Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 14:05, реферат
Краткое описание
Мы занимаемся в школах хореографического мастерства и интересуемся всем, что связано с танцами. Мы изучаем французский язык и заметили, что некоторые балетные термины похожи на французские слова. Мы решили выяснить, откуда они появились, что они означают. Также в своей работе мы рассказываем и об истории появления разных танцев, о том общем и различном, что есть в одних и тех же танцах разных народов.
Мало того, танцетерапия может внести
вклад в решение серьезнейших
проблем современного человечества.
Успехи медицины и общее повышение
уровня жизни привели к тому, что
человечество быстро "стареет". Существенно
возрастает среди населения многих стран
доля лиц пожилого и преклонного возраста.
Сохранение психической и физической
активности людей старших возрастов
становится одной из серьезнейших проблем.
Чтобы старики были
не обузой, а "золотым фондом" человечества,
необходимо, чтобы они до глубокой старости
"были молоды" душой и, желательно,
телом. Наука доказала, что "вечная молодость"
вполне реальна[12, С.231.].
Здесь, как всегда, впереди идут
выдающиеся люди человечества,
до преклонных лет поражавшие современников
своими физическими и психическими возможностями.
Гете, Демокрит, Толстой - список можно
продолжить до внушительных размеров.
Но "вечная молодость" доступна каждому!
Наука работает в этом направлении.
Однако, уже
сейчас существуют простые, эффективные
и общедоступные методы. Например, занятие
любым творчеством продлевает психическую
молодость "до упора".
Танцетерапия еще эффективнее!
По статистике, танцоры живут исключительно
долго. Они до глубокой старости молоды
и душой и телом. С этим все ясно и уже очень
давно. Но в чем же проблема? Проблема -
в изменении менталитета населения.
Возникновение и развитие танцевально-двигательной
терапии
Корни танцевально-двигательной терапии
восходят к древним цивилизациям. Возможно,
люди начали танцевать и использовать
движение как средство коммуникации задолго
до возникновения языка. Делая экскурс
в историю, мы видим, что танец был одним
из способов жизни, общения, гармонизации
человека.
Человеческую историю можно
рассматривать
не только как хронологию событий, но и
как историю движения.
У Ван Камп есть 20 страниц определения
танца, каждое из которых она критикует,
указывая, чему оно не удовлетворяет.
Следуя этой традиции, приведу 5 определений
импровизации, указывая какой важный
аспект каждое из них акцентирует:
1. Словарное
Импровизация/Improvisation
(от jraT.improvisus непредвиденный, неожиданный,
внезапный) - Метод творчества (в
некоторых видах искусства), предполагающий
создание произведения в процессе свободного
фантазирования, экспромтом.
В импровизации нет разделения функций
сочинителя и исполнителя; они образуют
органическое единство и осуществляются
одновременно.
Да,
и в танце еще нет разницы
между материалом и творцом (каковая
есть во всех других видах иск-ва). Здесь важен акцент
на "здесь и сейчас", отсутствие пробела
между замыслом и воплощением.
2. Американское
Импровизация
означает выбор среди возможностей,
присутствующих в данный момент, в
противовес исполнению определенного
материала, выбранного заранее (Синтия Новак).
К вопросу
о случае и выборе. Кэннингхэм подчеркивал
объективность случая (например, бросая
кости для определения порядка
танцевальных комбинаций), Пэкстон
ищет равновесие между выбором и
случаем, опираясь на естественные силы
(гравитация, момент движения). Важно,
что всегда всегда есть предшествующий
материал, словарь движений и возможностями
расширения в каждый момент.
3. Российско-процессуальное
Импровизация
- умение слышать свое тело, пространство
и партнеров и отвечать на него.
Важна активность внимания, отзывчивость
тела на сигналы, внешние и внутренние.
4. Европейское-интеллектуальное
Танцевальная
импровизация - это форма мышления
Мышление
- это то, что вы делаете, когда
не знаете, что делать, (парафраз Жана
Пиаже). Таким образом, импровизация - это то, что вы
делаете, когда не знаете, что делать (Все
это делает импровизацию эквивалентом
мышления, но примененяемым к телу).
Перенос
внимания с эмоциональной составляющей
танца на волевую-интеллектуальную,
что характерно для современного
европейского танца в целом.
5. Мое, как бы психологическое
Поскольку
танец потенциально вовлекает всю
целостность человека в процесс,
то тотальность, честность и прочая
позволяют действительно быть не
только разным, но и любым.
Импровизация
развилась за последние двадцать пять лет
в мощное явление в танце и театре. Театр
Танца в церкви Джадсон и другие группы,
чья работа была основана на импровизации,
подобные "Second City", "Living Theatre",
и "Open Theatre" возродили искусство импровизационного
выступления. В истории западноевропейского
театра импровизация занимала большое
место. Трубадуры Средневековья и комедия
делль'арте эпохи Возрождения были важными
и общепринятыми видами театрального
искусства того времени. Но недавний подъем
импровизации, расцветшей в мятежные шестидесятые,
не укладывался в нашу театральную традицию.
