Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 14:03, курсовая работа
Исходя из приведенных аргументов актуальности и темы работы, цель исследования - изучение и анализ предмета и источников муниципального права РФ.
Для раскрытия темы необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть особенности муниципального права как отрасли права.
Выявить проблему определения критериев источников муниципального права в Российской Федерации.
Исследовать виды источников муниципального права РФ и привести их характеристику.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности муниципального права и виды его источников……..…5
1.1.Особенности муниципального права……………………………………..…5
1.2.Понятие источников муниципального права………………………………7
1.3.Обзор источников муниципального права………………………………….8
Глава 2. Общая характеристика источников муниципального права………..15
2.1.Источники муниципального права на федеральном уровне……………...15
2.2. Источники муниципального права на региональном уровне……………20
2.3.Источники муниципального права на уровне муниципальных образований………………………………………………………………………22
2.4. Иные источники муниципального права………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….36
Библиографический список……………………………………………………..39
По мнению российского исследователя местного самоуправления А.Н. Дементьева, «статьи Хартии можно условно классифицировать по двум группам принципов. Первая группа — принципы, устанавливающие положения местной власти в системе организации публичной власти в государстве. Ко второй группе относятся принципы, устанавливающие требования к порядку формирования и организации внутренней деятельности институтов местного самоуправления». Таким образом, «первая группа принципов формулируется исходя из принципов децентрализации власти и местной автономии. Вторая — конкретизирует принципы демократического устройства и функционирования публичной власти применительно к местному самоуправлению».
Европейская хартия местного самоуправления состоит из преамбулы и трех частей. В преамбуле подчеркивается важное значение местного самоуправления в системе демократических ценностей. Исходя из этого во вступлении местное самоуправление рассматривается как основа демократического строя. Кроме этого, декларируются и формулируются цели местного самоуправления: обеспечение органами местного самоуправления эффективного управления, отвечающего потребностям граждан.
В части первой Хартии раскрывается понятие местного самоуправления, определяются сферы его компетенции, гарантии и механизм правовой защиты местного самоуправления, способы контроля за его деятельностью и источники финансирования.
В части второй Хартии устанавливаются обязательства государств, ее подписавших.
В части третьей Хартии разъясняются некоторые вопросы ее подписания, ратификации и вступления в силу.
Помимо Хартии, отдельные вопросы деятельности органов местного самоуправления регулируются и другими международными правовыми актами: Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Пактом о социальных и экономических правах и Пактом о политических и гражданских правах (1966 г.). Однако эти документы оказывают скорее косвенное, чем прямое влияние на функционирование органов местного самоуправления в Европе. Их главное достоинство заключается в косвенном закреплении демократического права на местное самоуправление.
Заключение
На основании вышеизложенного материала можно заключить, что муниципальное право регулируется в Российской Федерации современной системой законодательства. Но, тем не менее, органы власти должны постоянно вводить что – то новое для улучшения эффективности осуществления местной власти.
Источники муниципального права характеризуются множественностью, которой присуща определенная иерархия. Это обусловлено, в частности, тем, что нормы муниципального права содержатся в правовых актах, принимаемых на различных уровнях публичной власти в государстве, обладающих разной юридической силой.
Характеризуя источники муниципального права, следует отметить усиливающуюся в последние годы роль такого вида источников, как общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации. Федеральный закон 2003 г. об общих принципах организации местного самоуправления, определяя правовую основу местного самоуправления, начинает перечисление правовых актов, ее составляющих, с международных источников местного самоуправления.
Можно выделить четыре группы источников муниципального права с учетом различных уровней правового регулирования муниципальных отношений.
К нормативно - правовым актам первого уровня относятся общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, например Европейская Хартия местного самоуправления от 15.10.85 г., ратифицированная Федеральным Законом РФ от 11.04.98 г. № 55-ФЗ.
Ко второму уровню относятся нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне. Это, прежде всего Конституция РФ - главный источник муниципального права.
К следующему подуровню относятся федеральные законы, содержащие нормы муниципального права. Важнейший из них - Федеральный закон 2003 г. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Указанный Закон содержит нормы, раскрывающие смысл основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений.
К третьему подуровню относятся иные федеральные нормативно-правовые акты. Источниками муниципального права являются указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, содержащие муниципально-правовые нормы.
Нормы муниципального права могут содержаться в нормативных правовых актах других федеральных органов исполнительной власти. Особым видом источников муниципального права являются решения Конституционного Суда РФ.
Третий уровень источников составляют нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Федерации: конституции республик, уставы других субъектов Федерации, законы субъектов Федерации о местном самоуправлении, о муниципальной службе, о муниципальных выборах, о местном референдуме и др. Кроме того, в эту группу входят акты высших должностных лиц субъектов (президентов, губернаторов и др.), постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов Федерации, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются нормы муниципального права.
Источниками четвертого уровня
выступают так называемые муниципальные
правовые акты. Муниципальный правовой
акт - письменный документ, принятый населением
муниципального образования непосредственно,
органом местного самоуправления и (или)
должностным лицом местного самоуправления
по вопросам местного значения или по
вопросам осуществления отдельных государственных
полномочий, переданных органам местного
самоуправления федеральными законами
и законами субъектов Российской Федерации,
обязательный для исполнения всеми субъектами
права на территории
муниципального образования, устанавливающий
либо изменяющий общеобязательные правила
или имеющий индивидуальный характер.
Для комплексной характеристики муниципальных правовых актов существенное значение имеет их классификация по следующим основаниям: характеру правовых предписаний, содержащихся в муниципальных правовых актах; отраслевой принадлежности; содержанию (тематическому признаку); признаку первичности правового регулирования; функциональному назначению; наименованию; форме нормотворчества; инициатору принятия; предметам ведения; порядку принятия; действию во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Также нужно отметить, что Российская Федерация исполняет нормы, предписанные международными актами, регулирующими муниципально – правовые отношения. Это является одним из составных элементов законодательной базы в России, т.к. сотрудничество с мировым сообществом является очень важной составляющей российского законодательства.
Библиографический список
Литература