Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 10:54, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является исследование роли местной администрации в системе органов местного самоуправления.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
Исследуются полномочия местной администрации, её структура.
Изучается правовой статус и полномочия главы местной администрации.
Изучается роль государственных органов при осуществлении контроля за деятельностью должностных лиц местного самоуправления.
Показывается место администрации в системе органов местного самоуправления.
Глава местной администрации осуществляет
общее руководство администрацией, непосредственно
направляет работу своих заместителей
и аппарата. Руководство администрацией
осуществляется на принципе единоначалия.
Однако единоначалие не исключает коллегиального
обсуждения и выработки решений по важнейшим
проблемам жизнедеятельности муниципального
образования. В этих целях в структуре
многих администраций образованы постоянные
органы - коллегии администраций, которые
действуют под руководством главы местной
администрации.36
В состав
коллегии по должности входят заместители
главы, начальники отдельных структурных
подразделений: финансового и экономического
управлений (отделов), юридического отдела
и др. Полномочия коллегии, порядок ее
работы определяются положением о коллегии
администрации, утвержденным главой местной
администрации. Заместители главы местной
администрации осуществляют руководство
отдельными отраслями местного хозяйства,
деятельностью подчиненных им в соответствии
с распределением обязанностей структурных
подразделений администрации. Глава местной
администрации определяет число своих
заместителей, а в зависимости от их профессиональной
подготовки - направления их работы. Таковыми
могут быть вопросы: жилищного и коммунального
хозяйства; организации потребительского
рынка; управления имуществом муниципального
образования; капитального строительства;
экономической и социальной сферы деятельности
местной администрации и т.д. Круг вопросов,
которые приходится решать местным администрациям,
различен в разных муниципальных образованиях.
От этого зависит их структура и штаты,
направления деятельности должностных
лиц и соответствующих служб. Например,
к основным направлениям деятельности
и вопросам ведения первого заместителя
главы администрации муниципального района
могут быть отнесены: архитектура, промышленно-гражданское
строительство; дорожное хозяйство; топливно-энергетический
комплекс; транспорт; электро- и почтовая
связь; жилищно-коммунальное хозяйство
и благоустройство; охрана труда и противопожарная
безопасность. Из бюджетных управлений
(отделов) за ним могут быть закреплены
отдел главного архитектора, отдел строительства,
связи и жилищно-коммунального хозяйства,
отдел по труду, технике безопасности
и противопожарной охране.37 Он же может возглавлять комиссии по
предупреждению и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций, подготовке объектов
к работе в осенне-зимний период, безопасности
дорожного движения и т.д.
Возможные основные вопросы ведения заместителя
главы администрации по социальным вопросам:
образование; здравоохранение; культура;
молодежная политика; социальная защита
населения; физкультура и спорт; взаимодействие
с общественными организациями; средства
массовой информации. Из числа бюджетных
отделов за ним могут быть закреплены
отдел по образованию, отдел по культуре,
отдел по социальной защите населения,
комитет по физической культуре и спорту,
комитет по делам молодежи. Он может возглавлять
комиссии: жилищную, по делам несовершеннолетних
и т.д. Заместитель главы администрации
по экономике может заниматься экономической
и инвестиционной политикой, торговлей,
платными услугами, защитой прав потребителей,
управлением муниципальным имуществом,
статистической отчетностью, общественными
фондами, материальными и природными ресурсами,
кредитно-финансовой деятельностью, денежным
обращением. Он может курировать комитет
экономики, отдел финансов, отдел по торговле
и платным услугам и т.д. На его попечении
общественные фонды: медицинского страхования,
пенсионного, социального страхования,
занятости населения и т.д.38
Основные направления деятельности и
вопросы ведения заместителя главы администрации
по сельскому хозяйству: агропромышленный
комплекс; использование земельных ресурсов;
охрана окружающей среды и природных ресурсов
и т.д. Он может курировать отделы и службы
управления сельского хозяйства; комитет
по земельной реформе и землеустройству;
комитет по охране окружающей среды и
природных ресурсов; научно-исследовательские
учреждения; станцию защиты растений,
ветеринарную станцию, ветбаклабораторию,
госплемслужбу и т.д. Заместитель главы
администрации - руководитель аппарата
координирует организационную деятельность
органов местного самоуправления; контролирует
исполнение решений. Он может курировать
регистрацию актов гражданского состояния,
архивное дело, нотариат, возглавлять
административную комиссию и т.д. В его
ведении общий, архивный, юридический
отдел. Он осуществляет организационное
взаимодействие с отделами загса, нотариальными
учреждениями.
