Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:35, курсовая работа
Цель работы: изучение особенностей работы над музыкальным образом на уроках музыки в младших классах.
Объект исследования: процесс музыкального воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: методические приёмы работы над музыкальным образом на уроках музыки.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….... 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Психолого-педагогический аспект восприятия музыкального произведения младшими школьниками ……………………………………..… 6
1.2 Специфика музыкального образа…………………………………….. 10
1.3 Методические особенности работы над музыкальным образом на уроках музыки ………………………………………………………………….. 15
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Организация и методы исследования………………………………....21
2.2 Описание опытной работы над музыкальным образом на уроках музыки…………………………………………………………………………....26
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов…………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 План- конспект урока по музыке в 3 классе «Мелодическое развитие музыки»……………………………………………………….……… 43
Игра "Узнай по описанию".
Задача: развитие музыкально-интонационного словаря, умение находить музыкальные аналогии.
Эту игру включаю на уроки-обобщения, так как она предполагает накопление музыкального багажа. Предлагаю детям выбрать карточку с названием музыкального произведения, которое ему хорошо знакомо. Далее предлагаю описать словами это произведение, чтобы другие дети могли его узнать в ряду прочих. Игра развивает внимание и учит анализировать, расширяет речевые возможности ребенка.
Игра "Музыкальный колпачок".
Задача: развитие музыкального внимания и умения логически выстраивать и завершать музыкальную мысль.
Данную игру можно применять при знакомстве с новым произведением.
После прослушивания начинаем анализировать произведение раскрывать музыкальный образ, а тот ученик, у которого на голове музыкальный колпачок, должен сочинить окончание коллективного обсуждения, т.е завершить развитие музыкального образа в произведении. Эта игра развивает умение вслушиваться в музыку, так как любой из класса несет ответственность за окончание музыкальной истории. Так же она дает возможность выразить ребенку все свои впечатления и ощущения, полученные от прослушивания. Таки образом происходит и формирование культуры музыкального восприятия школьника.
Игра "Если это..."
Задача: активизировать включение знаний и опыт учащихся, научить ребенка уходить от стереотипов.
На уроках при обсуждении прослушанной музыки иногда возникают ситуации, когда необходимо активизировать знания детей, полученные ранее. В этом случае всегда предлагаю поразмыслить, что станет с произведением, если в нем поменять звучание музыкальных инструментов или музыкальные средства выразительности. Суть игры заключается в том, что предлагаю учащимся взять из коробки карточку с изображением какого-либо объекта. Это могут быть уже пройденные на уроках музыкальные инструменты, название темпа или динамического оттенка. Учащимся предстоит под одну и ту же звучащую для всех музыку пофантазировать на тему: если это будет виолончель, то, как изменится данное музыкальное произведение, что оно будет напоминать. Облегченный вариант этого метода - карточки с названиями животных, растений, стихий, игрушек.
Итак, исходя из того, что
было сказано выше, используя систему
приемов и методов по развитию
музыкально-образного мышления через
организацию проблемно-
Итак, работая над этой темой, я пришла к выводу, что систематическая работа над музыкальным образом необходима: невозможно понимать музыку, не погружаясь в неё полностью. И учить этому надо с самых первых занятий.
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов
Целью контрольного эксперимента является выявление эффективности проведённой опытной работы в экспериментальном классе.
Для реализации данной цели были использованы аналогичные методики, как и на констатирующем эксперименте, но взят другой музыкальный материал.
«Открой
себя через музыку» («Полонез».
«В гостях у сказки» («Детский альбом». П.И. Чайковский).
«Море волнуется – раз...» («Картинки с выставки». М.П. Мусоргский).
Обобщённые результаты диагностического исследования представлены на рисунке 2.2
Рис. 2.1 – Обобщённые результаты констатирующего этапа исследования
ЭК – экспериментальный класс
КК – контрольный класс
Анализируя полученные результаты можно отметить положительную динамику как в экспериментальном, так и в контрольном классах. Однако, в экспериментальном классе произошли существенные изменения в положительную сторону.
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов исследования представлены в таблице 2.1
Таблица 2.1 – Сравнительные результаты уровней восприятия музыкального произведения контрольного и экспериментального классов (%)
Класс |
Начало эксперимента |
Конец эксперимента | ||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
Высокий |
Средний |
Низкий | |
Экспериментальный |
10 |
20 |
70 |
40 |
50 |
10 |
Контрольный |
15 |
15 |
70 |
20 |
40 |
40 |
Анализируя полученные результаты, можно отметить следующее:
В процессе проведения контрольного эксперимента было выявлено, что в ЭК на конец эксперимента 40% учащихся характеризуются единством эмоционального и интеллектуального, способностью воображать, отождествлять себя с музыкальным образом. В контрольном классе за это время только 5% учащихся повысили свой уровень.
У 50% детей ЭК восприятие и понимание музыкальных образов носит не всегда адекватный характер. Анализ музыкального образа происходит по образцу, отсутствует самостоятельность. Учащиеся допускают неточности в определении лада, не могут передать услышанный образ через пластику и движения. В КК Со средним уровнем 40% учащихся.
