Методика работы с ансамблем русских народных инструментов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение методов работы с ансамблем русских народных инструментов.
Исходя из цели, ставим следующие задачи:
изучить и проанализировать литературу по данной теме;
рассмотреть методы работы с ансамблем русских народных инструментов;
изучить методы работы с ансамблем русских народных инструментов;
проанализировать методы работы с ансамблем русских народных инструментов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Организационные основы работы с ансамблем русских народных инструментов……………………………………………………………………...5
1.1. Организация творческого коллектива……………………………….…..….5
1.2. Сущность и этапы репетиционного процесса……………………………....12
Глава II. Методические приемы работы руководителя с ансамблем русских народных инструментов………………………………………………………...18
2.1. Методика работы руководителя с детским коллективом…………………..18
2.2. Концертная деятельность ансамбля русских народных инструментов……26
Заключение……………………………………………………………………….33
Библиографический список..………………………………………………..…….34

Вложенные файлы: 1 файл

Federalnoe_gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obrazovat.docx

— 54.90 Кб (Скачать файл)

Имеются большие отличия  в способах общения дирижера с  оркестром на репетициях и в концертном выступлении. Если дирижер в своей репетиционной работе может многократно останавливать игру оркестра и делать замечания исполнителям, то в момент выступления оркестра на концерте это исключено. Отделка произведения должна быть закончена в процессе репетиций, концерт – является лишь показом итогов работы.

Каждый исполнитель должен знать свою роль и место своей  партии в общем звучании оркестра, а задача дирижера заключается в  том, чтобы все оркестранты получили большую уверенность в своих  силах и старались максимально  выполнить поставленные художественные цели. Понимание и выполнение указаний дирижера, выраженных жестами и мимикой, являются основой содержания взаимоотношений дирижера и оркестра на концерте.

Чувство ответственности  за успешное выступление оркестра делает дирижера и исполнителей более собранными и тем самым повышает творческую дисциплину.

Недопустимость остановки  на концерте и невозможность воздействия  на оркестр словом усиливают взаимное внимание между дирижером и исполнителями. Во время концертного выступления эмоционально насыщенный жест дирижера вызывает ответную реакцию на него у всего оркестра. Ни что так не сплачивает коллектив, как публичное выступление на концерте. В пот момент дирижер и оркестр максимально стараются сделать свое исполнение наиболее выразительным. Успех выступления обеспечивает серьезная репетиционная работа, а также создание творческого взаимопонимания между дирижером и исполнителями. Подготовка концертного выступления

Публичное выступление –  это всегда праздник для оркестра и вместе с тем экзамен на творческую зрелость. Дирижер оркестра должен не только подготовить коллектив к выступлению с чисто художественной точки зрения, но и вместе с тем и с психологической. До выступления оркестрантам следует дать хорошо отдохнуть, памятуя о том, что такого рода деятельность требует большого расхода физических сил и нервной энергии. Перед концертом необходимо провести репетицию. Очень внимательно нужно отнестись к внешнему виду музыкантов: одежда должна быть праздничной, опрятной; особое внимание уделяется дисциплине во время исполнения.

Еще до концерта руководителю следует провести большую организационно-подготовительную работу:

- определить время генеральной  репетиции (желательно в зале, где будет проводиться концерт);

- по возможности выяснить  акустические данные концертного зала и, если необходимо, договориться о системе микрофонов;

- ознакомиться со сценой, чтобы определить заранее порядок  размещения на ней оркестра, заготовить  необходимое количество стульев;

- проверить наличие оркестровых  партий, состояние инструментов и пультов;

- очень важно отрепетировать  заранее выход музыкантов на  сцену и уход с нее, общий  поклон при аплодисментах;

- согласовать с ведущим  программу концерта, точный текст  объявлений номеров и их последовательность. Особенности концертного выступления

  • Концертное выступление имеет временную невозвратимость. На концерте нельзя остановить оркестр, проиграть еще раз неудавшийся фрагмент, сделать замечание, изменить темповую, динамическую, ритмическую структуру пьесы, выровнять звучание оркестровых групп и т. д. Пьеса звучит один раз, звучит такой, какой получилась. Вся огромная предварительная работа коллектива оценивается отрицательно, если выступление получилось неудачным. Тем более это мнение усиливается, если и последующие выступления не произвели на слушателей положительного впечатления, вследствие чего оркестр, как правило, снижает уровень своей деятельности в целом, теряет ближние и дальнейшие перспективы своего развития, у участников пропадает интерес к занятиям, к постоянному творческому совершенствованию;

Наоборот, если выступление  было успешным, тепло встречено публикой – формируется положительное  мнение о коллективе. У участников укрепляется желание работать еще  настойчивее, глубже овладевать техническим  мастерством, творчески расти, активно выступать с концертами.

