Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 10:54, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является исследование роли местной администрации в системе органов местного самоуправления.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
Исследуются полномочия местной администрации, её структура.
Изучается правовой статус и полномочия главы местной администрации.
Изучается роль государственных органов при осуществлении контроля за деятельностью должностных лиц местного самоуправления.
Показывается место администрации в системе органов местного самоуправления.
2) совершения таким должностным лицом действий (в том числе
принятия им правового акта, не носящего
нормативного характера), влекущих нарушение
прав и свобод человека и гражданина, угрозу
единству и территориальной целостности,
национальной безопасности, обороноспособности,
единству правового и экономического
пространства Российской Федерации, нецелевое
расходование субвенций из федерального
бюджета или бюджета субъекта Российской
Федерации. Данные факты также должны
быть установлены соответствующим судом.
При этом ответственность перед государством
наступает только в случае, если это должностное
лицо не приняло в пределах своих полномочий
мер по исполнению решения суда. В обоих
из указанных случаев глава исполнительной
власти субъекта Российской Федерации
издает правовой акт об отрешении от должности
главы муниципального образования или
главы местной администрации.60 При этом Федеральным законом "Об
общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
установлены пределы срока издания такого
правового акта. Этот срок не может быть
менее одного месяца со дня принятия последнего
решения суда, необходимого для издания
указанного акта, а также не может превышать
шести месяцев со дня вступления в силу
этого решения суда.
Федеральным законом "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской
Федерации" установлены судебные гарантии
для главы муниципального образования
или главы местной администрации, в отношении
которых высшим должностным лицом (руководителем
высшего исполнительного органа государственной
власти) субъекта Федерации был принят
акт об отрешении от должности. Глава
муниципального образования или глава
местной администрации вправе обжаловать
указанный акт в судебном порядке в течение
10 дней со дня его официального опубликования.
Федеральным законом определен также
срок рассмотрения судом жалобы и принятия
по ней решения. Этот срок не должен быть
более 10 дней со дня подачи такой жалобы.
Важно отметить, что в соответствии с Федеральным
законом "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" гражданин
Российской Федерации, замещавший должность
главы муниципального образования и отрешенный
от этой должности высшим должностным
лицом субъекта (руководителем высшего
исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации),
не может быть выдвинут кандидатом на
выборах, назначенных в связи с данным
обстоятельством.61
В Федеральном
законе "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации" также предусматривается
и возможность временного исполнения
полномочий органов местного самоуправления органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации.
Отдельные
полномочия органов местного самоуправления
могут быть временно возложены на органы
государственной власти субъектов Российской
Федерации в случаях:
а) если в связи со стихийным бедствием, катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией органы местного самоуправления отсутствуют и (или) не могут быть сформированы;
б) если вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, превышающая 30% собственных доходов бюджета муниципального образования в отчетном году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40% бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального и регионального бюджетов в отношении бюджетов указанных муниципальных образований;
в) если при реализации полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления допускается установленное соответствующим судом нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов. Федеральным законом установлены ограничения на исполнение отдельных полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Так, не могут быть временно возложены на региональные органы государственной власти следующие полномочия органов местного самоуправления:
принятие устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений;
установление структуры органов местного самоуправления;
изменение границ территории муниципального
образования.
Решение о временном возложении на органы
государственной власти субъекта Российской
Федерации соответствующих полномочий
принимается главой исполнительной власти
региона. Основанием для принятия такого
решения является обращение представительного
органа местного самоуправления или решение
законодательного органа государственной
власти субъекта Федерации, принимаемое
квалифицированным большинством - не менее
2/3 голосов от установленного числа депутатов.
При этом Федеральный закон "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" устанавливает ряд требований,
предъявляемых к постановлению главы
исполнительной власти региона о временном
возложении на региональные органы государственной
власти отдельных полномочий органов
местного самоуправления. Данное постановление
должно содержать: перечень возлагаемых
на органы государственной власти субъектов
Российской Федерации отдельных полномочий
органов местного самоуправления, установленных
федеральными законами;
перечень органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и (или) должностных
лиц, назначаемых органами государственной
власти субъектов Федерации, на которые
(которых) возлагаются соответствующие
полномочия органов местного самоуправления, с распределением
этих полномочий между ними;
срок, на который
на органы государственной власти субъектов
Российской Федерации возлагаются полномочия
органов местного самоуправления;
источники
и порядок финансирования деятельности
соответствующих органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
по временному исполнению полномочий
органов местного самоуправления.
