Развитие творческой активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель. Определение уровня развития у детей творческих способностей через развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений.
Задачи исследования

Выявить, какими творческими знаниями, умениями и навыками владеют дети для выполнения музыкально-ритмических и танцевальных движений.
Исследовать изменения показателей музыкально-ритмических и
танцевальных движений в период проведения эксперимента.
Определить уровень развития творческих способностей у детей

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Психолого-педагогический аспект развития творческой активности дошкольников. 6
Понятие творчества и творческой активности. 6
Развитие творческой активности в дошкольном возрасте. 14
Условия для успешного развития творческой активности. 17
Глава 2. Музыкально-ритмическая деятельность. 22
2.1. Виды музыкально-ритмической деятельности. 22
2.2. Значение музыкально-ритмической деятельности в развитие творческой активности дошкольников. 25
Глава 3. Диагностика развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста. 32
3.1.Организация и использование методов диагностики творческой активности дошкольников на музыкально-ритмических занятиях. 32
3.2. Практические рекомендации по развитию творческой активности
дошкольников. 57
Заключение. 65
Библиографический список. 67

Вложенные файлы: 1 файл

diplom_razvitie_tvorcheskoi_aktivnosti_detei.doc

— 360.50 Кб (Скачать файл)

К ним относятся:

- пляска типа «зеркало»;

- пляска, где дети сочиняют  движения на первую часть, а для второй части движения показывает педагог;

- пляска, где дети сочиняют  движения для обеих частей.

От плясок – импровизаций, в которых педагог обучает  детей продуктивной творческой деятельности, следует отличать свободную пляску, где по заданию педагога - отразить в движениях характер музыки – дети занимаются исполнительской плясовой деятельностью на основе ранее разученных и любимых движений.

Упражнения – многократное выполнение одного и того же движения в целях обучения.

Назначение упражнений различно:

- упражнения, используемые  в целях совершенствования основных движений (ходьба, бег, подскоки, прыжки);

- подготовительные упражнения, в ходе которых разучиваются  движения к играм и пляскам  (переменный шаг, кружение, шаг  на всю ступню, передача флажка по кругу и т.д.);

- образные упражнения, уточняющие различные игровые  образы,  движения персонажей  сюжетных игр (поступь медведя,  прыжки зайца, бег лошади); образные упражнения дают  детям возможность овладеть движениями для выполнения  индивидуальных ролей;

- упражнения как определенные  законченные композиции.

В упражнениях ставятся задачи четкого выполнения музыкальных  и двигательных заданий, в известной  мере вырабатывается техника движений. Игры, пляски и упражнения тесно  взаимосвязаны между собой и направлены на осуществление общей задачи – развитие музыкального восприятия и ритмичности движений.

 

 

 

 

 

2.2. Значение  музыкально-ритмической деятельности  в развитие творческой активности  дошкольников.

В музыкально-ритмической деятельности ритм понимается в широком смысле слова. В него входят развитие и смена музыкальных образов (основных мыслей, чувств, музыкально оформленных в небольшом построении), структура произведения, темповые, динамические, регистровые, метроритмические соотношения. Поэтому в процессе занятий ритмикой особенно успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, приобретается навык восприятия, воспроизведения музыкально-ритмической основы произведения.         Объединяющим началом музыкально-двигательного комплекса на современном этапе является ритмика, впитывающая в себя все части работы и дающая многочисленные способы проработки всех отделов музыкально-двигательного воспитания. Музыка и ритмика находятся в самом тесном единении с законами ритма, вырабатывается музыкальный ритм. Движения регулируются ритмом, сливается деятельность слуховых, зрительных и моторных центров, развивает умение распоряжаться своими моторными силами под влиянием моторного раздражителя. Музыкально-ритмические движения являются большим организующим началом, физическим воспитанием, дают двигательные навыки, пригодные для оздоровления жизненного процесса. Само движение становится не только логически последовательным, но сознательным, осмысленным, выразительным.

Ритмика исходит из законов  движения человеческого тела в пространстве. Базируется она на законах музыкального ритма. Для достижения положительных результатов движение должно быть организовано, точно дозировано в распределении времени, пространства и силы. Таким организатором является музыкальный ритм. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного марша радует, бодрит. Это выражается в подтянутой осанке, точных, подчеркнутых движениях рук и ног. Спокойный, плавный характер пляски, напротив, позволяет сделать осанку свободнее, движения неторопливыми, более мягкими, округлыми.

Связь между музыкой  и движением не ограничивается только согласованностью их общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа - все это может отражаться и в движении.         Художественный образ, развиваясь во времени, передается с помощью сочетания и чередования средств музыкальной выразительности. Движение также располагается во времени: изменяется его характер, направление, развертывается рисунок построения, чередуется индивидуальная и групповая его последовательность. 
        Принцип контрастности и повторности в музыке вызывает по аналогии контрастный характер движения и его повторность. Несложные ритмы, акценты воспроизводятся хлопками, притопами, динамические, темповые обозначения - изменением напряженности, скорости, амплитуды и направления движений. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает ему особую выразительность. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения же становятся своеобразным средством выражения художественных образов.

Главное - это искусство  движения, которое даёт расширение педагогических возможностей, решения  задач педагогики - воспитания, обучения и образования. Неважно, какое определение даётся этому направлению - ритмика, гимнастика. Необходимо, и это очень важно, понимать, что движение вторично, на первом плане - музыка. Ведь иногда музыку рассматривают как сопровождение при занятиях хореографии, гимнастики, акробатики и т.д. Эта позиция неверна. Ведь даже при нетрадиционном лечении, как правило, звуки музыки начинают и сопровождают лечебные занятия (психотерапия, аутотренинг, рефлекторная терапия, лечение движениями рук и др.).      Надо учить ребёнка и не только его (можно и человека любого возраста) под музыку ходить и бегать медленно и быстро, постепенно ускоряя и замедляя движение, останавливаться по определенному знаку, изменять характер движения - сильно и слабо, отрывисто - плавно, приспособлять свое движение к общему и вместе с тем никому не мешать, выполнять движение в определенном пространстве, с определенной скоростью и силой. Все эти действия упражняют в сознательном умении координированной работы мышечного и нервного аппарата. Получается постоянное чередование основных волевых процессов - торможения и возбуждения, из которых складывается вся жизнь человека.  
        Музыкальный ритм, с его сменой скорости движения, остановками по сигналу и изменением силы движения, облегчает работу мышц, вносит большую долю эмоциональности, которая разнообразит и оживляет все задания на участие волевых центров, позволяя придавать большей части работы вид игры. Так как вся двигательная проработка исходит из законов музыкального ритма, то вся работа тесно увязывается с общим музыкальным воспитанием. Через движение воспринимают основы музыкальной грамоты и ее формы. Движение облегчает усвоение музыкальных заданий, музыка регулирует движения и дает человеку ясное представление о соотношениях времени, пространства и силы. Соединяется деятельность нервно-мышечного аппарата со слуховым и зрительным. Достигается развитие музыкальности, слуха, ритмичности, координации движений, овладение телом.  
        С развитием музыкальных и двигательных навыков появляется способность изобретать и комбинировать по своему усмотрению полученный материал...  
        Известно, что дети с удовольствием перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу. Сюжетно-образное движение связано с элементами подражательства, поэтому их часто называют имитационными. Это относится и к музыкальным играм, которые пользуются у детей большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, ибо в них наряду с музыкально-двигательными заданиями присутствует элемент занимательности, а не редко и соревнования - кто скорее, кто лучше, кто более ловкий, смелый, находчивый, кто более четко выполнит то или иное задание и т.д.

Дети "вживаются" в  разнотипные образы, проявляя своеобразный артистизм, изображая повадки животных, птиц, явления природы, движение различного транспорта - автомобиля, поезда, парение самолета и т.д., подражая воинам, космонавтам, сказочным героям. В сюжетно-образных упражнениях и музыкальных играх сохраняется основной принцип ритмики: все движения должны быть органически связаны с музыкой, т.е. соответствовать ее характеру и средствам музыкальной выразительности.

Велика сила эмоционального и нравственного воздействия  музыки, и важно переживать её в  движении. Необходимо помнить, что именно в дружественном союзе музы танца Терпсихоры и покровительницы музыки Эвтерпы зарождаются творческие способности, что подводит учащихся к ощущению гармонической слитности своих движений с музыкой, что способствует активному развитию творческого воображения. Именно благодаря тесной взаимосвязи слуховых ощущений с мышечными значительно ярче и эмоциональнее воспринимается музыка.

Невозможно переоценить значение музыки и движений для формирования культуры тела, красивой осанки, свободы и естественности движения. Чувства и настроение, вызванные музыкой, придают движениям эмоциональную окраску, влияя на пластику и выразительность жестов. Музыкально-двигательные упражнения дают возможность совершенствовать качества вокальных и хоровых навыков.

Последовательная, систематическая  работа над решением задач музыкально-ритмического воспитания развивает воображение  детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому  осмыслению музыки и движений.

Сочетание музыки и движения открывает для ребёнка богатый  мир добра, света, красоты. Особенностью занятий музыкой и движением является их интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса “проживания” фольклора, его “прорастания” в жизнь ребёнка. Кроме того, фольклорные занятия естественно переплетаются с развитием речи (частушки, прибаутки, песни, поговорки, потешки, скороговорки), ознакомлением с окружающим миром (календарные народные праздники), физкультурой (укрепление мышц, формирование культуры тела, красивой осанки, свободы и естественности движения), изобразительной деятельностью (изучение орнаментальной особенности костюмов различных регионов России, разработка детьми костюмных эскизов), историей (развитие русской культуры).

Занятия направлены на приобщение ребенка к миру музыки и танца, воспитание любви и интереса к  русскому фольклору, формирование пластики, культуры движений, их выразительности, развитие музыкально-ритмических способностей, артистизма, умение исполнять музыкальные произведения сольно и в ансамбле, можно решать следующие задачи:

  • Развивать музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления).
  • Способствовать становлению музыкально-эстетического сознания через возникновение способности чувствовать музыку, переживая ее в движении.
  • Воспитывать музыкальный вкус; способствовать формированию исполнительских навыков в области пения, движения, музицирования, формированию музыкально-культурного кругозора личности.
  • Воспитывать, развивать и совершенствовать художественно-творческие способности, инициативу, самостоятельность при составлении танцевальных композиций, вариантов музыкальных игр и упражнений, инсценировании песен.

Основной формой занятий музыкально-ритмическим воспитанием является урок, планируя который, следует обязательно продумывать различные виды деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, используя формы, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для занятий. Чем активнее и разнообразнее музыкальная деятельность детей на занятии музыкально-ритмическим воспитанием, тем эффективнее происходящий процесс музыкального воспитания, и, следовательно, успешнее достигается его цель. Занятия должны включать в себя следующие виды музыкальной деятельности:

  1. Восприятие музыки (дает информацию о произведении в его целостности)
  2. Исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах, ритмические движения, танец)
  3. Музыкально-творческая деятельность (музыкальное, поэтическое творчество, импровизация на детских музыкальных инструментах, танцевально-игровое творчество)

Главным требованием  для всех видов деятельности является выразительность, способность непосредственно  и искренне передать эмоциональное  содержание музыки.

Занимаясь, дети имеют возможность глубже изучить нотную грамоту, длительности, простейшие музыкальные размеры, регистры, основы правильного интонирования, названия танцевальных движений, народных инструментов, жанры музыки и танца, отличие классического танца от народного, основы сценического искусства.

 

 

 

 

Глава 3. Диагностика  развития творческой активности  детей  старшего дошкольного возраста.

3.1.Организация  и использование методов диагностики  творческой активности дошкольников  на музыкально-ритмических занятиях.

На первом этапе исследовательской работы нами проводилось теоретическое изучение предмета исследования, постановка цели и задач, планирование исследования, сбор предварительных сведений об объекте изучения, формирование гипотезы и подбор методического материала.

    Исследовательская  работа была организована с 10 ноября 2005г. по 25 января 2006г. на базе Дошкольного образовательного учреждения детского сада «Ёлочка» г. Надыма. В эксперимент были взяты дети старшего дошкольного возраста.

    Объектом исследования  выступила музыкально-ритмическая деятельность в ДОУ. Предметом исследования явились музыкально-ритмические и танцевальные движения.

    Основная задача  констатирующего этапа исследовательской  работы – выявление первоначального  уровня сформированности музыкально-ритмических  способностей при помощи таких методов исследования как наблюдение, анкета (определение предпочтения музыкально-ритмической деятельности), диагностика сформированности музыкально-ритмической деятельности.

На  первом  этапе  (диагностирующем)  была   проведена  анкета  для  детей.  Ее  цель  – выявить уровень   творческой активности дошкольников.

    Вопросы анкеты:

1. Любишь ли ты уроки  музыки и танца?

2. Можешь ли назвать  себя любителем музыки?

3. Какую музыку ты  любишь  слушать?  (классическую,  современную,  русскую, зарубежную, народную).

4. Сочинял ли ты  когда – нибудь музыку, стихи?

5. Рисуешь ли ты  свои музыкальные впечатления?

6. Можешь ли придумать  музыкальную сказку? (про кого ты сочинял или сочинил бы сказку, или про что, на какую тему).

7. Твой любимый композитор?

8. Любимые произведения?

9. Играешь ли ты  на музыкальных инструментах? Каких?

10. Любишь ли участвовать  в концертах?

11. Что ты больше  любишь: слушать музыку, танцевать?

12. Можешь ли придумать  движения под музыку?

13. Меняется ли твое  настроение, когда ты слушаешь музыку, танцуешь?

14. Какие музыкальные  выразительные средства знаешь?

15. Что тебе больше  нравится делать на уроках  музыки и танца?

При анализе анкеты мы уделяем особое внимание нескольким направлениям:

    I блок вопросов  связан с уровнем  музыкальной  информированности  (муз. ЗУНи), (вопросы 3, 7, 8).

    II  блок  вопросов  связан  с  отношением  к  урокам  музыки, танца и   видам деятельности (вопросы 1, 2, 3, 11, 14, 15).

    III блок связан  с уровнем творческой активности  детей (вопросы 4, 5, 6,  9,  10, 12, 13).

    Результаты  анкетирования.

 90% детей любят урок музыки и танца, назвали себя любителями музыки 80%  детей, из них 75% уточнили, что любят современную, эстрадную музыку и танцы,  и лишь  10% назвали классическую и народную.

 Среди любимых композиторов  20%  детей  назвали  П.И.  Чайковского,  С. Прокофьева, но, скорее всего,  дети  отреагировали  на  ранее  слышанные  на уроках музыки запомнившиеся фамилии, так как уверенных ответов с  названиями произведений этих композиторов почти не прозвучало.

Информация о работе Развитие творческой активности