2. Во время концертного  выступления оркестранты и дирижер  переживают иное, чем на репетиции,  качественно повое эмоционально-психологическое  состояние. Сильное психологическое  воздействие оказывает на них  слушательская аудитория. Присутствие публики порождает повышенную ответственность за исполнение, особое творческое волнение. Концертное выступление всегда повышает уровень музыкально-эмоциональной отзывчивости у дирижера и музыкантов. Между ним и устанавливаются особенно чуткие отношения взаимозависимости;

3. Концертное выступление  позволяет быстрее, чем репетиционная  работа, выявить недоработки с  оркестром не только художественного,  но и организационного порядка.  Явка оркестрантов на концерт,  наличие партии, пультов, стульев  на сцене говорят об уровне организационной работы дирижера. Одной из важнейших задач должно быть решительное изживание у оркестрантов боязни сцены.

Формы концертной деятельности могут быть самыми различными. Остановимся  на двух основных: прикладной и концертной.

Прикладная форма –  это, когда музыканты участвуют  в проведении общественных мероприятий. Творческий коллектив выступает  в парках культуры и отдыха, на народных гуляниях и празднествах. Поэтому  руководитель включает в репертуар  торжественные вступления, танцевальную музыку, песни различной тематики.

Концертная форма также  обширна и разнообразна. Коллектив  выступает в так называемых «сборных»  концертах как составная часть  общей программы с двумя-тремя  пьесами. Исполняемый репертуар  должен быть разноплановый (но характеру, темпу, стилю).

Очень интересной формой работы коллектива являются лекции-концерты. Для этой формы работы коллективу необходимо иметь в репертуаре достаточно большое количество произведений разнообразных  жанров и различных композиторов. Строить лекцию-концерт можно па материале творчества какого-либо одного композитора. В этом случае в концерте могут прозвучать произведения нескольких жанров. На лекции-концерте можно говорить и об одном жанр: вальсе, марше, песне, а использовать про го ведения м ног их композиторов.

Участие в смотре или конкурсе ставит перед коллективом задачу показать художественные достижения, и в первую очередь уровень  исполнительского мастерства. В связи  с этим исполняемая программа  должна быть разнообразной, включать произведения, наиболее удачно исполняемые оркестром, но в тоже время соответствовать условиям и требованиям смотра или конкурса.

Форма творческого отчета (отчетный концерт) даёт возможность  творческому коллективу всесторонне  продемонстрировать свои достижения, подвести итог всей годовой работы. В зависимости от объема подготовленного  репертуара программа составляется в одно или два отделения. Строить программу следует так, чтобы она воспринималась с интересом.

Чтобы избавить программу  от монотонности, следует пьесы кантиленного характера чередовать с подвижными, быстрыми. С целью большего разнообразия желательно наличие сольных и ансамблевых номеров. Программа концерта составляется по принципу постепенного нарастания с тем, чтобы в конце привести к кульминации. При составлении концертной программы, можно руководствоваться следующим:

- для начала целесообразнее  взять яркое, броское произведение торжественного характера;

- малознакомое произведение, исполнение которого преследует  цель пропаганды и вообще знакомство  с новинками музыкальной литературы  для оркестра;

- аккомпанемент солисту  или инструменталисту;

- для окончания выступления  следует выбрать произведение масштабное и в тоже время, легко воспринимаемое слушателями. Однако возможно включать и яркое произведение более мелкой формы.

Правильно подобранный репертуар  для оркестра или ансамбля русских  народных инструментов – дело непростое. Каждый коллектив располагает присущими только ему техническими и художественными возможностями, в соответствии с которыми руководителю приходится выбирать пьесы. [10; 55 с.]

