Методика работы с ансамблем русских народных инструментов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение методов работы с ансамблем русских народных инструментов.
Исходя из цели, ставим следующие задачи:
изучить и проанализировать литературу по данной теме;
рассмотреть методы работы с ансамблем русских народных инструментов;
изучить методы работы с ансамблем русских народных инструментов;
проанализировать методы работы с ансамблем русских народных инструментов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Организационные основы работы с ансамблем русских народных инструментов……………………………………………………………………...5
1.1. Организация творческого коллектива……………………………….…..….5
1.2. Сущность и этапы репетиционного процесса……………………………....12
Глава II. Методические приемы работы руководителя с ансамблем русских народных инструментов………………………………………………………...18
2.1. Методика работы руководителя с детским коллективом…………………..18
2.2. Концертная деятельность ансамбля русских народных инструментов……26
Заключение……………………………………………………………………….33
Библиографический список..………………………………………………..…….34

Вложенные файлы: 1 файл

Federalnoe_gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obrazovat.docx

— 54.90 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Организационные  основы работы с ансамблем русских  народных инструментов……………………………………………………………………...5

1.1. Организация творческого коллектива……………………………….…..….5

1.2. Сущность и  этапы репетиционного процесса……………………………....12

Глава II. Методические приемы работы руководителя с ансамблем русских народных инструментов………………………………………………………...18

2.1. Методика работы руководителя с детским коллективом…………………..18

2.2. Концертная  деятельность ансамбля русских  народных инструментов……26

Заключение……………………………………………………………………….33

Библиографический список..………………………………………………..…….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  Введение.

Методика работы с ансамблем  русских народных инструментов является составной частью музыкальной педагогической науки, рассматривающей общие закономерности процесса обучения на различных музыкальных инструментах, как и в других областях педагогики. Методика складывалась, развивалась постепенно. Каждое поколение исполнителей и педагогов внесли свой вклад в эту науку, обогащая ее новыми практическими данными.

Слово «Методика» греческого происхождения; в переводе на русский язык означает «Путь к чему-либо».

Методика – есть совокупность способов, т.е. приемы выполнения какой-либо работы (исследовательской, воспитательной, учебной). В более узком смысле слово «Методика» – это учение о способах преподавания того или иного предмета.

Специалист любой области, не вооруженный методическими навыками, не сможет оправдать своё назначение и никогда не станет полноценным  мастером своего дела.

В системе музыкальных  дисциплин методика занимает особое место, т.к. впитывает в себя значение этих дисциплин (теория, сольфеджио, музыкальная литература и т.д.)

Наряду с другими музыкально-теоретическими дисциплинами методика способствует воспитанию общей музыкальной культуры, расширяет  кругозор исполнителей.

Объект исследования – работа с ансамблем русских народных инструментов.

Предмет исследования –  методики работы с ансамблем русских народных инструментов.

Цель исследования – изучение методов работы с ансамблем русских  народных инструментов.

Исходя из цели, ставим следующие  задачи:

  • изучить и проанализировать литературу по данной теме;
  • рассмотреть методы работы с ансамблем русских народных инструментов;
  • изучить методы работы с ансамблем русских народных инструментов;
  • проанализировать методы работы с ансамблем русских народных инструментов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВА РАБОТЫ С АНСАМБЛЕМ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

  • ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА.

 

 

Работа по формированию творческого  коллектива может осуществляться двумя  путями. Первый путь связан с привлечением в коллектив всех желающих независимо от возраста, музыкальных данных, умения играть на каком-либо инструменте, знания нот. Второй путь, напротив, предполагает тщательный отбор среди желающих по их музыкальным способностям и умению играть на инструменте, по знанию теории музыки.

Большинство руководителей  используют первый путь формирования творческого коллектива. Затем после  нескольких занятий, определив музыкальные данные каждого участника, руководитель делит коллектив на две группы. Более способных и продвинутых сточки зрения владения инструментом организует в одну группу, а менее продвинутых и со слабо выраженными музыкальными данными – в другую. С каждой группой ведётся учебная работа по плану, составленному с учетом возможностей участников.