Он разбивал правила профессионального
этикета, нарушал традиционные формы и
менял роль балетмейстера и драматурга.
Артистический и политический status quo был
поколеблен. Танец модерн в первой половине
двадцатого столетия совершил определенные
изменения в традиционном балете. В 1950-х,
однако, оказалось, что в нем образовались
собственные традиции. В то время Дженни
Хантер и Энн Халприн работали с двигательной
импровизацией на западном побережье
Америки, а на востоке США Мерс Кэннигхэм
совместно с Джоном Кэйджем вводили радикальные
новшества в хореографию, которые были,
в действительности, демократизацией
танца. Кэннигхэм отказался от системы
"звезд"; все танцоры на сцене были
равны. Пространство было децентрализовано,
равное значение придавалось всем его
областям, зрители сами выбирали, на чем
сосредоточиться. Главное отступление
от правил хореографии традиционного
танца модерн - танцорам была дана возможность
выбора, что делать во время выступления.
Там, где прежде приоритетное значение
имели указания хореографа, теперь можно
было удивляться и получать удовольствие
от решений, принятых танцорами в данный
момент. И танцоры, и аудитория более активно
участвовали в выступлении[14, С.216.].
В начале
шестидесятых композитор
Роберт Данн провел курсы по композиции
танца в студии Кэннигхэма. Он изучал музыкальную
композицию с Джоном Кэйджем и использовал
недирективный подход Кэйджа для обучения.
Данн просил, чтобы студенты обсуждали
не качество работы, а только структуру,
формы, метод и материал, который при этом
использовались. Легко можно представить,
что появлялись качественно новые работы.
Преобладал энергетический, антитрадиционный
дух исследования. Возникало огромное
число вопросов: идея фразирования, хореографические
кульминационные моменты, техническое
мастерство, логическая или драматическая
непрерывность, разделение между исполнителями
и аудиторией, и театральная трансформация.
В июле 1962 г. студия представила выступление
в мемориальной церкви Джадсон на площади
Вашингтон в Нью-Йорке. Это было историческое
начало новой эры в танце, эпохи нетрадиционных
методов хореографии и использования
импровизации, как в репетиционном процессе,
так и в
Несколько
танцоров театра Джадсон, которые стали
авангардом танца постмодерн,
продолжили работать с Ивонной Рэйнер
в ее "Непрерывно меняющемся проекте".
В 1970 г. Рэйнер решила сложить с себя обязанности
руководителя театра. Она убеждала группу
работать, импровизируя без лидера. Это
продвинуло демократизацию танца еще
на шаг дальше, удаляя балетмейстера. После
этого образовался "Grand Union". С 1970 по
1976 гг. эта группа, в которую входили Транша
Браун, Барбара Диллей, Дуглас Дран, Дэвид
Гордон, Нэнси Льюис и Стив Пэкстон, показывала
то, что Салли Бэйнс назвала экстраординарной
и интересной комбинацией "танца, театра
и сценического искусства, в продолжающемся
исследовании природы танца и перфоманса".
"Grand Union" был ареной, на который эти
танцоры открывали и разрабатывали свои
собственные методы и стили.
Последующие хореографические
работы различных членов "Grand Union"
несут отпечаток их предшествующего опыта
в импровизации. Они высоко индивидуальны
и часто показывают сам процесс создания
танцев. Транша Браун ввела экспромтные
разговорные инструкции, которые структурировали
части перфоманса; Дуглас Данн добился
участия аудитории, и физического и вербального;
Дэвид Гордон мистифицировал зрителей,
запутывая их - что спонтанно, а что предусмотрено
постановкой; Стив Пэкстон стал одним
из создателей "контактной импровизации".
Также этим изменениям было свойственно
признание особой силы и уникальности
живого представления. Во всей этой работе
процесс является более интересным, чем
конечный результат. В отличие от произведений
искусства, которые могут покупаться и
продаваться, ил*дот выступлений, "зафиксированных"
на телевидении и в кино, живой перфоманс
- это явление момента: преходящее и эфемерное.
Не остается ничего конкретного, когда
перфоманс заканчивается, особенно в танце
и несценарных театральных выступлениях.
Люди, создающие новое в импровизационном
танце и театре, оценили эту непосредственность.
В течение
"периода Театра Джадсон" мир
театра также подвергся революции.