В случае если
вследствие решений, действий (бездействия)
органов местного самоуправления возникает
просроченная задолженность муниципальных
образований по исполнению своих долговых
и (или) бюджетных обязательств, определенная
в порядке, установленном Бюджетным кодексом
Российской Федерации, превышающая 30%
собственных доходов бюджета муниципального
образования в отчетном году, и (или) просроченная
задолженность муниципальных образований
по исполнению своих бюджетных обязательств,
превышающая 40% бюджетных ассигнований
в отчетном финансовом году, в таком муниципальном
образовании вводится временная финансовая
администрация.62
Временная финансовая администрация
вводится по ходатайству главы исполнительной власти субъекта Российской
Федерации и (или) представительного органа
муниципального образования, главы муниципального
образования решением арбитражного суда
соответствующего субъекта Федерации.
Федеральным законом определен срок, на
который может быть введена временная
финансовая администрация, - до одного
года. В Федеральном законе "Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации" сделана важная
оговорка, в соответствии с которой временная
финансовая администрация не может вводиться
по ходатайству главы исполнительной
власти субъекта Федерации в течение одного
года со дня вступления в полномочия представительного
органа муниципального образования.
В целях восстановления
платежеспособности муниципального образования
временная финансовая администрация в
соответствии с федеральным законом:
принимает меры по реструктуризации просроченной задолженности муниципального образования;
подготавливает изменения и дополнения в бюджет муниципального образования на текущий финансовый год, проект бюджета муниципального образования на очередной финансовый год, представляет их в представительный орган муниципального образования на рассмотрение и утверждение, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации для утверждения региональным законом;63
обеспечивает контроль за исполнением
бюджета муниципального образования;
осуществляет
иные полномочия в соответствии с Федеральным
законом "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации".
В случае если при реализации полномочий
за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного
самоуправления допускается установленное
соответствующим судом нецелевое расходование
бюджетных средств либо нарушение Конституции
Российской Федерации, федерального закона,
иных нормативных правовых актов, решение
о временном осуществлении региональными
органами исполнительной власти отдельных
полномочий органов местного самоуправления
принимается высшим исполнительным органом
государственной власти субъекта Российской
Федерации с одновременным изъятием соответствующих
субвенций.64
Федеральным
законом "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации" установлены судебные гарантии
местного самоуправления в случае принятия
решений о временном исполнении полномочий
органов местного самоуправления региональными
органами государственной власти. Решения
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации могут быть обжалованы
в судебном порядке. Федеральным законом
определен также срок рассмотрения судом
жалобы и принятия по ней решения. Этот
срок не должен быть более десяти дней
со дня подачи такой жалобы.
В случае нарушения органами и должностными лицами местного
самоуправления прав физических и юридических
лиц, причинения им имущественного или
морального вреда они могут быть привлечены
к ответственности, содержание и формы
которой определяет суд в соответствии
с действующим законодательством. Одним
из видов неблагоприятных последствий
для названных органов и должностных лиц
может быть признание судом недействующими
или недействительными их решений и обязанность
возместить ущерб, причиненный ими.
Ответственность
органов местного самоуправления может
наступать и в результате невыполнения
ими условий договоров и соглашений с
физическими и юридическими лицами (например,
при осуществлении прав собственника
в отношении муниципального имущества).
В практике еще очень мало судебных дел, возбужденных в связи
с обжалованием актов и действий органов
местного самоуправления и должностных
лиц. Одна из причин этого - недостаточная
осведомленность граждан и организаций
- субъектов таких правоотношений о возможности
судебной защиты своих нарушенных прав.
Вред, причиненный гражданину или юридическому
лицу в результате незаконных действий
(бездействия) органов местного самоуправления
либо должностных лиц местного самоуправления,
в том числе в результате издания не соответствующего
закону акта, возмещается за счет казны
муниципального образования согласно
ст. 1069 ГК РФ. Данная статья говорит о незаконных
действиях (бездействии), под которыми
понимаются деяния, противоречащие не
только законам, но и другим правовым актам.
Виды и формы подобных деяний весьма многообразны.
Это могут быть различные приказы, распоряжения,
постановления, указания и иные властные
предписания (не имеет значения, сделаны
они в письменной или устной форме), которые
направлены гражданам и юридическим лицам
и подлежат обязательному исполнению.
Признание актов органов местного самоуправления
незаконными и недействительными осуществляется
как общими, так и арбитражными судами.
Ответственность
местных администраций по ст. 1069 ГК РФ
наступает при нанесении вреда как гражданину,
так и юридическому лицу.
