Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 04:29, курсовая работа
Анализ проблемы музыкально – эстетического воспитания и образования на современном этапе показывает, что огромное влияние на сам процесс формирования музыкального мышления учащихся оказывает поток низкопробной музыкальной информации с экранов телевидения, концентрированных залогов и т.д. и т.п. Это явление превращается в моду, негативно влияя на формирование музыкального мышления в процессе обучения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ
ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ…………………………5
1.1. Особенности развития мышления младших дошкольников
в процессе учебной деятельности…………………………..5
1.2. Развитие теории музыкального мышления в трудах ученых - музыковедов…………………………………………….......13
1.3. Развитие музыкального мышления младших дошкольников на современном этапе……………………………………....17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ БЕЛОРУССКОЙ МУЗЫКИ…………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..34
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………35
В.К.Поляков даёт новую трактовку музыкальной семантике. понятие «музыкальная речи» и «музыкальный язык» - не синонимы. Музыкальная речь – это интонациональный материал в конкретных музыкальных произведениях или их фрагментах. Поэтому все формообразующие интонациональные единицы (мотивы, фразы, предложения) относятся к так называемой контекстуальной семантике, а музыкальный язык располагает определенным набором конструктивных элементов «ступени и звукоряды ладов, интервалы, аккорды, ритмические фигуры и т.д.» но, кроме того, в музыкальный язык входит специфический лексикон семантических единиц-знаков, т.е. типичных многократных повторяющихся в различных мелодиях схематизированных интонаций в форме мотивных и фразовых попевок из опорных звуков. Если в процессе пения по нотам ориентироваться на комплексе оперных звуков мотива, но какой способ зрительно-слуховой ориентированным предлагает морфологический уровень музыкального восприятия (т.е. по аналогии – «от слова – к слову»). Если же ориентировка осуществляется по фразовым вариантам, то музыкальное восприятие будет приходить уже на синтаксическом уровне. Существует еще один способ ориентировки в процессе сольфеджирования. На фонетическом уровне, когда пение проходит от одной ступени к другой «чтение по буквам и словам».
Таким образом в период музыкального обучения все процессы восприятия и воспроизведения музыкального материала начинают связываться с новыми психологическими проявлениями на много текста и вербально-слоговыми названиями нот, музыкальный термин и т.д. «Эти процессы формируют новую способность – зрительно-слуховые и клавиатурные представления в слове с музыкальными представителями мотивных и фразовых интонаций, а так же вырабатывают определенные новые навыки зрительно-слуховой ориентировки во время пения или игры по нотам».
Обучение на уроках музыки будет иметь развивающий характер, если учащийся занимается разнообразными видами музыкальной деятельности и усваивает знания активно. При этом учебная деятельность осуществляется как музыкально-художественное.
Музыкально-художественная деятельность сначала предусматривает развитие теоретического мышления учащегося. Работа над музыкальным материалом чаще всего проходит в форме эксперимента, чтобы ученики могли глубже проникнуть в природу и суть музыкальных явлений. Урок музыки требует от воспитателя организации такого учебного процесса, где имели бы место активная мыслительная деятельность и творческое переосмысление над ним.
Развитие мышления человека характеризуется способностью образования содержания абстракций, помогающих воспроизводить целостность явления, процесса, которые сами по себе обладают самостоятельностью, что позволяет в сложном виде охватывать многообразие предметов, сводить их в классы , оперировать ими.
Создание музыки – один из наиболее простых и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В процессе слушания дети приобретают самый большой, в сравнении с другими её видами, объём музыкальных впечатлений; учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее, у них развивается музыкальное восприятие – мышление – универсальная музыкальная способность, необходимая для любого вида музицирования. Один из факторов качественно обогощающих интерпретацию музыки и музыкальное восприятие в целом, - ориентация учащегося на мелодию и интонацию.
Необходимо как можно чаще обращаться к интонационному опыту учеников, что чрезвычайно важно для развития ассоциативного мышления дошкольника, понимания взаимосвязи музыки с жизнью, с мировосприятием человека. Интонация в музыке тесно связана с человеком уже на психофизиологическом уровне – с его языком, движениями, мимикой, пластикой. Это позволяет находить связи содержания музыки с жизненным опытом человека, успешно использовать в процессе анализа музыки результаты их собственного интроспективного анализа интонации.
Очень важно развивать у школьников способность интуитивного чувствования содержательности музыкальной интонации, формировать навыки постижения отраженного в ней эмоционального состояния. только так происходит усвоение ими своеобразной азбуки людских чувств. Без этого невозможно движения вперед в становлении культуры музыкального воспитания учащегося.
Р.В.Корчаловская предложила приемы развития интонационно-методической ориентации: «отдельное проигрывание и анализ педагогом мелодии и составляющих ее интонаций; пропевание мелодии учащимися; наглядное пространственное моделирование направления её движения; подбор подбор мелодий на детских музыкальных инструментах и др. Занятия по слушанию музыки должны отличаться вариативностью: слушание и движение, слушание и игра на детских музыкальных инструментах, слушание и рисование».
