Роль и место музыкальной субкультуры в развитии подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования - Мы живем в стремительное и далеко не простое время, которое наполнено многими противоречиями глобального характера и другими проблемами. Не меньше их стало и в молодежной среде и решать их придется нынешнему подрастающему поколению. Сегодня необходима активизация воздействия на подрастающее поколение как формальных, так и неформальных институтов. И если формальные институты социализации могут быть подвержены стандартизации, то неформальные – в меньшей степени находятся под социальным контролем и, тем не менее, они оказывают значительное влияние на социальное становление подростка. Отсюда необходимо глубокое научное изучение такого социального явления как неформальные объединения подростков с целью оптимизации его влияния на развитие личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

Анализируя современные субкультуры, видно, что многие из них движимы стремлением преодолеть заданность времени ипространства, социального положения, способностей, которые выпали человеку от рождения. Например, многие подростки учатся прыгать по стенам и крышам и таким образом перемещаются по городу, некоторые живут в виртуальной реальности, в компьютерных играх, где у них появляются невероятные возможности - командовать армиями, расстреливать многочисленных врагов, в очередной раз спасать мир; другие, изготовив средневековый костюм, присваивают себе имя и образ какого-то героя из выдуманной страны, получают возможность проявить свою мужественность, ловкость и смекалку в бою на мечах, в ориентировании в лесу, обрести аристократическое достоинство, которого они лишены в реальности, являясь всего лишь жителями одного из микрорайонов.

Все это - способ получить то, чего лишают современного подростка каменные джунгли городов-мегаполисов, что совершенно не ценится  учителями и одноклассниками в школе. В таких субкультурах пытаются вспомнить что-то архаичное, взрастить в себе нечто забытое отцами, ведь зачастую у них отнята необходимость быть мужественными и сильными. И таковые субкультуры есть бунт против социальных несуразностей, использование фантазии для украшения своей жизни. Можно только надеяться, что современные искатели приключений обретут то, к чему действительно стремятся их души, и не заплутают на средневековых дорогах, крышах мегаполисов или во Всемирной сети[15,с.22].

2.2.1. Субкультуры и музыкальное  искусство.

Духовно-нравственный кризис, лежащий в сердцевине системного кризиса человечества (угрожающее загрязнение природы и культуры, в частности её звуко - нравственная чистота, преступность, наркомания, стремительный прогресс болезней и пр.) стремительно усугубляется - поэтому от всех людей во всех сферах культуры и жизни требуются новые нравственные усилия[62,с.27].

В этом смысле наиболее уязвимой частью общества являются дети, молодёжь. Достаточно вырастить несколько поколений в условиях духовного разложения, чтобы государство необратимо потеряло способность к возрождению, поэтому вопрос об эстетическом воспитании, в том числе и музыкальном приобретает первостепенное значение.

Кандидат искусствоведения Л.Н. Алексеева пишет, что в доотроческой жизни - к 7 годам складываются основы мироощущения и основные черты личности, характера человека, устанавливается канва всей его жизни. Какая ответственность лежит на воспитателе, учителе, педагоге! – если воспитание понимать глубоко, как «питание» души ребёнка. Сохранить всё святое и чистое в детской душе, стремление к прекрасному, не упустить уникальную возможность детского возраста усвоить музыкальный язык, как родную речь.

К вышесказанному хочется добавить о необходимости своевременного ограждения детской души от «акустического хлама», суметь научить ребёнка отделять зёрна от плевел.

В. А. Сухомлинский назвал музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания»-писал он.

Заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения В.В. Медушевский сформулировал  принципы музыкального воспитания в своей концепции: «Духовно-нравственные основы воспитания и образования в школе» следующим образом: «Специфика действия музыки на нравственность человека связана прежде всего с развитием эмоционально-нравственной отзывчивости. Духовная отзывчивость позволяет сопереживать состояние человека или другого живого существа, откликаться сочувствием, состраданием, а также сорадованием, радостью за другого»[61].

Взаимосвязь музыки с личностью чрезвычайно глубока, в своём влиянии музыка соперничает со школой. Почему же бесплодны усилия школы? Очевидно потому, что 1 час урока не может стать противовесом телевидению, радиовещанию на молодёжную аудиторию ежедневно и интенсивно. Сегодня даже у младших школьников есть свои поп – и рок-кумиры, что уж говорить о подростках и старшеклассниках. Многие из них вяло реагируют на классику. И чем старше ученик, тем неподатливее он к содержанию обязательных программ.

