом проявляются исполнительские навыки, инициатива, творческая выдумка. В проведении детских концертов руководящая роль отводится взрослым. Воспитатели составляют программу концерта, учитывая заявки детей на участие в нем, следят за тем, чтобы соблюдалась последовательность чередования видов деятельности в номерах и нагрузка на его участников [5, 69].

Как отмечает Л. Н. Малахова, музыкально-литературные композиции создаются на основе монтажного соединения различных по жанру, стилю, ритму и содержанию художественных литературных произведений, предназначенных для коллективного исполнения их детьми или взрослыми (возможно и их совместное участие) [19, 34].

Музыка в композиции, с одной стороны, помогает соединять различные художественные тексты в одно целое самостоятельное произведение, с другой же стороны, она может выступать в ней как равный компонент с заранее предусмотренным эмоциональным воздействием.

Драматургия композиции требует стремительно развивающегося действия, что достигается за счет резкой, порой неожиданной смены ритмов, использования технических средств выразительности (свет, шумы, диапозитивы), лаконичных деталей оформления, условности их решения. Композиция хороша своей массовостью, позволяющей занять практически всех желающих. Но не следует делать ее чрезмерно затянутой и громоздкой, лаконичность всегда облегчает восприятие и участие в ней детей [17, 121].

Музыкальные игры и игры-забавы являются интересной формой развлечения и могут проводиться с детьми всех возрастов. Сюжетность и образность этих развлечений органически сочетаются с музыкой. Забавы включают различные элементы игр (спортивных, подвижных, музыкальных) с игрушками звучащими, движущимися и без них. Игры-забавы, как правило, кратковременны, но вместе с тем хорошо помогают собрать и переключить внимание детей, внести разрядку в привычную обстановку, создать приподнятое настроение. Это могут быть хороводы, ритмичные движения под инструментальную музыку различного характера (маршевую, плясовую, колыбельную и т. д.).

Игры-забавы с оттенком юмора, занимательности чаще всего проводятся с самыми маленькими детьми. Это «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока», различные варианты пряток, когда воспитатель ищет детей, или прячется сам и т. д. Сочетая музыку с игровыми шутливыми действиями, воспитатель создает непринужденную обстановку для детей.

Музыкальные игры более развернуты по содержанию, чем игры забавы. В развлечениях они чаще всего театрализованы, дополнены новыми моментами по сравнению с занятиями, где они обычно разучиваются с детьми. Именно элементы новизны повышают интерес к ним у детей, активизируют детское исполнение и создают в поднятое, радостное настроение. Эти развлечения не являются зрелищными, поскольку дети сами участники. Поэтому перед началом воспитатель или музыкальный руководитель должен coздать радостную, приподнятую атмосферу, настроить на возможную сюрпризность [15, 25].

Инсценировки, игры-драматизации, спектакли кукол - наиболее распространенные формы музыкальных развлечений в детских садах, по мнению М.Б.Зацепиной. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Кукольный театр превращается для них в настоящий праздник. Спектакли кукол чаще всего подготавливаются взрослыми или школьниками. Небольшие сценки с куклами могут показать для малышей ребята старшей группы. Участниками игр-драматизаций могут быть дети младших и старших групп. Возрастной состав исполнителей определяет степень сложности репертуара. Воспитатели, музыкальный руководитель помогают ребятам осваивать ту или иную роль, согласовывать свои действия с действиями других участников. Например, с детьми младшей группы хорошо провести инсценирование песни А. Филипп - «Цыплята», с детьми средней группы -- инсценировать песню «На лесной поляне» Б. Кравченко. Старшие дети могут разыграть несложную сказку, инсценировать стихотворение.

Музыка в играх-драматизациях, спектаклях звучит по ходу сюжета, когда персонажи поют, танцуют или просто слушают игру на скрипке, гармошке, свирели, фортепиано, арфе и т. д. Музыка вводится с целью создания определенного настроения, в качестве музыкального оформления [11, 20].

По словам О. П. Радыновой, следует помнить, что музыка в спектаклях не должна звучать постоянно и быть лишь украшательством. Это нарушает восприятие содержания пьесы, отвлекает внимание зрителей от основного действия, лишает музыку ее функциональной значимости.

Для сопровождения можно включить в спектакль произведения в исполнении фортепиано, аккордеона, домры, а также в грамзаписи. Музыка, соответствующая, содержанию развлечений, правильно характеризующая персонажей, обогащает представления ребенка, помогает развивать его эстетические чувства [27, 38].

