Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 10:22, реферат
Пение следует также рассматривать как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Поэтому очень важно петь в чистом, проветренном помещении, а летом - на открытом воздухе. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив, способствуют развитию чувства товарищества. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка.
В первой младшей группе в начале года дети включаются в пение лишь после того, как вступит воспитатель или музыкальный руководитель, а в конце года они начинают песню после музыкального вступления самостоятельно.
Все певческие навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, чувство ансамбля) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно с выделением какого-либо одного навыка.
Обучать детей пению следует на разных по содержанию и музыкальному стилю песнях - народных, композиторов-классиков и современных композиторов.
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЕНИЮ
Музыкальный слух - способность воспринимать ладовые и звуковысотные соотношения. Он формируется в процессе музыкальной деятельности ребенка на основе имеющихся у него задатков. И от того, насколько благоприятны условия для их развития, зависит успешность формирования музыкального слуха. Собственно говоря, процесс формирования музыкального слуха есть повторяющийся акт восприятия.
По определению
психолога Б.М. Теплова
Важнейшее проявление музыкального слуха - восприятие высоты звука.
Формирование музыкального слуха - это процесс его первоначального становления. Он отличается от процесса развития музыкального слуха, так как развивать можно только то, что уже имеется (например, можно развивать у детей точность реакции, скорость реакции). Развитие слуха зависит и от многих немузыкальных факторов. Например, от состояния умственных способностей, наличия здорового или больного голосового аппарата, даже от состояния здоровья ребенка.
Согласно исследованию
педагога-музыканта И.П.
♦ могут спеть чисто данный звук (конечно, в объеме их диапазона); у этих детей слух сформировался очень рано, может быть даже незаметно для окружающих под влиянием условий жизни или на основе очень хороших задатков;
♦ большинство
звуков поют правильно, а
♦ поют
то интонационно точно, то
♦ все звуки поют неверно;
♦ верхние и нижние звуки поют фальшиво, а средние - интонационно точно дети со средним диапазоном голоса;
♦ поют
в широком диапазоне, но вне
всякой связи с заданными
В последних
четырех случаях имеет место
несформированный музыкальный
Уже отмечалось,
что формирование слуха
Принимая это во внимание, педагоги, обучающие пению, направляют процесс воспроизведения детьми звука путем подстраивания воспроизводимой высоты к заданной. Ребенок при помощи педагога находит нужную высоту - наступает момент восприятия. Затем ребенок воспроизводит мелодию, однако скорее неосознанно, физиологически ощущая унисон.
Педагог помогает
этому процессу - словом поощряет
ребенка, который получает
Формируя музыкальный слух, необходимо помнить, что имеются три фактора, тормозящие этот процесс. А именно:
♦ болезненное состояние голосового и слухового аппарата;
♦ ослабленное общее физическое состояние организма;
♦ неспособность мозга к образованию нервных связей и их закреплению.
В процессе
формирования музыкального
Для того, чтобы дети правильно воспроизводили звуки, необходимо сформировать и закрепить в их памяти слуховое представление об унисоне, заниматься расширением диапазона голоса, развивать его гибкость и пластичность. Предлагаем практические рекомендации.
1. Для того, чтобы сформировать у ребенка представление об унисоне, педагогу необходимо подбирать материал с учетом тех звуков, которые есть в его диапазоне.
2. Определить
диапазон голоса каждого
3. Расширять диапазон голоса ребенка путем пения по полутонам вверх.
4. Если ребенок остановился на определенном звуке, то следует сразу взять более высокий звук.