В системе музыкально- эстетического воспитания возник своего рода дуализм. С одной стороны – школа, беспомощная, но одержимая благородной идеей развития музыкальной культуры детей. С другой – средства массовой информации, коммерциализированные настолько, что не обременяют себя заботой о высокой идейно-художественой стороне воздействия передач на молодёжную аудиторию. Положение резко усугубляется в старших классах, когда задолго до окончания школы обязательные уроки музыки прекращаются. Дуализма нет, зато господствуют СМИ, монополизирующие музыкальное сознание молодежи[61].

Средства массовой информации занимают главное положение в воспитательном процессе, оттесняя на второй план институты семьи и образования, а вместе с ними и национальные художественные традиции. Происходит переориентация молодежи с высоких и традиционных образцов музыкальной культуры на современные массовые музыкальные жанры, ведущее значение среди которых занимают поп-шлягер, диско-стиль и гибридный вид поп-рока.

Другие институциональные формы музыкальной социализации (музыкально образовательные и филармонические учреждения, различные любительские организации, семейные музыкальные традиции) либо оказывают минимальное воздействие на музыкальные установки подрастающего поколения, либо полностью игнорируются как носители неактуальной, консервативной, малопонятной музыкальной традиции. Таким образом, звуковой мир, с которым непосредственно взаимодействует современная молодежь, - это музыка.

Хочется предупредить: «Будьте аккуратны в выборе музыке, особенно современной, ведь неизвестно от какого «фонаря» и для чего она  написана, и что в результате её прослушивания войдёт в ваше тело...»

В древней мифологии существуют такие персонажи, как сирены-русалки, с необыкновенно красивыми чарующими голосами. Хор сирен подкарауливал зазевавшихся мореплавателей, которые чаще всего не могли устоять против волшебной музыки - и благополучно тонули под русалочий аккомпанемент[63,с.32].

Сейчас, в XXI веке, уже не обязательно уплывать в далёкие моря, чтобы послушать музыку, способную перевернуть сознание. Интернет пестрит объявлениями о так называемых «цифровых» и аудио-наркотиках. Администрация сайтов предлагает клиентам звукозаписи на любой вкус. После прослушивания пользователи ощущают эффект, абсолютно идентичный употреблению наркотика. Звуки, используемые в «наркотических» треках вызывают схожие с наркотическими эффекты за счёт бинауральных ритмов, это особые звуки, произведённые таким образом, что оказывают влияние на работу головного мозга. Разрушительное воздействие подобных аудиотреков на мозг очень вредно[63,с.33].

Бесконтрольное использование музыки средствами массовой информации и отдельными рок группами оказывает отрицательное влияние, особенно на молодежь, вызывая агрессивность, повышенную возбудимость и потребность в разрушении.

На кафедре акустики МГУ провели исследования наиболее агрессивных образцов рок и поп-музыки. Компьютер раскладывал звуки на частоты, обертоны, шумы, вычисляя как они влияют на человеческий организм: семиклассники после 10-минутного прослушивания рок-композиций временно забывали таблицу умножения.

Композиция «Биттлз» «HelterSmelter» -это пример, когда на первый взгляд приятная и благозвучная мелодия может оказаться на поверку не менее вредной. В ней основной ритм находится в опасной для человека области резонансных частот. Кроме того, основной ритм композиции по частоте близок к частоте одного из ритмов головного мозга. Существует реальная угроза резонансного совпадения этих частот, что может привести к настоящему сумасшествию.

Процесс музыкального переживания не ограничивается актом восприятия музыки, в отсутствии звучания человек продолжает переживать музыку на уровне слуховых представлений.

Психолог И. Адливанкин сопоставляет современные субкультуры и те, что были в моде 20-30лет назад  и отмечает стремительную быстроту и объем охвата ими человеческой личности. Если посмотреть на то, какую музыку, литературу, досуг и прочие составляющие культурного поля предпочитают современные подростки, то обнаружится удивительная картина…То, что когда-то было субкультурой, неким дополнением к классической и общепринятой современной культуре, для молодёжи теперь является настоящей единственной культурой, которая формирует их в целом как личность. Другой они просто не знают и знать не хотят. Все их интересы и увлечения находятся в конкретном субкультурном пространстве. Поскольку субкультуры - это реальность наших дней, то молодёжи не требуется уже переступать известные этические барьеры, чтобы войти в какую-то группу, противопоставляющую себя общепринятой культуре. Раньше вхождения в «неформальное культурное пространство» предполагало серьёзную мировоззренческую ломку.  Сейчас - нет. Сознание уже готово к восприятию самых неадекватных составляющих современных субкультурных увлечений[28,с.27].

Предыдущие поколения слушали музыку периодически, нынешнее нередко слушает её целый день, не расставаясь с наушниками ни на минуту. Можно было бы не говорить о серьёзном влиянии музыки на подсознание, если бы прослушивание было кратковременным. Даже о духовной составляющей можно было бы не говорить. Но если это занимает подавляющую часть времени, да ещё сопровождается соответствующими текстами, более мощного инструмента на психику просто не существует[28,с.31].

