Как появились и живут разные виды танца.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 14:05, реферат

Краткое описание

Мы занимаемся в школах хореографического мастерства и интересуемся всем, что связано с танцами. Мы изучаем французский язык и заметили, что некоторые балетные термины похожи на французские слова. Мы решили выяснить, откуда они появились, что они означают. Также в своей работе мы рассказываем и об истории появления разных танцев, о том общем и различном, что есть в одних и тех же танцах разных народов.

Вложенные файлы: 1 файл

музыка.doc

— 627.00 Кб (Скачать файл)

Психоаналитическая теория также оказала влияние на движение танцевальной терапии. Вильгельм Райх, Карл Юнги в меньшей степени Гарри Стэк Салливанвнесли свой особый вклад в рассматриваемую область.

Любое наше переживание, будь то порыв гнева или любви, выражается в напряжении какой-либо группы мышц. На тесной связи эмоциональных переживаний и напряжений мышц построена известная биоэнергетическая теория телесной терапии Вильгельма Райхаи Александра Лоуэна. Суть этой теории в том, что психические травмы, получаемые человеком в течение жизни, находятся в так называемом мышечном панцире, тормозящим свободное выражение эмоций. Энергия, которая тратилась на поддержание мышечного зажима, после отреагирования вовне начинает свободно проходить по всем частям тела. Часто показанием успешности терапии может служить способность к более глубокому любовному, сексуальному переживанию

Сегодня танцевальные терапевты  стараются снизить мышечное напряжение и увеличить подвижность участников группы. Юнг подчеркивал терапевтическую  ценность артистических переживаний, которые он называл "активным воображением". Он был убежден, что артистические переживания, выраженные, например, в танце могут извлечь неосознанные влечения и потребности из бессознательного и сделать их доступными для катарсического освобождения и анализа. Акцентирование Юнгом роли символической активности и творческой экспрессии для психотерапевтического воздействия оказало влияние на движение танцевальной терапии. Танцевальная терапия может рассматриваться как первичное средство поощрения невербального взаимодействия и между клиентом и терапевтом, и между участниками. В настоящее время все больший интерес приобретают занятия в группах танцевальной терапии и довольно часто клиенты (будь то подросток или взрослый человек) формулируют запрос о развитии самопринятия, самоактуализации, уверенности в себе, в межличностных взаимодействиях.

1.2 Влияние джаз-танца  на внутреннюю и внешнюю гармонизацию  личности

Основные принципы джаз-танца  подобны принципам джаза в  музыке. Это, возможно, и стало причиной единого названия. Итак, основные принципы: импровизация, полиритмия, полицентрия (последние два сродни музыкальной полифонии). Менее значимые принципы джаз-танца, отчасти вытекающие из первых трех: изоляция, контракция-релиз, коллапс (сброс), импульс, волна.

Полиритмия предполагает, что разные части тела движутся в разных ритмах. Полицентрия предусматривает возникновение движения в различных частях тела. Движение может исходить из головы, плеча, колена, очень часто посредством импулься. Полицентрия безусловно требует владения техникой изолированного движения для каждой части тела.

Контракция-релиз - не столько  принципы джаза, сколько характерная  пара движений, по сути своей противоположных  друг другу. Контракция - это искажение, например, прямой линии позвоночника в том или ином его отделе. Контракция - не сжатие (мышечный зажим нарушает ток энергии и потому противен любой танцевальной технике, хотя, безусловно, может быть использован как выразительное сценическое средство), а напротив, удлинение.

Джаз очень многообразен. В литературе называют мюзикл-джаз - облегченное направление, позволяющее танцовщику петь одновременно с исполнением танца, балет-джаз, бродвейский джаз и др.

Известные джазовые танцовщики (например, Матт Матокс во Франции, Гас  Джордан и Луиджи в США), организовавшие свои школы джаз-танца, часто становились родоначальниками нового направления. Ими были созданы определенные подходы к обучению танцу, выработаны наборы движений и их сочетаний, придающие своеобразный колорит постановкам каждой джазовой школы. И появлялись термины "техника Матт Матокса", "Луиджи-джаз", "Саймонс-джаз".

