Механизмы использования информационных технологий на уроке музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 19:26, реферат

Краткое описание

Что для молодёжи современно и интересно? Прежде всего, информационно-компьютерные технологии. Трудно переоценить возможности информационных технологий в качестве средств художественного выражения и обучения, эстетического развития и художественного образования детей и подростков. Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий (трехмерность, анимация, видео, звук, имитация традиционных изобразительных техник, интерактивность, гипертекстуальность) позволяют рассматривать компьютер как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования и учащихся, и преподавателей. Но, следует заметить, что компьютер не должен быть использован только в качестве электронной доски для написания темы и тезисов урока с необходимыми графиками-иллюстрациями, а как инструмент для интерактивного образовательного действа, задача которого – не информирование, а освоение и присвоение знаний учениками, а цель – самостоятельность мышления и творчество ученика.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3-6
Механизмы использования информационных технологий на уроке музыки……………………………………………………………………..7-10
Анализ компьютерных программ для работы на уроке музыки….11-19
Заключение…………………………………………………………………20-21
Список литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

творческая работа.doc

— 3.23 Мб (Скачать файл)

 Караоке – это, как известно, исполнение музыкального произведения под фонограмму (минус голос). Программа предлагает три тысячи популярных песен. Например: «Если добрый ты», «Колыбельная медведицы», «Антошка», «Песенка котят», «Прекрасное далеко», «Куда уходит детство», «Песенка крокодила Гены», «Песенка львенка и черепахи», «Мир похож на цветной луг», «Не волнуйтесь понапрасну». Список песен содержится в нижней части экрана программы и, чтобы загрузить любую песню, нужно щелкнуть мышкой по ее названию. В верхней части экрана изображены ноты этой песни, а под ними – слова. Сначала можно посмотреть слова и послушать песню – для этого предусмотрены кнопки «Следующая страница» и «Предыдущая страница». При наличии подключенного микрофона программа позволяет записать и сохранить свое исполнение, а затем и прослушать его. Если исполнение не нравится, то песню можно «перепеть», нажав на кнопку «Очистить», а затем – «Запись».

Плюсы программы

В отличие от распространенного Караоке в этой программе на экране изображены ноты, что позволяет видеть направление движения мелодии. Тем, кто не очень хорошо знаком с песней, наличие нотного текста помогает ее выучить. Наличие не только звукового, но и нотного варианта песни позволяет использовать технику караоке в таком виде работы как чтение с листа.

Минусы программы

- Отсутствует оценка в баллах исполнения песен.

- Не регулируются темп  и высота воспроизведения песен, несмотря на то, что некоторые  из них нотируются и воспроизводятся  во второй октаве (до звука «си-бемоль»).

- Фонограммы не всех  песен содержат вступления, поэтому  если песня начинается с первой доли, а программа запускает звучание песни внезапно, существует большая (практически абсолютная) доля  вероятности не вступить своевременно. Это влечет за собой возможность постоянных сбоев при вступлении или вероятность не вступить вообще. Особенно это относится к детям младшего школьного возраста, на которых рассчитана данная программа.

Огромную помощь в проведении музыкальных занятий дают музыкальные энциклопедии. Очень интересна “Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия”, где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Вы сможете проследить историю развития той или иной группы, узнаете о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний зайдите в раздел Викторина, где вам предложат различные вопросы и музыкальные фрагменты.

На уроках музыки мной используется такая программа, как “Шедевры музыки”. В ней содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, начиная от эпохи барокко и заканчивая современной музыкой, представлены биографии композиторов, история созданий известных произведений, комментарии к ним, аудио и видеофрагменты. Также есть словарь различных терминов и музыкальных инструментов, что облегчает работу в классе.

Учащимся нравится самостоятельно получать знания, искать информацию в этой программе. Она проста и интересна в обращении. Для проверки знаний учащихся можно использовать раздел «Викторина». В этом разделе учащиеся должны не только определить музыкальное произведение, но и указать композитора и его портрет.

Класс обучающих программ включает в себя программы, которые позволяют использовать компьютер как средство обучающей деятельности, т.к. они берут на себя выполнение части функций педагога. Они создавались специально для управления учебной деятельностью и иное их применение не предусматривалось. При их разработке учитывались конкретные дидактические ситуации, возникающие в процессе обучения, поэтому в них реализуются традиционные формы учебной работы.

