Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 14:57, реферат

Краткое описание

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее – Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 21 июля 2006 года.
Цель разработки Концепции – определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2020 годах), укрепления позиций России в мировом сообществе.

Вложенные файлы: 1 файл

Концепция-долгосрочного-социально-экономического-развития-России.doc

— 846.50 Кб (Скачать файл)
  • принятие неотложных мер в сфере демографии и здоровья населения, направленные на стабилизацию демографической обстановки в обществе, снижение смертности в трудоспособном возрасте;
  • выход минимальной заработной платы на уровень прожиточного минимума, внедрение отраслевых систем оплаты труда;
  • решение социальных проблем военнослужащих;
  • преодоление проблемы бедности пенсионеров (минимальный уровень пенсии устанавливается с конца 2009 года на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а средний размер трудовой пенсии повышается до 2-2,5 прожиточных минимумов пенсионера к 2014-2017 году);
  • структурная и технологическая модернизация здравоохранения, образования и других отраслей социальной сферы, обеспечивающая доступность качественных социальных услуг для населения;
  • создание механизмов доступности качественного жилья, решение проблемы ветхого и аварийного жилья, модернизация жилищно-коммунального хозяйства;

в области создания высококонкурентной институциональной среды:

  • развитие конкурентных рынков товаров и услуг, капитала, рабочей силы, создание инфраструктуры международного финансового центра в Москве;
  • либерализация экономической среды, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, налаживание институтов частно-государственного партнерства;
  • создание эффективного государства, снижение уровня коррупции;
  • поддержание макроэкономического равновесия, обеспечение стабильного курса рубля и снижение инфляции до 5-6,5% в год к концу периода;

в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития:

  • завершение формирования национальной инновационной системы, модернизация фундаментальной и прикладной науки и профессионального образования;
  • содействие модернизации высокотехнологичных отраслей экономики в кооперации с ведущими мировыми производителями, выходу на мировые рынки с новыми высокотехнологичными продуктами;
  • содействие повышению конкурентоспособности массовых обрабатывающих производств промышленности (переработка сырья, металлургия, химия, производство строительных материалов, автомобилестроение, пищевая промышленность), направленное на рационализацию импорта и увеличение экспорта продуктов переработки;
  • содействие развитию малого и среднего бизнеса;

в области расширения глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях:

  • преодоление в основном дефицита энергетических мощностей (в генерации и сетевом хозяйстве), завершение реформы электроэнергетики, развертывание масштабных инвестиционных проектов в отрасли;
  • завершение крупномасштабных проектов в области добычи, переработки и транспортировки углеводородов, направленных на обеспечение внутреннего спроса и диверсификацию их экспорта;
  • создание основных элементов опорной транспортной сети, повышение качества и снижение издержек транспортных услуг для населения и бизнеса;

в области укрепления внешнеэкономических позиций России:

  • формирование таможенного союза со странами ЕврАзЭС, включая, в том числе, гармонизацию законодательства и правоприменительной практики;
  • расширение взаимных инвестиций, в том числе со странами евразийского экономического пространства для обеспечения устойчивости торговых и кооперационных связей и повышения трансграничной мобильности факторов производства;
  • развитие устойчивых производственных кооперационных связей со странами-технологическими лидерами, в том числе в целях осуществления совместных проектов выхода на глобальные рынки;
  • завершение процесса присоединения к ВТО и создание инфраструктуры полноценного участия России в этой организации, вступление в ОЭСР;

в области сбалансированного пространственного развития:

  • создание новых центров развития на Юге России, в Восточной Сибири и Дальнем Востоке, связанных с комплексной переработкой сырья, развитием рекреационной инфраструктуры;
  • формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России.

Целевые макроэкономические индикаторы первого этапа

(2012 год к 2007 году)

Увеличение ожидаемой продолжительности жизни, лет

2,5

Рост валового внутреннего продукта (ВВП), %

137-138

Рост производительности труда, %

140-141

Снижение энергоемкости ВВП, %

81-83

Рост реальных располагаемых доходов населения, %

153-154

Рост инвестиций в основной капитал, %

180-185

Расходы на НИОКР* на конец периода, % к ВВП

1,4-1,6

Расходы на образование* на конец периода, % к ВВП

5,5-5,7

Расходы на здравоохранение* на конец периода, % к ВВП

4,8-5


* здесь и далее, если это специально не оговорено, частные и государственные расходы в соответствующих сферах.

 

Второй этап (2013-2020 годы) – рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.

Условия социально-экономического развития на данном этапе характеризуются:

ожидаемой новой технологической инновационной волной в ведущих странах мира, связанной с распространением новых технологий, качественно меняющих свойства выпускаемых товаров, процессы производства и потребления;

повышением демографической нагрузки на трудоспособное население, способным усилить напряженность в пенсионной системе;

наличием созданных в предшествующий период экономических институтов, стимулирующих предпринимательскую и инвестиционную активность, и национальной инновационной системы;

интенсивным расширением среднего класса, формирующим спрос на комфортное жилье, качественные услуги образования и здравоохранения;

преодолением, в основном, ограничений в экономике со стороны энергетической и транспортной сетей.

