Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 22:48, курсовая работа
Предмет изучения: Малый полифонический цикл.
Задачи: Проследить зарождение и становление малого цикла в музыкальном искусстве эпохи Барокко.
Цель: Доказать, то малый цикл сформировался в добаховскую эпоху и был востребован композиторами.
Введение
Глава 1. «Малый цикл» как отражение мировоззрения эпохи Барокко.
Глава 2. Формирование цикла «прелюдия и фуга» в инструментальной музыке конца XVI-XVII столетия.
Глава 3. Цикл «прелюдия и фуга» в клавирном творчестве композиторов – предшественников И.С. Баха на примере произведений И. Пахельбеля, И. Фишера, Д. Циполи.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА
ВОЛГОГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ
имени П.А. СЕРЕБРЯКОВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по истории зарубежной музыки
Эволюция «малого барочного цикла»:
прелюдия и фуга в творчестве композиторов – предшественников И.С. Баха.
Выполнила:
Студентка I курса
заочного отделения
специальности
«Музыковедение»
Сухорукова И.Г.
Научный руководитель:
и.о. доцента
кафедры истории
и теории музыки,
кандидат искусствоведения
Королева А.В.
Волгоград, 2012.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. «Малый цикл» как отражение мировоззрения эпохи Барокко.
Глава 2. Формирование цикла
«прелюдия и фуга» в
Глава 3. Цикл «прелюдия и фуга» в клавирном творчестве композиторов – предшественников И.С. Баха на примере произведений И. Пахельбеля, И. Фишера, Д. Циполи.
Введение
Эпоха XVII – первой половины XVIII столетия традиционно рассматривается в исследовательской литературе как время интенсивных исканий в области музыкального искусства. В это время происходит расширение диапазона стилистических средств, формирование новых жанров и принципов композиции. Среди блестящих достижений этого времени – появление оперы, оратории, кантаты, а также расцвет инструментальной музыки, которая до этого времени находилась «в тени» господствующей вокальной полифонии.
В музыке эпохи различают три периода: раннее (творчество К. Монтеверди, Дж.Габриэли, Г.Шютца), среднее ( А.Скарлатти, А.Корелли, Ж.Б.Люлли, Г.Перселл), позднее (И.С.Бах, Г.Ф.Гендель, Г.Ф.Телеман, А.Вивальди, Д.Скарлатти, Р.Куперен, Ж-Ф.Рамо). Только по именам композиторов, и, соответственно, жанровых предпочтений, можно понять, насколько широк и глубок был музыкальный мир. «Более того, можно абсолютно точно сказать, что такое великое множество музыкальных стилей не объединял в себе ни один предыдущий этап истории искусства»1.
В числе открытий инструментальной музыки XVII-первой половины XVIII столетия можно назвать формирование «малого» цикла (микроцикла), состоящего из прелюдии (токката, фантазия) и фуги, который является одним из интереснейших феноменов музыкального искусства эпохи Барокко. Во многом сопоставление импровизационной свободы первой части и строгого интеллектуализма второй отразило мироощущение сложной эпохи, её предельно напряженной и многообразной антиномичности. При этом уникальность микроцикла обусловлена и тем, что достигнув своей вершины в творчестве И.С. Баха, он не уходит в прошлое вместе с породившей его эпохой, а уже в искусстве XIX-XXI вв. «осуществляет своеобразную связь времен». Как известно, к циклу «прелюдия (токката, фантазия) и фуга» обращаются Ф. Мендельсон, Н.Римский-Корсаков, С. Франк, М. Регер, П. Хиндемит, Д. Шостакович, Р. Щедрин и многие другие композиторы.
Традиционно в музыкальной науке малый полифонический цикл рассматривается на примере творчества И. С. Баха. При этом «за кадром» остается важный этап развития этого жанра в предыдущий период, то есть в произведениях предшественников и современников великого немецкого мастера.
Интерес к формированию и эволюции «малого цикла» до достижения им вершины в творчестве И.С. Баха обусловил выбор темы настоящей курсовой работы: «Эволюция «малого барочного цикла» в творчестве композиторов – предшественников И.С. Баха».
Цель данной курсовой работы – проанализировать эволюцию и пути формирования малого (полифонического) барочного цикла на примере творчества композиторов «добаховского» периода.
Объектом исследования стали три прелюдии и фуги, написанные И. Пахельбелем, И. Фишером и Д. Циполи. Эти произведения отражают различные этапы формирования интересующей нас жанровой модели.
Цель работы позволяет сформулировать ряд задач:
Исследовательская литература, посвященная непосредственно малому полифоническому циклу как единому целому немногочисленна.
В этой связи отметим статью Е. Светалкиной, в которой малый цикл рассматривается как уникальное и своеобразное явление эпохи барокко, вобравшее в себя «характернейшие и выразительнейшие её черты»2. Таким образом, малый цикл рассматривается через призму «жанровой неустойчивости, множественности, диффузности», когда самые несходные композиции могло объединять одно «родовое название» и «граница между многими инструментальными жанрами барокко была условна»3.
