Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 00:07, реферат
ЦЕЛЬ данной работы - раскрыть особенности хоровой деятельности в процессе работы на уроках музыки.
ЗАДАЧИ: - раскрыть динамику формирования музыкальной культуры школьников на основе хоровой деятельности;
- обосновать особенности хорового пения - как вида музыкальной деятельности;
- разработать рекомендации по использованию репертуара.
Работа В.Манфренди не касается непосредственного обучения детей, однако в ней имеются общие методические принципы, которые относятся в равной мере и к взрослым, и к детям.
В середине XIX века открылся организованный А.Ф.Львовым регентский класс в Петербургской придворной капелле: вскоре открылось Московское синодальное училище. Оба эти учреждения сыграли большую роль в подготовке учителей пения. Расцвет их относится к концу XIX века.
В первой половине XIX века методических пособий, которые являлись бы обобщением школьного детского хорового пения, почти не было, но именно в этот период складывается педагогический и исполнительский опыт, нашедший отражение в «Упражнениях для усовершенствования голоса» М.И.Глинки и в «Полной школе пения» А.Варламова. Указанные работы не рассчитаны на школьных учителей пения, но принципы вокального обучения взрослых и детей едины; отличаются они лишь по материалу, педагогическим приемам и объемов навыков. Система Глинки -результат длительного педагогического опыта. Для хорошего пения необходимо, указывает Глинка, обучение. «Все голоса вообще от природы несовершенны и требуют учения, цель которого исправить недостатки и усовершенствовать голос».
К этим принципам относятся: осмысленное и выразительное пение, развитие голоса от естественных, без усилия берущихся звуков вверх и вниз
(так называемый
«концентрический» метод М.И.
Школа пения А.Варламова основана на практическом опыте и наблюдениях, упражнения в большинстве пригодны лишь для взрослых певцов- профессионалов. Варламов обращает внимание на свободное положение корпуса, головы, создающих «естественную непринужденность». Он рекомендует ученику «петь стоя, без телодвижения и держаться прямо».
Подавляющее большинство положений Глинки и Варламова имеет прямое отношение к обучению детей хоровому пению. Обе эти работы заложили прочный фундамент художественных и педагогических принципов, на которые опиралась русская вокальная и хоровая культура.
Большое значение для развития школьного хорового пения имел бурный рост музыкальной жизни 60- ых годов XIX века и усиление внимания к хоровой культуре в целом. В 1859 году в Петербурге, а в 1860 году в Москве было организовано Русское музыкальное хоровое общество. Одной из основных задач этого общества было «сделать хорошую музыку доступной большим массам слушателей». Именно в 60-ых годах были открыты Петербургская и Московская консерватории с обязательными хоровыми классами. Открывается Бесплатная музыкальная школа, это, как ее называл Н.А.Римский-Корсаков, «специальное хоровое учреждение», руководимая композитором М.А.Балакиревым и русским хоровым дирижёром Г.Я Ломакиным. Эта школа ставила своей целью обучать музыке. Основным предметом становится хоровой класс. Концерты имели большое значение для музыкального просвещения. Они стали центром пропаганды русской музыки, способствовали формированию и развитию хоровой культуры в России.
В 60-е годы впервые в России подготовка учителей пения становится специальным делом в педагогике и музыкальном искусстве. Педагогические
принципы, которые легли в основу деятельности передовой русской школы, были воплощены в литературных трудах В.В. Стасова, А.Н. Серова, В.Ф. Одоевского. Они и послужили основой разработки методики хорового обучения в школе.
Никто до Одоевского не касался так широко проблемы методов обучения музыки. Он разработал конкретные методы хорового пения, основывающиеся на сознательности учащихся. Огромное значение придавал учительской инициативе в отыскивании наиболее жизненных, ясных и простых методов для всеобщего обучения. По его мнению, важнейший методологический принцип - от живого созерцания, наблюдения, практики к осознанию, теоретическому обобщению. Эти принципы раскрыты Одоевским применительно к основным вопросам певческого обучения, а именно: осознанного процесса звукообразования и пения по нотам, взаимоотношения слухового и зрительного представлений. Единство слуха, голоса и зрения -важнейшее условие обучения.