Джаз вобрал в себя экзерсис классического танца (в  джазе параллельные позиции ног  сосуществуют с выворотными, а руки теряют присущую классике округлость и приобрели вид одной или  нескольких прямых линий), движения и приемы танца модерн, народного танца. Здесь мы приходим к этно-джазу с его наиболее известными разновидностями афро-джаза и латина-джаза, стилю, который на следующем витке спирали возвращается к истокам и приглашает к новой интерпретации безрассудных плясок из Черной Африки, зажигательной самбы и тягуче-мечтательной румбы [10, C. 152].

Итак, танец является великолепным средством интеграции физического, эмоционального и интеллектуального  планов человека. Современный танец является самым простым средством для знакомства с состоянием «здесь и сейчас», что само по себе уже влияет на процесс гармонизации.

2. Современный танец  как средство внешней и внутренней  гармонизации личности

2.1 Психологический подход  к современному танцу

Гармония танца. Каждый вид искусства, постигая благодаря своей образной специфике те или иные сферы объективной  реальности, уже в силу этого обстоятельства обладает своими, только ему присущими  закономерностями. Прежде всего, здесь  надо отметить свое особое художественное пересоздание мира, свойственное только данному искусству, объективно заложенное в системе его изобразительно-выразительных средств. То, что характерно для музыки, отлично от того, что постигается поэзией или живописью. Однако ограниченность в непосредственном отражении, свойственная каждому искусству, в действительности оборачивается его многозначностью, постижением сущности. [4, С.122.]

Мир танца диктует свои законы отображения  действительности, основанные не на буквальном соответствии жизненного и художественного материала, а на степени верности метафорическому, поэтическому отражению жизни. Танец, в силу своих изобразительно-выразительных возможностей более, чем другой вид искусства, чужд натуралистической подробности, житейской повседневности, обыденной достоверности. Язык танца - это прежде всего язык человеческих чувств и если слово что-то обозначает то танцевальное движение выражает, и выражает только тогда, когда находясь в сплаве с другими движениями, служит выявлению всей образной структуры произведения.

Обобщенность и многозначность танцевальной пластики требует применения особых законов отображения действительности, состоящих в поэтической условности хореографических образов. Секрет воздействия  танца состоит в силе выражения  человеческих дерзаний, в передаче чувств высокого накала, в отвлечении от всего мелкого и случайного

Хореографические образы, как правило, несут в себе отображение этапных, ключевых моментов жизни, и благодаря  своей высокой опосредованности и взволнованной приподнятости они оказываются способными постигнуть ее сущность.

Уже в эпоху верхнего палеолита  танцы в связи с разделением  труда делятся на мужские и  женские, и успех исполнения этих танцев напрямую связывается с определенными  мужскими (например, сила) и женскими (способность к репродукции) качествами. Таким образом, танец становится знаком как социальных, так и индивидуальных характеристик человека.

Эта мысль в наиболее яркой форме  представлена в работах известного немецкого ученого К. Закса, основателя психологического подхода к танцу. По его мнению, «танец составляют не отдельные разрозненные движения, а движения, прежде всего, выражающие всю сущность индивидуума».

Таким образом, с точки зрения психологического подхода танец - это текст, который  мы понимаем как совокупность знаков, имеющих пространственно-временную структуру и несущих информацию о состояниях, чертах характера и отношениях личности. Именно на этом принципе построен «новый танец» А. Дункан, который определяется ею как «движение, в совершенстве выражающее данное индивидуальное тело, данную индивидуальную душу»[7, С.140.].

Кроме биологического, социокультурного и  психологического подходов к танцу, в литературе можно встретить  идеи космического смысла танца, которые  основаны на понимании танца как «движения особого рода» , выражающего ритмы Вселенной, ритмы самой Жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что  танец - это сложный и многогранный феномен, который может быть понят  только в единстве биологического, психологического, социокультурного и  философско-космологического аспектов. Исходя из этого, танец можно определить, как

1. Форму  невербального катарсиса. С этой  точки зрения танец выполняет  ряд функций, а именно

а) функцию  катарсического высвобождения сдерживаемых, подавляемых эмоций, в том числе - социально нежелательных;

б) функцию  моторно-ритмического выражения избыточной энергии;

в) как  результат первых двух - функцию  саморегуляции.