Здесь представляется уместным сделать небольшое отступление и пояснить, откуда, собственно, взялся термин «малый цикл». Этот вопрос очень интересовал автора данной работы при изучении источников, поскольку в музыкальных трудах встречался повсеместно, но при этом ни в музыкальной энциклопедии, ни на электронных ресурсах именно такого хрестоматийного понятия не существует. НО! «Ищущий обрящет», и в работе М. Лобановой есть это определение: «Олицетворение барочного космоса - «Хорошо темперированный клавир». «Новая хроматика» заключена в строгие рамки. Число 2 выстраивает всю композицию – целое (два тома – два круга хроматики), малый цикл (прелюдия – фуга) // курсив И.С. //, организацию тонального плана (антитетика одноименных мажора и минора в соседних малых циклах), стили (антитезы «свободной» прелюдии и «упорядоченной» фуги)»4.
Далее упоминается процесс сближения токкаты с ричеркаром «преимущественно в органной музыке» и «трансформация многотемного ричеркара в однотемную фугу и формирование предшествующей ей прелюдии в творчестве Дж.Фрескобальди»5. В статье делается вывод, что «на рубеже XVII-XVIII вв. прелюдия явилась наиболее естественной парой для фуги»6.
Что же касается проблемы
эволюции импровизационных инструментальных
форм и фуги, то по этому вопросу
существует множество трудов. Назовём «Очерки
из инструментальных форм XVI-начала XIX
века» Вл. Протопопова, в которой целая
глава посвящена предшественникам фуги:
ричеркару, канцоне и фантазии. Пристального
внимания в контексте избранной темы заслуживает
монументальная монография Н. Симаковой
«Контрапункт строгого стиля и фуга» в
двух томах. В первом томе рассматривается,
как из форм многоголосия в Средневековье,
затем в Возрождении постепенно складывались
нормы поведения голосов, приведшие впоследствии к правилам контрапунктического
письма, а также показаны старинные жанры,
в которых сформировалась имитационная
форма (поскольку в музыкальных трактатах
XV-XVI вв. термины «canon», «imitation», «fuga» часто
пересекались). Во втором томе, помимо
осмысления «противоречивого, неоднозначного»
искусства барокко, даётся подробное освещение
развития контрапункта, ведущего к фуге,
а также труды музыкантов - теоретиков
XVI-XVII вв. (добаховского периода), рассматривающие
фугу как «один из частных вопросов
музыкальной теории и практики»7. Вывод, сделанный Н.Симаковой, гласит:
«1. фуга тесно соприкасается
с рядом важнейших явлений контрапункта;
2. в её становлении принимает участие
огромное количество музыкантов».8 Также во 2-м томе разбираются труды теоретиков
конца XVIII-XX вв., в которых фуга рассматривается
уже как самостоятельная композиция и
как жанр. Следует отметить, что в творчестве
различных композиторов XIX-XX вв. фуге уделялось
большое внимание, о чем можно прочесть
в трудах А.Должанского, Ю.Кона, С.Коробейникова,
Н.Крупиной, Я.Файна, Т.Франтовой, И.Цахера,
К.Южака. В связи с анализом малых циклов,
представленном в 3-ей главе данной работы,
необходимые методики были почерпнуты
из Руководства к практическому изучению
В.Золотарева «Фуга», которое подробнейшим
образом «дает технические навыки,
без которых учащийся обычно не в состоянии
подойти к полному и свободному овладению
сложным письмом фуги»9.
Отдельный «блок» литературы составили труды, посвященные эстетике и поэтике музыкального барокко. Основополагающим исследованием в этой области является монография М. Лобановой, представляющая собой первый обширный труд о музыкально-теоретических и эстетических воззрениях эпохи барокко, стилях и жанрах основных музыкальных школ, взаимодействии музыки с другими видами искусства, учении об аллегориях и эмблематике, а также работа О. Захаровой, дающая подробный обзор проблемы «музыка и язык» («звук и слово») и значения музыкальной риторики, помогающей «осмыслить множество музыкальных приемов, «изобретений», частично описанных позднее уже с позиции собственно музыкальной теории»10.
Так же при раскрытии избранной темы интересными и содержательными оказались следующие работы: глава «Музыка барокко как исторический художественный парадокс» из Учебного пособия А.Кудряшова; монография С.Козлыкиной «Стиль Дж.Фрескобальди»; «Камерная музыка раннего барокко» Л.Шевляковой и многие другие труды.
Структура работы складывается из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и нотного приложения.
Глава 1. «Малый цикл» как отражение мировоззрения эпохи Барокко.
Как известно, в XVII – первой половине XVIII века происходила смена общественно-экономического уклада, были совершены грандиозные научные открытия, перевернувшие представление о мироздании, а Европу сотрясали казавшиеся бесконечными конфликты, революции и войны. Провозглашение свободы и новаторства, заявленное самой сутью барочной эстетики, рождало порой странные и причудливые формы творческого выражения. «Там, где сталкиваются старая и новая эпохи, неизбежно рождаются фантастические образы и формы в культуре»11.