Как и в танце, имелась сильная
реакция против традиционных установок
и стремление изменить театр. Это выражалось в отказе
от линейных форм повествования и письменного
сценария. Эта реакция также утверждала
новое взаимодействие между участниками
и аудиторией. В Нью-Йорке в конце пятидесятых
и начале шестидесятых годов, а после и
в Европе Living Theatre Джулии Бек и Джудит Малины
поддерживал импровизационный процесс
театрального творчества и взаимодействия
с аудиторией. Под влиянием Антонена Арто
и Джона Кэйджа в 1960 г. Living Theatre показал
"Замужнюю Девицу" Джексона МакЛау.
Текст был создан посредством случайности;
в каждом перфомансе неопределенные элементы
образовывали непредсказуемые сочетания.
Через их взаимодействие со зрителями,
использование реального времени, и вовлечение
в проблемы непосредственной, общей важности,
Living Theatre уходил от иллюзорных действий
на сцене к театру как способу побуждать
к действиям в реальной жизни.
На
первый взгляд, импровизация означает
спонтанность творческого выражения
и для большинства людей именно
в этом состоит ее ценность. Поэтому
возникает вопрос - можно ли научиться импровизировать
и что это может дать?
На
самом деле, большинство техник обучения
импровизации (а в программах обучения
современных танцоров есть такая
дисциплина) построены на увеличении
чувствительности к сигналам идущим_из.тела
- его ощущений, его памяти, его тонкой
малоосознаваемой жизни; на способности
мгновенно реагировать на импульсы идущие
из тела и сигналы из окружающего пространства
и, реагируя, превращать их в историю, не
всегда ясную и простую, но обладающую
смыслом и своего рода красотой.
Правда,
мне давно уже хотелось развенчать
один из мифов, относящихся к импровизации
- миф об абсолютной спонтанности. Полная
спонтанность также невозможна, как
и вечный двигатель: мы в любом
случае обусловлены нашим прошлым
опытом, мышечными зажимами и культурными табу.
Возможно лишь ощущение полной спонтанности
- экстатическое состояние свободы, которое
достаточно редко подтверждается внешним
наблюдением. Что с этим делать?
Мы
не можем уйти от этой обусловленности,
но нам доступно осознание этой обусловленности. Тогда
появляется расстояние между мной и тем,
что меня обуславливает, появляется возможность
выбора, игры с этой обусловленностью.
В этот момент и начинается настоящая
спонтанность - при возможности открыто
наблюдать за собой, при готовности к неожиданностям
(не всегда приятным).
Поэтому
для меня импровизация - это осознанная
спонтанность.
Возвращаясь
к терапевтическому и трансформационному
контексту, можно отметить, что внутри
него существует своего рода дихотомия,
противоречие: осознанность/спонтанность. Эти качества
и навыки обслуживаются разными школами
и традициями. Спонтанность в большей
степени связана с экстатическими практиками
(шаманскими, раджнишевскими, суфийскими),
а осознанность - с практиками внимательности
и самонаблюдения (в первую очередь, буддистская
традиция). Спонтанность определяется
доверием - себе, своим чувствам, своим
реакциям, а осознанность - рефлексией,
беспристрастностью, равностным отношением,
полнотой восприятия и отсутствием "фильтров
восприятия". Использование техник
импровизации позволяет соединять эти
зачастую противоположные состояния и
навыки, обретать большую целостность
и полноту мироощущения и самовыражения[11,
С.129].
Роль танца в гармонизации личности
человека. Через эмоциональную сферу
мы воспринимаем окружающий
мир, а следовательно, от ее здоровья зависит
не только наше мировоззрение, но даже
здоровье физического тела и эфирного.
Проявления человека в танце, его
манера исполнения, яркость, передача
музыки, образа, эмоциональная окраска
во многом зависят от состояния
чувственной сферы и осознания человеком
последней. Стиль танцовщицы может зависеть
от темперамента человека. Меланхолик
наверняка будет выразителен в медленных
движениях и танцах, холерики предадут
все буйство своей натуры в быстрых, зажигательных
связках и комбинациях. [11, С.146.]
По манере исполнения, по внешнему
виду танцора, по его глазам, по телу,
рукам и т.д. можно судить о
состоянии, в котором находится
человек, можно судить, насколько
танцор погружен в сам процесс
танца.
Чем больше человек осознает
себя в жизни, тем проще ему быть осознанным
в процессе танца, легче понять, что творит
его тело, что выражает, что пытается сказать
и передать. Естественно, настоящий профессиональный
танцор прежде всего несет задуманный
образ, пытается донести всю его гамму,
красоту и эмоциональное переживание.
Танец может выступать средством
достижения гармонии в семье. Ко всему
прочему, предложение потанцевать
не так настораживает, как, скажем предложение
пойти к психотерапевту. Вот несколько
несомненных достоинств
танца: танец - это общение, он может выполнять
как диагностическую, так и терапевтическую
функцию; в танце происходит отражение
и переобучение.