Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 10:22, реферат
Пение следует также рассматривать как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Поэтому очень важно петь в чистом, проветренном помещении, а летом - на открытом воздухе. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив, способствуют развитию чувства товарищества. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка.
5. Охарактеризовать мелодию, форму песни, ее фортепианную партию, средства музыкальной выразительности: удобна ли мелодия для запоминания, есть ли в ней трудные места (скачки вверх и вниз, большие интервалы), каково ее построение - восходящее, нисходящее или волнообразное, размер, темп, ритмический рисунок, характер (бодрый, спокойный, торжественный); какова динамика песни, ее лад и тональность, диапазон; выразительное ли фортепианное сопровождение, поддерживает ли мелодию песни, доступно ли для детского восприятия; какова форма песни - куплетная, куплетная с запевом и припевом или сквозная; каковы указания автора к исполнению.
Затем надо
спланировать программные
Процесс разучивания песни включает 3 этапа.
1-й этап - ознакомление с песней. Целью первого этапа обучения является: заинтересовать детей, раскрыть содержание музыкального произведения, определить музыкальные средства выразительности.
2-й этап - разучивание
песни. На этом этапе
3-й этап - закрепление
песни. Работа над
На первом этапе используются беседы, в ходе которых дети знакомятся с содержанием песни, обращают внимание на ее художественный образ. Эти беседы тесно связаны с живым восприятием детьми песни. Также применяется показ картин, художественных игрушек, отвечающих тематике песен.
Не все песни
требуют предварительной
На следующем
занятии можно сыграть
В процессе разучивания песни (2-й этап) ведется работа по развитию всех певческих навыков. Для выработки чистоты интонации нужно учить детей вслушиваться в звуки, различать высоту их звучания. На этом этапе можно использовать следующий игровой прием: большой паровоз гудит низко (фа1), а маленький высоко (до2). Необходимо добиваться точного звучания начальных звуков песни. Для этого можно использовать такой прием, как пропевание первой ноты на слова: «Песенку начнем». Затем сразу начать песню. Или же предложить детям потянуть первый звук, выравнивая его: «Все как один поем одинаково, как будто в дудочку дудим». Работая над мелодией, педагог должен сосредоточить на ней внимание детей: «Дети, послушайте внимательно. Я играю мелодию». Затем мелодия пропевается на определенные слоги с использованием какого-либо игрового приема: детям предлагается «сыграть» мелодию на дудочке, скрипочке, спеть, как гуси и т. д. Если мелодия напевная, то она пропевается на слоги, оканчивающиеся гласными звуками (ля-ля, ду-ду). Если мелодия легкого отрывистого звучания, то она пропевается на слоги, оканчивающиеся на согласные звуки (динь-динь, тук-тук). Разучивая песню, в которой фразы мелодии разные по характеру звучания, можно предложить детям поиграть в оркестр. Например: «Сегодня мы не споем песню, а сыграем. У нас будет оркестр, в оркестре играют разные инструменты: много дудочек и много бубенчиков. Дудочки играют протяжно - ду-ду, а бубенчики звонко - динь-динь».
При работе
над мелодией необходимо
Работая над
дикцией, педагог добивается
На втором этапе продолжается работа по развитию правильного дыхания, основные приемы которого показывает педагог. Используются и упражнения, например «Паровозы». Дети должны глубоко вдохнуть воздух и выдохнуть на звук «ш», как будто пар выходит из паровоза. После этого можно пропеть фразу из разучиваемой песни. Особое значение в работе над ансамблем имеют указания педагога, его жесты.
На третьем
этапе рекомендуется
ОБУЧЕНИЕ ПЕНИЮ В РАЗНЫХ ПО ВОЗРАСТУ ГРУППАХ
Первый год жизни. Задачи музыкального воспитания по пению, слушанию музыки и музыкально-ритмическому движению для этого возраста не разграничиваются. Пение сопровождает жизнь ребенка С самого раннего возраста.
В период
бодрствования взрослый
У ребенка
от двух с половиной месяцев
до шести развивается
После шести
месяцев ребенок
Ребенок реагирует на музыку разного характера - колыбельная успокаивает его, он сам «подпевает» матери («а... а... а...»), плясовая мелодия вызывает двигательные реакции - движения рук, ног, он «пружинит», «пляшет».
Ребенок уже
способен запоминать и
Второй год жизни. Он характеризуется тремя основными приобретениями: ребенок начинает говорить, ходить, овладевает простыми способами действия с предметами. Речь детей становится средством общения с окружающими, а речь взрослого - важным средством их воспитания. Ребенок второго года жизни эмоционально отзывчив; у него появляются простейшие певческие интонации, он может пропевать отдельные слоги.
Задачи по пению во II группе раннего возраста следующие:
♦ приучить прислушиваться к мелодии и словам песни, узнавать их;
♦ побуждать ребенка подпевать взрослому, воспроизводя отдельные слова;
♦ развивать первоначальные певческие реакции.