В педагогике для ребенка качественно новым может быть его музыкальный путь, это в какой-то мере путь, пройденный композитором, исполнителем, музыкантом (не объективно, а субъективно новое). Проблема творчества в массовом воспитании – деликатная проблема.
Г.С.Стяшенко считае что «творческая деятельность требует определенной подготовительной работы:
Еще одним очень важным средством, методов развития музыкального мышления является пение по нотам.
По словам С.Казачкова «художественная истина обнаруживается, а не выдумывается».
Овладение звуковой системой музыки, наравне со знаковой системой речи, счета, обогащает интеллект личности, дает дополнительный импульс проявлению его способностей.
«Освоение знаковой системы музыки напрямую связывается с познанием музыкального искусства в целом, развивающие способности человека. Оно несет в себе и новое, и прочную опору на традиции в отношении к месту и роли музыки в системе образования».
Знаковая система музыки, в идее пятилинейной нотации, составляет неотъемлемую часть интеллектуального потенциала человеческой культуры и является достижением человеческого гения. Арсенал её средств воздействия на интеллектуальное развитие человека равен арсеналу средств речи и счета, как знаковых систем. Знаковая система музыки может использоваться для концентрации внимания, следовательно, для интеллектуального развития.
В обстоятельстве воспроизведения нотного письма момент фонации певческого голоса определяется не звучанием, а тонусом, то есть, состоянием. Отсюда следует, что приемы и способы воспроизведения сводятся к воздействию на состояние тонуса, т.е на подготовку момента фонации. Поэтому в обстоятельстве воспроизведения выделяется время периода до фонации и самого момента. Как считает В.И.Никешин, начало момента фонации есть атака звука. Атака звука – решает обстоятельства воспроизведения. Если имеет место атака звука, значит имеет место акт воспроизведения. В то же время, акт воспроизведения воспроизводился обучаемым в момент фонации, как процесс звуковыявления. Мы относимся к воспроизведению, как к процессу состояния , на основании того, что музыкальная форма есть процесс, а поиск музыкальной формы есть состоянием музыкально-слуховой среды. Если выявить условии при которых процесс воспроизведения нотного письма певческим голосом будет сведен к соотношению, управляемому певцом приемами и способами интеллектуального воздействия, то станет возможным воздействие певца на процесс воспроизведения нотного письма голосом через состояние интеллектуального усилия. В этом случае предполагается, что приемы и способы будут определять направленность, обуславливающую все обстоятельства воспроизведения.
Для этого мы рассматриваем проблемы воспроизведения с позиции инстиктивного исполнительного состояния воли к воспроизведению. Интеллектуальным условием исполнительский инстинкт обретает направленность, ведя музыкально-слуховую среду к поиску музыкальной формы, ориентируя через нее состояние фонации, обращая фонацию в процесс звуковыявления.
Но исполнительский инстинкт обретает направленность не графикой нотной записи, условность в которой обращена к визуальному восприятию и не может ориентировать музыкально-слуховую среду и формацию. Интеллектуальные условия совершает поиск элементов притяжения музыкальной формы, состоящих из звука и времени, скрытых в психологии восприятия музыкальной формы как организма.
Направленность интеллектуального условия, создается в опыте исполнительства, фиксацией определенных моментов состояния в процессе музыкальной формы (воспроизведение). Фиксация производится с применением занятий. Понятия сужает сознанию элементов музыкальной формы, синтезирую их. В исполнительском опыте синтезируются ощущения. Интеллектуальным усилием синтез элементов преобразуется становлению музыкально-слуховой среды певца, как психологической деятельности в момент воспроизведения, концентрируя его акт, усиливая тем активность музыкально-слуховой среды в процессе обретения музыкальной формы.
Активность в моменте поиска зависит от звуковых причин:
Волевое усилие исходит из желания воспроизвести (интерес к совершению действий, игра, инстинкт исполнителя).
Направленность определяется стремлением. Стремление предпологает цель. Элементы музыкальной формы осознаются через ощущения в процессе обнаружения. Это позволяет предположить , что создание и обучение есть приемы и способы, ориентирующие интеллектуальное усилие на поиск музыкальной формы в целях ее воспроизведения.
Таким образом, воспроизведение нотного письма певческим голосом может совершаться в том случае, если:
Развитие музыкального мышления по методу Брайшина предполагает условное музыкальное образование, охватывающее полный курс от раннего музыкального восприятия до профессионального уровня. Курс может быть применен как ДМШ, так и в общеобразовательной школе. Специальное внимание уделяется следующим разделам: развитие обсолютногого, псевдообсолютного и релятивного музыкального слуха, развитие музыкального восприятия и музыкальной памяти, глубокое понимание классической музыки и становление навыков, ведущих к самостоятельному сочинению музыки:
Представленный анализ литературы и апробирование отдельных методов развития музыкального мышления на практике позволяет сформировать следующие выводы:
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ БЕЛОРУСКОЙ МУЗЫКИ
Информация о работе Развитие мышления младших дошкольников средствами белорусской музыки