Касалось это и музыкантов, которые старались (и находили!) новые средства выразительности, избрав своим девизом «invention», понимая его как «открытие», «изобретение», «нововведение»12. Но «изобретение» касалось именно творческого процесса, предполагающего знание общих «тем», «идей». «Система «обнаружения»(«ars inveniendi») и искусство «сочетания»(«ars combinatoria») требуют особой изобретательности: старая основа сохраняется, материал, как правило, традиционен – готовые формулы, связанные со строгим каноном репрезентации аффекта, стиля, жанра»13.
Теория аффектов – новое измерение в музыке, связанное с «анализом души», выражением человеческих страстей - одно из величайших достижений эпохи барокко. «Монтеверди выделил три основные страсти: гнев, уверенность и смирение (мольбу). Эта схема удержалась на протяжении эпохи»14. Были разработаны строгие каноны изображения аффекта; так, радость (благо) - лидийский, миксолидийский, гипоионийский лады, запрет на диссонансы, увеличенный и уменьшенные интервалы (радостные: терция, кварта, квинта), фигура saltos, anabasis, быстрый темп без синкоп, 3хдольный размер. Аффект любви: «слабые» интервалы, синкопы, диссонансы, спокойное плавное движение. Аффект печали: жесткие интервалы, свободные диссонансы, хроматика, секстаккорды, нарушения гармонических связей, медленное движение tirata с резкими синкопами, дорийский, фригийский, эолийский лады, музыкально-риторические фигуры ellipsis, climax, gradatio, katabasis. Аффект жалобы: секундовые интонации lamento, suspirato – вздох, широкие интервалы (квинты, сексты, септимы), остальные средства сходны с аффектом печали.
Выводится прямая зависимость между диссонансами, музыкально-риторическими фигурами, ритмикой и аффектами: пунктированные и выдержанные ноты должны выразить серьезное и патетическое в музыке, чередование долгих и быстрых нот служит возвышенному и величественному. Типизация тональностей в зависимости от аффектов была выработана неаполитанской оперой: D-dur – бравурность и героика, d-moll – месть, g-moll – жалоба, G-dur – пастораль, A-dur – любовь, cis-moll, fii-moll – демонические сцены. Изменение контекста риторической фигуры влекло за собой возможность перехода к противоположному аффекту. В позднем барокко от изображения аффектов наблюдается переход к изображению определенного характера.
Ещё одним ярким следствием обновленной барочной культуры явилось «осознание пространственности композиционного фактора»15. Всех ученых и мыслителей барокко занимает новое восприятие пространства: человек существует между двух бездн - бесконечно малого и бесконечно великого. В музыке освоение пространства проявилось прежде всего в венецианской многохорности: Андреа и Джованни Габриэли «было суждено совершить качественный скачок – сделать новую полифонию многомерной»16. Так же важным было учение о «музыкальном порядке» - назначении музыки, её месте в мире. По-новому была осмыслена категория времени: «тема бренности» пронизывала барокко бесконечными ламентациями.
В то же время на «историческом перекрестке», по словам Лобановой, «крайности» эпохи барокко говорят о «парадоксах и границах синтеза, достижимого именно в соединении несоединимого, о пробах на несовместимость, о связях, найденных в разрыве»17. Ведь провозглашенный девиз свободы и новаторства рождал не только переосмысление существующих стилей, жанров и тематики, но и привносил определенную сумятицу в головы многих деятелей искусства, создавал накал страстей. Противоположные начала любого явления рассматриваются абсолютно равнозначно; чувства-антонимы неотделимы друг от друга; в каждом вопросе заключен ответ; «да» и «нет» составляют две стороны одной сути… Возникает закономерный вопрос: как в столь полном противоречий, странностей, а порой и вычурности, времени смог выкристаллизоваться столь (такой?) совершенный симбиоз – цикл «прелюдия и фуга»?
«В эмблематике барокко вечность - это непрерывный бег по кругу…, что и определяет выбор ведущих ключевых музыкально-риторических фигур circulatio (круг) и fuga (бег), в которое складывается большинство контрапунктов»18. Вечность и время в музыке понимается как чередование несовместимых, наполненных противоположным аффектным смыслом процессов: жанровые и стилевые антитезы, контрастные стили. Вот мы и подошли вплотную к ответу на выше поставленный вопрос, и парадокс заключается в том, что «хаос породил гармонию, и в гармонии заключен хаос»! Сущность барочной эстетики предвосхитила на несколько столетий вперёд многие тенденции в искусстве, обострив донельзя проблему «человек - вселенная», разграничив эти понятия и одновременно показывая их неразрывную связь. «То, что барокко распространило принцип антитезы на мир и искусство, сообщает этой культуре неповторимое своеобразие»19.