Камерно – вокальная лирика С.В. Рахманинова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:02, контрольная работа

Краткое описание

Романсы Рахманинова по своей популярности соперничают с его фортепианными произведениями. Рахманиновым написано около 80 романсов (считая юношеские, не опубликованные при жизни композитора). Большинство их сочинено на тексты русских поэтов-лириков второй половины XIX и рубежа XX веков и всего лишь немногим более десятка - на слова поэтов первой половины XIX века (Пушкина, Кольцова, Шевченко в русском переводе и др.).
Обращаясь зачастую к стихотворениям невысокого поэтического достоинства, Рахманинов "прочитывал" их по-своему и в музыкальном воплощении придавал им новый, неизмеримо более глубокий смысл. Романс он трактовал как область выражения преимущественно лирических чувств и настроений.

Вложенные файлы: 1 файл

контр по анализу.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

-10-

Среди них Второй фортепианный концерт, Вторая сюита для двух фортепиано, соната для виолончели и фортепиано, кантата "Весна", Десять прелюдий ор.23, опера "Франческа да Римини", некоторые из лучших образцов рахманиновской вокальной лирики ("Сирень", "Отрывок из А. Мюссе") Этот ряд сочинений утвердил положение Рахманинова как одного из самых крупных и интересных русских композиторов современности, принеся ему широкое признание в кругах художественной интеллигенции и среди массы слушателей.

Сравнительно небольшой отрезок времени с 1901 до 1917 года был наиболее плодотворным в его творчестве: за эти полтора десятилетия написана большая часть зрелых, самостоятельных по стилю рахманиновских произведений, ставших неотъемлемым достоянием отечественной музыкальной классики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-11-

Анализ романсов раннего периода

«У врат обители святой»

Романс написан Рахманиновым в 1890 на слова М. Лермонтова (стих-е «Нищий), для мужского голоса с довольно – таки широким диапазоном.

В этом романсе переданы глубокие душевные переживания. Это подчеркивается скачками на кварты и квинты с последующим низходящим движением мелодии, секундовыми интонациями, сочетанием вокальности и декламационности. Выразительный образец ранней декламационной манеры композитора. В основе - речевая интонация, полная глубокого внутреннего волнения.

Данный романс начинается со вступления, которое написано в форме периода, в тональности соль минор. Тема вступления движется вверх по полутонам, достигая вершины и затем также поступенно, с полутоновыми интонациями спускается вниз. Она имеет непростой ритмический рисунок с синкопированным аккордовым аккомпанементом. В басу – тонический органный пункт.

Размер 4/4 не изменяется на протяжении всего произведения. Стихотворение Лермонтов написал в размере ямб.

У врат обители святой  
Стоял просящий подаянья, 
Бессильный, бледный и худой, 
От глада, жажды и страданья.

 
Куска лишь хлеба он просил 
И взор являл живую муку, 
И кто-то камень положил 
В его протянутую руку.

 
Так я молил твоей любви 
-12-

С слезами горькими, с тоскою, 
Так чувства лучшие мои 
Навек обмануты тобою!                                                             

Рахманинов полностью идёт за стихом, не меняя размера и ударений в музыке. Также нет повторов отдельных фраз или словосочетаний. Каждая строфа в стихе – это музыкальная фраза.

Форма романса – двухчастная. Вторая часть отмечена небольшой сменой темпа (con moto). Это кульминация произведения, накал переживаний, крики отчаяния, которые подчеркиваются высоким регистром: две почти одинаковые фразы звучат с нарастанием (вторая на кварту выше), и «разрешается» всё в низходящем поступенном движении.

Заканчивается романс первоначальным периодом фортепианного вступления, лишь немного изменяясь во второй фразе.

 

 «Ты помнишь ли вечер»

Сочинен композитором в 1891 году. В основу  положено стихотворение

Алексея Толстого из цикла «Крымские очерки».

Это элегический романс «пейзажной» тематики, в котором преобладает образ светлого, созерцательного настроения.

Ты помнишь ли вечер, как море шумело, 
В шиповнике пел соловей, 
Душистые ветки акации белой 
Качались на шляпе твоей? 
 
Меж камней, обросших густым виноградом, 
Дорога была так узка; 
В молчанье над морем мы ехали рядом, 
-13-

С рукою сходилась рука. 
 
Ты так на седле нагибалась красиво,

Ты алый шиповник рвала, 
Буланой лошадки косматую гриву 
С любовью ты им убрала; 
 
Одежды твоей непослушные складки 
Цеплялись за ветви, а ты 
Беспечно смеялась — цветы на лошадке, 
В руках и на шляпе цветы! 
 
Ты помнишь ли рёв дождевого потока 
И пену и брызги кругом; 
И как наше горе казалось далёко, 
И как мы забыли о нём!