Основные приоритеты социальной и экономической политики на втором этапе включают:

в области развития человеческого потенциала:

  • распространение стандартов здорового образа жизни;
  • улучшение состояния окружающей среды, повышение экологических стандартов, создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления, повышение обеспеченности населения качественной питьевой водой;
  • переход в образовании к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам;
  • внедрение инновационных технологий в здравоохранении и образовании, решение  проблемы их кадрового обеспечения;
  • выход на современные стандарты жилищных условий, реализация новых технологий строительства жилья;
  • распространение механизмов социального партнерства, обеспечение сбалансированности заработной платы с производительностью труда;
  • создание эффективной пенсионной системы на принципах страхования и накопления;

в области создания высококонкурентной институциональной среды:

  • адаптация экономических институтов к требованиям глобальной мобильности факторов производства и трансграничной производственной кооперации;
  • обеспечение глобальной конкурентоспособности банковского сектора, финансовых рынков;
  • снижение инфляции до уровня 3-3,5 процента в год;

в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития:

  • интеграция национальной инновационной системы в глобальную инновационную систему, интеграция науки, образования и бизнеса;
  • расширение позиций российских компаний на мировых высокотехнологичных рынках, превращение высокотехнологичных производств и отраслей «экономики знаний» в значимый фактор экономического роста;
  • обеспечение интенсивного технологического обновления массовых производств на базе новых энерго- и ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, формирование центров глобальной компетенции в обрабатывающей промышленности, сфере интеллектуальных услуг и других секторах экономики;
  • решение проблемы обеспечения экономики высокопрофессиональными кадрами;

в области расширения глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях:

  • внедрение новых ресурсосберегающих технологий в электроэнергетике, расширение производства электроэнергии на основе АЭС и альтернативных возобновляемых источников;
  • расширение ресурсной базы экономики, активное освоение месторождений углеводородов арктического шельфа и Восточной Сибири;
  • завершение формирования опорной транспортной сети, интегрированной в мировую транспортную систему, наращивание экспорта транспортных услуг;
  • транспортное обеспечение комплексного освоения и развития территорий Сибири и Дальнего Востока и разработки новых месторождений полезных ископаемых;
  • формирование и распространение новых транспортных (перевозочных) и транспортно-логистических технологий, обеспечивающих повышение качества и доступности транспортных услуг;
  • переход сельского хозяйства к устойчивому режиму развития при значительном укреплении позиции России на мировых рынках продовольствия;

в области укрепления внешнеэкономических позиций России:

  • обеспечение полномасштабного функционирования таможенного союза и формирование единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС;
  • формирование зон свободной торговли с заинтересованными странами-соседями на евразийском пространстве;
  • расширение гибких разносторонних отношений с мировыми экономическими центрами, расширение участия в региональных организациях Азиатско-Тихоокеанского региона;
  • превращение России в один из мировых финансовых центров, обеспечение лидирующих позиций на финансовых рынках евразийского пространства;
  • превращение российского рубля в ведущую региональную валюту и создание на евразийском пространстве рублевой зоны;

в области сбалансированного пространственного развития:

  • комплексное развитие территорий Сибири и Дальнего Востока, закрепление населения в восточных регионах страны; 
  • снижение территориальной социально-экономической дифференциации до уровня, обусловленного объективными различиями регионов;
  • обеспечение сбалансированности доходной базы и расходных обязательств регионов.

Целевые макроэкономические индикаторы второго этапа

(2020 год к 2012 году)

Увеличение ожидаемой продолжительности жизни, лет

2

Рост ВВП, %

164-166

Рост производительности труда, %

171-178

Снижение энергоемкости ВВП, %

70-75

Рост реальных располагаемых доходов населения, %

164-172

Рост инвестиций в основной капитал, %

215-223

Расходы на НИОКР на конец периода, % к ВВП

3

Расходы на образование на конец периода, % к ВВП

6-7

Расходы на здравоохранение на конец периода, % к ВВП

6,7-7


 

Развитие после 2020 года – закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной  социальной структуры общества.

Условия социально-экономического развития на данном этапе характеризуются:

переходом России в группу стран с высоким уровнем дохода на душу населения, доминированием массового среднего класса в социальной структуре общества;

развертыванием новых инфраструктурных проектов, направленных на развитие атомной энергетики и использование альтернативных видов топлива и энергии, а также высокотехнологичных транспортных систем;

эффективной интеграцией России в мировое разделение труда, реализующей ее конкурентный потенциал в сферах высоких технологий, экономики знаний, энергетики и транспорта;

Информация о работе Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации