Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:52, курсовая работа
Цель. Определение уровня развития у детей творческих способностей через развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений.
Задачи исследования
Выявить, какими творческими знаниями, умениями и навыками владеют дети для выполнения музыкально-ритмических и танцевальных движений.
Исследовать изменения показателей музыкально-ритмических и
танцевальных движений в период проведения эксперимента.
Определить уровень развития творческих способностей у детей
Введение. 2
Глава 1. Психолого-педагогический аспект развития творческой активности дошкольников. 6
Понятие творчества и творческой активности. 6
Развитие творческой активности в дошкольном возрасте. 14
Условия для успешного развития творческой активности. 17
Глава 2. Музыкально-ритмическая деятельность. 22
2.1. Виды музыкально-ритмической деятельности. 22
2.2. Значение музыкально-ритмической деятельности в развитие творческой активности дошкольников. 25
Глава 3. Диагностика развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста. 32
3.1.Организация и использование методов диагностики творческой активности дошкольников на музыкально-ритмических занятиях. 32
3.2. Практические рекомендации по развитию творческой активности
дошкольников. 57
Заключение. 65
Библиографический список. 67
А как же колобок им всем отвечает?
Дети: Он пел им все хвастливую песенку – показ с выполнением.
VII. Муз.рук.: Ребята, а давайте придумаем нашей сказочке счастливый конец, чтобы все остались живы – здоровы.
Предполагаемые ответы: Колобок вновь убежал к бабушке и
дедушке и зажили они счастливо.
Р.Н.М. «Во поле береза стояла»…
Дети танцуют, используя любые знакомые танцевальные движения.
Дети: До свиданья, сапожки! топ-топ…
До свиданья, ладошки! хлоп-хлоп…
VIII. Муз.рук.: До свиданья, дети! До свиданья!
3. Сценарий праздника «Зимняя сказка».
Сценарий новогоднего
праздника, куда вошёл небольшой
ритмопластический спектакль, под
названием “Зимняя сказка”. Основываясь
на восприятии музыки и текстовой
подсказки ведущего, дети эмоционально
и с удовольствием самостоятель
Участники праздника. Взрослые: Дед Мороз, Снегурочка (воспитатель группы), Петушок, Лиса.
Дети: лиса, зайчиха, зайчики (не более 8-10 человек, более подвижные в музыкальном развитии – самостоятельное исполнение танцевальных миниатюр), оставшиеся девочки-снежинки, мальчики – медвежата.
Оформление зала. Зимний лес. В центре зала – нарядная ёлка. На заднем плане – дом Лисы. Отдельно стоят стульчики – “домики” зайчат.
Снегурочка приходит в гости к ребятам в группу и приглашает их на новогодний праздник в лес, к себе, на лесную полянку. Дети “сели на саночки и покатились” (лёгким бегом вбегают в зал со звоном колокольчика). Дети останавливаются вокруг ёлки.
Снегурочка. Вот и приехали на лесную полянку. Посмотрите, как красиво вокруг…
На свете много есть
чудес,
Но всех чудесней зимний лес!
Весь год живут в нём птицы,
Поют и гнёзда вьют,
И белки, и лисицы, и зайцы в нём живут!
Вот и ёлочка – краса! Здравствуй, ёлочка! (Дети здороваются с ёлочкой).
Сколько на ней игрушек, звёздочек, хлопушек (дети рассматривают и называют игрушки)…
Только вот на ёлочке,
Не горят огни.
Попросим ёлку дружно:
“Ёлочка, гори!” (Загораются огоньки на ёлке).
Крепче за руки беритесь,
В круг весёлый становитесь.
Вокруг ёлочки пойдём,
Песню звонкую споём!
Хоровод “Ёлочка большая”, муз. Г. Ф. Вихаревой
Снегурочка. Послушаем, что нам про ёлочку расскажет…(имя ребёнка, читающего стихотворение)
1 ребёнок.
Ёлка, ёлка, ёлочка,
Колкая иголочка.
Ёлочка пушистая,
Ёлочка душистая. Здравствуй!
2 ребёнок.
Нынче праздник новогодний,
Собрались в кружочек мы,
Пусть на ёлочке зелёной,
Загораются огни.
3 ребёнок.
Всем нам очень хорошо,
Весело сегодня,
Потому что к нам пришёл
Праздник новогодний.
Снегурочка.
Здравствуй, здравствуй
ёлочка,
Здравствуй, Новый год!
Каждый пусть у ёлочки
Танец заведёт!
Полька (музыка по выбору музыкального руководителя).
1 фигура – бегут друг за другом вокруг ёлки; затем выполняют “фонарики”; хлопки.
2 фигура – бегут друг за другом вокруг ёлки; притоп одной ногой; кружение на полупальцах и поклон. По окончанию танца, дети бегут за Снегурочкой и садятся на стульчики.
Снегурочка.
Теперь давайте отдохнём,
И сказку в гости позовём.
Все тихонечко сидите,
И внимательно смотрите.
(Начинается
ритмопластический спектакль,
Маленький домик
стоит на лужайке,
Живёт в нём зайчиха, с ней детки – зайки.
Выбегают зайчиха, зайчики, прыгают возле ёлочки и засыпают.
Стало всюду тихо, зайки засыпают,
Мама их зайчиха песню напевает.
Зайчиха гладит зайчат и напевает:
Баю, баю, баиньки,
Засыпайте, заиньки.
Птички не летайте,
Спать нам не мешайте..
Снегурочка.
Спят детишки зайка.
Дремлет мать зайчиха.
Вы им не мешайте! Тихо, тихо, тихо…
Лишь снежинки полетели… покружились…и
присели.
Танец снежинок (дети выполняют движения соответственно текстовой подсказки Снегурочки), по окончанию танца Снегурка “сдувает снежинки” на стульчики.
Снегурочка. Утро наступило на лесной опушке…
Танцевальная композиция зайчат (музыка по выбору музыкального руководителя).
Пробуждение зайчат. Зайки потягиваются, тянутся к солнышку и говорят: “Здравствуй, солнышко!”
Танец зайчат (музыка польки):
1 фигура (“Умывальная”): 1 фраза – моют щёчки; 2 фраза – моют носик; 3 фраза – моют ушки; 4 фраза – виляют хвостиком.
2 фигура (“Пляска”): 1 фраза
– прыгают врассыпную по залу;
2 фраза – выставление пятки; 3
фраза – “пружинка”; 4 фраза –
кружение на прыжках. На
Игра “Зайчики и лисичка”, муз. Г. Финаровской (дети выполняют движения по тексту песни).
Зайки серые сидят,
Ушки длинные торчат.
Вот какие ушки,
Ушки на макушке.
Сели зайчики в кружок,
Роют лапкой корешок.
Вот какие лапки,
Быстрые царапки.
Вдруг бежит лисичка,
- появляется лисичка (ребёнок).
Хитрая сестричка.
Ищет: “Где же зайки? – поёт лисичка.
Зайки-побегайки?” Зайчики убегают на стульчики,
которые стоят отдельно от всех ребят
– их “домики”.
Снегурочка (обращается к лисичке).
Ты пришла без приглашенья,
И зайчат ты не лови!
Здесь на празднике, у ёлки,
Лучше с ними попляши!
“Пляска – приглашение” лисы и зайчат, укр. нар. мелодия в обр. Г.Теплицкого.
Звучит музыка медвежат. Появляются медведи. Зайцы пугаются и убегают в свои “домики”.
“Пляска медвежат”, муз. Л. Шварца.
Возле ёлок, во лесочке, - выходят медведи, переваливаясь.
Пляшут мишки на снежочке.
На весёлых медвежат
Птички с веточек глядят.
Припев:
Ай-да, мишки-шалунишки. - наклоняясь, поочерёдно хлопают
ладошками по коленям.
Развесёлые малышки, - выполняют полуприседания.
Попляшите веселей,
Возле ёлочки своей!
Мишки лапой помахали,
- машут одной рукой.
Покружились, поплясали - кружатся, переваливаясь
Ай-да, мишки, молодцы,
Поплясали, малыши!
Припев.
Поплясали и устали, - кружатся.
Сели, лапой помахали - сели на пол.
Все тихонечко сидят,
И на ёлочку рычат.
Припев.
Снегурочка.
Ай – да, мишки-шалунишки!
Напугали вы зайчишек,
Лучше вместе попляшите
И на танец пригласите!
“Полька”, музыка Г. Ф. Вихаревой (дети бегут парами вокруг ёлки; выполняют “фонарики” одновременно полуприседая, повернувшись лицом друг к другу; кружение “лодочкой” и в заключении дети обнимают друг друга – помирились). Дети садятся на свои места.