Огромное значение работ Одоевского заключается в том, что они заложили основы для развития методики хорового пения в школе и частично раскрыли некоторые конкретные методические приемы в этой области. «Руководство к обучению пению в народных школах» Г. Ломакина, «Нотная азбука для певческих хоров» А.Рожкова. Все эти работы написаны мастерами хорового дела.
Состояние методики школьного хорового пения в 50-60г. можно определить как узкоэмпирическое, в некоторой части прогрессивное, а в значительной части схоластическое. Существенным недостатком перечисленных методических работ является отрыв теоретической части от собственно певческого обучения. В Работах отсутствуют не только обобщения, но часто даже элементарные методические указания.
В.Серова - наиболее последовательная сторонница музыкально-педагогических идей В.Одоевского, стремившаяся воплотить их в своей музыкально-просветительной и педагогической деятельности. Она была
одной из первых, практически осуществлявшей эти принципы в работе. За основу своего метода брала живое музыкальное представление, из которого должны логически вытекать теоретические понятия. Всестороннее упражнение и развитие слуха составляют основу её методики. В.Серова обращает особое внимание на эмоциональность занятий с учащимися, поддержание у них постоянного интереса к учению. Серова, единственная в эти годы, высказывает соображения о том, что чистота интонации при пении зависит от эмоционального состояния поющих.
Таким образом, В.Серова нарушает традиции начинать урок с теоретических сведений.
Нельзя пройти мимо взглядов Г.А.Лароша, разбирающегося в специальной статье принципы, на которых должно строиться обучение хоровому пению в школе. Ларош обосновывал роль художественного воспитания в общей системе воспитания: «Субъекты, не имеющие никаких способностей ни к рисованию, ни к музыке, довольно редки», - пишет он... Необходимо испытывать на них действие как того, так и другого искусства: меньшинство состоящее из абсолютно бездарных, не вынесет из них никакой пользы; для большинства же или одна музыка, или одно рисование послужат полезнейшим воспитательным средством.
Начиная с конца 80-х годов XIX века усиливается внимание к эстетическому воспитанию детей, в частности, к преподаванию пения.
Основной формой обучения пению оставались внеурочные занятия, т.е. гимназические, школьные хоры. Наибольшее внимания пению уделялось в женских учебных заведениях ведомства императрицы Марии и институтах Воспитательного общества. С конца 80-х годов - начала 90-х улучшается преподавание пения в народных школах и в средних учебных заведениях. Педагоги и музыканты всё настойчивее обращали внимание на воспитательное значение предмета в системе общего образования в школе, расширяли рамки певческого обучения. Они отстаивали идею систематического всеобщего обучения музыке на уроках пения. Внимание к
школьному репертуару сыграло большую роль в дальнейшем развитии школьного пения. Расширение учебных и воспитательных задач в преподавании пения, большая ясность в их педагогической направленности против утилитарного отношения к предмету, неизбежно влекли за собой увеличение народного, светского художественного материала. Усиливается движение за обучение светскому пению.