Второй путь организации  творческого коллектива гарантирует  уже с момента сто возникновения  более высокий уровень творческой работы. При отборе участников по признаку музыкальной одарённости начальный этап обучения уменьшается. Коллектив скорее выходит на сцену и имеет большие перспективы, чем тот, в котором участники принимались без отбора.

В любом самом стабильном коллективе происходит смена участников. Некоторые из них меняют место жительства, работы, уезжают учиться и т. д., полому, чтобы творческая судьба коллектива не зависела от этих потерь, приходится постепенно привлекать новых музыкантов, постоянно и планомерно готовить их к игре в оркестре или ансамбле.

В творческом коллективе существует распределение по инструментам, которое  следует осуществлять через 1-1,5 месяца занятий. За это время становятся ясными музыкальные данные участников, их физические возможности.

На ведущие струнные инструменты  – домру малую, домру альтовую, балалайку приму – следует подбирать лиц, имеющих подвижные пальцы, хорошо развитую кисть правой руки.

Для того чтобы подготовить  баяниста для игры в оркестре или  ансамбле, требуется значительно  больше времени, чем для подготовки, скажем, балалаечника или домриста. Поэтому целесообразнее в первый период работы коллектива приглашать баянистов «со стороны» – концертмейстеров из других коллективов дома культуры – хорового, танцевального, а также преподавателей музыкальных школ, студий ит. д.

Одновременно независимо от этого необходимо постепенно готовить участников для этих инструментов: отобрать лиц, обладающих свободной  кистью, беглостью пальцев, общей  музыкальной одаренностью – слухом, чувством ритма, памятью.

На балалайку секунду  или альт можно посадить участников, начинающих впервые знакомиться с музыкальными инструментами, с игрой в творческом коллективе. Эти инструменты не требуют подвижности, беглости, техника игры па них достаточно проста.

Басовые инструменты (домра  басовая, балалайка бас, балалайка контрабас) распределяются среди лиц, имеющих хорошие, физически сильные руки, большие кисти.

Ударные инструменты следует  поручать музыканту, имеющему ярко выраженное чувство ритма.

В процессе организации коллектива, необходимо формирование органа самоуправления, что даёт возможность руководителю повысить активность участников в деятельности коллектива, а также воспитать чувство ответственности за успех в творчестве.

Главной формой самоуправления является общее собрание коллектива, которое решает такие вопросы, как: планирование работы коллектива, избирает совет коллектива, здесь же решаются творческие задачи, вопросы дисциплины и т. д.

Постоянно действующим органом  самоуправления является совет коллектива. В нём предусматриваются такие  должности: староста – контролирует посещаемость, помогает в организации концертных выступлений; библиотекарь – следит за сохранностью партий, партитур, помогает в изготовлении наглядных пособий, в оформлении оркестровой комнаты. Также назначается ответственный за состояние инструментов, который производит замену струн, осуществляет текущий ремонт инструментов. Планирование работы коллектива. Через умело составленный перспективный план работы коллектива просматривается и его будущий успех, и внутреннее удовлетворение от своей деятельности участников и самого руководителя. [9; 2 с.]

Перспективный план составляется по основным направлениям деятельности коллектива и состоит из следующих  разделов:

    • Основные задачи коллектива па текущий год;
    • Организационная деятельность;
    • Учебно-творческая работа;
    • Воспитательная и образовательная работа;
    • Концертная деятельность;

В первом разделе – «Основные  задачи коллектива на текущий год» – определяются главные направления работы коллектива, объём, содержание этой работы, ставятся задачи творческому коллективу на планируемый период по повышению исполнительского уровня музыкантов.

Во втором разделе –  «Организационная деятельность» –  перечисляются планируемые мероприятия:

-комплектование и доукомплектование  оркестра или ансамбля;

-приобретение, ремонт и  изготовление инструментов, медиаторов, струн, пультов, приобретение  необходимой нотной литературы  и т. д.

-подготовка и проведение  собрания коллектива, на котором должен быть избран его актив, обсуждён план работы па текущий год.