В ЭК 10 % детей остались на низком уровне, то есть у них восприятие музыкальных образов неадекватное, целостное, нерасчлененное, интерес к восприятию музыкальных образов отсутствует. Речевые коммуникации носят личностный характер, но не адекватны содержанию произведений и имеют слабую эмоциональную окрашенность. У детей с низким уровнем восприятие музыки поверхностное, отсутствует сосредоточенное вслушивание в произведение, поэтому не происходит достижение «пикового» состояния. В контрольной группе на низком уровне находятся 40% человек.
Итак, полученные результаты подтверждают эффективность нашей методики организации работы над музыкальным образом на уроках музыки.
Выводы по 2-ой главе
На уроках музыки обучающая деятельность педагога должна представлять собой разнообразие в выборе форм, методов и средств воздействия и предполагать активизацию познавательной деятельности учащихся. Методы активизации работы над музыкальным образом представляют собой систему действий учителя, создающих стимулы и побуждающие детей включаться в процесс обучения.
Такими методами могут быть:
– многократность музыкального восприятия, что ведет к закреплению в памяти музыкально-слуховых представлений и определяет избирательный подход и отношение к произведениям;
– творческая переработка в сознании учеников получаемой информации, многообразие в формах проверки знаний на уроке;
– применение игр и игровых ситуаций;
– введение проблемного обучения;
– увеличение роли наглядности в обучении с целью привлечения к восприятию как можно больше органов чувств.
При анализе произведения необходимо уяснить те средства музыкальной выразительности, которые использовал композитор для изображения характера музыкального образа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в результате анализа научно-методической литературы по исследуемой проблеме можно сделать следующие выводы:
Музыка воздействует комплексом выразительных средств. Это – ладогармонический склад, тембр, темп, динамика, метроритм: они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека.
Музыкальный образ – это вместе взятые характер, музыкально-выразительные средства, общественно-исторические условия создания, особенности построения, стиль композитора.
Значение музыкального образа является обобщением, которое строится на основе переживания выразительной функции образа. Музыкальные образы обозначают постольку, поскольку они выражают.
Образ в музыкальном искусстве, если, конечно, он художественно состоятелен, всегда наполнен определенным эмоциональным содержанием, отражая чувственную реакцию младших школьников на те или иные явления действительности.
Музыкально-образное мышление
является необходимым условием восприятия
или воспроизведения
На уроках музыки обучающая деятельность педагога должна представлять собой разнообразие в выборе форм, методов и средств воздействия и предполагать активизацию познавательной деятельности учащихся. Методы активизации музыкального восприятия представляют собой систему действий учителя, создающих стимулы и побуждающие детей включаться в процесс обучения.
В результате проведенной
опытно-экспериментальной
– она будет проводиться систематически и целенаправленно;
– основана на идее развивающего обучения, которая содержит живой процесс познания, осмысления и творческого овладения учебным материалом, то есть выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
План- конспект урока
по музыке в 3 классе
Тема: Мелодическое развитие музыки (2 урок в теме «Развитие музыки»)
Тип урока: получение и закрепление новых знаний.
Цель урока: сформировать представление о мелодическом развитии музыки.
Задачи урока:
образовательные:
- расширить знания детей о развитии музыки;
- ввести новое понятие «мелодическое развитие музыки»;
развивающие:
- формирование умений следить за развитием мелодии через средства музыкальной выразительности;
- развитие творческих способностей, образного мышления учащихся, расширение музыкального кругозора.
воспитательные: на основе эмоционального восприятия классической музыки воспитывать к ней любовь, потребность в общении с музыкой;
- воспитывать музыкальный
вкус учащихся и
- воспитание слушательской культуры;
- воспитание патриотизма через традиции народных праздников и обрядов.
Методы - приёмы: словесный, наглядный, слуховой, эмоционального воздействия, анализа и сравнения.
Форма урока: путешествие.
Музыкальные материалы: Э.Григ «Утро в лесу», слова Ф. Лаубе, музыка В. Казенина «Песенка солнечных зайчиков», белорусская народная песня «Купалинка», украинская народная песня «Веселые гуси».
Дополнительный материал: карточки с названиями музыкальных средств выразительности, фрагмент мультфильма «Солнечный зайчик», презентация к уроку.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте
Я с вами поздоровалась, а теперь вы поздоровайтесь друг с другом, повернитесь друг к другу и повторяйте за мной –
- Здравствуй друг! Как ты тут? Улыбнись мне, а я тебе. А теперь мысленно пожелайте друг другу удачи. Меня зовут Ирина Сергеевна.
2. Минутка нотной грамоты.
Комплекс вокально-хоровых
А) Как называется знак, который открывает нам музыку? (Скрипичный ключ).
Б) Сколько всего нот в музыке? (Семь) Назовите их по порядку.
В) Работа над дыханием (бесшумный вдох, медленный выдох)