Всё шире освещается вопрос взаимоотношения пения по слуху и по нотам. До обучения пению по нотам предлагается петь по слуху для накопления музыкальных и слуховых впечатлений. Устанавливается связь сознательного на слуховой основе — усвоения нот, изучения теории в связи с пением. Проблема эмоциональности, художественности материала, заинтересованности детей, учета их возрастных особенностей распространяется не только на репертуар, но и на упражнения. Правильное решение вопросов, когда все элементы обучения рассматривались в связи и взаимодействии, находило место в практической работе лучших учителей пения и хормейстеров. Это и составило основу дальнейшего развития теории и практики школьного хорового пения. Особенно хочется отметить работу одного из крупнейших представителей русской хоровой культуры - Павла Григорьевича Чеснокова (1877-1944). Работал дирижером хора Русского хорового общества, руководил хоровой самодеятельностью, добиваясь высоких результатов. Чесноков оставил нам первый в советском музыкознании обстоятельный и глубокий труд, разрабатывающий теоретические проблемы хорового искусства - книгу «Хор и управление им». Его вокально-хоровое чутьё, понимание природы и выразительные возможности певческого голоса имеют мало себе равных среди композиторов отечественной и зарубежной хоровой литературы. Он знал «тайну» вокально-хоровой выразительности. Хоровое творчество во всех его проявлениях составляло смысл всей жизни Чеснокова. Система занятий носила характер торжественности. Основным принципом взаимоотношений с хором, которому он следовал всю свою жизнь, были глубокая человечность,
взаимоотношение и уважение певцов и дирижера. Задачей книги, вышедшей в 1940 году, являлось остановить молодым дирижером те следы своей многолетней исполнительской деятельности, которые могут облегчить и направить их труд по правильному пути.
В Чувашской педагогике
родоначальником музыкально-
В отдельных школах музыке отводилось и по три часа. Успехи 20-х годов впоследствии не были умножены. Об уровне музыкальной подготовки будущих учителей чувашских школ говорит следующее. В школе И.Я.Яковлева ставились сцены и фрагменты из опер «И.Сусанин», «Русалка», «Е.Онегин», «Снегурочка».
В современных условиях музыкальное воспитание - одна из форм эстетического воспитания.
Цель: сформировать способности к красоте определяет и социальное поведение личности. Эстетическое воспитание становится необходимым для повышения эффективности всех других видов воспитания. Без музыкального воспитания не может быть всесторонне развитой личности. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал - в этом особенность её содержания, особенность её воздействия на человека.
Таким образом, цель занятий искусством с детьми - пробуждать творческие силы, воспитывать любовь к прекрасному, любовь к искусству.
Из всех видов активной музыкальной деятельности мы выделим хоровое пение - подлинно массовый вид музыкально-эстетического воспитания и образования. Хоровое пение способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию. Цель хорового пения - развитие личности ребёнка и его эмоциональной сферы.
В чем состоит преимущество
этой формы музыкальной
Во-первых, хоровое пение - наиболее доступный вид музыкального исполнительства. Эта доступность обуславливается тем, что голосовой аппарат - «инструмент», данный человеку от рождения, совершенствующийся вместе с его ростом и развитием. Воспитание певческих навыков есть одновременно и воспитание человеческих чувств и эмоций.
Во-вторых, хоровая музыка
тесно связана со словом, что создаёт
базу для более конкретного
сущность содержания хоровой музыки «удваивается». Эта особенность очень важна для музыкального воспитания детей, которым свойственна конкретность мышления, образность представлений.
В-третьих, хоровое пение - это коллективное творчество, которое приучает участвующих в нём к коллективному чувствованию.
Хоровое пение - сложный процесс, имеющий две стороны:
Направленные хоровые занятия развивают у детей не только музыкальные способности, вкус, то есть то, на что непосредственно направлено внимание педагога, но также развивается музыкальная память, творческая активность, умение трудиться, дисциплинированность. Наблюдается интересное явление: дети, занимающиеся в хоровом коллективе, обычно хорошо учатся в общеобразовательной школе, чем у детей, которые не занимаются дополнительно каким-либо делом и имеют в своем распоряжении значительно больше времени.
Как известно, основные задачи уроков музыки в общеобразовательной школе - привить школьникам интерес и любовь к музыкальному искусству, сформировать у них эстетические критерии музыкальной культуры, научить слушать, слышать и исполнять музыкальные произведения самых различных жанров. Урок музыки - это целостный процесс, и необходимо найти такой метод его организации, который помогал бы объединить различные виды музыкальной деятельности школьников единую систему.