Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 18:00, курсовая работа
Пьеса А.П. Чехова «Чайка» как феномен искусства давно признана явлением уникальным, без которого драматургию XX века просто невозможно представить. А.П. Чехов проложил пути, по которым пошли художники прошлого столетия. Русский драматург выступил подлинным новатором и вместе с тем глубоко усвоил традиции мировой пьесы.
Актуальность работы заключается в непреходящем интересе к пьесе "Чайка" (в репертуаре мирового театра – молодежные и профессиональные театры Великобритании, Франции, Германии, Финляндии, США, Китая, Кореи, Японии ), а также в дискуссионности данной темы и в настоящее время. Цель работы – проверить работу метода действенного анализа для раскрытия проблемы творца и творчества в пьесе А. П. Чехова "Чайка".
Введение
Глава 1. История создания и постановки пьесы
Глава 2. Проблема искусства в произведении
2.1 «Новые формы» Треплева
2.2 «Муки творчества» Тригорина
2.3 «Чудесный мир» Заречной
2.4 «Жрица искусства» Аркадина
Заключение
Список использованной литературы
И Тригорин пользуется
Если вслушаться внимательней в автохарактеристики героев, в определения, какие они дают друг другу, то можно понять, что Чехов отдаёт некоторое предпочтение жизненной позиции Треплева. Жизнь Треплева богаче интереснее той вялой, рутинной жизни, которую ведут остальные герои, даже самые одухотворенные - Аркадина и Тригорин.
Стремится ли Чехов в своей
пьесе обсуждать проблемы
Особое место в пьесе занимает образ Дорна. Это врач, умный, проницательный и человечный. Ему писатель передает очень глубокие рассуждения об искусстве, в частности оценки произведений Треплева. Дорн высказывает мысли Чехова. О Треплевской прозе он говорит: «Что-то есть! Он мыслит образами, рассказы его красочны, ярки, и я их сильно чувствую. Жаль только, что он не имеет определенных задач... на одном впечатлении далеко не уедешь».
В этом конфликте проступает кризисная ситуация в русском искусстве и в жизни конца XIX века, когда “старое искусство разладилось, а новое еще не наладилось”. Старый классический реализм выродился лишь в ловкое техническое ремесло.
У каждого героя имеется своё собственное, особенное отношение к искусству. На протяжении всей пьесы мы видим неизбежное столкновение взглядов не только в плане искусства, творчества и таланта, но и жизненных принципов в целом.
2.1 «Новые формы» Треплеева
Треплев с его маниакальной мыслью о новых формах – один из «полюсов» пьесы. Это человек, для которого подлинное искусство, свободное, чистое, не знающее рутины, дороже жизни. Более того, в начале он считает, что искусство должно быть свободно и от грубой реальности. На слова Сорина: «Через двести тысяч лет ничего не будет», - Треплев отвечает: «Так вот пусть изобразят нам это ничего». Эстетический принцип Треплева: «Надо писать жизнь не такою, как она есть, и не такою, как должна быть, а такою, как она представляется в мечтах» (2, с.19), - этот принцип символико-декадентского искусства глубоко враждебен Чехову. Его принцип: «Лучшие из писателей реальны и пишут жизнь такой, какая она есть, но оттого, что каждая строчка пропитана, как соком, сознанием цели, кроме жизни, какая есть, чувствуется ещё та жизнь, какая должна быть, и это пленят…)
Таков закон подлинного
У Треплева две великие, может быть, равновеликие страсти: искусство и Нина. Первое действие овеяно высокимим чувствами влюбленного и драматурга-дебютанта. «Я талантливее вас всех!» - кричал Треплев, обращаясь и к своей матери, и к Тригорину, и ко всем «захватившим первенство в искусстве». «Вы рутинеры!» - гневно бросал он им в лицо. Но, выдвинув горделивое утверждение, что он талантлив, он не смог доказать это тем единственным способом, которым это доказывается: делом. Провал пьесы становится и провалом любви Треплева. Во втором действии он скажет: «Это началось с того вечера, когда так глупо провалилась моя пьеса. Женщины не прощают неуспеха».
Что представляет из себя
Первый выстрел Треплева в
себя связан с темой
Он, так много говоривший о новых формах, находит в том, что теперь пишет, банальности. А потом приходит Нина и уходит – как он ни умоляет её остаться. И тогда уходит он сам, чтобы уже не вернуться.
Во многих критических работах о «Чайке» Треплев изображался как декадент, кончающий полным банкротством. Но незадолго до прихода Нины в финале, вычеркивая в своей рукописи заезженные обороты, Треплев говорит: «Да, я все больше и больше прихожу к убеждению, что дело не в старых и новых формах, а в том, что дело человек пишет, не думая ни о каких формах, пишет, потому что это свободно льется из его души».