Снегурочка. Что-то Деда Мороза не видать!.. Мы споём с вами песню, Дед Мороз услышит и придёт.
Песня про Деда Мороза.
Снегурочка. Дед Мороза не видать?… И не слыхать?… Может нам его позвать?
Дети. Дед Мороз! Дед Мороз!
Дед Мороз. Ау! Ау! Иду! Иду!
С Новым годом!
С Новым годом поздравляю всех детей!
Поздравляю всех гостей!
Прошлый раз у вас я был, никого не позабыл.
Подросли, большими стали, а меня то вы
узнали?
Ай-да, ёлочка-краса,
Зелена, пушиста и стройна!
Крепче за руки беритесь,
В круг весёлый становитесь.
Наступает Новый год,
Начинаем хоровод.
Хоровод “Ёлочка”, муз. М. Красева.
Дед Мороз. Молодцы, как хорошо поёте, танцуете, а мороза вы боитесь?.. Покажите-ка свои ручки. Вот я их заморожу!…
Игра “Заморожу” (носики, щёчки, ушки, ножки…)
Снегурочка. Дед Мороз, ребятишки не боятся мороза, потому что умеют греться.
Дед Мороз. Это как?
Снегурочка. Они тебе сейчас покажут.
“Зимняя пляска”, муз. М. Старокадомского.
Дед Мороз. Я вижу вы и прыгаете и в ладоши хлопаете, а бегать умеете?.. Сейчас проверю: 1 – 2 – 3 – от Мороза убеги!
Игра “Догонялки” (Дети убегают на стульчики, Дед Мороз их ловит.)
Дед Мороз. Ох, жарко стало… Снегурочка, подуй на меня….. Не помогает. Ребята, подуйте на меня…
Снегурочка предлагает Дед Морозу сесть на стул, отдохнуть.
Дед Мороз. А стихами вы меня порадуете?
Чтение стихов.
Снегурочка.
Дед Мороз, Дед Мороз,
А подарки ты принёс?
Дед Мороз. Подарки? Ой, а где же мой мешок? Придётся возвращаться, Снегурочка, за подарками
Появляется Петушок. Он бежит, оглядывается, пытается спрятаться: ко-ко-ко…
Дед Мороз. Петушок? Что ты здесь, в лесу, один делаешь?
Петушок. Ой, дедушка! Ой, Морозушко! От лисы убегаю, от лисы прячусь!
Дед Мороз. А где лиса-то? Нет её! Ты, Петушок, не бойся! Сегодня праздник новогодний, она тебя не тронет, не посмеет!
Петушок.
Ой, боюсь, боюсь! Где ведёрочко
моё,
Спрячусь я скорей в него! (Одевает ведро на голову.)
Дед Мороз.
Ну и Петя, ну трусишка!
Гребень спрятал, хвост торчит,
Как осенний лист дрожит.
Появляется Лиса (взрослый).
Лиса.
Здравствуй, дедушка!
Здравствуй, Морозушко!
С Новым годом всех вас поздравляю,
Смеха, счастья, радости желаю!
Дед Мороз. Спасибо, Лиса Патрикеевна!
Лиса. Дедушка, здесь такой ма-а-аленький Петушок не пробегал?
Дед Мороз. Петушок? А зачем он тебе Лиса?
Лиса. Да нет, я просто так спросила… Какая ёлка красивая! Я посижу, полюбуюсь ею, дедушка Мороз?
Дед Мороз. Посиди, посиди! Да только смотри, не озорничай! ..
Ребята, я пойду за подарками, а вы приглядывайте за лисой и петушком. Если лиса будет обижать петушка, громко – громко зовите меня! Дед Мороз! Дед Мороз! Ну-ка попробуйте! (дети кричат). Дед Мороз хвалит детей и уходит.
Лиса. Иди! Иди! (встрепенулась, нюхает всюду, ищет петушка) Где-то совсем рядом петушатиной пахнет…(Увидела и стучит по ведру).
Петя-петушок,
выходи!
Свои красные сапожки покажи!
Петушок. Нет меня! Нет меня здесь!
Лиса (снимает ведро). Ага, попался! Сейчас я тебя съем!
Бегают друг за другом вокруг ёлки. Дети зовут Деда Мороза. Вбегает Дед Мороз.
Д. М.. Что такое? Что случилось?
Дети рассказывают. Лиса перестраивается.