2. Спонтанные  движения человека, имеющие пространственно-временную  структуру и выражающие всю  сущность исполнителя: его характер, состояния, отношения.

Таким образом, с психологической точки  зрения, танец является элементом  спонтанного невербального поведения  человека и является пусковым механизмом процессов интерпретации в общении. Функции танца в этом контексте следующие: [6, С.43.]

· функция  показателя активного эмоционального состояния партнера;

· функция  создания образа партнера по танцу;

· функция  индикации сложившихся отношений  между партнерами и их изменений.

3.Социокультурный  феномен, в котором находят  свое выражение «особо значимые психопластические интонации общества, отражаются социальные мотивы».

Именно  с этой точки зрения изучение танца, по словам К. Закса, приобретает особое значение для изучения истории развития человечества.

4.Символ  Жизни и Всемирного движения. Психотерапевтический подход к танцу основан на биологических и социально-психологических функциях танца, а также на понимании роли танца в развитии человечества. Таким образом, групповая психотерапия танцем является психологическим процессом, в ходе которого профессионально подготовленный терапевт использует танец как форму самовыражения и невербального общения в специально созданных группах с целью развития личности и системы отношений. Несмотря на то, что в литературе встречаются упоминания об индивидуальной танцевальной психотерапии, групповая психотерапия все же предпочтительнее, что связано с феноменом так называемого «кругового танца» и с тем, что групповой опыт выдвигает проблемы согласования и отношений, невозможные в индивидуальных занятиях.

В настоящее  время наиболее развиты 3 школы танцевальной психотерапии: американская, английская, немецкая. Но и эти три направления  не исчерпывают всего многообразия танцевальной психотерапии. Так, в рамках американской и английской танцевальной психотерапии существуют психодинамический и не-психодинамический подходы. Отличие этих подходов - в различных теоретических основаниях. Базу психодинамического подхода составляют психоанализ 3. Фрейда и теория коллективного бессознательного К. Юнга. Акцент в данном случае ставится на исследовании сознательных и бессознательных аспектов психики, проявляющихся в движении и танце.

Не-психодинамическое  направление возникло на базе определенных практических результатов и выводов, полученных профессиональными танцорами в процессе реального танцевального взаимодействия. Пионер танцевальной психотерапии танцовщица Мэрион Чейз вводит в практику два основных метода - «кинестетическая эмпатия», т. е. эмпатическое принятие партнера, отзеркаливание его движений, и «ритмическая групповая активность», которые в дальнейшем используются в целях диагностики и коррекции отношений в паре и группе.

В одной  из своих последних работ Бонни  Микумс сообщает о найденных корреляциях  между «ритмической синхронностью  движений» и уровнем эмпатии, а также между «копированием» движений в паре и взаимной идентификацией [10, С.45.]

Ее  терапевтическая работа с диадами  «мать-ребенок», характеризовавшимися нарушенными взаимоотношениями, концентрировалась  на исследовании временных и пространственных параметров танцевальной интеракции, поощрении ритмической синхронной интеракции и использовании «концепции диалога» в танцевальных интеракциях

Использование ритмической синхронизации и  копирования в качестве методов  коррекции отношений связано, на наш взгляд, с пониманием «невербальной интеракции» как процесса «согласования, подстройки, переноса программ невербального поведения» каждого из партнеров и учетом социально-психологических и физиологических функций ритма. Выделяют следующие функции ритма:

· функцию облегчения ритмической координации и кооперации с другими;

· функцию  стимуляции спонтанного движения;

· функцию  энергетизации скелетно-мышечной системы;

· функцию  уменьшения тревожности, сопротивления, напряжения и агрессии.

Информация о работе Как появились и живут разные виды танца.