Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:17, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение основных понятий бюджетного устройства, источников доходов, взаимосвязи между бюджетами и источниками формирования бюджетов - федерального, регионального и местного.
Задачами работы являются:
- изучение теоретических аспектов бюджетной и налоговой политики РФ;
- рассмотрение налоговых поступлений в государственный и местный бюджет.
Введение 3
Глава 1 Формирование государственных доходов 5
1.1 Понятие и система государственных доходов 8
1.2 Основы правового регулирования государственных
доходов
9
1.3 Классификация доходов государства 12
1.4. Характеристики основных доходов 16
Глава 2 Формирование муниципальных доходов 23
2.1 Роль муниципальных бюджетов в бюджетной сфере 23
2.2 Правовые основы муниципальных налогов в РФ 28
2.3 Доходы муниципальных бюджетов 30
Глава 3 Неналоговые доходы 34
Заключение 39
Литература 40
Приложение
Полномочия субъектов Федерации и органов
местного самоуправления по формированию
соответствующих финансовых ресурсов
и их источников определяются в Федеративном
договоре, в Законе РФ «О краевом, областном
Совете народных депутатов и краевой,
областной администрации» от 5 марта 1991
г., в Законе РФ «О местном самоуправлении
в РСФСР» от 6 июля 1991 г., других законодательных
актах. Наряду с этим принят пакет законодательных
актов о различных видах налогов, сборов,
пошлин и иных поступлений, зачисляемых
в состав государственных или местных
доходов. (Приложение 1)
В соответствии с законодательством
систему государственных и местных доходов
РФ можно оценивать как единую, что выражается
в том, что в законодательстве РФ определяются
все виды государственных и местных доходов.
Поэтому при наличии соответствующих
источников в стране повсеместно используются
одни и те же виды денежных поступлений.
Федеральным законодательством предусмотрено
и распределение доходов по уровням —
федеральному, субъектов Федерации и местному.
Оно же определяет основы правового режима
доходов субъектов Федерации и местных
административно-
Источники и виды государственных доходов,
а также значение каждого из них зависит
от экономической системы страны. Основополагающими
для формирования состава государственных
и местных доходов выступают нормы Конституции
РФ, закрепляющие как основу экономической
системы разнообразие форм собственности,
обеспечение им со стороны государства
равной защиты, гарантии собственности
граждан, создаваемой в результате их
участия в общественном производстве,
ведения собственного хозяйства, получения
иных доходов на условиях, не противоречащих
законодательству.
Представляя единую систему, государственные
и местные доходы классифицируются (распределяются)
по разным группам. В основу классификации
могут быть положены разные признаки,
отражающие наиболее существенные черты
государственных и местных доходов.
Налоги в России, в соответствии с Налоговым кодексом, разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия: федеральные, региональные, местные. Подобная трёхуровневая система присуща практически всем государствам, имеющим федеративное устройство. Налоги и сборы, взимаемые на территории России классифицированы и представлены в Таблице 1.
Таблица 1.
Классификация
налогов и сборов Российской Федерации
|
1.3 Классификация доходов государства
Классификация доходов
государства по социально-экономическому
признаку дает наиболее полное представление
об их источниках, о связи доходов с различными
формами собственности, об эффективности
последних в формировании доходов государства.
В соответствии с этим признаком в системе
доходов государства выделяются поступления:
а) от государственного хозяйства, образующиеся главным образом в результате производственной деятельности государственных предприятий, а также от использования имуществ и угодий государства (например, лесов, других природных ресурсов, от приватизации государственной собственности). Аналогичной является группа доходов от муниципального (местного) хозяйства;
б) от предприятий и организаций негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие платежи);
в) от совместных предприятий, от иностранных предприятий и организаций, действующих на территории Российской Федерации;
г) от личных доходов граждан.
По
территориальному уровню доходы подразделяются
на:
— федеральные;
— доходы субъектов Федерации;
— местные
доходы (городов, районов и входящих
в них административно-
В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства можно выделить налоговые и неналоговые платежи и поступления, они представлены в Рисунке 1. Налогам свойственны признаки обязательности и индивидуальной безвозмездности по форме. При всей многочисленности налогов более разнообразными по формам и методам взимания являются неналоговые платежи и поступления. Они могут быть
Рис. 1 Формы
денежных поступлений
обязательными и добровольными. Обязательные неналоговые платежи в основном взимаются в связи с предоставлением услуг со стороны государства, имеющих юридическое значение, или права на занятие определенной деятельностью (пошлины, сборы), иные из них носят штрафной характер.