Лиса. Да не слушай ты их, Дед Мороз! Я просто хотела петушка в гости пригласить, пирожками угостить. Ну не хочешь и не надо.
Лиса убегает.
Дед Мороз. Убежала! Так вы говорите, что лиса хотела петушка съесть? Что же нам делать? Куда петушка спрятать?….. За ёлку?… Видать… А мы его снежком запорошим…(накрывают белой тканью) Не видно? А ты, петушок, сиди тихо-тихо, не высовывайся и голос свой не подавай, пока я не приду. А вы, ребята, за петушком приглядывайте! Как лису увидите, так и кричите громко: “Лиса! Лиса!”.
В это время из-за ёлки, с другой стороны, подкрадывается лиса. Дети видят её и кричат: “Лиса! Лиса!”, а Д. М. не понимает их: “Правильно, правильно кричите, только погромче, чтобы я услышал”. Дед Мороз уходит.
Лиса.
А вы тише, не кричите,
И Мороза не зовите!
Где же Дед Мороз петушка спрятал? Здесь не видать…(Обращается к ребятам.) Может вы мне подскажите?...
Лиса зовёт:
Петушок! Петушок!
Золоток гребешок!
Вздыхает:
У него масляна головушка,
Шёлкова бородушка.
Петя рано встаёт, громко песни поёт.
Как же он их поёт? Никак вспомнить не могу…
Петушок. Ко-ко-ко… Ку-ка-ре-ку!
Лиса встрепенулась, услышала где петушок сидит: “Ах, ку-ка-ре-ку!” Лиса достаёт коло
сок на верёвочке, бросает возле петушка: “Цыпа, цыпа, цыпа…”. Петушок выползает из под снежного покрывала,, ползёт за колоском: “Ко-ко-ко…”. Лиса хватает петушка: “Докукарекался!” и ведёт к себе в дом.
Дети зовут
Деда Мороза, он вбегает с мешком
(там заранее спрятан
Дед Мороз. Что? Что случилось? (Дети рассказывают.) Обманула Петушка? В дом утащила? (Дед Мороз подходит к дому, стучится.) Лиса Патрикеевна!
Лиса. Да! Кто там?
Дед Мороз. Это Дед Мороз. Может петушка-то нам отдашь? Ведь сегодня праздник!
Лиса. Вот именно! Хотелось бы петушатиной полакомиться.
Дед Мороз. Так добром не отдашь?
Лиса. Нет.
Дед Мороз. (детям) Надо нам с вами лису перехитрить. А как?…Я придумал. Знаете, что у меня в мешке есть? Угадайте! Хвост крючком, а нос пятачком! Правильно, поросёнок. (Достаёт поросёнка и ставит перед ёлкой). Мы с вами выманим сюда лису, а потом прогоним - забросаем её снежками. (Дед Мороз и Снегурочка раздают детям снежки.) Но бросать будем только по моей команде. А теперь громко хрюкаем, как поросята: хрю-хрю-хрю…
Лиса. Кто это там расхрюкался? (Выглядывает) Никого не видать…
Дети хрюкают ещё громче.
Лиса. Да что там происходит? Пойти посмотреть что-ли? А…(увидела поросёнка) Какой розовенький, да толстенький… Мой!
Дед Мороз. Бросаем снежки!
Дети бросают в лису снежки. Лиса пытается увернуться, рассердилась, хватает мешок с подарками и убегает.
Дед Мороз. Прогнали. А где же наш петушок? Идите, выручайте его… (Дети идут в домик Лисы и выводят Петушка.) Жив, здоров?
Петушок. Спасибо вам, ребята, что выручили меня..
Снегурочка. Дед Мороз, а где же мешок с подарками?
Дед Мороз. Как где? Здесь был… Лиса утащила. Что ж теперь делать?
Снегурочка. Дед Мороз, но ты же волшебник! Сделай что-нибудь!
Дед Мороз.
Есть у меня одна шкатулка. Достаёт её, открывает, там иголки с ёлки.
Пусть эти иголки, станут подарками с ёлки. Дует их на ёлку.
А теперь ищите. Под ёлкой дети находят подарки. Раздача подарков.
Дед Мороз.
А теперь, детвора,
Вам домой идти пора
Снегурочка, проводи ребят. До свидания, ребята.
Дед Мороз уходит, дети прощаются с ёлкой.
После проведенной работы на итоговом этапе работы был сделан повторный срез уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных движений, который позволил выявить следующие результаты представленные в Таблице 2.