В третьем разделе –  «Воспитательная и образовательная  работа» – планируются такие  мероприятия как:

- творческие встречи с  участниками других коллективов; 

- экскурсии в музеи, посещение концертов, выставочных залов;

- лекции и беседы по  вопросам культуры поведения; 

- участие оркестрантов  в концертах и т. д.

В пятом разделе – «Концертная  деятельность» – указываются  основные предполагаемые выступления  коллектива, которые планируются с учётом праздничных дат календаря и графиков проведения смотров, конкурсов, фестивалей.

Предполагаемая структура  перспективного планирования годовой  работы коллектива является примерной. Руководитель коллектива по необходимости  может дать отдельными разделами «Репертуар оркестра», « Шефская работа» и т. д. Следует иметь в виду, что планируемая работа должна иметь конкретный характер и что ее объем не должен завышаться.

Составление плана невозможно без привлечения актива, всех участников. Обсужденный и принятый оркестром план становится его программой. Наибольшая ответственность за его реализацию ложится на руководителя. Он обязан в деталях продумать, как его реализовать, добиться максимальной воспитательной, творческой отдачи от каждого проведённого мероприятия.

Конечно, и детально продуманный  план не может предусмотреть всего  многообразия вопросов, которые придётся решать коллективу в течение года. Поэтому обязательно следует  составлять текущий план. В нём  расписываются все мероприятия  коллектива на неделю, месяц, декаду. [5; 34 с.]

Созданием ансамблей преследуется несколько целей.

Во-первых, художественная цель, которая состоит в том, что  они могут вести широкую концертную деятельность, в то время, как основная часть оркестра занята планомерной учебно-творческой работой. Ансамбль, будучи более мобильной формой, с успехом может выступать в небольших залах, па различных творческих встречах. Кроме того, нередко возникает необходимость в народном инструментальном сопровождении хора, вокалистов, хореографического коллектива. Всему составу оркестра впервые год-два работы справиться с этой задачей трудно. Ансамбль, как более подвинутый в техническом и художественном отношении коллектив, может справиться с этой задачей легко: быстро выучит аккомпанемент, добьется хорошей сыгранности с хором, солистом.

Во-вторых, педагогическая цель, заключающаяся в том, что на примере деятельности ансамбля воспитываются менее подготовленные музыканты. У них возникает стремление так же хорошо научиться играть на инструменте, чаще выступать перед слушателями, как это делают участники ансамбля.

В-третьих, организационная цель, которая состоит в том, что наиболее подготовленные музыканты получают возможность, не дожидаясь, когда научаться хорошо играть остальные участники оркестра, организовываться в небольшие творческие коллективы.

Качество игры ансамбля зависит, с одной стороны, от подготовки его участников, с другой – от того, насколько умело он составлен (имеется в виду наличие в нём определённого набора инструментов, которые могли бы сыграть мелодию, разный по фактуре аккомпанемeт и партию баса, то есть выполнить те или другие функции). При составлении ансамбля руководителю следует помнить, что каждый инструмент в этом составе «на виду», поэтому на исполнителей в ансамбле ложится большая ответственность, чем в оркестре. Каждый участник ансамбля должен быть очень подвинутым в техническом отношении, твёрдо знать свою партию: она не дублируется, как в оркестре, другими инструментами, в результате каждый промах, каждая ошибка будут заметны при исполнении.

В зависимости от числа  достаточно подготовленных музыкантов руководитель формирует разные по инструментальному составу ансамбли: дуэты, трио, квартеты ит. д.

Ансамбли могут составляться из однородных инструментов (только домры, только балалайки или баяны), могут  быть смешанными по составу (домры, балалайки, баяны, аккордеоны).

В смешанном ансамбле русских  народных инструментов, в зависимости  от замысла инструментовщика, любому инструменту могут быть поручены различные функции. Поэтому каждому из участников необходимо помнить о следующих компонентах художественно-выразительного ансамблевого исполнения.

Информация о работе Методика работы с ансамблем русских народных инструментов