По методам аккумуляции среди доходов государства выделяются обязательные и добровольные платежи. Основная часть доходов поступает в распоряжение государства и местных органов самоуправления в обязательном порядке: это налоги, сборы, пошлины и т.п., штрафы разного рода и финансовые санкции и т.д. На добровольной основе в государственные и местные доходы привлекаются средства организаций и граждан путем проведения лотерей, займов, выпуска акций, использования пожертвований и т.д.
С учетом отношений собственности можно
говорить о доходах государства в собственном
смысле слова и о финансовых ресурсах,
которые используются им временно и подлежат
возврату. В первом случае это различные
виды платежей, которые на основании законодательства
обращаются в государственную или муниципальную
(местную) собственность, т.е. становятся
федеральной собственностью, собственностью
субъектов Федерации или муниципальной
собственностью районов, городов и входящих
в них административно-
К финансовым ресурсам государства и административно-
При этом в качестве кредитных ресурсов
широко используются временно свободные
средства юридических и физических лиц,
хранящиеся на счетах в банках, в том числе
вклады граждан в Сберегательном банке
РФ. Полученные таким путем средства подлежат
возврату и потому не могут считаться
доходами государства (административно-
Если принять во внимание порядок образования
и использования государственных и муниципальных
(местных) доходов, то их можно разделить
на такие две группы, как централизованные
и децентрализованные доходы.
Децентрализованные государственные
(и местные) доходы— это доходы государственных
(и местных) предприятий, организаций,
которые остаются в их непосредственном
распоряжении и используются ими самостоятельно
на производственные и социальные нужды.
Главным образом это часть прибыли предприятий.
Средства предприятий, относящиеся к государственной
или муниципальной собственности, закреплены
за такими предприятиями и принадлежат
им на праве хозяйственного ведения или
оперативного управления, как и другое
закрепленное за ними имущество.
Предприятие после уплаты налогов самостоятельно
распоряжается своей прибылью и другими
находящимися в его распоряжении доходами.
К централизованным (в разных
территориальных масштабах) доходам относятся
доходы, сосредоточенные в государственных
и местных бюджетах и внебюджетных фондах.
Именно эти доходы Закон РФ о собственности
относит к государственной казне РФ, государственной
казне республики в составе РФ, казне автономной
области, автономного округа, края, области,
отграничивает их от средств, закрепленных
за государственными предприятиями. Согласно
законодательству доходы централизуются
также в масштабах городов, районов и входящих
в них административно-
Доходные источники государственных и
местных бюджетов, как правило, не имеют
специального целевого назначения, что
позволяет направлять их на наиболее важные
в соответствующий период времени потребности
общества для финансирования намеченных
программ. Однако некоторые платежи могут
составлять исключение. Так, суммы по земельному
налогу в соответствии с Законом о плате
за землю, хотя и поступают в бюджет, однако
должны использоваться только на нужды,
связанные с землепользованием.
Вместе с тем в 90-х гг. за
счет части государственных и местных
доходов стали создаваться внебюджетные
фонды различного целевого назначения:
Пенсионный фонд, дорожные, экологические
фонды и т.д. В каждый из них зачисляются
специально определенные виды платежей.
Таким образом, понятие государственных
доходов может рассматриваться в широком
смысле слова, охватывая доходы бюджетной
системы и внебюджетных государственных
фондов, а также доходы государственных
предприятий, остающиеся в их распоряжении.
Возможно применение этого понятия и в
узком смысле — как доходы, входящие в
государственную казну, то есть подлежащие
зачислению в бюджетную систему и государственные
внебюджетные фонды.
Система государственных доходов Российской
Федерации и регулирующее ее законодательство
находятся в сложном процессе становления,
обусловленном экономическими и политическими
переменами в стране и связанными с ними
кризисными.
1.4
Характеристики основных
налогов
В этой части работы рассмотрим основные налоги, которые формируют доходную часть государственных и местных бюджетов, соответственно их месту в бюджетной классификации доходов, установленной Приказом Минфина РФ от 25.05.99 № 38 (Приложение 2). Перед наименованием каждого доходного источника указан его группировочный код.
1010100 Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций. Относится к федеральным налогам. Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами и осуществляющие предпринимательскую деятельность. Объектом налогообложения является валовая прибыль с учетом льгот. Ставка налога определяется федеральным законодательством. Налог на прибыль исчисляется исходя из объема прогнозируемой прибыли. Налог является регулирующим доходным источником. Суммы отчислений по нему зачисляются непосредственно в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты определяются при утверждении бюджетов субъектов РФ (в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ).
Информация о работе Источники формирования государственных и муниципальных доходов