Муниципальная молодежная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность моей темы заключается в том, что в последние годы в России возросло внимание общественности к проблемам молодежи, проводятся мероприятия по оказанию молодежи практической помощи в социализации. Однако пока не создано условий для осуществления долговременной эффективной молодежной политики, а влияние государства на ситуацию в молодежной среде не носит системного характера.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования муниципальной молодежной политики 4
1.1 Понятие и сущность молодежной политики 4
1.2 Государственная молодежная политика на федеральном уровне. 6
1.3 Муниципальные органы реализации молодежной политики 11
1.4 Методы управления молодежной политикой 16
Глава 2. Современное состояние управления молодежной политикой 18
2.1 Программно-целевой подход к решению проблем молодежной политики 18
Заключение. 24
Список литературы 26
Приложение 28

Вложенные файлы: 1 файл

введение.docx

— 59.21 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования муниципальной молодежной политики 4

1.1 Понятие  и сущность молодежной политики 4

1.2 Государственная  молодежная политика на федеральном  уровне. 6

1.3 Муниципальные  органы реализации молодежной  политики 11

1.4 Методы  управления молодежной политикой 16

Глава 2. Современное состояние управления молодежной политикой 18

2.1 Программно-целевой  подход к решению проблем молодежной  политики 18

Заключение. 24

Список  литературы 26

Приложение 28

 

Введение

Актуальность моей темы заключается в том, что в последние годы в России возросло внимание общественности к проблемам молодежи, проводятся мероприятия по оказанию молодежи практической помощи в социализации. Однако пока не создано условий для осуществления долговременной эффективной молодежной политики, а влияние государства на ситуацию в молодежной среде не носит системного характера. Нынешнее положение большей части молодых россиян вызывает серьезную тревогу. Продолжающееся социальное расслоение в молодежной среде, трудности с трудоустройством и получением достойной и хорошо оплачиваемой работы, утеря равных шансов на получение образовательных, медицинских, социально-бытовых и других социальных услуг, возрастающее различие взглядов среди молодежи по мировоззренческим, политическим и культурным вопросам, рост преступности, распространение наркомании ведут к духовному и экономическому обнищанию подрастающего поколения, его нравственной и физической деградации. Такая ситуация требует формирования и реализации эффективной молодежной политики, направленной на решение проблем молодежи, обеспечение активного участия молодых граждан в социально-экономическом развитии России.

Цель нашей  работы: рассмотрение молодежной политики на региональном и местном уровне.

Задачи:

  1. изучить понятие  и сущность муниципальной молодежной политики;
  2. рассмотреть муниципальные органы молодежной политики;
  3. дать характеристику Комитету по делам семьи и молодежи;
  4. проанализировать деятельность Комитета по делам семьи и молодежи.

Курсовая работа представлена тремя частями - введением, теоретической  и практической частью. В первой постаралась отразить объект изучаемой мной темы – муниципальная молодежная политика, а во второй – предмет – проблемы, возникающие при реализации молодежной политики.

Для курсовой работы я использовала нормативно-правовую литературу, такую  как федеральные законы. Так же я пользовалась трудами Зуевой О.В., Каримова Д.А., Муртазалиева А.М. и Соколова Э.М. В качестве дополнительной литературы использовались Самарские издания – «Волжская коммуна» и «Самарское обозрение», а так же материалы сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования муниципальной молодежной политики

1.1 Понятие и сущность молодежной политики

Муниципальная молодежная политика — совокупность целей и мер  по их реализации, принимаемых органами местного самоуправления в целях  создания и обеспечения условий  и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Эта политика осуществляется на основе нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления и  в русле государственной молодежной политики, придавая ей логическую стройность, системный и целостный характер и делая демократичными механизмы  ее реализации. Молодежная политика разрабатывается  и реализуется в отношении  лиц в возрасте от 14 до 30 лет, общая  численность которых в России превышает 30 млн. чел.

Реализация основных направлений  муниципальной молодежной политики должна строиться так, чтобы укреплять  целостность общегосударственной  молодежной политики. Основные направления, программы и проекты молодежной политики целесообразно реализовать  в едином пакете федеральных, региональных и местных программ социально-экономического развития соответствующей территории.

Молодежная политика на муниципальном  уровне, тесно связанная с государственной  политикой, тем не менее, представляет собой относительно самостоятельный  процесс со своим механизмом реализации. Последний предполагает учет самых  острых проблем молодежи конкретного  муниципального образования в сфере  здоровья и досуга, занятости и  образования, бытовых проблем. На муниципальном  уровне должна быть сформирована целостная  система социальной поддержки молодежи, ее обучения и трудоустройства, которая  создает возможности регулирования  процессов молодежной миграции, обеспечения  защиты прав и реализации интересов молодых людей, поддержки молодых семей, способствует развитию молодежного и детско-юношеского движения.1

Реализация молодежной политики на муниципальном уровне сопряжена  с рядом проблем:

1. Сохраняются ведомственная  разобщенность и недостаточная  координация в управлении молодежной  политикой. Например, отделы по  молодежной политике во многих  муниципальных образованиях находятся  в непосредственном подчинении  заместителей глав администраций  по социальным вопросам, которые,  как показывает практика, в большинстве  случаев не относят проблемы  молодежи к числу первоочередных.