Конечно,
этот перечень не дает полного представления
обо всех структурных подразделениях
районной администрации. Кроме того, следует
иметь в виду, что районная или городская
администрация не отгораживается от деятельности,
которую ведут на территории района или
города не подчиненные ей предприятия,
учреждения и организации. Речь в данном
случае идет об обеспечении комплексного
социально-экономического развития территории.
Аппарат администрации не имеет в своем
подчинении каких-либо внешних по отношению
к администрации органов, организаций,
объектов, и руководители структурных
подразделений аппарата не пользуются
правом распоряжения кредитами.
Служебные функции аппарата определяют его горизонтальное подчинение - руководящим органам администрации. Подразделения аппарата находятся на финансировании из местного бюджета. Наименования могут быть различными. Однако, как показывает практика, традиционно в аппарате местной администрации образуются организационный отдел или организационно-аналитический отдел, общий отдел, приемная по личным вопросам граждан, юридический отдел (служба), информационная служба или пресс-служба главы местной администрации, отделы (управления) кадровой службы, советники, консультанты и помощники руководства администрации.39 В составе аппарата имеются секретариат, машбюро и иные подразделения, осуществляющие материальное и техническое обслуживание местной администрации. В качестве примера охарактеризуем цели деятельности и функции некоторых подразделений местной администрации. Юридическая служба (управление, отдел). Правовое управление (юридический отдел) является структурным подразделением аппарата местной администрации. Юридическая служба осуществляет свою деятельность под руководством главы местной администрации и его заместителя - руководителя аппарата местной администрации (если такая должность предусмотрена). Руководит деятельностью юридической службы начальник (заведующий), назначаемый и освобождаемый от должности главой местной администрации. Начальник (заведующий) организует работу службы, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел (управление) функций. Положение о юридической службе утверждается главой местной администрации.40
В функции юридической службы входит: проверка соответствия правовых актов местной администрации законодательству РФ, т.е. проведение экспертизы документов; ознакомление руководящих и иных работников аппарата местной администрации с поступающими нормативными актами, а также обозрение юридической практики; правовая экспертиза и подготовка заключений на юридические документы; подготовка проектов нормативных правовых актов; представительство интересов администрации в судебных органах и др.
Организационный (организационно-аналитический) отдел. Перед ним стоят задачи организационного обеспечения деятельности местной администрации. Это предполагает разработку проектов планов организационных мероприятий, текущих и перспективных планов работы местной администрации, подготовку совещаний, семинаров; обобщение информационных материалов; осуществление контроля за деятельностью других структурных подразделений администрации; проведение анализа исполнительской дисциплины аппарата, отделов, управлений и иных служб администрации. Важнейшими задачами организационных отделов являются оказание помощи избирательным комиссиям в подготовке и проведении избирательных кампаний, изучение, обобщение и распространение передовых форм и методов работы органов местного самоуправления, подготовка проектов правовых актов главы местной администрации по вопросам, входящим в компетенцию отдела.41 Организационный отдел участвует в подготовке вопросов, связанных с развитием территориального общественного самоуправления. Он осуществляет проверку по письмам, заявлениям и жалобам граждан, проводит общественно-политические мероприятия и т.д.
Положение об отделе утверждает глава
местной администрации.
На общий
отдел возложены функции по организационно-техническому
обеспечению работы администрации. Основной
задачей общего отдела является организация
и ведение делопроизводства. Данное подразделение
принимает и регистрирует поступающие
в администрацию письма и документы, следит
за их прохождением, осуществляет контроль
за исполнением документов, организует
отправку исходящей корреспонденции;
осуществляет контроль за состоянием
делопроизводства в структурных подразделениях
администрации, обеспечивает хранение
документации. В некоторых местных администрациях
в качестве структурного подразделения
создается протокольная часть (служба),
которая обеспечивает техническую обработку
правовых актов главы местной администрации,
доведение их до соответствующих исполнителей.42
Приемная по личным вопросам граждан
создается с целью организации приема
граждан руководством муниципальных образований.