В зависимости от того, какого этапа решаются дидактические задачи, различают три типа обучающих программ: презентативные; тренажерные; тестовые.

Презентативные программы предъявляют фрагменты содержания образования и организуют ознакомление обучающихся с учебным материалом и способствуют усвоению ими соответствующих знаний.

В традиционной системе обучения функцию изложения знаний выполняет главным образом педагог, который может привлекать дополнительные источники информации: книги, аудио-, видеоматериалы и другие средства обучения. Компьютер, как известно, также может служить источником учебной информации. Его принципиальное отличие от иных средств обучения заключается в том, что он, во-первых, обладает возможностью организации обратной связи с учеником, во-вторых, может предоставить доступ к практически неограниченным информационным ресурсам. Главной предпосылкой использования компьютера в качестве источника учебной информации является возможность исходить из личных качеств ученика, учитывать их индивидуальные особенности (темперамент, уровень знаний, умственные способности и т. д.) и, следовательно, обеспечить при изучении учебного материала персональный темп и уровень сложности. Именно это создает условия для повышения эффективности обучения.

В презентативной программе могут реализовываться некоторые элементы контроля и тренажа, однако, основное ее предназначение – это предъявление учебной информации.

Выделяют инструктивный, гипертекстовый, сюжетный, демонстрационный и моделирующий виды презентативных программ, которые могут быть использованы в музыкальном образовании.

Инструктивный – основан на жесткой последовательности предписаний, которые необходимо выполнить ученику для осуществления учебной деятельности. Именно подобную структуру программ рассматривает               Л. И. Дыс [18].

Гипертекстовый – информация разбивается на дискретные единицы, называемые узлами, логически связанными друг с другом, отражающие причинно-следственные, хронологические или какие-либо иные принципы отношений. Количество информационных узлов и связей между информационными блоками не лимитировано и обусловлено содержанием базы знаний. Они могут быть представлены в виде цепочек, деревьев, сетей и т. д. Программа предоставляет большую свободу в последовательности изучения учебного материала, обеспечивая его множественную интерпретацию. Гипертекстовые программы ориентированы, прежде всего, на самостоятельную работу ученика, который сам выбирает траекторию прохождения информационного поля и целенаправленно добывает интересующую его информацию. В работе с данным видом программ ученик должен обладать навыками информационно-поисковой работы, а следовательно, применение подобных программ может быть рекомендовано только на старших этапах обучения.

Сюжетный вид презентативных программ основан на предъявлении учебного материала посредством ассоциативных связей. Ученик вовлекается в сюжетную канву, становясь непосредственным участником происходящих событий. Предъявление учебного материала облекается в игровую форму. Это вызывает интерес у ученика и активизирует его восприятие, что способствует непроизвольному запоминанию учебного материала, создает благоприятные условия для учебной работы. Обычно сюжетная программа осуществляет постоянный контроль за усвоением знаний. Это реализуется через наличие в сюжете ряда проблемных ситуаций, для решения которых необходимо применить эти знания. Благодаря особому способу предъявления учебного материала, сюжетные программы обычно применяются на ранних этапах обучения. Ролевая игровая ситуация, ассоциативные связи и персонификация в наибольшей степени соответствуют детскому восприятию.

Демонстрационный вид презентативных программ основан на предъявлении наглядных средств обучения. При этом по быстроте, точности и объему генерирования примеров компьютер во много раз превосходит другие средства применяемые педагогом на уроке.

Моделирующий вид презентативных программ основан на технологии моделирования каких-либо процессов. Для музыкального образования интересен, прежде всего, показ физической модели звука. Для традиционного обучения в связи с отсутствием соответствующих технических возможностей характерно абстрактно-логическое описание физической природы звука. В данном случае компьютерное моделирование может оказаться весьма полезным. С помощью компьютерной модели ученик получает наглядно-образное представление, поэтому присвоенные таким образом знания обладают большей устойчивостью и прочностью.

Все рассмотренные выше виды презентативных программ отличаются друг от друга логикой внутренней организации и способом предъявления учебного материала. Каждый из них образует особую среду обучения, что, естественно, предполагает и особые методы их использования в процессе обучения.

Все вышеперечисленное позволило мне органично включить ИКТ во все уроки музыки. Это и демонстрация на уроках презентаций, разработанных мною к изучаемым темам, и использование CD, DVD, MP3-дисков с записями лучших образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей, мюзиклов и рок-опер. Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.