  1. Объекты социальной инфраструктуры для молодежи (например оздоровительные лагеря) находятся в разноведомственной подчиненности, что не способствует координации действий.
  2. Объем финансирования мероприятий в сфере молодежной политики не позволяет решать даже самые острые вопросы. В этих условиях важнейшей задачей комитетов и отделов по делам молодежи всех уровней является поиск источников финансирования. В ряде регионов привлеченные средства на молодежную политику в 1,5-2 раза превышают бюджетное финансирование. Эти средства складываются из различных фондов, федерального финансирования, привлеченных средств соисполнителей по программам, в том числе балансодержателей объектов социальной инфраструктуры, поддерживаемой из бюджета.

1.2 Государственная молодежная политика на федеральном уровне.

Государственная молодежная политика - понятие далеко не новое  для системы государственного управления и общественного строительства  в Российской Федерации.

Нормативно-правовая база Государственной  молодежной политики Российской Федерации  формировалась уже в 90-е годы ХХ века.

Условно нормативно правовую базу в сфере молодежной политики можно разделить на две части: акты, регламентирующие различные сферы  деятельности общественной жизни и  ориентированные, прежде всего, на молодежь, и акты непосредственно касающиеся реализации молодежной политики.

К первой группе относятся:

  • Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-ФЗ;
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.92г. № 3266-1;
  • Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 г. № 125-ФЗ;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.01 г. № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001- 2005 годы» и другие.

Вторую группу нормативных  актов рассмотрим подробнее.

16 сентября 1992 года вышел  Указ Президента Российской Федерации  № 1075 «О первоочередных мерах  в области государственной молодежной  политики», которым Президент  Российской Федерации постановил: «Признать осуществление целостной  государственной молодежной политики  в России одним из приоритетных  направлений социально-экономической  политики государства, имея в  виду:

обеспечение соблюдения прав молодых граждан, установление для  них гарантий в сфере труда и занятости, содействие их предпринимательской деятельности;

создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи, предоставление молодым гражданам  гарантированного минимума социальных услуг;

осуществление поддержки  молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных объединений;

содействие международным  молодежным обменам».2

Указом Президента также  были предусмотрено следующее:

- образование при Правительстве  Российской Федерации Комитета  по делам молодежи;

- принятие мер по организационному  и финансовому укреплению органов  по делам молодежи в структуре  исполнительной власти правительствами  республик в составе Российской  Федерации, главами администраций  краев, областей, автономной области  и автономных округов, мэрами  Москвы и Санкт-Петербурга;

- создание Российского  Фонда Федеральных молодежных  программ;

- создание при Российском  общественно-политическом центре  Дом детских и молодежных объединений  России;

- предусмотреть выделение  Правительством Российской Федерации  средств для финансирования части затрат по осуществлению программ и проектов общероссийских молодежных и детских объединений в области государственной молодежной политики;

- рекомендации главам  исполнительной власти Субъектов  Федерации по предусмотрению при формировании бюджетов выделения средств для финансирования части затрат по осуществлению программ и проектов молодежных и детских объединений; предоставлению льгот детским и молодежным общественным объединениям;

- рассмотрение вопроса  о предоставлении льгот молодым  семьям;

- внесение предложений  по развитию международного молодежного  сотрудничества.

Государственная молодежная политика – «деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических  и организационных условий и  гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию  государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного  развития России, на формирование у  молодых граждан патриотизма  и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека».3

Государственная молодежная политика проводится в отношении:

- граждан Российской Федерации,  включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет,

- иностранных граждан,  лиц без гражданства в возрасте  от14 до 30 лет – в той мере, в  какой их пребывание на территории  Российской Федерации влечет  за собой соответствующие обязанности  федеральных государственных органов,

- молодых семей – семей  в первые три года после  заключения брака (в случае  рождения детей – без ограничения  продолжительности брака), при условии,  что один из супругов не  достиг 30-летнего возраста, а также  неполных семей, в которых мать  или отец не достигли 30-летнего  возраста,

- молодежных объединений.

 «Государственная молодежная политика в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

  • сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;
  • привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом;
  • обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленного возрастом ограничения их социального статуса;
  • предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
  • приоритет общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании
  • мероприятий, касающихся молодежи».

Цели государственной  молодежной политики:

  • «содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
  • недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста;
  • создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
  • расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;
  • реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи».

Информация о работе Муниципальная молодежная политика