Если вред причиняется не в сфере муниципально
- управленческих отношений, а в результате
хозяйственной и технической деятельности
(например, автомашина местной администрации
причинила увечье гражданину), ответственность
наступает на общих (ст. 1064 ГК РФ) или специальных
(ст.1079 ГК РФ) основаниях. По ст. 1069 ГК РФ
квалифицируются действия не любого работника
органа местного самоуправления, а лишь
его должностных лиц. Сами должностные
лица, незаконными действиями (бездействием)
которых причинен вред, ответственности
перед потерпевшим не несут.65 Требования о возмещении вреда в смысле
ст. 1069 к ним предъявляться не могут. Должностные
лица местного самоуправления несут в
этих случаях уголовную, административную,
дисциплинарную, материальную ответственность.
При незаконных действиях в сфере гражданского
оборота за причиненные ими убытки несет
ответственность орган местного самоуправления.66
В ГК РФ определено, к кому предъявляются требования в случаях, когда в силу закона вред подлежит возмещению за счет казны муниципального образования. Как правило, в таких случаях ответчиками выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071). Исключение из правила допускается лишь тогда, когда законом или иными правовыми актами такая обязанность возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Возмещение ущерба может быть осуществлено как добровольно, так и по решению суда. Орган местного самоуправления, возместивший убытки или вред, причиненный его работниками при исполнении ими служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом. В отношении как муниципальных служащих, чьи действия (решения) признаны незаконными, так и тех, кем предоставлена информация, ставшая основанием незаконных действий (решений), суд определяет меру дисциплинарной ответственности, вплоть до представления об увольнении. Если при рассмотрении гражданского дела либо жалобы на неправомерные действия и решения, нарушающие права и свободы граждан или законные права и интересы юридических лиц, суд обнаружит в действиях должностного или иного лица признаки преступления, он сообщает об этом прокурору либо возбуждает уголовное дело.67
Глава 3 Глава администрации муниципального образования
3.1 Правовой статус главы администрации муниципального образования
Местной администрацией руководит ее глава на принципах единоначалия. Он своими актами вводит в действие решения администрации, олицетворяя ее как единый орган. Главой местной администрации в первой модели является глава муниципального образования по должности; во второй - лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.68
Глава местной администрации во второй
модели обычно именуется управляющим.
В рамках этой модели условия контракта
для главы администрации поселения утверждаются
представительным органом поселения.
Для главы местной администрации муниципального
района (городского округа) - представительным
органом муниципального района (городского
округа) в части, касающейся осуществления
полномочий по решению вопросов местного
значения, и законом субъекта РФ - в части,
касающейся осуществления отдельных государственных
полномочий, переданных органам местного
самоуправления федеральными законами
и законами субъектов РФ. В случае, если
лицо назначается на должность главы местной
администрации по контракту, уставом поселения,
а в отношении должности главы местной
администрации муниципального района
(городского округа) - уставом муниципального
района (городского округа) и законом субъекта
РФ могут быть установлены дополнительные
требования к кандидатам на должность
главы местной администрации. Порядок
проведения конкурса на замещение должности
главы местной администрации устанавливается
представительным органом муниципального
образования и должен предусматривать
опубликование условий конкурса, сведений
о дате, времени и месте его проведения,
проекта контракта не позднее чем за 20
дней до дня проведения конкурса. Общее
число членов конкурсной комиссии в муниципальном
образовании устанавливается представительным
органом муниципального образования.
Члены конкурсной комиссии поселения
назначаются представительным органом
поселения. При формировании конкурсной
комиссии в муниципальном районе (городском
округе) 2/3 ее членов назначаются представительным
органом муниципального района (городского
округа), а 1/3 - законодательным (представительным)
органом государственной власти субъекта
РФ по представлению высшего должностного
лица субъекта РФ (руководителя высшего
исполнительного органа государственной
власти субъекта РФ).69
Лицо назначается на должность главы местной
администрации представительным органом
муниципального образования из числа
кандидатов, представленных конкурсной
комиссией по результатам конкурса. Контракт
с главой местной администрации заключается
главой муниципального образования. Он
может быть расторгнут по соглашению сторон
или в судебном порядке на основании заявления:
1) представительного органа муниципального
образования или главы муниципального
образования - в связи с нарушением условий
контракта в части, касающейся решения
вопросов местного значения; 2) высшего
должностного лица субъекта Федерации
(руководителя высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта
Федерации) - в связи с нарушением условий
контракта в части, касающейся осуществления
отдельных государственных полномочий,
переданных органам местного самоуправления
федеральными законами и законами субъектов
Федерации; 3) главы местной администрации
- в связи с нарушениями условий контракта
органами местного самоуправления и (или)
органами государственной власти субъекта
Федерации.
Информация о работе Местная администрация в системе органов местного самоуправления