Роль пения в музыкальном развитии ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 10:22, реферат

Краткое описание

Пение следует также рассматривать как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Поэтому очень важно петь в чистом, проветренном помещении, а летом - на открытом воздухе. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив, способствуют развитию чувства товарищества. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по музыке.docx

— 78.93 Кб (Скачать файл)

     В первой  младшей группе в начале года  дети включаются в пение лишь после того, как вступит воспитатель или музыкальный руководитель, а в конце года они начинают песню после музыкального вступления самостоятельно.

     Все певческие  навыки (звукообразование, дикция, дыхание,  чистота интонации, чувство ансамбля) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно с выделением какого-либо одного навыка.

     Обучать детей  пению следует на разных по  содержанию и музыкальному стилю песнях - народных, композиторов-классиков и современных композиторов.

 

ФОРМИРОВАНИЕ  МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЕНИЮ

     Музыкальный  слух - способность воспринимать  ладовые и звуковысотные соотношения. Он формируется в процессе музыкальной деятельности ребенка на основе имеющихся у него задатков. И от того, насколько благоприятны условия для их развития, зависит успешность формирования музыкального слуха. Собственно говоря, процесс формирования музыкального слуха есть повторяющийся акт восприятия.

     По определению  психолога Б.М. Теплова главными  компонентами музыкального слуха являются:

    • звуковысотный слух;  
    • тембровый;
    • гармонический;
    • мелодический;
    • динамический.

     Важнейшее  проявление музыкального слуха  - восприятие высоты звука.

     Формирование  музыкального слуха - это процесс  его первоначального становления. Он отличается от процесса развития музыкального слуха, так как развивать можно только то, что уже имеется (например, можно развивать у детей точность реакции, скорость реакции). Развитие слуха зависит и от многих немузыкальных факторов. Например, от состояния умственных способностей, наличия здорового или больного голосового аппарата, даже от состояния здоровья ребенка.

     Согласно исследованию  педагога-музыканта И.П. Гейнрихса, в группах детского сада всегда есть дети, которые:

     ♦  могут  спеть чисто данный звук (конечно,  в объеме их диапазона); у этих детей слух сформировался очень рано, может быть даже незаметно для окружающих под влиянием условий жизни или на основе очень хороших задатков;

     ♦ большинство  звуков поют правильно, а отдельные  звуки неверно; у таких детей  формирование слуха близко к  завершению;

     ♦  поют  то интонационно точно, то фальшиво;

     ♦  все  звуки поют неверно;

     ♦  верхние  и нижние звуки поют фальшиво, а средние - интонационно точно дети со средним диапазоном голоса;

     ♦  поют  в широком диапазоне, но вне  всякой связи с заданными звуками.

     В последних  четырех случаях имеет место  несформированный музыкальный слух. Педагог должен проверить с  этой точки зрения каждого  ребенка, выделить детей с несформированным  музыкальным слухом и начать с ними работу.

     Уже отмечалось, что формирование слуха связано  с неоднократным восприятием музыкальных звуков. Учеными-физиологами Алмазовым Е.И., Блиновым М.П., Егоровым А.М., Мальцевой Е.А., Морозовым В.П., Овчинниковой О.В., Эрбштейн М.С., использовавшими в своих исследованиях специальную аппаратуру, доказано, что как у детей, так и у взрослых при восприятии музыки наблюдается движение голосовых связок. Они являются в некотором роде органом восприятия. И на первом этапе формирования у ребенка музыкального слуха главным условием восприятия звуков является воспроизведение их голосом, т. е. двигательное отражение звука. Если дети с низкими голосами – «гудящие», у которых нарушена координация слуха и голоса, адекватно воспримут звуки, - они их воспроизведут. Следовательно, процесс восприятия определяется как рефлекторное установление временных нервных связей в коре головного мозга, его слуховых и двигательных сферах.

     Принимая это  во внимание, педагоги, обучающие  пению, направляют процесс воспроизведения детьми звука путем подстраивания воспроизводимой высоты к заданной. Ребенок при помощи педагога находит нужную высоту - наступает момент восприятия. Затем ребенок воспроизводит мелодию, однако скорее неосознанно, физиологически ощущая унисон.

     Педагог помогает  этому процессу - словом поощряет  ребенка, который получает удовольствие  от достижения цели. В его мозгу образуется связь между концами двигательного и слухового анализаторов. Конечно, в первое время эта связь является очень хрупкой, быстро нарушается. Закрепляется она только путем неоднократного повторения акта подстраивания певческого голоса ребенка к данной высоте мелодии.

     Формируя музыкальный  слух, необходимо помнить, что  имеются три фактора, тормозящие этот процесс. А именно:

♦  болезненное состояние  голосового и слухового аппарата;

♦  ослабленное общее  физическое состояние организма;

♦  неспособность мозга  к образованию нервных связей и их закреплению.

     В процессе  формирования музыкального слуха  нужно выяснить, что именно мешает  тому или иному ребенку достичь  должных результатов.

     Для того, чтобы дети правильно воспроизводили звуки, необходимо сформировать и закрепить в их памяти слуховое представление об унисоне, заниматься расширением диапазона голоса, развивать его гибкость и пластичность. Предлагаем практические рекомендации.

     1. Для того, чтобы сформировать у ребенка представление об унисоне, педагогу необходимо подбирать материал с учетом тех звуков, которые есть в его диапазоне.

     2. Определить  диапазон голоса каждого ребенка.  Начинать петь на тех звуках, которые воспроизводятся детьми  легко. Для этого подобрать  нужные попевки (например, «Гуси шли домой») и транспонировать их в удобную для голоса тональность (ми мажор, ре мажор). Активизировать процесс дыхания (активный, но бесшумный вдох - постепенный выдох).

     3. Расширять  диапазон голоса ребенка путем  пения по полутонам вверх.

     4. Если ребенок  остановился на определенном  звуке, то следует сразу взять  более высокий звук.

     5. Бывают случаи, когда ребенок соло поет верно,  а в хоре неверно. Тогда необходимо с ним индивидуально работать на каждом занятии в течение нескольких секунд, проводить как бы индивидуальную подстройку.

ПЕСЕННЫЙ РЕПЕРТУАР  И ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ПОДБОРУ

     Песенный репертуар  для детей должен состоять  из высокохудожественных произведений, имеющих большое воспитательное и познавательное значение. Слушая и исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает содержание в целом. Все это углубляет его представления об окружающей жизни. В музыкальных образах воплощаются близкие, интересные детям события, явления природы, общественной жизни. Песни, воздействуя на чувства, вызывают определенное отношение к тому, что в них передано. Так, например, ребенок не раз обращал внимание на сезонные изменения в природе: он замечал пожелтевшие листья, хмурое небо, ранние закаты. Слушая песню Т. Попатенко на слова Н. Найденовой «Листья золотые», дети вспоминают листопад, дорожки, покрытые золотым ковром, букеты из желтых, красных листочков, принесенные в детский сад. Очень любят дети музыкальные произведения, возникшие на основе интонаций, взятых из окружающей жизни. С особым удовольствием они прислушиваются в мелодии к хорошо знакомым им интонациям кукования кукушки, построенным на интервале большой терции. Обращают внимание на изобразительные моменты, передающие щебет птиц. Примером может служить песня М. Красева «Синичка». Она построена в форме вопросов и ответов. Дети спрашивают синичку, где она была, а синичка им отвечает. Дети любят песни, в которых слышат имитации звучания знакомых инструментов: барабана, трубы, струнных. Например, в песне М. Красева «Петя-барабанщик» есть отдельные фрагменты, где слышен бой барабана. Очень заинтересованно слушают дети звучание «ауканья» и «баюканья», передаваемое повторяющимися восходящими и нисходящими интервалами. В колыбельных песнях нисходящие интервалы создают настроение покоя (см. песню «Спите, куклы, баю, баю» из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной.) Однако эти изобразительные моменты нельзя рассматривать изолированно от музыкального образа произведения в целом, так же как и всю вокальную музыку для детей сводить к изобразительным звучаниям. Основное в музыке - выражение чувств, настроений, эмоций. Воздействуя песней на чувства ребенка, педагог воспитывает у него эмоционально положительное отношение к действительности.

     Репертуар  детских песен должен быть  разнообразным по тематике, включать песни о природе, труде детей, детском саде, школе, временах года; шуточные, игровые, праздничные, песни на общественную тематику.

     В программе  детского сада песни подобраны  в соответствии с определенными  принципами.

     1. Песни, которые  предлагаются детям во всех  группах, должны быть высокохудожественными,  познавательными в отношении  содержания текста. Например, текст песни «Зима» В. Карасевой в художественной форме подкрепляет знания маленького ребенка о зимней природе, о катании на санях. Простая певучая мелодия, коротенькое фортепианное вступление и заключение к песне углубляют этот художественный образ, эмоционально окрашивают его.