В каждой администрации предусмотрен
график приема населения главой местной
администрации и его заместителями. Приемные
контролируют рассмотрение предложений,
жалоб и заявлений граждан, сроков их разрешения
и исполнения мероприятий по таким обращениям.
Данные подразделения призваны систематически
обобщать практику приема населения, анализировать
работу администрации с письмами и обращениями
граждан. Помимо аппарата, задействованного
на обеспечение деятельности руководства
местной администрации, для управления
отраслями и сферами местного хозяйства
создаются специальные структуры управления.
Они могут носить различные наименования
- департаменты, отделы, управления, комитеты
и иные службы. Решение данного вопроса
находится в ведении главы местной администрации.
Ранее виды таких управленческих структур,
их перечень устанавливался в масштабах
всей страны в нормативном порядке. Например,
в советский период это делалось в соответствии
с Указом Президиума Верховного Совета
РСФСР от 1 июля 1982 г. "Об отделах и управлениях
исполнительных комитетов краевых, областных
Советов народных депутатов, Советов народных
депутатов автономных областей и автономных
округов, районных, городских, районных
в городах Советов народных депутатов
РСФСР". Исполком городского Совета
народных депутатов в своей структуре
мог иметь 17 отделов и подразделений. В
настоящее время перечень органов местной
администрации определяется либо главой
местной администрации единолично, либо
по согласованию с представительным органом
местного самоуправления, в зависимости
от того, какой порядок определен в уставе
муниципального образования. Деятельность
создаваемых органов в системе местной
исполнительной власти осуществляется
в соответствии с положениями об этих
органах, утверждаемыми либо главой администрации,
либо по представлению последнего представительным
органом местного самоуправления.
Финансирование
органов администрации осуществляется
за счет средств местного бюджета в соответствии
со сметой расходов на управленческий
аппарат.43 Охарактеризуем некоторые из них.
Комитет - это, как правило, самостоятельное структурное подразделение, имеющее в своем составе два и более структурных подразделений (отделов, секторов, групп), осуществляющее функции управления более чем в двух отраслях или сферах деятельности и наделенное полномочиями распорядительного характера по отношению к объекту управления. Решения по вопросам, отнесенным к компетенции комитета, принимаются с учетом мнения коллегии, состоящей из руководителей подразделений и иных лиц, входящих в его состав. Комитет может являться юридическим лицом.
Управление - самостоятельное структурное подразделение, имеющее в своем составе отделы, сектора, группы и т.д. и выполняющее функции управления в определенной отрасли или сфере деятельности. Руководство управлением осуществляется на принципе единоначалия. Управление может быть наделено правом юридического лица.
Отдел - самостоятельное структурное
подразделение, как правило, не имеющее
в своем составе других служб, выполняющее
функции управления в определенной отрасли
или сфере. Отдел может быть наделен функциями
распорядительного характера и правом
юридического лица. Руководство деятельностью
отдела осуществляется его руководителем
по принципу единоначалия. Отдел может
быть образован и в составе комитета или
управления. В этом случае данное структурное
подразделение численностью, как правило,
более трех человек, выполняет определенные
функции по вопросам, отнесенным к компетенции
комитета (управления) и не обладает распорядительными
функциями и правом юридического лица.44
Сектор (служба)
- структурное подразделение, входящее
в состав комитета (управление), численностью,
как правило, не более трех человек, выполняющее
определенные функции по вопросам, отнесенным
к компетенции комитета (управления), не
обладающее функцией распорядительного
характера и правом юридического лица.
В зависимости от уровня муниципальной
единицы, от особенностей ее экономики,
численности жителей и других обстоятельств
количество создаваемых органов, их состав,
содержание деятельности сильно различаются.
