Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 14:05, реферат
Краткое описание
Мы занимаемся в школах хореографического мастерства и интересуемся всем, что связано с танцами. Мы изучаем французский язык и заметили, что некоторые балетные термины похожи на французские слова. Мы решили выяснить, откуда они появились, что они означают. Также в своей работе мы рассказываем и об истории появления разных танцев, о том общем и различном, что есть в одних и тех же танцах разных народов.
Немецкое
направление танцевальной психотерапии
более единообразно. Гуманно-структурированная
танцевальная терапия (ГТТ) развивается
в рамках концепции Гюнтера Аммона «гуманистическая
структурология», которая базируется
на позитивном определении бессознательной
личности и на теории многомерной личности
с интегрированными измерениями в здоровье
и дезинтегрированными в болезни. Для
Г. Аммона цель ГТТ - в интеграции различных
измерений личности. Фундаментальными
аспектами ГТТ являются:
· обратная
связь группы, данная танцору после
его танца.
· Как
отмечает М. Бергер, «различные подходы
в танцевальной терапии имеют
тенденцию быть эклектичными, так
как они не полностью интегрированы в теоретическую
концепцию человека».
Но
у всех танцевальных психотерапевтов,
и это их объединяет, существует
общее понимание танца, который
называется «основным танцем» («basic
dance»)B литературе: «Танец - это спонтанная
трансформация внутреннего мира в движение, в процессе
которой будет пробужден творческий потенциал
и потенциал изменения старого образа
жизни».
Отличие
между различными направлениями
танцевальной психотерапии, на наш
взгляд, лишь в расстановке акцентов
на следующих целях: [3]
· Наиболее полное самовыражение
личности.
· Стимуляция
творческости личности.
· Катарсическое
высвобождение подавляемых эмоций
и отношений.
· Создание
более положительного образа тела у
участников группы. Принятие тела.
· Развитие
экспрессивного репертуара участников
группы по пути гармонизации, астереотипизации,
индивидуализации. Расширение сферы
осознания членами группы своего тела.
· Становление
более индивидуализированного самовосприятия.
· Развитие
членов группы как субъектов невербального
общения.
· Коррекция
системы отношений личности.
· Коррекция
отношений в группе.
Реализация поставленных
целей в танцевальной терапии достигается
с помощью следующих методических приемов:
· Использование
преимущественно спонтанного, неструктурированного
танца для самовыражения и
выражения отношений;
· Целенаправленный
выбор музыки (как терапевтом, так и самими
участниками);
· кинестетическая
эмпатия;
· ритмическая
синхронизация,
· экспериментирование
с движением;
· работа
с «мышечным панцирем»,
· целенаправленный
выбор темы танцевального упражнения;
· обратная
связь
Все
сказанное выше позволяет использовать танец
не только как способ самовыражения, но
и как средство диагностики и коррекции
отношений в группе. На основании практического
опыта и теоретического анализа результатов,
накопленных в рамках танцевальной психотерапии
и социально-психологического тренинга,
нами была составлена программа танцевально-экспрессивного
тренинга. В основу данной программы положены
следующие представления:
· О
танце как специфической форме
невербального общения и самовыражения.
· О
психотерапевтических и социально-психологических
функциях танца.
· О
тесной взаимосвязи между образом,
отношением и выражением (экспрессией).
Современный танец как средство
гармонизации психических состояний
и отношений. Находясь на стыке тысячелетий
в условиях интенсивных и глобальных
перемен,
человечество ищет пути выхода из кризисных
и конфликтных ситуаций. На первый план
выступают вопросы быстрой и гибкой адаптации
к быстро меняющимся условиям.
Интенсивность и глубина происходящих
в обществе перемен отражается на
эмоциональной сфере каждого
человека. Поэтому сейчас как никогда
человеку любого возраста и профессии
необходимы знания об общении и эмоциях,
а также овладение навыками и приобретение
опыта их гармонизации[8, С.41].
В связи с этим интересной и перспективной
является работа по гармонизации
состояний и отношений и процесса общения
через танец, ведь именно танец является
интегратором всех аспектов человека.
Техники танцевальной терапии, как
правило, основаны на спонтанном танце,
в ходе которого высвобождаются и
снимаются внутренние напряжения
человека.
Очень хотелось бы рассказать об опыте
применения структурированного танца,
возможности использования которого
в целях гармонизации психических
состояний, отношений, а также процесса
общения очень высоки.
Практически такая работа осуществляется
через разработанные ведущим на основе
бальных, народных, классических и современных
танцев танцевальные композиции. Разработка
таких танцевальных связок основана на
соединении несложных основных движений
конкретного вида танца. Каждая связка
связана с определенным эмоциональным
состоянием (нежности, полета, радости,
печали, борьбы и т.д.).
Танцевальные композиции предполагают
множество перемещений участников
в пространстве относительно друг друга
(что создает многообразие рисунка
танца - смену структуры),
а также включают в себя взаимодействие
каждого участника с другими.
То есть, каждый участник находится
в ситуации необходимости двигаться
в соответствии не только со своим
ритмом, но и ритмом музыки, ритмом других
участников, а также держать во
внимании
все пространство и всех участников. Показателем
того, что все эти критерии удерживаются
группой во внимании, является смена ясных
и четких рисунков танца.
Фактически такой процесс предполагает
высокий уровень сонастройки, а
потому требует высокой и продолжительной
концентрации, а также поддержания эмоционального
и волевого усилия продолжать процесс.