Современная музыкальная культура в  значительной уже части являет собой род гигантского подлога: она, как на институциональном, так и на субъектно - деятельностном уровне сегодня находится в кризисном состоянии, как и само общество. Коммерциализация культурного процесса, все более заметный отход от норм и ценностей «высокой» музыкальной культуры к усредненным образцам массовой культуры, наиболее явственно проявляющийся в электронных средствах массовой информации, не может не отразиться на системе установок, ориентаций и культурных идеалов подрастающего поколения [61].

Музыкальную культуру личности можно рассматривать как специфическую субкультуру определённой социальной группы. Понятие возрастной музыкальной субкультуры может быть представлено как своеобычный набор музыкальных ценностей, которым следуют представители данного возрастного слоя.

Основой индивидуальной музыкальной культуры личности можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности. Музыкально-эстетическое сознание - компонент музыкальной культуры, представляющий собой музыкальную деятельность, осуществляемую во внутреннем идеальном плане[64,с.1].

В условиях современной социокультурной ситуации, характерными чертами которой являются прагматизм, вышедшие на первый план экономические интересы, кризис духовности, потеря нравственных ориентиров, особым приоритетом школы должна стать забота о духовном развитии детей и подростков.

Однако, реальная школьная практика свидетельствует о направленности современного общего образования в первую очередь на развитие интеллектуальных способностей учащихся в ущерб их духовно-нравственному и художественно-эстетическому развитию[64,с.3].

Нельзя не отметить, что из внимания музыкального школьного образования выпадают и остаются пущенными на самотек важнейшие процессы, происходящие в сфере взаимодействия молодежи с музыкой. В этой связи особенно значимой в музыкальной педагогике становится проблема формирования слушательской музыкальной культуры школьников-подростков как способности к духовному личностному обогащению посредством воспринимаемой музыки[61].

Не секрет, что средства массовой информации, обслуживая индустриально-коммерческие интересы, вывели на первый план так называемое потребительское искусство. Практически произошла подмена духовно-смысловой значимости музыкально - художественного восприятия.

 Вместе с тем музыка  заняла лидирующее положение  в сфере досуга и художественных  предпочтений подростков. Являясь  неотъемлемой частью подростковой  субкультуры и выполняя сразу несколько функций (эмоциональную, компенсаторную, функцию межличностного общения, самоутверждения, самоопределения личности), она оказывает значительное влияние на формирование личностных качеств подростков, их эстетических и ценностных ориентации.

Тревожным остается тот факт, что для большинства школьников подросткового возраста наибольшей притягательностью обладает музыка упрощенная, малохудожественная, иногда и откровенно низкопробная, а развитие их слушательской культуры идет по наиболее доступному пути, не обогащенному подлинными смыслами музыкального искусства.

 

2.2.2.Виды субкультур.

Современная культурная среда характеризуется стилевым многообразием, что создает условия для свободного выбора молодежью культурных образцов, побуждая в ней желание самореализоваться через те субкультурные практики, которые соответствуют избранным индивидуальным представлениям. Но ценностный спектр действующих молодежных субкультур не просто разнообразен, а противоречив: западно –индивидуалистические и советско - коллективистские, националистические и демократические, религиозные и криминальные. Это расщепляет и разобщает молодежные сообщества, не позволяя им создать единый стиль[38,с.88].

В.В Абраменкова отмечает, что могут быть возрастные субкультуры (подростковая, юношеская, пожилых людей), профессиональные субкультуры (врачей, юристов, музыкантов, педагогов и т.д.), территориальные (сельские, городские. В том числе наиболее мелкие – дворовая, центровая, хуторская и т.д.), предметно-опосредованные (фанаты того или иного спортивного клуба, эстрадной звезды, коллекционеры, члены клубов по интересам и т.д.)[86].

Распространенность массовой культуры, ее вторжение в социализирующий процесс обусловлено увеличением информационных потоков в обществе. Формируется качественно новое поколение, растущее в пространстве «инфосферы». Она проявляет себя в культурной глобализации (трансляции универсальных западных образцов) и виртуализации сознания (увеличении роли искусственных образов, размывании границ между реальностью и фантазией[70,с.27].

Развиваясь, субкультуры вырабатывают единый стиль одежды (имидж), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику) музыкальные предпочтения, а также общее мировоззрение для своих членов. Характерный имидж и манера поведения является маркером, отделяющим «своих» (представителей субкультуры) от посторонних людей. В этом проявляется сходство новых субкультур ХХ-го века и традиционных народных культур. 

Информация о работе Роль и место музыкальной субкультуры в развитии подростка