О Треплеве известно: он пришел к краху, банкротству, пустоте, к «ничему». Вернее было бы сказать, что он, напротив начинает с «ничего» («так вот пусть изобразят нам это ничего»), начинает с искусства, в котором жизнь не такая, как она есть, а лишь такая, как в мечтах. «Чайку» называли странной, но в ещё большей степени это относится к треплевской пьесе. С самого начала пьеса Треплева встречается иронией. Аркадиной кажется, что пьеса претензионна, это что-то декадентское. Играющая в ней главную роль Заречная, упрекает автора в том, что играть пьесу трудно: В ней нет живых лиц, мало действия, одна только читка, а в пьесе непременно должна быть любовь.
Конечно, есть что-то претенциозное
в заявлении Треплева, что его
спектакль освистали потому, что
автор «нарушил монополию», т.е. создал
пьесу, не похожую на те, которые
привыкли играть актёры и
Но неожиданно за похороненную, казалось бы, пьесу Треплева вступается далекий от искусства Дорн. Он подымается выше брани «декадентский бред», «никаких тут новых форм нет, а просто дурной характер!» По его мнению, Треплев выше и обывательски - мелочных советов учителя Медведенко: описать в пьесе и сыграть на сцене, «как живет наш брат-учитель», выше и Тригорина, уклонившегося от оценок в искусстве: «Каждый пишет так, как хочет и как может». Дорн старается поддержать Треплева: «Не знаю, быть может, я ничего не понимаю или сошел сума, но пьеса мне понравилась. В ней что-то есть». Словами Дорна предполагается, что в обыденном искусстве Аркадиной и Тригорина больших идей нет, оно не затрагивает «важное и вечное».
«Что-то декадентское», - отзывается о ней Аркадина. «В ней что-то есть», - говорит о пьесе Дорн. И, пожалуй, каждый из них по-своему прав. О «жестокой борьбе с дьяволом» немало писалось в декадентской литературе 90-х годов. О слиянии материи и духа «в гармонии прекрасной» также. Однако пьеса Треплева – не только дань литературной моде. Есть в ней скрытая поэтичность, неясная мечта о какой-то другой жизни, пускай наивная. Монолог, который произносит Нина на фоне озера и луны, отразившейся в воде, не оставляет равнодушным. В нем чувствуется ритм, отчасти даже сближающий прозаическую речь со стихотворной. Картина земли с угасшей жизнью всех существ изображена с какой-то печальной выразительностью. Трудно назвать автора этой пьесы бесталанным.
В поисках подлинного
И если Треплев в первом
акте бросает к ногам Нины
убитую чайку и тем самым
как бы говорит, что судьба
Нины предрешена – она
Треплев не удовлетворен
Не случайно и сам Треплев не удовлетворен своим произведением: он видит, что оно насквозь субъективистское. Поиски Треплевым новых форм не поддержаны поисками больших идей, не имеют под собой мировоззренческих оснований. Увидев ненужность своего искусства, Треплев убеждается в ненужности всей своей жизни (11, с.106).
Трагедия
Треплева как раз в его
Формула Треплева: там или нигде. Он еще не больной, не совсем одержимый, подобно Тригорину, но он далеко не циник от искусства, как его мать, более того, с образом Треплева Чехов вводит в пьесу всегда животрепещущую тему новаторства и поиска в искусстве. Просто и незамысловато решается этот больной для Треплева вопрос, решается он самой жизнью, его же собственным безошибочным художническим чутьем. Все его поиски формы не стоят блестящего горлышка разбитой бутылки у Тригорина. Где не новаторски – там уже и бездарно, почти пошло, и уж во всяком случае, нечего сказать людям.
Однако есть ирония в том, что «новатор», так много говоривший о «новых формах», кончает возвращением к рутине. Он оказался жертвой неумолимого закона, по которому из сотни начинающих и подающих надежды лишь двое-трое выходят в люди.
2.2 «Муки творчества» Тригорина
Жрец искуссства, беспокойный, одержимый, неутомимый и безжалостный к себе - это Тригорин.
Тригорин, несомненно, как писатель
значительнее и интереснее, чем
как человек. Он писатель всеизвестный,
в полушутку или вполусерьез
о нем говорят, что только с
Толстым и Золя его не сравнишь
Для Тригорина, по старой русской
поговорке, «охота пуще неволи»;
если для Нины самая большая
мечта – творчество и слава,
то для него – рыбная ловля
и жизнь на берегу
Информация о работе Проблема творца и творчества в пьесе А. Чехова "Чайка". Действенный анализ пьесы