Разучивание данных связок (знакомство
со структурой) осуществляется через
призму чувствования своего тела, удержания
во внимании других участников, также пространства,
и направлено на повышение степени осознанности
своих состояний и изменением отношений
к миру природы, миру людей, к себе. [8, С.128.]
Характерной особенностью современного
танца является знакомство с состоянием
«здесь и сейчас», которое поддерживается
уже самой включенностью участников в
этот процесс. Это состояние связано с
интеграцией интеллектуального, эмоционального
и физического аспектов, его также можно
назвать состоянием целостности. Именно
опыт переживания такого состояния сам
по себе приводит к гармонизации. Сохраняя
данное состояние в своей памяти (в том
числе, и в эмоциональной), человек может
создавать это состояние в обычной жизни.
Это, в свою очередь, влияет на эффективность
процесса адаптации и на эффективность
процесса общения.
Особое внимание направлено на работу
с классом эмоциональных состояний,
так как гармонизация именно этого
класса психических состояний является
залогом высокой устойчивости психики
человека.
Работа со структурированным танцем
позволяет достичь следующих
целей:
· открытие (появление
нового опыта, расширения репертуара движений)
· развитие
осознания собственного тела (развитие
чувствования своего тела, усиление контакта
чувствования и вывода на сознательный
уровень неосознанных переживаний)
· реструктурирование (физическое
реструктурирование движения и поз на
нейромышечном уровне)
· развитие
коммуникативных навыков (чувствование
партнера(ов), пространства).
Включение
просмотра видеозаписи процесса
и обсуждения полученного опыта
позволяют выразить свои переживания и открытия
на вербальном уровне, а также обогатить
опыт каждого участника опытом других.
Таким образом, прожитые состояния осознаются
и остаются в эмоциональной памяти человека.
Использование
современного танца с большим
интересом воспринимается людьми всех возрастов:
в работе охотно участвуют и дети 8-13 лет,
и подростки, и молодежь, и людей более
зрелого возраста (после 50 лет). Огромное
значение имеет психологическая и танцевальная
компетенция ведущего, а также его способность
к импровизации. Невозможно создать композицию
заранее: состав группы и ее состояние
определяют работу на конкретное занятие.
2.2 Танцетерапия как
средство гармонизации личности
Контактная импровизация. Современный
человек значительно отошел от природы,
которая никогда не освобождала
нас от необходимости двигаться. Вся двигательная
активность, человека, который не занимается
никакими видами спорта, сводится к лежанию,
стоянию, поездкам в транспорте, сидению
на работе и у телевизора. В лучшем случае
вечером "прогулка" по магазинам.
Такой режим ведет к недостатку
кислорода в тканях, ухудшая деятельность
организма. Отсутствие двигательной активности
и большие нервные перегрузки,
стрессы - основные причины практически
всех заболеваний.
Человек, который начинает двигаться,
танцевать становится
более жизнеспособным, энергичным, здоровым.
У него улучшается обмен веществ, работа
сердечно-сосудистой и дыхательной систем,
повышается иммунитет к различным заболеваниям.
Более того, занятия нормализуют вес, улучшают
фигуру, осанку, самочувствие, снимают
утомление. Это не удивительно. Ведь движение
- это накопление энергии, а не трата ее.
Энергия -накапливается! [2, С.145.]
Существует ряд различных методик
применения танцетерапии. Это, например,
эвритмия, искусство движения с музыкой
и речью, развитая
в школах Рудолфа Штейнера для детей с
целью обучения ритму, и Пять Танцев в
вольном стиле Габриэллы Рота.
Обе эти формы терапии разработаны
специально, чтобы поощрить самовыражение
и творческий потенциал. Танец - это
не только средство для выражения чувств,
но также и средство достижения более
высокого уровня сознания. И исполнение,
и наблюдение за движениями танца ведет
к определенной релаксации и трансформации
сознания.
Танцетерапия стремится дать возможность
каждому пациенту реализовать свои
ощущения в
непосредственном потоке самовыражения,
представляющем собой скорее естественные,
самопроизвольные и неограниченные движения,
чем выполнение формальных танцевальных
движений.
Танцетерапевты поддерживают и
мотивируют лечение своих пациентов
тем, что учат использовать
эту форму искусства исцеления, чтобы
подключиться к сфере бессознательного.
И многие из практикующих эту методику
врачей считают, что суть целебного
эффекта основана на подсознательном
стимулировании в танце каналов
энергии, что позволяет жизненной
силе двигаться более свободно. Самый
широкий круг разнообразных жизненных
ситуаций тесно связан с этой терапией.
При этом музыка вовсе не является
обязательным компонентом. Иногда в
танце подчеркнуты творческие аспекты,
иногда терапевтические.
Данная методика
может быть полезна для людей, которые
не в состоянии иным способом выразить
волнующие их чувства, и почти всегда эффективна
при лечении большинства психологических
проблем, как умеренных, так и серьезных.
Теоретически при любой физической
болезни, связанной
с подвижностью, типа болезни Паркинсона,
движение ци может оказаться полезным.
Физические симптомы, связанные с различного
рода стрессами, также могут быть сняты
танцетерапией.
Особенно это заметно на занятиях
оздоровительными танцами, целью которых
является релаксация в движении.
Если человек движется в танце
раскрепощено, расслаблено, осмысленно,
то значение физических упражнений не
ограничивается их воздействием на мышцы:
они оказывают положительное
влияние на сознание, развитие интеллекта, на эмоциональную
и духовную деятельность человека, происходит
снятие накопившихся стрессов.