Размер стиха – амфибрахий, трёхсложная стихотворная стопа

с ударением на втором слоге. Композитор выбирает размер 12 /8, начинается с затакта к третьей доле, поэтому ударения в стихе и музыке совпадают.

Композитор внёс в текст некоторые изменения. Он использует только 1,2 и 5 столбики. Во втором столбике  повторяются 3 и 4 строфы, это является кульминацией романса.

Тональность произведения светлая – Ми мажор. Мелодия, как покачивания, от 1 к 3 ступени, успокаивает и умиротворяет.

Форма романса – сквозная двухчастная. Первое предложение (4 такта) модулирует в параллельную тональность до диез минор, второе расширено (6 тактов)– заканчивается на тонике в положении терции, это говорит о душевном спокойствии героя.

«Меж камней, обросших густым виноградом, дорога была так узка» -

-14-

точное повторение первого предложения. «В молчании над морем мы ехали рядом, к руке прилегала рука» («с рукою сходилась рука» - в тексте автора) - немного изменяясь в самом начале, повторяет 2 предложение.

«В молчании над морем ехали мы рядом, к руке прилегала рука» - литературный текст повторяется в ином музыкальном оформлении. Это подход к кульминации. В мелодии восходящее движение достигает «соль» второй октавы и тянется 3 доли такта; в аккомпанементе – ряд отклонений; движение баса по полутонам вверх. Сама кульминация начинается с секстового скачка, достигая вершины «ля» второй октавы и следующее за ним нисходящее движение, «спад», приводя слушателей вновь к первоначальному состоянию.

«И нам наше горе казалось далёко, и как мы забыли о нём» - повтор 1 предложения романса, опять «покачивания» от примы к терции. Заканчивается на тонике в положении терции -  очень светло и романтично.

Фортепианное завершение повторяет первоначальный мотив вокальной партии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-15-

Анализ романсов зрелого и позднего периодов

 «Весенние воды» - написан композитором в 1896 году на сл. Ф. И. Тютчева.

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет,

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!..»

Стихотворение «Весенние воды» можно отнести к пейзажной лирике Тютчева. Оно было написано в 1830 году. В этом произведении описывается чудесный период ранней весны, пробуждение природы от зимнего сна.    Размер стиха – ямб. Композитор идет за текстом, но делает небольшие изменения в ударениях в музыкальном тексте. Тональность Ми бемоль мажор, размер 4/4. Романс написан в сквозной 3-х частной форме.

Это музыкальная картина русской весны, поэма восторженных, радостно ликующих чувств. В вокальной партии господствуют призывные мелодические обороты: мотивы, построенные на звуках мажорного трезвучия, энергичные восходящие фразы, заканчивающиеся энергичными скачками на кварту. Их волевой характер усиливается пунктирными ритмическими фигурами.

Партия фортепиано очень содержательна и играет чрезвычайно важную роль в создании общего, жизнеутверждающего характера произведения и его живописного, картинного облика. Уже вступительная

-16-

фраза фортепианной партии - в бурно взлетающих пассажах, в экспрессивном звучании увеличенного трезвучия - воссоздает атмосферу весны, рождая музыкальный образ пенящихся весенних потоков.

Эта фраза развивается далее на протяжении почти всего романса, становясь лейтмотивом. В кульминациях произведения он превращается в радостные звоны, возвещающие торжество светлых сил.

Музыкальное развитие, благодаря неожиданным терцовым сопоставлениям мажорных тональностей (Ми бемоль мажор - Си мажор - Ля бемоль мажор, Ми бемоль мажор - Фа диез мажор), отличается яркими тональными контрастами. Необычным для камерного жанра является и глубокое преобразование тематизма.

Сила и напряженность музыкального развития вызвали появление в романсе двух ярких и мощных кульминаций. Одна из них достигается при сопоставлении Ми-бемоль мажора и Фа-диез мажора ("Весна идет! Мы молодой весны гонцы"). В вокальной партии здесь появляется широкая (в объеме децимы), круто устремляющаяся вверх, ликующая фраза "Она нас выслала вперед!", поддержанная бурными взлетами аккордов у фортепиано (вступительный мотив). Вслед за тем музыка приобретает мечтательный и сдержанный характер: внезапно спадает звучность, дважды замедляется темп, облегчается фортепианная фактура.

Andante ("И тихих, теплых майских  дней") начинает новую волну  нарастания: ускоряется темп и  учащается ритмический пульс (восьмые  сменяются триолями). Энергичные  восходящие секвенции фортепиано  приводят ко второй, не менее  впечатляющей, но на этот раз  чисто инструментальной кульминации. Она напоминает патетические виртуозные эпизоды фортепианных концертов композитора. Последний звук вокальной партии "затопляется" лавиной октав, приводящих к патетическому, подобному возгласу трубы, призыву "Весна идет!". Он сопровождается плотным, как будто "вибрирующим" (повторяющиеся триоли)

-17-

аккомпанементом с острозвучащим наложением аккорда "доминанты с

секстой" на тоническую квинту.