Для побуждения к подпеванию и пению должны быть подобраны специальные песни с повторяющимися простыми по звуковому составу словами, например, русские народные песни «Заинька-Зайка», «Идет коза».
Рассмотрим ход обучения пению на песне «Птичка», музыка М. Раухвергера.
Педагог сидит на стуле лицом к детям. Из-за двери доносится птичий щебет. Педагог говорит, что сейчас прилетит птичка. Щебет прекращается, но птичка не прилетает. Тогда педагог «сыплет» на пол воображаемые крошки. Снова слышен щебет, вслед за этим «прилетает» птичка-игрушка (в руках взрослого) и клюет крошки. Птичка «улетает» - педагог разводит руками: «Нет, нет птички!» Затем птичка «прилетает» и «садится» на подоконник. Педагог поет песню «Птичка». На слово «Аи!» птичка «улетает». Педагог и дети разводят руками. Песню можно повторить еще раз, но теперь уже птичка «улетает» в другой конец комнаты.
Когда дети
знают песню, ее можно
Третий год жизни. У детей этого года жизни уже есть небольшой музыкальный опыт, они знают несколько музыкальных произведений - радуются, когда их слышат. Так как мышление детей конкретно, они воспринимают музыку образно - считают, что она про кого-то или про что-то рассказывает. Поэтому слушание песен часто сопровождается показом игрушки. Ребенок этого возраста пробует подпевать отдельные слова и слоги при пении педагога.
Если работа
по музыкальному воспитанию
Задачи по обучению пению в I младшей группе следующие:
♦ развивать певческие интонации;
♦ подпевать отдельные слоги и слова песни, подражать воспитателю;
♦ привлекать внимание к содержанию песен, создавать эмоциональный интерес к пению.
Для того, чтобы дети были активны в пении, необходимо использовать специально подобранный песенный материал, специальные методические приемы подпевания и пения. При обучении пению следует помнить, что дыхание детей этого возраста короткое. Большинство слов они произносят нараспев. Дети очень нуждаются в помощи взрослого: поют активнее, если видят движение губ взрослого, его одобряющую мимику, слышат пение, специально приспособленное к замедленному темпу исполнения, характерному для слабо развитой речи малыша. Обычно дети удовлетворенно улыбаются, получив похвалу взрослого (даже если она и не была вполне заслуженной), после чего становятся большими любителями пения. Поэтому педагогам необходимо как можно чаще стимулировать интерес детей к пению поощрениями.
Помимо общих
требований к песенному
Песенки, предназначенные
для подпевания и пения,
Занятие 1
На нем дети знакомятся с песней, у них создается эмоциональный интерес к ее образу. Педагог вносит собачку и рассказывает о ней: «"Это Бобик, славный пес, белый лобик, черный нос". Мальчик ему скажет: "Сядь на коврик и не лай", — Бобик слушается. Мальчик скажет: "Бобик-Бобик лапку дай" - Бобик дает лапку. Ребята скажите ему: "Бобик-Бобик, лапку дай, а потом прикажите, - сядь на коврик и не лай". Он и вас послушает».
После разговора с детьми педагог исполняет песню.
Занятие 2
Педагог показывает игрушку и говорит: «К нам опять пришел Бобик. Вот какой он славный — нос черный, лобик белый. Послушайте про него песенку». После слушания педагог уточняет характер песни, ее содержание. Он спрашивает детей, как лает Бобик, уточняет, что лает Бобик высоким голосом, так как он маленький, и предлагает сказать «гав-гав» - тоненько, как Бобик. Исполняет песню еще раз. Дети по возможности подпевают.
Занятие 3
Педагог показывает Бобика и говорит, что сегодня все дети будут петь про него песенку. Идет пение песни по фразам всеми детьми.
Педагог (спрашивает): Какой Бобик?
Дети (поют) Славный пес.
Педагог: Какой у него лобик?
Дети. Белый лобик.
Педагог. А нос?
Дети. Черный нос. И т. д.
Затем педагог просит спеть каждого из детей: «Олечка споет про Бобика -"Вот наш Бобик, славный пес" (Оля поет), а Миша продолжит — "Белый лобик, черный нос" (Миша поет)» и т. д. В конце занятия песня исполняется целиком.
На последующих
занятиях педагог разучивает
песню, удел> внимание артикуляции,
отрабатывая правильное
Четвертый год жизни. По сравнению с предыдущей группой дети этого возраста более работоспособны. Запас слов у них увеличивается, но еще не все звуки они произносят чисто. Слуховое внимание неустойчиво, хотя дети могут узнавать знакомые песни. Певческие голоса не сформированы, дыхание поверхностно, прерывисто. Поэтому в работе используются песни, состоящие из коротких музыкальных фраз в диапазоне квинты (ре-ля первой октавы).
Информация о работе Роль пения в музыкальном развитии ребенка