Создавая презентации для своих уроков, я стараюсь использовать различные методики (анализ и оценка, интерпретация и т.д.). Так, например, в презентацию к уроку по теме «Зима в музыке» включены произведения трех авторов – П.И. Чайковского, А.Вивальди и Г.В.Свиридова и репродукции с картин русских и зарубежных художников. Каждое музыкальное произведение и произведение живописи по-разному показывают это время года. Ребятам предлагается сравнить «Зиму» разных композиторов и художников, а также поразмышлять, какая из предложенных репродукций могла бы служить иллюстрацией к тому или иному произведению. Таким образом, используется методика сравнения и анализа.

Широко применяется также и метод проектов. Детям на уроках музыки, ИЗО и МХК предлагается создать презентацию или видео- презентацию на определенную тему. Ученики, опираясь на помощь педагога, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке. Часто темы таких презентаций позволяют осуществить принцип интеграции предметов. Так, презентация учеников 11-го класса созданная к уроку МХК по теме «Искусство эпохи Возрождения», может быть использована как на уроках МХК, истории, так и на уроках музыки в средней школе.

Для проведения школьных праздников создаются тематические презентации и фонограммы песен.

Огромную помощь в работе мне оказывают также компьютерные диски. Например, такие как: «Энциклопедия классической музыки» («Интерактивный мир»), «Шедевры музыки» («Кирилл и Мефодий»), серия дисков по искусству («Новый диск»), «Энциклопедия театра» – «Опера», «Балет» («Эконика»), сборники произведений различных композиторов («Дискавери»), «Terra Musikalis» («ГиперМетод»), серия «Музыка и живопись для детей» («Alisa Group») и т.д. А освоение новых компьютерных программ, таких как Cakewalk, Band-in-a-box, Finale, Sound Forge, Adobe Adishion и т.д. позволяет еще больше расширить возможности педагога и привлечь ребят к практическому применению ранее полученных теоретических знаний.

Что нам дает использование компьютерных технологий на уроке музыки?

Расширяет информационную базу при подготовке к уроку, не только связанную с миром музыки, но и с миром искусства в целом, что способствует более эффективному усвоению учебной программы.

Трехмерность, анимация, видео, звук, имитация традиционных изобразительных техник, интерактивность, гипертекстуальность компьютерных программ позволяет эффективней развивать все виды восприятия и задействовать при проведении урока все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Это значительно повышает интенсивность проведения урока, особенно при проведении уроков-презентаций, а также способствует расширению межпредметных связей при изложении материала урока. Так, например, при изучении темы “Музыка народов мира”, после прослушивания музыкальных фрагментов на карте находится данная страна или регион. С помощью программы “Музыкальные инструменты народов мира” ученикам демонстрируются инструменты, которые используют народы данной страны или региона, рассказывается история их создания, материалы из которых они изготовлены, прослушивается звучание данных инструментов, обсуждается их национальный колорит.

Использование так называемой “минусовки” и “караоке”, позволяет мне значительно обогатить и расширить песенный репертуар, исполняемый на уроке и при проведении школьных мероприятий, а также дает возможность контролировать качество исполнения каждым учеником.

Наряду с усвоением программы курса “Музыка” ученики приобретают навыки владения компьютером, особенно при проведении интегрированных уроков в компьютерном классе, что заставляет меня как учителя постоянно совершенствовать свои знания и умения.

Практика показала, что эффективно использовать компьютерные программы на уроках музыки и МХК можно во всех классах младшего, среднего и старшего звена, подбирая учебные программы с учетом возрастного интереса учеников, их подготовленности к восприятию излагаемого материала и уровня освоения ими компьютера. Так для учеников 2 класса в основном подходят фонотека, фонограммы; образовательно-игровые программы, при использовании их отдельных элементов. Учащимися 3-х и 4-х классов хорошо воспринимаются тематические – обучающе-развивающие; образовательно-игровые программы; фонотека и фонограммы в полном объеме, а информационные - частично. При этом можно включать в урок, как отдельные элементы программ, так и проводить урок-презентацию. В среднем и старшем звене уже задействуются все группы программ в полном объеме и занятия проводятся с применением, как отдельных элементов программы, так и в форме урока-презентации и интегрированного урока.

Информация о работе Механизмы использования информационных технологий на уроке музыки