     2. Мелодии песен  должны быть простые, ярки и  разнообразные по характеру.

     3. Тематика  песен разнообразная, но близкая  и понятная детям.

     4. Мелодии песен  должны соответствовать вокальным  возможностям детей с точки зрения диапазона, который не должен превышать указанного в программе воспитания в детском саду.

     5. В младшей  группе песня должна состоять  из коротких музыкальных фраз - не более 2 тактов. Предпочтительный размер 2/4, и оканчивается мелодия четвертной или половинной нотой. Желательны окончания фраз также на длинных нотах, чтобы дети успели сделать естественный вдох перед, началом другой музыкальной фразы. В средней группе музыкальные фразы удлиняются. В старших группах предлагаются песни с более протяженными фразами в 6-8 четвертей (например, песня М. Красева «На прогулке»).

     6. Темп песен  для младших групп не может  быть быстрым, так как детям  младшего возраста трудно произносить  слова в подвижном темпе. В средней группе предлагаются и оживленные песни, например «Санки» М. Красева. В репертуар старших групп включают песни разного темпа, но большинство из них все же умеренные.

     7.  Ритм мелодий  песен должен быть простым  - состоять из соединения четвертных, половинных и восьмых нот.

     8. Педагог следит, чтобы каждая последующая песня  была несколько сложнее предыдущей (в отношении вокальных навыков, мелодии песни, ритмического рисунка). Усложняться может также форма песни. Например, от одночастной песни следует переходить к двух-трехчастной, от простой куплетной - к песне со вступлением, заключением, отыгрышем и т. д.

     При выборе  песен музыкальный руководитель  преследует, прежде всего, воспитательные  и образовательные задачи, чтобы  вызвать у детей любовь к  Родине, природе, родителям, детскому  саду и т. д. Одновременно  педагог учитывает те вокальные  навыки, которые можно привить  при помощи той или иной  песни. Выбирая песню, надо  исходить не только из одного  литературного текста, но принимать  во внимание характер и строение  мелодии, доступность ее для  данной группы детей. Необходимо  учитывать и общее музыкальное развитие детей. Перечислим требования к песням, изложенные в «Программе воспитания в детском саду».

     1. Песни должны  быть педагогически ценными, высоко идейными, воспитывающими чувство любви к Родине, ее природе, труду, дружбе и товариществу и т. д. Например, песни В. Агафонникова «Без труда не проживешь», С. Разоренова «Мы - дружные ребята».

     2. Песни должны  быть высокохудожественными, т.  е. едиными по содержанию и  форме. Например, песня «Скворушка  прощается», музыка Т. Попатенко.

     3. Песни должны  отвечать дидактическим требованиям:  доступности, систематичности и последовательности, сознательности, активности. А именно: постепенное усложнение песен должно идти от более легких к более трудным по мелодии, гармонизации, структуре. Дети должны осмыслить содержание текста и требования к исполнению песни, уметь исполнить песни самостоятельно - соло и хором.

     При выборе  песен надо исходить из:

♦   плана педагогической работы;

♦   интересов детей, которыми они живут в данное время;

♦   доступности детскому восприятию выраженных в песне чувств.

 

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПЕНИЮ

     Начиная работу  по разучиванию песни, педагог  должен, отобрав произведение, тщательно  ознакомиться с ним, определить  его художественную ценность, воспитательно-образовательные задачи. Далее педагог должен сыграть песню, пропеть ее. Особенно важно спеть мелодию без сопровождения, так как это дает возможность определить интонационно сложные моменты, выявить другие исполнительские трудности.

     Внимательно  вслушавшись в музыкальное произведение, надо его проанализировать: определить  основной характер, спектр чувств; отметить особенности средств  музыкальной выразительности.

     Анализ поможет  уточнить характер исполнения  песни - адекватно выразить ее основной образ, наметить те умения, которые следует выработать у детей при разучивании данной песни и подобрать наиболее эффективные методические приемы обучения.

     Анализировать  произведение надо по следующему  плану:

     1.  Записать  его название, автора текста и  музыки;

     2.  Определить  основную идею произведения;

     3.  Определить  его общий характер и воспитательную  значимость;

     4.  Охарактеризовать  его литературный текст: художественные  качества, особенности (наличие обращений,  диалогов, народных оборотов, поэтических  сравнений), наиболее значимые слова;  соответствует ли он музыкальной форме, детскому восприятию;

Информация о работе Роль пения в музыкальном развитии ребенка