Театр игрушек, кукол и картинок может иметь место во всех возрастных группах. Он представляет собой, с одной стороны, настольный театр, где разыгрывается представление с объемными или плоскостными персонажами (на месте действия обычно ставится несколько элементов декораций), с другой стороны- театр на ширме, где представление разыгрывается с помощью кукол, надевающихся на руку. К театру картинок можно отнести фланелеграф и теневой театр (персонажей располагают на плоском световом экране или цветном матерчатом фоне).

В театре игрушек, кукол и картинок разыгрываются небольшие пьески, инсценировки или отдельные сценки. Тексты их должны быть художественны, музыкальное оформление соответствовать содержанию и внешнему изобразительному решению, исполнение должно быть выразительным, а персонажи необходимо подбирать в соответствии с характером образа. Оформление сценического пространства и самих персонажей должно иметь единое стилевое решение.

Чтобы подготовить кукольный спектакль силами взрослых или детей, необходимо хорошо разобрать пьесу, продумать общее постановочное решение, продумать образы действующих лиц.

Если спектакль проводится детьми, то следует дать им простые задания на освоение техники вождения куклы, постепенно подвести к освоению текста, приучить детей слушать друг друга и лишь потом объединить всех в одно общее действие [21, 37].

Танцевальные и оперные миниатюры могут быть также использованы в качестве развлечений. Это небольшие сольно-хоровые или хореографические театрализованные сценки: танец Волка и Красной Шапочки, Буратино и Мальвины, опера И. Саца «Золотое яичко», игровая сценка «Кто виноват?» Ю. Чичкова и др.

По словам, П.Халабузарь  необходимым условием проведения музыкальных вечеров развлечений является составление сценария.

Сценарий - это подробная литературная разработка того или иного вида музыкального развлечения. В сценарии последовательно излагаются все элементы действия, раскрывающие тему, дается конкретное описание выступлений, предусматриваются методы, повышающие активность всех участников. К сценарию может быть приложен и сценарный план, в котором перечисляются лишь основные моменты, составляющие сценарий, и указываются ответственные. Отдельно подготавливается перечень необходимого оборудования и атрибутов.

При разработке сценария, прежде всего, определяется тема и идея развлечения, отмечаются воспитательные задачи и цели его проведения. Тема обычно задается с самого начала, а к идее, как к общему главному выводу, надо подвести зрителей всем ходом действия, развертывая сюжетную линию так, чтобы она развивалась от события к событию [30, 17].

Идея всего сценария наиболее сконцентрирована в кульминации. Финал (заключение) должен стать проявлением активности всех участников развлечения.

Разнообразные виды развлечений предполагают заблаговременное их планирование с целью лучшей организации работы с детьми при проведении и подготовке развлечений, а также учета всей воспитательно-образовательной работы детского сада.

Следует помнить, что развлечения намечаются 1 раз в месяц, во второй половине дня. Желательно установить определенный день для каждой возрастной группы. Для показа кукольного театра, массовой композиции, концертов самодеятельности можно объединить 2-3 группы. Этот момент должен быть отработан в плане. Необходимо обозначить и место проведения развлечения, указав основной принцип его оформления (если это требует по замыслу) [1, 173].

Поквартальное планирование развлечений должно составляться с учетом сезона года и знаменательных событий и дат этого периода, с учетом воспитательно-образовательных задач и прохождения программного репертуара.

Каждый вид развлечений имеет свое содержание, свой репертуар и соответствующие воспитательные задачи.

Работу над сценарием обычно следует начинать с определения его темы и идеи.

Тема обычно задается с самого начала, а к идее музыкальный руководитель, воспитатель должны подвести участников и зрителей всем ходом этого представления.

Сюжетная линия сценария должна последовательно раскрывать ход действия. Избрав сюжет, нужно так организовать художественный материал сценария, чтобы он развивался от события к событию. Этому будет способствовать продумывание композиции сценария, т. е. организация действия, и соответствующее расположение материала.

В сценарии нужен ввод в действие, короткий рассказ о событиях, явлениях, лежащих в его основе. Затем выстраивается действие, развитие которого подчиняется следующим законам:

1. Каждый предыдущий эпизод сценария  должен быть связан по смыслу  с последующим.

2. Заданное действие развивается  по нарастающей линии. Нельзя  идти от эмоционально сильных эпизодов к более слабым: это ведет к снижению внимания.

3. Каждый эпизод обладает внутренней  логикой построения и должен  быть обязательно закончен, прежде  чем начнется другой. Такой эпизод  должен как бы повторять в  миниатюре по своему построению весь сценарий.

Информация о работе Вечера -развлечения как средство формирования музыкальной культуры дошкольников