Смысловые литературные ударения композитор подчеркивает выразительными средствами музыки: это и многочисленные акценты («Они гласят во все концы»); гибкая динамика (в пределах небольшой фразы наблюдается и крещендо, и диминуэндо); после fff может резко следовать p; частое использование агогики.

 

«Здесь хорошо» - на слова Г. А. Галиной, написан композитором в 1902 году.

Здесь хорошо… 
Взгляни, вдали огнем 
Горит река; 
Цветным ковром луга легли, 
Белеют облака. 
 
Здесь нет людей… 
Здесь тишина… 
Здесь только Бог да я. 
Цветы, да старая сосна, 
Да ты, мечта моя!

Романс "Здесь хорошо" - это светло-созерцательное лирическое  произведение Рахманинова. В этом романсе с большой ясностью обнаруживается характерная для зрелого романсного стиля композитора: текучесть музыкального развития, цельность формы, ее внутренняя нерасчлененность.

Романс написан в размере 4 /4, тональность Ля мажор. Это миниатюра, построенная на сквозном развитии материала. Романс построен, можно

 

-18-

сказать, "на одном дыхании" - столь непрерывно льется музыка в гибком сплетении мелодических фраз голоса и фортепиано, в пластичных гармонических и ладотональных переходах.

Мелодия романса рождается из начальной вокальной фразы. Ее характерные мелодико-ритмические очертания - ровное движение трех восьмых по терциям вверх и остановка на последнем, четвертом, звуке с небольшим спуском вниз - нетрудно заметить во всех вокальных и фортепианных фразах романса.

Варьируя этот мотив, композитор с замечательным мастерством создает из него более широкие мелодические построения. Они ведут к мелодической вершине, представляющей собой тихую и полную глубокого, но затаенного, восторженного чувства кульминацию ("Да ты, мечта моя!").

Впечатлению непрерывности течения музыки способствуют однотипность фактуры сопровождения, почти полное отсутствие цезур и стремление избежать тоники. Ля-мажорное тоническое трезвучие появляется в середине романса лишь один раз (в конце первого предложения - перед словами "здесь нет людей") и прочно утверждается только в заключении. Гармонический язык романса очень богат и красочен. Композитор неоднократно вводит доминантовые или субдоминантовые гармонии к побочным ступеням лада, создавая видимость отклонений в разные тональности. Такое разнообразие, переливчатость тональных красок имеет не только большое пейзажно-колористическое значение, но и обогащает лирико-психологическое содержание романса, придавая музыке особую одухотворенность и выразительность.

На протяжении всего романса используется полиритмия: в партии фортепиано господствует триольность, которая накладывается на ровное движение восьмыми длительностями в вокальной партии.

Почти весь романс написан на p, pp. Даже заключительная фраза, которая является кульминацией всего произведения, достигает «си» второй

-19-

октавы на pp. Это подтверждает характер на протяжении всего романса: спокойствие и умиротворение, как – будто герой боится нарушить это душевное состояние.

 

 «В душе у каждого из нас»

Романс написан в 1912 году на слова А.А. Коринфского. Размер стихотворный – ямб.

 

В душе у каждого из нас  
Журчит родник своей печали...  
Из ближних стран, из дальней дали  
Ее приливы пробегали  
В заветный миг, в блаженный час  
В душе у каждого из нас...  
 
Огнем страстей опалена -  
Душа не верит упоенью;  
Ни мимолетному влеченью,  
Ни бесконечному забвенью  
Не покоряется она -  
Огнем страстей опалена...  
 
Моя любовь - печаль моя...  
В ней солнца свет, в ней - мрак неволи; 
В ней - жизнь, в ней - крик предсмертной боли,  
В ней - глубина паденья воли,  
В ней - путь к вершинам бытия...  
Моя печаль - любовь моя...

Это романс – психологическое раздумье, размышление, именно

-20-

поэтому композитор вновь обращается к декламационному стилю письма: это частое использование движение на одном звуке, преобладающее на протяжении всего романса, поступенное движение вверх и вниз мелодической линии, отсутствие больших скачков, в партии фортепиано статичные, выдержанные длинные аккорды, отсутствие фигураций. Написан для мужского голоса.

Тональность – До мажор. Размер на всём протяжении меняется (4/4, 2/4, 3/4). Форма романса – простая трехчастная. Композитор идет за поэтическим текстом, точно следуя смысловым акцентам, каждая стихотворная строфа – это музыкальная фраза в произведении.

Информация о работе Камерно – вокальная лирика С.В. Рахманинова