В репертуаре творческого  коллектива должны быть такие пьесы, которые можно было бы исполнять  в различной аудитории, на различных  мероприятиях, по различному поводу. Каждый концерт – на открытой площадке, на фестивале, смотре-конкурсе и т. д. – требует соответствующих по характеру и содержанию пьес, которыми можно было бы открыть и завершить выступление, создать определённое эмоциональное состояние у слушателей.

Следует отметить, что и  сами участники остаются далеко не безучастными к тому, что играть. Одним больше нравятся пьесы медленные, спокойные, другим – веселые, быстрые, третьим – торжественные и т.д. Всё это говорит о том, что при выборе репертуара руководителю приходится не только опираться на свой вкус и личные желания, но и учитывать целый комплекс условий и факторов: репертуар должен соответствовать исполнительскому уровню коллектива, быть интересным для участников и слушателей, достаточно разнообразным, чтобы с ним можно было принимать участие в различных мероприятиях.

Для учебной работы лучше  брать легкие пьесы, мелодичные народные песни и танцы в легкой обработке. Такой репертуар способствует постоянному совершенствованию технического мастерства участников, закрепляет навыки игры в ансамбле, развивает интерес к народной музыке, к занятиям в коллективе, обогащает духовный мир, внутреннюю культуру, эстетические вкусы

На практике проблему учебного репертуара приходится решать в основном и первый период работы коллектива, когда участники овладевают инструментом, вырабатывают навыки коллективной игры, когда устанавливается тесное взаимопонимание между музыкантами и руководителем. В дальнейшем, учебный процесс строится на разучивании таких пьес, которые составят концертный репертуар коллектива. Каждый коллектив имеет свой репертуар, который постоянно расширяется и обновляется за счёт новых оригинальных произведений, переложений и обработок.

Огромный интерес в  репертуаре творческих коллективов  вызывают у его участников и слушателей пьесы, написанные местными композиторами  или самими руководителями. [5; 12 с.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Руководитель обязан проявлять  постоянное внимание к тому, как  участник коллектива распределяет время, на сколько плодотворно проходят репетиции. Он должен развивать его инициативу, навыки самостоятельной работы, должен иметь постоянное стремление оживить репетицию, заинтересовать участника коллектива, разбудить в нем активность к повседневному труду.

Подводя итог всему вышесказанному, руководитель должен осознать, что  реализация широких возможностей инструментов может быть осуществлена только путем  настойчивого преодоления художественных и технических трудностей. Поэтому в своей практической деятельности он должен направлять внимание на всестороннее развитие технических навыков участника одновременно с развитием его музыкальных способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Библиографический список 

  • Авксеньев В. Оркестр русских народных инструментов. М., 1962.
  • Алексеев Х. Школа коллективной игры на русских народных инструментах ч. 1, 2, 3, 1929, 1931, 1933.
  • Большаков А. Организация и руководство оркестром народных инструментов. Киев, 1969.
  • Глейхман В. Организация работы начинающего самодеятельного оркестра русских народных инструментов. М., 1976.
  • Государственное образовательное учреждение Красноярский краевой колледж культуры и искусства. Методика работы с творческим коллективом. Минусинск, 2005.
  • Илюхин А. Оркестр народных инструментов. М., 1938.
  • Имханицкий М. Новые тенденции в современной музыке для русского народного оркестра. Учебное пособие. М., 1981.
  • Имханицкий М. У истоков русской народной оркестровой культуры. М.: Музыка, 1987.
  • Каргин А. Работа с самодеятеятельным оркестром русских народных инструментов М.: «Музыка», 1982.
  • Махонов И. Оркестр русских народных инструментов в музыкальной школе. М., 1971.
  • Розанов В. Инструментоведение: Пособие для руководителей оркестров русских народных инструментов. М., 1981.
  • Сухоняева Е.Э. Музыкальные занятия с детьми. – Ростов-на-Дону, изд. «Феникс», 2002.
  • Теплов Б. Психология музыкальных способностей: Избранные труды: В 2 т. М., 1985.
  • Чунин В. Современный русский народный оркестр. М., 1981.
  • Шишаков Ю. Н. Инструментовка для русского народного оркестра. – М.: Музыка, 2005.

Информация о работе Методика работы с ансамблем русских народных инструментов