В городских округах, например, действуют
структурные подразделения администрации,
занимающиеся вопросами здравоохранения,
народного образования, строительства,
жилищно-коммунального хозяйства, рынка
жилья, инженерной инфраструктуры жилья,
архитектуры и градостроительства, транспорта
и связи, благоустройства, социальной
защиты населения, культуры, физкультуры
и спорта, потребительского рынка и услуг,
финансов, управления муниципальным имуществом,
охраны природы, антимонопольной политики,
военнослужащих и военно-мобилизованной
подготовки, чрезвычайных ситуаций, международных
связей, прессы. В муниципальных районах
созданы подразделения, занимающиеся
организацией народного образования,
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства, архитектуры и градостроительства,
культуры, физкультуры и спорта, сельского
хозяйства, а также ведающие земельными
ресурсами и земельной реформой, управлением
муниципальным имуществом, экономикой,
охраной природы и др. И хотя названия
ряда подразделений в разных муниципальных
образованиях почти одинаковы, их кадровое
наполнение различно. В городских поселениях
соответствующие управления, отделы, департаменты
значительно превышают по численности
районные. В сельских поселениях штатные
подразделения малочисленны (от двух до
пяти работников, занимающихся земельными
проблемами, вопросами содержания муниципального
жилья, актами гражданского состояния,
военно-учетной работой т.п.).45
В большинстве своем специализированные структурные подразделения наделены правами юридического лица, имеют самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков. Такие структурные единицы местной администрации имеют печати, бланки со своим наименованием и другие реквизиты. От своего имени они могут приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Правовое и имущественное положение специализированных подразделений определяется главой местной администрации самостоятельно, исходя из особенностей муниципального образования и специфики муниципального хозяйства. Руководители этих структурных подразделений издают приказы и распоряжения, правом отмены которых наделен глава местной администрации. Отделы, управления и комитеты подразделяются на отраслевые и функциональные.46
Отраслевые подразделения осуществляют руководство отдельными отраслями муниципального хозяйства. Например, целевое назначение деятельности управления (отдела) здравоохранения муниципального района, города, городского округа заключается в создании условий по охране здоровья населения и обеспечению конституционных прав граждан на медицинскую помощь. Управление здравоохранения разрабатывает комплексные организационно-технические и медицинские мероприятия по снижению заболеваемости и инвалидности населения; осуществляет координацию и управление деятельностью лечебно-профилактических учреждений; взаимодействует с комитетами по санитарно-эпидемиологическому надзору, территориальными фондами обязательного медицинского страхования, страховыми медицинскими компаниями; контролирует работу учреждений любых форм собственности, осуществляющих медицинскую деятельность. Управление (отдел) образования осуществляет проведение на территории города, района образовательной политики, направленной на обеспечение прав граждан на получение качественного образования и удовлетворение образовательных потребностей населения.
К задачам его деятельности относятся:
участие в организации программ развития
образования на территории муниципального
образования; обеспечение прав граждан
на получение образования, соответствующего
государственным стандартам, в образовательных
учреждениях дошкольного, общего, профессионального
образования, в специальных образовательных
учреждениях для детей-сирот, независимо
от ведомственной принадлежности и форм
собственности; защита прав несовершеннолетних
граждан-сирот и оставшихся без попечения
родителей; координация деятельности
предприятий, организаций и учреждений
по вопросам развития образовательной
системы; содействие развитию производственно-экономических
структур поддержки образования, создание
благотворительных и попечительских негосударственных
структур.
Управление
(отдел) благоустройства и служба муниципального
заказчика создаются для выполнения функций
заказчика по проектированию, строительству,
капитальному ремонту и содержанию объектов
внешнего благоустройства, озеленения
территории муниципального образования.
Они ответственны за разработку планов
и программ развития и содержания улично-дорожной
сети соответствующей территории. Данные
подразделения могут быть наделены правами
по организации муниципального заказа,
координации деятельности муниципальных
предприятий благоустройства: дорожно
- эксплуатационных участков, специализированных
учреждений, осуществляющих дорожное
строительство, освещение и озеленение
территории и др.47
Информация о работе Местная администрация в системе органов местного самоуправления