5. Бывают случаи,
когда ребенок соло поет верно,
ПЕСЕННЫЙ РЕПЕРТУАР И ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ПОДБОРУ
Песенный репертуар для детей должен состоять из высокохудожественных произведений, имеющих большое воспитательное и познавательное значение. Слушая и исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает содержание в целом. Все это углубляет его представления об окружающей жизни. В музыкальных образах воплощаются близкие, интересные детям события, явления природы, общественной жизни. Песни, воздействуя на чувства, вызывают определенное отношение к тому, что в них передано. Так, например, ребенок не раз обращал внимание на сезонные изменения в природе: он замечал пожелтевшие листья, хмурое небо, ранние закаты. Слушая песню Т. Попатенко на слова Н. Найденовой «Листья золотые», дети вспоминают листопад, дорожки, покрытые золотым ковром, букеты из желтых, красных листочков, принесенные в детский сад. Очень любят дети музыкальные произведения, возникшие на основе интонаций, взятых из окружающей жизни. С особым удовольствием они прислушиваются в мелодии к хорошо знакомым им интонациям кукования кукушки, построенным на интервале большой терции. Обращают внимание на изобразительные моменты, передающие щебет птиц. Примером может служить песня М. Красева «Синичка». Она построена в форме вопросов и ответов. Дети спрашивают синичку, где она была, а синичка им отвечает. Дети любят песни, в которых слышат имитации звучания знакомых инструментов: барабана, трубы, струнных. Например, в песне М. Красева «Петя-барабанщик» есть отдельные фрагменты, где слышен бой барабана. Очень заинтересованно слушают дети звучание «ауканья» и «баюканья», передаваемое повторяющимися восходящими и нисходящими интервалами. В колыбельных песнях нисходящие интервалы создают настроение покоя (см. песню «Спите, куклы, баю, баю» из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной.) Однако эти изобразительные моменты нельзя рассматривать изолированно от музыкального образа произведения в целом, так же как и всю вокальную музыку для детей сводить к изобразительным звучаниям. Основное в музыке - выражение чувств, настроений, эмоций. Воздействуя песней на чувства ребенка, педагог воспитывает у него эмоционально положительное отношение к действительности.
Репертуар детских песен должен быть разнообразным по тематике, включать песни о природе, труде детей, детском саде, школе, временах года; шуточные, игровые, праздничные, песни на общественную тематику.
В программе
детского сада песни подобраны
в соответствии с
1. Песни, которые
предлагаются детям во всех
группах, должны быть
2. Мелодии песен должны быть простые, ярки и разнообразные по характеру.
3. Тематика
песен разнообразная, но
4. Мелодии песен
должны соответствовать
5. В младшей группе песня должна состоять из коротких музыкальных фраз - не более 2 тактов. Предпочтительный размер 2/4, и оканчивается мелодия четвертной или половинной нотой. Желательны окончания фраз также на длинных нотах, чтобы дети успели сделать естественный вдох перед, началом другой музыкальной фразы. В средней группе музыкальные фразы удлиняются. В старших группах предлагаются песни с более протяженными фразами в 6-8 четвертей (например, песня М. Красева «На прогулке»).
6. Темп песен
для младших групп не может
быть быстрым, так как детям
младшего возраста трудно
7. Ритм мелодий песен должен быть простым - состоять из соединения четвертных, половинных и восьмых нот.
8. Педагог следит,
чтобы каждая последующая
При выборе
песен музыкальный
1. Песни должны
быть педагогически ценными,
2. Песни должны
быть высокохудожественными, т.
3. Песни должны
отвечать дидактическим
При выборе песен надо исходить из:
♦ плана педагогической работы;
♦ интересов детей, которыми они живут в данное время;
♦ доступности детскому восприятию выраженных в песне чувств.
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПЕНИЮ
Начиная работу
по разучиванию песни, педагог
должен, отобрав произведение, тщательно
ознакомиться с ним,
Внимательно
вслушавшись в музыкальное
Анализ поможет уточнить характер исполнения песни - адекватно выразить ее основной образ, наметить те умения, которые следует выработать у детей при разучивании данной песни и подобрать наиболее эффективные методические приемы обучения.
Анализировать
произведение надо по
1. Записать его название, автора текста и музыки;
2. Определить основную идею произведения;
3. Определить
его общий характер и
4. Охарактеризовать
его литературный текст:
Информация о работе Роль пения в музыкальном развитии ребенка